Гротеск и сатира в сказках салтыкова щедрина сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем об­ходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной фор­ме, автор мог свободно говорить о том, что думает, не опаса­ясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова в сказках завуалированы так, что любой мало-мальски грамотный чи­татель сумеет прочитать то, что написано между строк. А сказки как раз и предназначались для “детей изрядного возраста”.

Обычный ребенок просто

не проникнет в смысл салтыковских сказок и вряд ли заинтересуется ими. Многие сказки Салтыкова-Щедрина напоминают русские народные.

Тут и речевые обороты (“жил-был”, “в некотором царстве”, “долго ли, коротко ли”, “мед-пиво пил”), и тради­ционные русские герои (Иванушка-дурачок, Заяц, Волк, Мед­ведь). Однако все это служит лишь средством для выражения идей сатирика. Скажем, Коршун или Лев олицетворяют со­бой образ царя, Медведь – воеводы, Конь – мужика.

В каж­дом произведении своя система образов.

Это могут быть рыбы, птицы, звери или же обычные люди. Но во всех сказках в ка­кой

бы то ни было интерпретации соблюдается одно правило: есть образ эксплуатируемого и эксплуатирующего класса. Во многих сказках присутствуют ненавистные Салтыкову-Щед­рину трусливые либералы. Причем сказка “Либерал” уже не использует никаких аллегорических образов.

Может возник­нуть даже легкое изумление: неужели это – сказка? Скорее, похоже на обличительную статью. Вообще, многие сказки Салтыкова-Щедрина отличаются тем, что их можно отнести к разряду “ни то сказка, ни то быль”. Эзопов язык (а система образов Щедрина идет имен­но оттуда) остается, но уж само повествование никак нельзя назвать сказкой в обычном понимании этого слова и оно не вызывает не только смеха, но даже улыбки.

Таковы “Дере­венский пожар”, “Путем-дорогою”, “Либерал”, “Приключе­ние с Крамольниковым”, “Коняга”. Здесь неприкрыто про­свечивает ужасающая действительность, которую “скрашивает” только сказочный стиль повествования. Постоянным приемом в сатире Салтыкова-Щедрина яв­ляется гротеск.

В этом писатель достигает поистине класси­ческих высот. Вспомним “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Трагическая в русской тради­ционной литературе тема голода приобретает здесь явно противоположное, сатирическое звучание.

Ситуация коло­ритна: мужик, обладая способностью добыть еду, ни в коей мере не считает ее залогом своего преуспеяния, генералы же, наоборот, воспринимают мир как предмет, предназначенный для безусловного поглощения ими. Собственно, все жизнен­ные устремления генералов сводятся к еде. Гротеск здесь оче­виден и довольно ядовит.

Но сила гротеска не только в том, что он имеет перед собой социально-политическую мишень. Салтыков-Щедрин мыслит шире: его сатира направлена не просто против самодержавия (что вполне очевидно), но и против всей существующей ре­альности, в которой давно утрачена этическая норма. Неотъемлемым достоинством Салтыкова-Щедрина явля­ется язык его сказок, о котором уже упоминалось.

Это – пер­востепенное и беспроигрышное средство сатиры. Сам Щед­рин упоминал, что эзопов язык является “обманным средством” литературы и нуждается лишь в немногих допол­нениях. Эзопов язык примечателен тем, что тяготеет к уни­версальности истин о мире и человеке!

В этом залог его вы­живания даже в условиях жесточайшей цензуры. Именно цензура не позволяла Салтыкову-Щедрину открыто выражать свои взгляды и заставляла прибегать к обману. Читателю, ищущему правду, истинный смысл сказок приходилось на­ходить между строк, что, в принципе, несложно делать в щед­ринских сказках, хотя “расшифровать” их до конца, доко­паться до глубинной сути порой нелегко.

Сложно предположить, что цензоры не угадывали, что стоит за вполне прозрачными намеками.

Неужели они были настолько бесчувственны к общественному неблагополу­чию, что не видели его? Но видимо, для цензоров было про­ще предполагать однозначность образов: Трезор – верный пес, утопленный на старости лет, Баран-непомнящий – глу­пое животное, Коняга – деревенская лошадь. Может быть, выгоднее было не видеть в этих сказках крамолу?

Как бы там ни было, но сказки печатались, читались и были понят­ны людям. Мы читаем сказки Салтыкова-Щедрина, при этом испы­тывая на прочность наше представление о традиционной сказке. Объявляется “сказка”, но текст почему-то вовсе не напоминает то, что мы привыкли определять этим понятием.

Использование всевозможных изобразительно-выразитель­ных средств сложилось у Салтыкова-Щедрина в сложную, но художественно совершенную систему, которую мы не встретим больше ни у одного писателя. Тем и привлекатель­ны по сей день сказки великого сатирика.

Однажды оба генерала проснулись на необитаемом острове — элемент фантастики в этом событии является одним из сатирических приёмов автора, а сам этот момент описывается писателем с помощью использования классического сказочного зачина:

«Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. «

Сатира в произведении проявляется в авторской иронии над глупостью помещика, мечтающего избавиться от крестьян, портящих ему в поместье воздух, но не понимающего, к чему это приведёт. Когда мужики, наконец, исчезают с его территории, барин думает, что это произошло, потому что небеса услышали его просьбы, на самом же деле они просто пожалели крестьян, живущих в нищете.

После того как глупый помещик начинает жить один, писатель, используя гиперболу, изображает его беспомощность. Без крестьян герой не может ни одеться, ни умыться, ни даже прогнать мышонка из комнаты. Его поместье приходит в запустение, и, описывая эту разруху, автор уже использует приём гротеска:

Губернское начальство, недовольное тем, что из-за глупого барина в губернии начались проблемы с торговлей, приказывает изловить дикого помещика. В итоге всё встаёт на свои места, даже крестьяне возвращаются в поместье. Однако герой так и не становится прежним, он продолжает вести себя как животное и скучает по жизни в лесах. Финал этой сказки так же комичен, но и печален: комична дикая глупая натура помещика, но грустно то, что подобные неприспособленные к жизни дворяне, не ценящие крестьян и не понимающие их вклада в жизнь страны, являются частью реальности, в которой живёт Салтыков-Щедрин, понимающий, что так будет продолжаться ещё очень долго.

Автор: Дарья Гевший

Автор: Самый Зелёный · Published 30.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 10.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 23.02.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

сатирические приемы салтыкова щедрина

Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина

Острая Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина и в сегодняшнее время весьма актуальна. Ведь столько лет назад он писал о том, что сегодня можно увидеть сплошь и рядом. Это бюрократия, чинопочитание, казнокрадство.

В произведении охвачены самые различные сферы государственной власти: судопроизводство, законодательство, бюрократический аппарат. И везде присутствует единая и полная Сатира автора.

Взять хотя бы знаменитую галерею градоначальников города Глупова, даже то, как Салтыков-Щедрин их классифицировал на откровенных деспотов — Брудастый и Фердыщенко, на либеральных градоначальников, которые в конце концов также оказываются деспотами,— Двоекуров, майор Прыщ.

Во-первых, гротеск предполагает совмещение несовместимого, соединение несоединимого и сочетание в одном художественном явлении реальных и фантастических черт.

В итоге автор пытается показать, что факты, относящиеся к далекому прошлому, имеют прямое отношение к жизни, современной писателю.

С помощью гротеска Салтыков-Щедрин говорит о том, что даже не нужно быть человеком, чтобы быть градоначальником. Характерно и наличие в произведении образов-символов. Это Угрюм-Бурчеев, который выражает идею деспотизма, образ смерча — в конце произведения — символ божьей кары.

Сатира Салтыкова-Щедрина нашла свое выражение также и в его сказках, где основным художественным приемом автора стал гротеск.

Как известно, сказки — итог творчества писателя. Жанр он выбрал и из цензурных соображений, дабы скрыть истинную подоплеку своих произведений.

В своих сказках Салтыков-Щедрин освещает такие темы, как обличение самодержавия, критика гос- Подствующих сословий, критика либерализма и тему народа.

Сказки Щедрина явились острой и актуальной сатирой. Сам по себе жанр сказок — емкий, лаконичный, новаторский. Писатель опирается на две традиции — сказочную и басенную.

Сказочная традиция выразилась в форме сказок с ее неизменными атрибутами — зачин, концовка, а также сказочные персонажи с традиционными амплуа. Басенная традиция выразилась в том, что его сказки называли баснями в прозе.

Итак, Сатира играла огромную роль в произведениях Салтыкова-Щедрина. Пользуясь таким художественным приемом, как гротеск, писатель обличает все существенные недостатки и государственного строя России, и бюрократического аппарата.

Об авторе

салтыков щедрин сатирические приемы

  • Автор: М. Е. Салтыков-Щедрин
  • Произведение: Сказки Салтыкова-Щедрина
  • Это сочинение списано 39 721 раз

Михаил Евграфович не мог не замечать противоречий социального строя. Получив блестящее по тем временам образование, Салтыков‑Щедрин стал работать в канцелярии военного ведомства, что тоже не могло не сказаться на ощущении несправедливости, царящей в обществе. Искренне волнуясь за дальнейшую судьбу своей родины, молодой автор начал громко высказывать свое мнение. Несмотря на то что восприятие писателем действительности было крайне трагическим, он вошел в литературу как сатирик.

Несмотря на то что Салтыков‑Щедрин считается сатириком, его книги, на мой взгляд, несут в себе истинный трагизм. Здесь писатель не просто высмеивает не нравящиеся ему черты общества, а искренне озабочен размерами тех глупостей, которые мешают жить людям в родной стране. Таким образом автор пытается помочь решить назревшие проблемы, показать людям, как нелепо и смешно выглядят пороки (а ведь больше всего человек боится выглядеть смешно и нелепо). Сатира всегда была очень действенным орудием в руках умелого писателя.

Посмотрите эти сочинения

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

сатирические приемы

Юмор в творчестве Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин – великий русский писатель. Его творчество многообразно. Из-под пера автора увидели свет поэтические и прозаические произведения. Ещё в молодости Михаил Евграфович начал сочинять сатирические стихи. Через них он выражал неодобрительное отношение к тому или явлению. Для того, чтобы избежать цензуры, писатель пользуется приёмом аллегории.

Особое место в череде творений Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Именно сказки являются сатирической вершиной творчества автора. Создавая сказочные образы, писатель наделяет своих героев сатирическим смыслом. Так, через сатиру и иносказательность, Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя глубину общественных явлений. Образы животных издавна используются в баснях и сказках. Этим известным приёмом воспользовался автор. Через образы животных, наделённых самыми отвратительными, низменными и смешными качествами, высмеиваются человеческие пороки.

Внутренние противоречия, раздирающие общество, дают пищу для сюжетов и создания карикатурных образов. Каждый герой произведения наделён характером и поступками, присущими только людям. Но вместе с тем каждый образ сохраняет в себе характерные качества и признаки того или иного животного. Эти образы не просто смешны. Они несут в себе поучительную нотацию.

Смех и сатира стали грозным оружием в руках писателя. При их помощи он обличает и высмеивает всё самое низменное и недостойное в человеке и обществе. Пародия – смысл сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

сатирические приемы

Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Литература 7кл. 26.12.17г

Тема: Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

закрепить знания по биографии М.Е. Салтыкова- Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напомнить о цене человеческой жизни, о ее смысле.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя.

Запись в тетрадях:

3) Основные темы сказок.

(Записи на доске.)

4) Работа над литературными терминами.

4. Анализ сказок Салтыкова- Щедрина.

1. Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.

4. А какие заветы оставляют своим детям другие отцы- герои классических произведений русской литературы?

Чичиков, Молчалин и Гринев (ученики), поклонившись, уходят.

6. Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.)

7. Итог жизни пискаря?

9. Почему, на наш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу наделенную обывательскими чертами?

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

1. Какие пороки обличаются в сказке на примере помещика? (глупость, лень, упрямство, безответственность, паразитизм, неприспособленность, тунеядство, несправедливость.)

3. Какой вывод можно сделать? (Народ- создатель материальных и духовных ценностей . Без него наступает голод и одичание.

4.К какой теме относится сказка?

5. Художественное своеобразие сказок Салтыкова- Щедрина, их значение.

Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

Салтыков- Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно- тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова- Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический,бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно — исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы — гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок сказок Салтыкова- Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения и народу и гражданских чувств в русских людях.

— Назовите основные темы сказок Салтыкова- Щедрина

— Какими средствами художественной выразительности пользуется автор?

— В чем актуальность сказок в наши дни?

7. Домашнее задание

какеи сатирические приемы

Сочинение Сатира в произведениях и сказках Салтыкова-Щедрина

Одним из важнейших орудий в творчестве Салтыкова-Щедрина стал его юмор. Углубляя традиции гоголевской сатиры, автор написал немалое количество работ, которые подвергли грубейшей критике не только государственное устройство России во второй половине XIX века, но и общественные реформы в целом. Отстаивая мысль о разрушении установившихся рабочих порядков и обновлении революционного строя царской России, Михаил Евграфович подробно описывал свою точку зрения в своих произведениях.

Детство Салтыкова-Щедрина оказалось нелёгким. Взаимоотношения в семье были довольно натянутыми, что и понимал сам автор. Как факт, известно, что абсолютно всё берёт начало из семьи. Именно поэтому автор использовал образы членов своего рода для описания героев его сатирических произведений. Таким образом, характер и повадки родных братьев Михаила Евграфовича были отражены в образе Иудушки Головлева (“Господа Головлевы”). Писатель также взял за основу своих героинь образ матери, описывая жестоких женщин-помещиц в таких произведениях, как “Госпожа Падейкова”, “Благонамеренные речи”, Пошехонская старина” и др.

Сказки Салтыкова служили ему обходным путём, благодаря которому автор избегал цензуру, которая в то время была довольно строгой. Михаил Евграфович выражал свои мысли в столь аллегоричной форме, что она позволяла ему без утайки правды говорить о насущных проблемах, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова и идеи в сказках завуалированы так, что далеко не каждый сможет прочитать между строк действительную тему конкретной работы. Так как сказки ориентированы на детей юного возраста, не многие на самом деле стали бы вникать в истинную суть, наслаждаясь поверхностным повествованием.

Читая работы Салыткова-Щедрина, люди нередко задаются вопросом о том, к какому жанру лучше отнести какие-либо произведения. Представления о традиционном творчестве жанров, которыми орудовал Михаил Евграфович, разрушаются, открывая новые горизонты для читателя. Умение автора аккуратно и грамотно подбирать слова для описания тех или иных ситуаций сложилось в сложную, но тем самым гениальную художественную систему, которая продолжает восхищать и вдохновлять читателей не бояться собственных мыслей и идей. Именно за это произведения автора по сей день не теряют актуальности и продолжают впечатлять даже самых скептичных читателей.

Другие сочинения: ← Любовная лирика Фета↑ ДругиеТри поединка Раскольникова и Порфирия Петровича →

сатирические приемы щедрина

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Сатира в сказках Салтыкова-Щедрина.

КОНКУРС ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ЛИТЕРАТУРНО-

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА “ДЕТИ И КНИГИ”

название работы-

Сатира в сказках Салтыкова-Щедрина

Троенко Маргарита Владимировна

образовательное учреждение

356720 Ставропольский кр., Апанасенковский р-он, с. Дивное, ул. 8 Марта,56 тел.8655552625

Ф.И.О. педагога

-Гаврилко Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3, с. Дивное.

Салтыков-Щедрин — один из своеобразнейших писателей русской литературы. Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только пристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…

Сатира Салтыкова-Щедрина — это грозный и карающий смех за те

страдания и несчастья, которые царствовали вокруг.

Использование просторечия и фразеологизмов в сказках писателя

делает их поистине народными сказками, доступными читателям любого возраста

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин не мог закрыть глаза на то, что происходило на его Родине. Самые первые его произведения точно описывали состояние души человека, который находится под гнетом общества.

Сказки принято считать итогом сатирического творчества писателя.

Сказки Салтыкова — Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они — явления совершенно оригинальное, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками.

Первые его сказки появились в 1869 году, остальные печатались на

протяжении 1880-1886 годов, в них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с

трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное

искусство эзопова языка. Они написаны настоящим народным языком – простым, сжатым и выразительным.

Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение

самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий

помещик”), либерализма (“Премудрый пескарь”, “Либерал”, “Карась-

идеалист”), а также затрагивалась проблема народа (“Повесть о том, как один

мужик двух генералов прокормил”)

Одним из самых древних примеров сатиры является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков.

Сравнение социальных пороков с животным миром – один из остроумных приёмов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках.

звериные черты: «И вот он одичал… весь он с головы до ног оброс волосами,

словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже

он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже

способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между

человека с медведем. Смысл сказки состоит в разоблачении тупых и жестоких правителей(Топтыгиных) деспотической власти (Лев, Осёл).

Основная идея сказки – спасение народа не в замене злых Топтыгиных

Медведь, лев, осёл – это не просто условные обозначения, это Дикий помещик, мужики, портреты общества, раздираемого внутренними противоречиями.

Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений, использует народное остроумие – разговорную речь или просторечие.

С восхищением о живучести народа: «…опять запахло в том уезде мякиной, на базаре появилась мука, и мясо…,а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул:

— И откуда вы, шельмы, берёте!!

Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.

Салтыков-Щедрин часто использовал фразеологизмы, для придания

сказкам выразительности, образности и небрежного сатирического стиля.

Так же следует выделить фразеологические сочетания народно-эстетического характера.

Щедринские сказки – это и великолепный сатирический памятник

минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни.

по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой.

Это совершенное художественное творение великого сатирика и сегодня

щедро обогащает нас мудрыми мыслями, меткими образами, яркими

Литературное наследство писателя принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему. Щедрина надо знать и читать! Он вводит понимание социальных глубин и закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека и нравственно очищает его. Я думаю, что творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина своей актуальностью близко каждому современному человеку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М. Е. Салтыкова- Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело - провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю - сатирику.

Сатира Щедрина имеет широкий спектр: легкий комизм, многочисленные формы иронии, гротеск. Она переросла рамки своего времени. Образы и афоризмы Салтыкова и сегодня входят в риторический арсенал общественных деятелей и политиков. Но что самое главное – актуален нравственно-эстетический пафос творчества писателя.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

-провести анализ литературы по данной теме;

- выявить авторскую позицию, художественное своеобразие произведений Салтыкова-Щедрина;

-найти приемы, способы подачи материала, позволяющие сформировать интерес к творчеству писателя;

-разработать методическое приложение к урокам по изучению сатиры, юмора, иронии, гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

-социолого-педагогический метод исследования (изучение опыта учителей, наблюдение за учебным процессом для выявления необходимых подходов в преподавании литературы).

Структура работы.

Во введении дано обоснование выбора темы, указаны цели и задачи работы, методы её написания.

Первая глава основной части раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты социальной сатиры в творчестве Салтыкова -Щедрина, его место в литературном процессе.

Во второй главе определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучания вопроса " Сатира, юмор, ирония, гротеск как средства социальной сатиры в творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина ".

В третьей главе подробно охарактеризованы пути изучения творчества писателя в 7,8,10 классах. Предлагаются методы и приемы, которые можно использовать на уроках литературы: комментированное чтение, киносценарий, исследование, эвристическая ситуация, ролевая игра, использование ИКТ и др..

В заключении подведены итоги работы, указана область её применения, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы, даны рекомендации для учителей-коллег.

Библиография включает список использованных научно-методических изданий, журнальных статей.

Приложение содержит фрагмент урока, опорную схему-алгоритм, викторину.

К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М. Е. Салтыкова- Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело - провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю - сатирику.

Сатира Щедрина имеет широкий спектр: легкий комизм, многочисленные формы иронии, гротеск. Она переросла рамки своего времени. Образы и афоризмы Салтыкова и сегодня входят в риторический арсенал общественных деятелей и политиков. Но что самое главное – актуален нравственно-эстетический пафос творчества писателя.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

-провести анализ литературы по данной теме;

- выявить авторскую позицию, художественное своеобразие произведений Салтыкова-Щедрина;

-найти приемы, способы подачи материала, позволяющие сформировать интерес к творчеству писателя;

-разработать методическое приложение к урокам по изучению сатиры, юмора, иронии, гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

-социолого-педагогический метод исследования (изучение опыта учителей, наблюдение за учебным процессом для выявления необходимых подходов в преподавании литературы).

Структура работы.

Во введении дано обоснование выбора темы, указаны цели и задачи работы, методы её написания.

Первая глава основной части раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты социальной сатиры в творчестве Салтыкова -Щедрина, его место в литературном процессе.

Во второй главе определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучания вопроса " Сатира, юмор, ирония, гротеск как средства социальной сатиры в творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина ".

В третьей главе подробно охарактеризованы пути изучения творчества писателя в 7,8,10 классах. Предлагаются методы и приемы, которые можно использовать на уроках литературы: комментированное чтение, киносценарий, исследование, эвристическая ситуация, ролевая игра, использование ИКТ и др..

В заключении подведены итоги работы, указана область её применения, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы, даны рекомендации для учителей-коллег.

Библиография включает список использованных научно-методических изданий, журнальных статей.

Приложение содержит фрагмент урока, опорную схему-алгоритм, викторину.

Основная часть.

1. Место Салтыкова-Щедрина в литературном процессе.

Изучение наследия Салтыкова было продолжено К.К. Арсеньевым и В.П. Кранихфельдом, которые ввели в научный оборот некоторые неизвестные ранее материалы, позволившие заглянуть в творческую лабораторию сатирика, предприняли попытку осмысления идейно-художественного своеобразия его творчества.

В 1965 году начато издание нового собрания сочинений в 20-ти томах под редакцией С.А. Макашина. Собрание включает все известные произведения Щедрина, как законченные, так и незавершенные; уточнены тексты по прижизненным публикациям; выявлен ряд щедринских текстов, не бывших в печати; впервые комментируются все произведения Щедрина.

Салтыков-Щедрин оставил большое литературное наследство. Собрание его сочинений: очерки, рассказы, повести, романы, пьесы, сказки, литературно-критические и публицистические статьи, письма — составляет двадцать объемистых томов. Эти произведения принесли Салтыкову-Щедрину заслуженную славу крупнейшего русского и мирового сатирика.

Читайте также: