Гражданский пафос литературы 18 века по произведениям державина и ломоносова сочинение

Обновлено: 11.05.2024

Ода — лирическое произведение, зародившееся в римской и греческой поэзии, посвященное затрагиваются важные темы религиозно-философского содержания. В XVIII веке в России появились первые одические произведения, которые были адресованы правителям государства.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Прием гиперболизации помогает читателю изумиться силам природы, однако, человек не просто безвольное существо, та сила просвещения, которая движет вперед страну, так же оказывается спасительной для того, кто наделен разумом и желанием учиться:

Державин продолжает затрагивать темы патриотизма, героизма, темы религиозно-философские, но создает свои произведения, смешивая поэзию с жизнью — так появляются новые литературные жанры — сатирические, шутливые произведения. В одах Державина впервые можно увидеть личность автора — лирический герой, в котором читатель может разгадать самого поэта.

Державин не мог более подражать своим поэтическим кумирам и учителям, так как находился в постоянном поиске новых форм выражения мыслей. Его произведения теперь несут более личный характер — человек у Державина обладает индивидуальностью, привычками, которые становятся важными для понимания самого мироздания.

  • Автор: Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов
  • Произведение: Бог, Утреннее размышление о божием величестве
  • Это сочинение списано 79 226 раз

Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:

Вещает ложь язык врагов,

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою;

Скрывает в сердце злобный ков.

Кто море удержал брегами

И бездне положил предел,

И ей свирепыми волнами

Стремиться доле не велел?

Там огненны валы стремятся и не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Творец, покрытому мне тьмою

Прости премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи…

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – создатель классической русской оды, так как именно в его творчестве сформулированы тематика, проблематика, образная и художественная структура оды.

Тематика и проблематика од М.В. Ломоносова:

v тема родины, ее политического и исторического будущего;

v тема будущих поколений;

v тема науки и образования;

v религиозно-философская проблематика;

v сатирическая тема;

v проблемы государственной жизни;

v эстетическая тема (тема поэта и поэзии).

М.В. Ломоносов сформировал определенную идеологию, отразившую в его одах интересы растущей империи, поэтому одна из главных идей его литературного творчества – мысль о месте России и нового гражданина (ученого, государственного деятеля) в ее судьбе.

В его одах функционирует набор художественных приемов, которые чаще всего использует:

- у М.В. Ломоносова обычно простые эпитеты;

- незначительное использование античной образности;

- все риторические фигуры;

- высокая, но предметная, а не абстрактная лексика;

- строгая, последовательная композиция произведений, которая подчиняется конкретной идее, нет отступлений, описаний;

- создание образа Петра I и идеального образа России, которые окажут влияние и на последующую русскую литературу. Без ломоносовской образности нельзя представить творчества последующих писателей.

Главные произведения М.В. Ломоносова:

В.Г. Белинский считал Г.Р. Державина первым нашим поэтом, отразившим целую эпоху. Он окончательно разрушил старую жанровую систему, преобразовал некоторые принципы жанра оды. Он первым усложняет смысловой, стилистический и образный ряд русской лирики.

Художественные принципы и

новаторский характер поэзии Г.Р. Державина

2. Появилось субъективное авторское начало: личность автора стала равной идее, теме произведения.

Впервые в русской литературе предметом изображения становится живой человек, современник.

3. В лирике Г.Р. Державина появились звукопись, цветопись, пейзаж, детализация. Поэт создал целый ряд пейзажных деталей-символов, которые стали неотъемлемой частью романтической и философской поэзии (луна, лунная дорога, туман).

4. Поэт экспериментирует со стихотворными размерами (4-хстопные ямб и хорей с 10-тистрочной и 12-строчной строфами) и формами (пишет акростихом).

Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) , комедиограф, сатирик, публицист, стал создателем новой сатирической драматургии.

Тема воспитания здесь связана с критикой крепостнического уклада. Воспитание молодого человека показано на фоне диких нравов невежественного дворянства, крепостных отношений.

Тринадцать действующих лиц комедии представляют четыре общественные группы: усадебное дворянство (супруги Простаковы, Скотинин и Митрофанушка), крепостные слуги (Тришка, Еремеевна), учителя (Цыфиркин, Кутейкин и Вральман) и городское дворянство (Стародум, Правдин, Милон), несколько обособлен образ Софьи – племянницы Стародума.

В центре действия комедии – семья усадебных дворян Простаковых.

Творчество Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802).

Для своего времени это удивительная по масштабности затронутых проблем и по категоричности и смелости суждений книга. По сути, она охватывает все основные аспекты жизни русского общества; это произведение о путях развития России, о судьбе дворянства и народа. Произведение посвящено знаменитому в те времена мистику, другу и сокурснику А.Н. Радищева – А.М. Кутузову.

Книга необычна по своей композиции: состоит из 26 глав, а 24 названы как реальные почтовые станции. Ученые (Макогоненко, Берков, Кулакова) доказали, что каждая глава соотносится с другими и действует следующий принцип: любой факт, деталь работают на доказательство центральной идеи.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) , историограф, писатель, общественный деятель, является родоначальником и идеологом русского сентиментализма, воплотившим его принципы в своем творчестве.

Изображая в этой повести людей 17 века, он наделял их свойствами характера и психологией своих современников – дворян. Здесь рассказано о любви молодых людей из боярской среды – Натальи и Алексея. Алексей – сын боярина, попавшего в царскую немилость. Своей храбростью и подвигами он добивается царского прощения и разрешения на брак с Натальей.

5 сочинений на тему:

Литература 18 века остается актуальной и на данный момент, многие обращаются к ней и не теряют к ней интереса. Многие обращают на нее больше внимания, чем на произведения современных авторов. Все произведения, написанные в 18 веке, имеют свою особенную связь с современным повествованием, при этом человек может познакомиться с культурой прошлых лет и найти полезную информацию о том, как люди жили, вели свой быт.

В это время видно, какие течения становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Классицизм сменяется сентиментализмом, а после переходит в романтизм. Между всеми стилями существует достаточно различий. Так в классицизме выделяется три единства, автор должен учесть единство времени, места и действия. Писатели, которые работают в этом направлении, привыкли употреблять множество старинных слов, они словно переносят его в другое измерение.

В сентиментализме же писатели нарушают многие литературные правила, первостепенными становятся чувства и переживания человека, а движущим интересом становится любовь и личные переживания, поиски своего места и предназначения, на все это сказывается окружающий пейзаж.

Благодаря чтению подобной литературы можно перенестись в другую реальность, найти новые цели, пересмотреть собственное отношение к жизни, познакомиться с тем, как жили непосредственные предки. Все это поможет по-другому относится к окружающим людям и посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.

Пример сочинения 2

В классическом литературоведении 18 век считается веком зарождения отечественной литературы. Авторы фактически не имели вольности и писали то, что угодно власти, стараясь отражать действительно в красочных и возвышенных тонах.

Однако, несмотря на это, литература обязана 18 веку за рождение таких гениев как Радищев и Фонвизин, которые впервые заговорили о тяжбах крестьянской жизни на Руси и загнивающем дворянстве.

Современный читатель, прекрасно понимая это, не может не отдать долг прошлому и не прочитать мысли человека, ратующего за свободу во время царского тоталитаризма, и пусть слог писателей 18 века весьма специфичен и во многом непонятен нам, жителям 21 века, однако мысли, заложенные в произведениях того времени -прекрасный фундамент для каждого человека, кому не чужды такие понятия как справедливость, свобода, равенство.

В заключении хотелось бы сказать, что современный читатель не просто читает литературу 18 века, он любит и понимает ее, потому что без любви и понимания к отечественной литературе невозможно понять ни себя, ни окружающих людей, живущих по всей территории России.

Пример сочинения 3

Каждое столетие оставляло в истории литературы свой отпечаток. Перечитывая определенные произведения, мы словно окунаемся в жизнь той эпохи, ощущаем ее дух, проникаемся тревогами и мыслями людей. И 18 век не был исключением. Классицизм и сентиментализм стали основными направлениями в литературе того времени.

Стиль и лексика классицизма, который следует строгим ограничениям и стремится к гармонии, могут показаться современному читателю не вполне понятными. Сентиментализм же с его одушевленной природой и глубокими переживаниями героев больше похож на сказку.

Читая такие произведения, мы расширяем свой словарный запас и можем критично оценивать разные жизненные ситуации. Через призму произведений прошлого можно провести анализ настоящего и сделать выводы. Проблемные ситуации, конфликты человека с окружающим миром были и будут актуальны всегда. Все эти произведения могут быть очень полезны для нас сегодня. С их помощью мы можем научиться понимать и трезво оценивать окружающий мир.


Пример сочинения 4

В наше время люди редко читают литературу прошлых веков. Они более заинтересованы в новой литературе. Некоторые же не читают вообще. Но остались люди, которые отдают предпочтение к произведениям прошлых веков. В 18 столетии был век сентиментализма(или как по-другому чувство). В каждом произведении есть свой смысл, то что хочет донести до нас автор. Вот в 18 веке можно было многое прочувствовать, ведь в то время было крепостное право и большинство людей хотели освободить крестьян.

Во-первых, все произведения посвящены крестьянам, их жизни. Например, всеми известная повесть Карамзина "Бедная Лиза". Это произведение вряд ли оставит кого-то равнодушным. Оно пропитано переживаниями,любовью,предательством и расставанием. Что привлекает внимание в этой повести так это то, какая бывает несчастная любовь, любовь простой крестьянки и дворянина, и какими могут стать безрассудные действия героев, отчаявшиеся в любви. Также произведение "Путешествие из "Питербурга в Москву" о жизни крепостного крестьянства: о нищите народа, о трудной работе и продаже с публичного торга, показывающее насколько жестоко обходились с крестьянами.

Во-вторых, помимо грустных и трагичных произведений в 18 веке были еще и комедии, например, известное произведение "Недоросль" Фонвизина, эта забавная повесть впечатлит любого читателя.

Я думаю, люди все равно должны читать произведения тех веков, ведь как же мы узнаем как жили люди в те времена? Нам нужно знать историю, чтобы не повторить всего того, что было в прошлом снова.

Пример короткого сочинения

Говоря о литературе 18 века, нельзя назвать ее устаревшей. Ведь в каждом произведении, несмотря на год его написания, можно найти уроки для своей жизни. Современный читатель находит много интересного для себя в литературе прошлых веков. Эта литература интересна не только историческими фактами, но и бытом, который царил в те времена. Читая произведения прошлых веков, мы видим, что люди всегда остаются людьми. Не важно, когда они жили, в каком столетии. Всегда были, есть и будут люди добрые, злые. Всегда будут те, кто предает, те, кто искренне любит и те, кто ищет себя в этой жизни. Нужно воспринимать литературу прошлых веков как уроки жизни и истории, которые нельзя игнорировать. Ведь зная историю, зная поступки людей, мы сами можем избегать подобных ситуаций.

18 век - век долга, разума и любви. В основном прослеживается романтизм и сентиментализм. Авторы произведений много описывают чувства людей, любовь и ненависть. Вспомнить хотя бы "Бедную Лизу". Произведение яркое, запоминающее и романтическое. Сколько любви, нежности мы видим в главной героини. Противопоставление ей будет молодой человек, которого она полюбила. Тема любви, предательства и верности актуальна и сегодня.

Поэтому читать такие произведения очень полезно современному читателю. Нужно не просто читать, а размышлять о прочитанном и думать о своей жизни. Литература 18 века всегда будет актуальна.

Иван Смирновский. Портрет Гавриила Романовича Державина. 1790

  • Автор: Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов
  • Произведение: Бог, Утреннее размышление о божием величестве
  • Это сочинение списано 76 121 раз

Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:

Вещает ложь язык врагов,

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою;

Скрывает в сердце злобный ков.

Кто море удержал брегами

И бездне положил предел,

И ей свирепыми волнами

Стремиться доле не велел?

Там огненны валы стремятся и не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Творец, покрытому мне тьмою

Прости премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи…

Посмотрите эти сочинения

Сальватор Тончи. Портрет Гавриила Романовича Державина. 1801

В 1784 году его назначили олонецким губернатором в Петрозаводске, а в 1785 году перевели в Тамбов. Эта область тогда была одной из самых отсталых в стране. Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию.

После смерти первой жены поэт женился во второй раз — на Дарье Дьяковой. Детей у Державина не было ни в одном браке. Cупруги взяли на попечение детей погибшего друга семьи — Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя. Также в семье воспитывались племянницы Дарьи Дьяковой.

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться, И философа брать вид… …Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.

Гавриил Державин


Школьная программа по литературе не менялась, кажется, никогда. Всё так же дети проходят стихи Пушкина, басни Крылова, оды Ломоносова и комедии Фонвизина. Причём для каждого следующего поколения разбираться в непонятных словах и далёких смыслах всё тяжелее. Мама школьника Ирина Кравцова задаётся вопросом: может, хватит думать, что дети должны интересоваться, и подумать, чем мы можем их заинтересовать?

Автобус намертво завяз в тягучей пробке. Темнеет. Раздражённые пассажиры устало ругают политиков и друг друга.

Напротив нас бабушка с внуком. Тоже возвращаются из школы. Мальчик пытается прямо в дороге сделать домашнее задание по литературе, но не очень понимает смысл произведения. Бросает читать и бесцельно перелистывает страницы.

— В дворники пойдёшь, — предупреждает бабушка.

‎Украдкой заглядываю в учебник. Да, двадцать лет прошло, а там всё те же: Ломоносов, Державин, Фонвизин.

Может, пора уже оставить их творчество историкам и филологам? Ведь всем известно, интересное в школьной программе начинается в выпускном классе, до которого ещё надо дожить, и то в основном в качестве дополнительной литературы. Современные же писатели, особенно зарубежные, похоже, никогда не заслужат права обсуждения их творчества на уроках.

Читайте также: