Гроза разразившаяся в двух драмах островского гроза и бесприданница сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Многими признано, что данная пьеса уже давно вошла в историю. Это, безусловно, памятник литературы, который перечитывали, и будут перечитывать еще очень долго. Уже в этой пьесе виден революционный настрой некоторых глав. С помощью данного произведения можно оценить жизнь российской провинции в середине девятнадцатого века.

Основной мыслью произведения является назревший конфликт двух социальных групп, вследствие неразрешимых противоречий двух различных мировоззрений. Кабанова и иже с ней представляют социальную прослойку консервативного купечества, которое негативно относится к любым переменам, как в общественной жизни, так и деловой. Гроза – это символ разрыва между поколениями и предвестник большой бури, которая настанет в жизни всех членов общества.

Никто не спорит, что недопонимания между различными слоями общества случаются и в наше время. Родители не склонны сразу принимать точку зрения своих детей, ведь время быстро течет, а к новым веяниям взрослому поколению все сложнее прислушиваться. Ну, исключения, конечно, бывают, но гораздо реже, чем хотелось бы.

Персонажи, описанные в пьесе, вычерчены очень ясно. Например, Кабанова выступает как антагонист (отрицательный персонаж), но при этом она харизматична и умеет навязывать свою волю. Она смело противостоит молодым. Она верит в себя и свои взгляды. Данные качества можно считать положительными.

Самый трогательный персонаж, Катерина, чувствительна, ей нелегко живется в навязанной системе ценностей. Она главный протагонист ( положительный персонаж). В независимости от позиции автора, ей можно сопереживать.

Произведение выявило обострения противоречий, возникших в середине столетия. Несмотря на козни противников, социальный прогресс уже не остановить. Он врывается в жизнь, как паровоз, который был новинкой в ту пору. Некоторые не дожидаются того, когда мир изменится. Вот и Екатерина не выдержала и решила свести счеты с жизнью.

Другие сочинения: ← По пьесе Бесприданница↑ ОстровскийПо произведению Бедность не порок →

Все сочинения по литературе за 10 классКоллектив авторов

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Какие же причины способны подтолкнуть человека на такой отчаянный шаг?

Во-первых, Катерину постоянно буквально сживала со свету Кабаниха. Свекровь обвиняла бедную девушку по поводу и без него. При каждом разговоре она старалась каким-то образом оскорбить Катерину, унизить в глазах остальной части семьи. Настраивала своего сына, мужа девушки, против нее, стараясь подстроить ее волю под себя.

Во-вторых, познакомившись с Борисом, Катерина нашла в его любви поддержку и понимание, которых ей так не хватало в доме Кабановых. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но, несмотря на такой изменнический поступок, девушка попыталась сохранить свою душу. Она сделала решительный шаг — смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.

Хочется надеяться, что для большинства людей измена — далеко не обычное явление в повседневной жизни. Хочется думать, что люди осознают всю горечь, которую может принести с собой измена. Ведь такому поступку сложно найти объяснение, способное оправдать человека и его действия. Я верю, что честность и искренность в отношениях между людьми, нравственность и просто сострадание друг другу могут помочь избежать измены.

Полезный материал по теме:

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ Те же и К у л и г и н. Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.) Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя! Кабанова. Полно! Об ней плакать-то грех! Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы… Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь? Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы! Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу! Все кланяются. Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то, зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.) ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ Кабанов и Кабаниха по приходу назад домой. Сидят за столом. Кабанов. И все-таки маменька это вы погубили Катерину! Вы! И я никак не откажусь от своего мнения. (Слезы проступают на глазах.) Кабанова. Да как ты смеешь так разговаривать со своей родной матерью! (С большим удивлением.) Я тебя растила, воспитывала со всей, что есть на свете любовью. А ты, негодник, так меня ещё и осуждаешь. Я тебе ничего плохого и вовсе не желала. Вот на самом деле, каково почтение родителям то стало!) Ужас! И на что мне всё это?! (Глубоко вздыхает.) Кабанов. Перестаньте, маменька! Мне до этого то и дело каждый раз приходилось вам прислуживаться, как маленькой собачке её хозяйке. Полно уже! Добру вы меня никогда не учили, только лишь всегда своё недовольство выражали, что бы я ни сделал. У вас всё только на словах! Вы… вы всегда только собой заняты, вас не волнует моя жизнь… моя дальнейшая судьба… (Еле-еле проговаривая, запинаясь.) Кабанова. Замолчи, я тебе сказала! (Грозно воскликнула.) Кабанов. Нет уж, маменька, теперь я более не могу сохранять то ложное спокойствие и повиновение, как было ранее. Я уже сыт этим по горло! (Перебивая речь матери, уже вышедшей из себя как никогда.) Кабанова. Хватит! Мне надоело! (Истерически вскрикивая.) Кабанов. А мне, думаете, не надоело?! Ваши постоянные нарекания по поводу неправильного обращения с женой моей. То вы до этого всё желали, чтобы наконец-таки у меня сложилась личная жизнь, и я стал семьянином. То теперь уже, после, как вы считаете несостоявшейся, свадьбы, вам всё не нравиться… все наши отношения для вас — есть ничто… Вы во всём выражаете свое недовольство! Так невозможно далее Кабанова. Женился на грешнице, так и сам ещё грешишь! Кому велено со своим уважаемым родителем так беседу вести. Нашёл, кого учить! Стыдно! И кого я вырастила! Позор! Только бы остальной народ не узнал… Кабанов. (Перебивает мать.) Вот вам что только и надобно! Слухи напустить, да от себя все грешки замять. Какая же вы мать, если невестку свою не признаёте… да упокой её Господь! (Заплакавши, встал на колени и начал молиться.) Кабанова. Да когда же ты прекратишь?! (Стукнула ладонью по столу) Повинно молиться самоубийце! Покарает тебя Всевышний, покарает! Сгинь, сила ты нечистая! Кабанов. (Набравшись храбрости, через слёзы вскрикивает) Это В. Ы. убийца! Кабанова. Ах ты… ты… (Растерявшись, проговаривала мать в недоумении) Кабанов. После такого. Я вам больше не сын! В вас и души нет! Да пускай вас осудят по праву, коль не народ так Бог! Живите, сами по себе, а я ухожу! Прощайте! Не поминайте лихом…

Едва лишь сжалившись над матерью, вспомнив, как он её почитал, Тихон задумался, и после понял для себя, что ничего хорошего от матери своей не стоит ожидать. Одно зло и коварство. Очень сильно скучал он по Катерине, мучался. Собрал он все свои пожитки и отправился в путь, куда глаза глядят. Казалось ему, что не найти более счастья в жизни, нет смысла такому существованию.

Сочинение на тему гроза островского вступление

ГрозаТекст

Кулигин. Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Борис. Я и не знал, что ты меня любишь.

Катерина. Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Если говорить о драматических произведениях и их роли в литературе, то в первую очередь вспоминается творчество А.Н. Островского, поскольку, на мой взгляд, больше никто из писателей не обращался к данной форме так основательно. В своих пьесах драматург затрагивал различные темы, которые волновали и волнуют людей всех времен и народов. Мораль, нравственность, общество – основные проблемы его произведений.

На мой взгляд, все герои этого произведения похожи на марионетки, ибо не могут самостоятельно принимать какие-то решения, делать что-то вопреки общественному мнению.

Катерина воспитана на религиозных представлениях о морали и долге, отсюда и возникает ее чувство вины, ведь она полюбила другого! Здесь в произведении поднимается тема греха, которую каждый из героев воспринимает по-своему. Как человек глубоко нравственный, девушка решается на самоубийство не потому, что боится жить с Кабанихой, Тихоном и им подобными. Причина в другом: Катерина чувствует себя грешной, потому что она предпочла мужу, данного ей богом, совсем другого человека. На мой взгляд, Катерина очень сильная в духовном плане, потому есть только один способ стать свободной – решиться на самоубийство. Теперь она не подчиняется тому миру, который был слишком жесток и холоден. Я думаю, Катерина дошла в своем протесте до трагического конца.

Обе героини, несмотря на доброе сердце и ранимую душу, погибают в конце. Что это – проявление слабости, стечение обстоятельств или своеобразный вызов бездуховному обществу? Я считаю, что девушки не смогли бы жить среди невежд и лицемеров, даже если бы удачно вышли замуж. Смерть для обеих оказалась предпочтительнее. А для окружающих гибель девушек должна была послужить уроком на будущее и доказательством того, что эгоизм и фальшь не приводят ни к чему хорошему.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

2. Сходства и различия.

2.3… Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.

2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. 2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной герои-ни почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Кате-рины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи. 2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставле-ние Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией. Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”). Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом). Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление че-го-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик — птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик — свое болото. Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий — “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий го-ловой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.

есть живущий го-ловой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным. Ну и наконец, Харита — мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юно-сти и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер — одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).

3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные ус-тоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравле-на блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и пере-стала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных цен-ностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “го-ворящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова.

Если говорить о драматических произведениях и их роли в литературе, то в первую очередь вспоминается творчество А. Н. Островского, поскольку, на мой взгляд, больше никто из писателей не обращался к данной форме так основательно. В своих пьесах драматург затрагивал различные темы, которые волновали и волнуют людей всех времен и народов. Мораль, нравственность, общество – основные проблемы его произведений.
Пьесы “Гроза” и “Бесприданница”, по моему мнению, являются самыми яркими и глубокими произведениями. В “Грозе” Островский

рисует мир, полный глупости, невежества, самодурства. Это “окаменелый”, патриархальный мир, где просто невозможны такие человеческие чувства, как любовь, понимание, добро, сострадание.

Этот мир настолько окостенел, что люди не способны изменяться, осознавать, понимать и принимать что-то новое.
На мой взгляд, все герои этого произведения похожи на марионетки, ибо не могут самостоятельно принимать какие-то решения, делать что-то вопреки общественному мнению.
И в массе таких людей особо и ярко выделяется главная героиня пьесы – Катерина. Она не похожа на окружающих ее людей, она воспитана

на иных нравственных ценностях. Катерина не может смириться с неволей, с угнетением Кабанихи. Родительский дом становится для нее идеальным: “Такая и я была!

Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю”.
Катерина воспитана на религиозных представлениях о морали и долге, отсюда и возникает ее чувство вины, ведь она полюбила другого! Здесь в произведении поднимается тема греха, которую каждый из героев воспринимает по-своему. Как человек глубоко нравственный, девушка решается на самоубийство не потому, что боится жить с Кабанихой, Тихоном и им подобными.

Причина в другом: Катерина чувствует себя грешной, потому что она предпочла мужу, данного ей богом, совсем другого человека. На мой взгляд, Катерина очень сильная в духовном плане, потому есть только один способ стать свободной – решиться на самоубийство. Теперь она не подчиняется тому миру, который был слишком жесток и холоден.

Я думаю, Катерина дошла в своем протесте до трагического конца.
Если обратиться к образу Ларисы Огудаловой из другой пьесы Островского “Бесприданница”, то можно с уверенностью сказать, что эта героиня также оказывается в бездуховной среде. Главные героини пьес похожи, ведь Лариса, так же как и Катерина, не способна принять такой мир. Огудалова – чувствительная девушка с открытой душой, умеющая любить и понимать окружающих ее людей. Да, конечно, Лариса создана для роскоши, своей красотой и талантом она привлекает внимание таких известных дельцов, как Кнуров, Вожеватов, Паратов. “Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует… и хорошего ювелира”, – таково отношение этих людей к девушке.

Однако все их чувства неискренни, Лариса – всего лишь развлечение для них. Даже Паратов, которого Лариса любит всей душой, не воспринимает ее всерьез, не чувствует красоту ее внутреннего мира. “Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву”, – думает Огудалова.

Девушка прекрасно понимает, чувствует истинное отношение к ней. Отсюда ее стремление выйти замуж за первого, кто к ней посватается.
Смерть для Ларисы, также как и для Катерины, становится единственным спасением от жестокой действительности. Как ни парадоксально, но все же выстрел Карандышева приносит героине избавление от страданий, она благодарит своего жениха за то, что он избавил ее от жизни, где Лариса “ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно”.
Как и Катерина, героиня пьесы “Бесприданница” – одинокая душа, которая страдает от безразличия окружающих. Лариса изначально не имеет тех качеств, позволяющих изменить сложившуюся ситуацию, она вынуждена смириться с пошлостью той жизни, в которой живет.
Обе героини, несмотря на доброе сердце и ранимую душу, погибают в конце. Что это – проявление слабости, стечение обстоятельств или своеобразный вызов бездуховному обществу? Я считаю, что девушки не смогли бы жить среди невежд и лицемеров, даже если бы удачно вышли замуж. Смерть для обеих оказалась предпочтительнее.

А для окружающих гибель девушек должна была послужить уроком на будущее и доказательством того, что эгоизм и фальшь не приводят ни к чему хорошему.


Важно отметить, что сюжеты обоих произведений происходят на берегу реки Волги. Возможно, тем самым, автор стремится показать, что даже за два десятка лет, не произошло особых изменений, и старые взгляды продолжают царить в обществе. Именно река Волга является символом свободы, к которой стремились героини. Красота, что существует рядом с прогнившим городом, вызывает у героинь желание действовать.

Катерина и Лариса: сравнение обоих героинь

Рассматривая Катерину, то можно заметить, что она слишком высоко стоит над скукой быта, а также над Калиновым, своим спутником. Он слишком грубый и безнравственный для девушки. Катерина вынуждена признать горькую правду: она живет с нелюбимым мужем, злой свекровью, приходится привыкать к злым речам и упрекам, которые длятся изо дня в день.

Однако, проходя через все эти ужасы, молодая женщина сохраняет стремление к светлым событиям, к прекрасным вещам. У нее есть желание летать как птица, забыть обо всех тех тяготах, что привязывают к жизни.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Невероятного восхищения вызывает характер Катерины. Женщина решилась на то, чтобы совершить самоубийство, которое считается смертным грехом. Она была очень религиозна, поэтому можно только представить, что для нее значил подобный шаг.

Что касается Ларисы, то она не такая как Катерина. На самоубийство она решиться не смогла, поскольку не хватило духу. Женщиной начинают восхищаться, стараются завоевать внимание, но при этом, будущее решают за нее другие люди, поскольку сама она ничего решить не способна. Желания и чувства героини не интересуют никого. Лариса признает оскорбительные слова Карандышева о том, что на нее не смотрят как на женщину. Ведь живой человек способен сам распоряжаться судьбой. На героиню смотрят как на неразумную вещь. Однако, хуже всего признать то, что жених девушки представляет собой такого же эгоиста, как и все остальные. И то, что изначально можно было принять за страсть, оказывается на деле лишь способом самоутвердиться. У Карандышева большие амбиции и больше ничего. У него одержимость стать богатым и успешным и то, что не получается, больно ущемляет его самолюбие.

Его ненависть к богатым людям очевидна, но он сам хочет стать таким как они. Он не понимает, насколько смешными являются его попытки попасть в высшее общество, и приобретать те вещи, которые не нужны. Такой же нелепой оказывается, и его попытка устроить званый обед, который заканчивается нелепо и смешно. Что до Тихона, то он вообще подчинен своей матери, не имеет вообще воли. Конечно же, Катерина не способна остаться с таким человеком.

Сначала, женщине кажется, что Борис является тем мужчиной, который защитит ее, сделает жизнь лучше. Но вот когда измена становится явной, тогда Борис попросту уходит в сторону, оставив Катерину одну со своими проблемами, попросту на произвол злой судьбы.

Паратов является для Ларисы настоящим идеалом, но она сама его создала. Он с самого начала на Ларисе не собирался жениться, ведь он думал только про золотые прииски. То есть, это человек, которого интересовала только нажива и больше ничего. Вряд ли с таким человеком, у героини могло что-то получится.

При этом, все равно, мужчина дает Ларисе надежду на будущее. Он общается с ней, причем, прекрасно зная о ее чувствах. Увлечение девушкой мимолетное, оно быстро проходит, и он не задумывается над тем, что Ларисе он сломал жизнь, и теперь для нее все станет гораздо хуже. Он жестокий и делает все только для себя, глядя на людей, только как на способ развлечься.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Современные критики, могут упрекать Островского в том, что в его пьесах могут попадаться персонажи, которые не нужны. Мол, они не играют в развитии сюжета никакой ощутимой роли. Но это не так, поскольку второстепенные персонажи, в творениях Островского способны занимать серьезное место: именно они и создают тот фон, который подчеркивает судьбы основных персонажей, поэтому, их судьбы получаются с особой драмой. Когда читаешь про героя, который, казалось бы, ничего из себя не представляет, все равно, понимаешь, что он является часть созданного автором мира, как и главные герои. Это важно, но понимать начинаешь немного позже, когда вчитываешься в сюжет.

Что можно сказать в заключение о пьесах

Читайте также: