Моя социальная среда сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.
Цель достигается при решении следующих задач:
1. Рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды
2. Описать основные воздействие социальной среды на формулирование личности.
3. Охарактеризовать факторное воздействие социальной среды на личность.

Файлы: 1 файл

Социальная среда.doc

Социальная среда оказывает сильнейшее воздействие на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Социальная среда – это, прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения. Поэтому воздействие социальной среды на формирование личности является одной из ключевых в социологии.

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.

Цель достигается при решении следующих задач:

1. Рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды

2. Описать основные воздействие социальной среды на формулирование личности.

3. Охарактеризовать факторное воздействие социальной среды на личность.

Термин социальная среда является междисциплинарным. Его широко используют представители таких научных дисциплин как детская и возрастная психология к нему прибегают специалисты по педагогической и социальной психологии педагогике, а также философы социологи представители общественных и естественных наук, например социальной географии этнологии и другие. За счет этого происходит обогащение данного понятия, приобретает структурный и системный характер. Разработкой проблемы занимались следующие зарубежные ученые – А.И. Герцен, К.Маркс, Л. Ф. Ильичёв, Ж.Т. Тощенко, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В. Г. Панов, Ю.Г. Абрамов и другие.

Глава 1. Социальная среда

1.1 Основные понятия социальной среды

Социальную среду различают:

Макросреда – это совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека и различных социальных групп. В широком смысле это условия жизни всего человечества, тот природный и мировой культурно-исторический фон, который прямо или косвенно влияет на жизнедеятельность любого социального субъекта. В более узком смысле – макросреда представляет собой систему господствующих в стране общественных отношений.

Микросреда – это совокупность материальных и идеологических факторов, непосредственно воздействующих на личность, в процессе соц. общения и деятельности. Социальная микросреда является основным компонентом, без учета которого невозможно адекватное понимание, как самой структуры личности, так и ее связей с обществом. Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через конкретные малые группы и организации, которые служат для него проводником идей, ценностей и норм общества и посредством деятельности в которых он участвует в общественной жизни. Всю свою жизнь человек является членом малых групп: семья, игровая группа детей, школьный класс, группа подростков-сверстников, студенческая группа, трудовой коллектив, спортивная команда, группа друзей и др. Микросреда может меняться и иметь различное содержание в процессе его практической деятельности. Она не только зависит от существующей социальной среды, но и проявляет относительную самостоятельность, а иногда даже может изолироваться от общих условий, насколько это возможно. Так, известны отдельные случаи, когда целые группы людей, связанные семейными, религиозными и нравственными отношениями уходят из-под влияния социалистической идеологии морали.

1.2. Социальная среда и общественно –

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей — микросреда, непосредственное социальное окружение.

Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.

Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.

Следует учитывать, что общественно-экономическая формация является высшей абстракцией системы общественных отношений, где фиксируются только глобальные черты. В социальной среде эти элементы общественно-экономической формаций оживляются самыми различными аспектами: демографическими, этническими, психологическими, индивидуальными. Поэтому структура социальной среды кажется более запутанной и более усложненной, чем строго логическая структура общественно-экономической формации.

Структура социальной среды не может быть полным аналогом структуры общественно-экономической формации, ее зеркальным отражением. Факторы этнического порядка, например принадлежность к народности, нации, той или иной этнической группе, а также производные факторы этнического сознания, действуя совокупно, составляют неотъемлемые элементы социальной среды. Вместе с тем элементы, непосредственно связанные с общественно-экономической формацией, оказывают определяющее влияние на социальную среду. Система объективно-общественных отношений составляет как бы каркас, на котором располагаются малые группы и личности. Место группы на этом каркасе и определяет в главном социальную среду личности.

Таким образом, социальную среду в первом приближении можно определить по типу общественно-экономической формации. Так различается социальная среда, характерная для первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя. Также различается и характер влияния определяемой таким образом социальной среды на личность и группу. Мы с негодованием говорим, например, о феодально-байских пережитках в социалистической действительности. Мы гневно клеймим современные факты работорговли и рабовладения, понимая, что они отнюдь не бесследно проходят для сознания тех, кто живет в условиях подобной социальной среды в некоторых зарубежных странах.

Внутри видов социальной среды, различаемых по типу общественно-экономической формации, следует различать виды в зависимости от места группы в структуре формации. Здесь, прежде всего, различают классовую социальную среду по ее месту в исторически определенной системе общественного производства. Так, мы различаем буржуазную социальную среду, пролетарскую социальную среду и т. д. Поскольку любой социальный класс неоднороден по своему составу и подразделяется на определенные слои, то каждый слой имеет свои, характерные для него особенности социальной среды. Это дает внутриклассовые подразделения социальной среды. Кроме того, имеется социальная среда так называемых деклассированных элементов. Для каждого из отмеченных видов социальной среды характерны определенные психологические черты, накладывающие свой отпечаток на личность и группы людей.

Наконец, существует группа признаков, помогающая выделить тип социальной среды по разделению труда. Более или менее четко различаются городская среда и деревенская среда; социальная среда, для которой характерен физический и умственный труд, различные виды деятельности — производственной, политической, юридической, научной, художественной со всеми вытекающими из этого разделения особенностями бытия людей.

Все эти признаки составляют конкретные характеристики социальной среды, воздействующие на индивидуальные качества личности, накладывающие свой отпечаток на их отношения.

С проблемой социальной среды тесно связана проблема образа жизни личности, малой группы. Социальная среда есть сложная совокупность отношений. Однако личность может быть вовлечена с различной степенью активности в эти отношения. Совокупность практических отношений к социальной среде и составляет образ жизни личности. Подробнее об образе жизни будет сказано далее. Сейчас же подведем итоги.

Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и этнической конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и чувствования.

Следовательно, общественно-экономическая формация — социальная среда — образ жизни — личность — такова принципиальная схема процесса проникновения общественных отношений в отношения человека к другим людям, социального в индивидуальное, путь социализации личности.

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей — микросреда, непосредственное социальное окружение.
Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.
Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.
Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.
Следует учитывать, что общественно-экономическая формация является высшей абстракцией системы общественных отношений, где фиксируются только глобальные черты. В социальной среде эти элементы общественно-экономической формаций оживляются самыми различными аспектами: демографическими, этническими, психологическими, индивидуальными. Поэтому структура социальной среды кажется более запутанной и более усложненной, чем строго логическая структура общественно-экономической формации.
Структура социальной среды не может быть полным аналогом структуры общественно-экономической формации, ее зеркальным отражением. Факторы этнического порядка, например принадлежность к народности, нации, той или иной этнической группе, а также производные факторы этнического сознания, действуя совокупно, составляют неотъемлемые элементы социальной среды. Вместе с тем элементы, непосредственно связанные с общественно-экономической формацией, оказывают определяющее влияние на социальную среду. Система объективно-общественных отношений составляет как бы каркас, на котором располагаются малые группы и личности. Место группы на этом каркасе и определяет в главном социальную среду личности.
Таким образом, социальную среду в первом приближении можно определить по типу общественно-экономической формации. Так различается социальная среда, характерная для первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя. Также различается и характер влияния определяемой таким образом социальной среды на личность и группу. Мы с негодованием говорим, например, о феодально-байских пережитках в социалистической действительности. Мы гневно клеймим современные факты работорговли и рабовладения, понимая, что они отнюдь не бесследно проходят для сознания тех, кто живет в условиях подобной социальной среды в некоторых зарубежных странах.

Среда обитания, в моём понимании, — это окружающий мир каждого человека, который включает в себя разные сферы жизни общества. К ним можно отнести: социальную, политическую, духовную и экономическую. Также материальную сферу и природу. Все они взаимосвязаны друг с другом и имеют огромное влияние на развитие личности. Ещё с детства ребенок социализируется благодаря родителям и своим сверстникам. Среда обитания — это также принципы и убеждения человека, его базовые установки, правила и законы, которыми он руководствуется по жизни. Там, где мы обитаем и с кем, даёт нам возможность на совершение чего-то нового, что становится фундаментом для будущего поколения.

У каждого человека своя среда обитания, которая может быть заложена с детства, то есть все окружение, в том числе дом и семья. Людям не приходится выбирать где, когда и в каких условиях им родиться, воспитываться и жить.

Так, например кто-то может родиться с привилегиями в семье, а другой в простой семье рабочих. Если поменять их жизни местами, то для этих людей будет неожиданностью быть тем, кем они не являются. Конечно, каждый из них сможет приспособиться и адаптироваться под окружающую среду. Спустя какое-то время они примут свои новые социальные роли и статусы. Социальная роль человека включает в себя образец поведения, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса. Так, каждый человек с детства до глубокой старости имеет разные социальные роли: ученик, студент, сын или дочь, родитель, прародитель, покупатель, работник, студент и так далее.

Огромная проблема, которую я бы хотела затронуть, это проблема экологии по всему миру. Развитие человека без человека, как и без природы. И я говорю о природе, которая нас окружает. В городах-мегаполисах воздух гораздо грязнее и токсичнее из-за огромных фабрик, построек и электростанций. Но существуют города, которые заботятся о своей экологии и принимают решения по осуществлению специальных мер, направленных на спасение городской природы и здоровью жителей этого города. Сейчас есть Всемирные организации по охране природы, цель которых сохранение исследование и спасение окружающей среды. Например, Всемирный фонд дикой природы (ВФДП, МСОП, ЮНЕСКО).

Для меня среда обитания это все вышеперечисленные критерии: семья, учеба, работа, друзья и природа. Я бы хотела стать лучше и развиваться, что дало бы плоды в области дошкольной сфере жизни общества.

Наверное, каждый человек задумывается над тем, “как видит себя и свое окружение’’. И каждому интересно, как другие люди думают о его окружении. Я считаю, человек сам кузнец своего счастья. И как ты живешь сейчас, думаешь, поступаешь - от этого зависит многое. Нужно всегда быть уверенным в себе, иметь цель в жизни, к чему-то стремиться. Если всего этого нет, то нет и жизни. Глупо жить впустую, тратить время на ненужные ни тебе, ни окружающим вещи, дела, поступки.

Файлы: 1 файл

Карлқызы Гульзада ФФ ИЯ22 как я вижу себя и мое окружение.doc

Карлқызы Гульзада ФФ ИЯ22

Наверное, каждый человек задумывается над тем, “как видит себя и свое окружение’’. И каждому интересно, как другие люди думают о его окружении. Я считаю, человек сам кузнец своего счастья. И как ты живешь сейчас, думаешь, поступаешь - от этого зависит многое. Нужно всегда быть уверенным в себе, иметь цель в жизни, к чему-то стремиться. Если всего этого нет, то нет и жизни. Глупо жить впустую, тратить время на ненужные ни тебе, ни окружающим вещи, дела, поступки. Все должно быть в равновесии: университет , друзья, отношения с кем-либо или что-нибудь другое. Примеров много можно привести, но суть одна и та же. В моем примере…. Моя мечта - успешный хореограф в крупном городе с большими перспективами. Или психолог с очень развитым внутренним миром. Я не хочу, закончив университет, сразу выскочить замуж, нарожать кучу детей и потом сидеть думать, как же их сделать людьми. У меня нет желания сидеть дома в цветастом халате, вытирать носы детям, и жаловаться, что жизнь не состоялась. Значит, уже сейчас надо задумываться о своем будущем.

А если говорить об моем окружении то мне повезло, что меня окружают добрые люди. Я всегда вспоминаю первый день в университете. Очень волнительно было идти на первые в свои жизни пары. Но ко всему этому первый день прошел отлично, когда я вошла в аудиторию, то сразу познакомилась с однокурсниками. Конечно, очень не привычно было перестроится со школьной жизнью на студенческую. Совершенно новые предметы, новое отношение преподавателей к тебе, все по-новому.За неделю я почувствовала, что стала открывать для себя, что-то новое, я уже узнала столько новых вещей, о которых не слышала раньше. Я почувствовала, что становлюсь на одну ступень выше в своем личном самообразовании. С каждым днем меня все больше и больше захватывает студенческая жизнь. Много эмоций, новых знаний, новых знакомств. И я благодарна своим однокурсникам за первые дни, как они мне помогали

с учебой. То что мне нравится в группе, все мои однокурсники разносторонние и общительные. Мне очень нравится наша группа и я думаю что мы будем очень дружными, и я, надеюсь, что наши 4 лет общения пройдут без потерь.

И в конце хотел бы написать свое жизненное кредо : Верить , ждать , чувствовать , действовать , и в любом случае быть оптимистом , думать , что у меня всегда все получится. И результат будет получаться хороший , стремясь еще к более лучшему.

Читайте также: