Государственный исторический музей сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Исторический музей - это место, где история обретает плоть. Это пространство чистой манифестации, где абстрактная идея может обрести своё тело, воплотиться в мире, утвердиться в онтологическом статусе. В этом месте конструируется событие, через его претворение в объекте (экспозиции), тем самым мы обнаруживаем тут предельную инстанцию существования всякой истории, поскольку эта её объектная форма служит удостоверением подлинности, как некоторой отдельной истории, так и историзма вообще. Но что такое история в нашем обществе и почему она должна таким образом утверждаться? Насколько она действительна и насколько абстрактна?

В первую очередь, стоит отметить, что всякое стремление к сбережению, сохранению, происходит из первичного факта утраты. Событие, совершаясь, также одномоментно самоустраняется, таков закон неумолимого хода времени, которое может быть воплощено посредством единства длительности конструирования и деконструкции.

Но событие, связанное с человеческим историзмом, может быть воплощено в артефакте, носителе информации о событии, обладающим отчасти смыслом события и следуя этому мы можем предполагать, что из артефакта возможно символически реконструировать событие, ведь всё, что существует в рамках времени, оставляет следы. Разгадывая эти следы, мы способны постичь пути истории.

Общество всегда избирательно в том, какие именно объекты способны стать артефактами, ведь объекты обычно включены в процесс длительности событий. И такого рода выделение возможно с констатацией разрыва событийности, это связанно с некой переменой, устранением привычного порядка. Тут стоит привести пример – возьмём такой символически насыщенный объект, как корона. Она утверждает статус некоторого правителя, это символ высшей власти и она обычно непосредственно связана с тем правителем, который её носит, а также с преемственностью правления, ведь она должна перейти наследнику престола, тому, кто должен продолжить событийность связанную с властью и желательно сохранить принципы этой событийности. Но в истории обнаруживается, что когда во власть приходит правитель (или новая династия), желающий обозначить иной вектор, установить иные принципы власти, старая корона становится обычно нежелательной и новый правитель с новым порядком желает также обрести собственный символ власти, различить себя с прошлым и тем самым создать само прошлое, обозначив иное будущее. И тогда объект, выпадая из вовлеченности в процесс, становится артефактом, объектом истории, свидетельством прошлого, поскольку именно в момент разрыва прошлое появляется.

Чтобы ответить на этот вопрос, следует разворачивать дальнейшую мысль радикально противоположно, как бы отвечая на обратный вопрос – можно ли найти пример, когда общество во что бы то ни стало пыталось отказаться от истории? Самый очевидный и достаточно яркий пример можно обнаружить в самом недавнем времени, когда ИГ (Исламское Государство) разрушало исторические памятники в Пальмире, устраивало погромы в исторических музеях Египта и проводило иные акции вандализма по отношению к артефактам древности, к тому, что утверждает единство исторического движения. Какая цель может быть у подобных актов тотального уничтожения всего, что связано с историей?

Если отыскивать тому действительные причины, то можно обнаружить удивительный синтез истории и власти. В том, как осмысляется история, всегда присутствует фактор установления идеологии. Взгляд на историю, это всегда взгляд замутнённый действительностью настоящего и любая попытка организации исторического процесса неизбежно сталкивается с тем, что в этой организации будет установлено присутствие идеологии настоящего. Осмысление истории таким образом находится в заложниках у принятых и разворачивающихся в настоящем властных принципах. И если с этими утверждениями обратиться к представленному примеру, становится ясно – те властные принципы, которые пытается установить ИГ, в абсолютной степени не сочетаемы с любой линией исторического восхождения. И если власть не может утвердить себя, засвидетельствовать необходимость, необратимость и безальтернативность своего существования через идеологически выстроенную организацию исторического процесса, то для власти будет предпочтительно уничтожить свидетельства этого исторического процесса. Подобных примеров в истории насчитывается огромное множество и в этом смысле, запрет советской символики и разрушение памятников на территории современной Украины, событие практически идентичное событиям в Александрии (IV в н.э.), при которых во время утверждения христианства как государственной религии (Римской империи), было разрушено множество языческих храмов и разграблена Александрийская библиотека, по приказу патриарха Феофила.

внесения идеологизации в осмысление истории государства – в таком осмыслении истории не было непредвзятости, в нём была только обнажённая манифестация власти.

Таким образом, даже из столь непродолжительного повествования и немногочисленных примеров, можно смело утверждать, что история и власть сплетены между собой. Но в этой связи, именно власть является ведущей, подлинной, она производит историю во всех отношениях, как в своей реализации настоящего момента (где власть и есть потенциально история), так и способами производства, коррекции, или даже уничтожения истории.

У власти нет разумного предела, напротив, определяя пределы разумного, она утверждается в своих господствующих принципах и формирует сопутствующие формы отношений. Так обнаруживается соотношение действующего порядка и самого способа его обоснования, частью которого является как история, так и исторический музей, воплощающий способ обоснования в институциональной форме.

Исторический музей (описание для детей 2 класса)

Государственный исторический музей - это самый большой музей России, посвящённый истории. Он находится на Красной площади в Москве и входит в список наследия ЮНЕСКО.

Приказ о создании Исторического музея был подписан императором Александром Вторым в 1972 году. За двести лет существования он собрал миллионы разных исторических ценностей. Это оружие, знаки, гербы, картины, наряды и многое другое. Одновременно разместить такое количество экспонатов в залах невозможно. Поэтому в музее регулярно проводятся специальные выставки, на которых показываются предметы разных эпох и народов.

Снаружи главное здание музея выглядит большим и величественным. Оно построено из красного кирпича, как Кремль. У него есть две большие башни и много маленьких, а на их верхушках находятся символы Российского правления, например, двуглавый орёл. Внутри музея архитекторы создали более тридцати различных залов. Каждый из залов оформлен по-своему и символизирует отдельный исторический период. В музее есть залы, посвящённые только книгам, есть специальные религиозные залы. В некоторых залах раньше проводили занятия со студентами. После создания музея архитекторы решили создать музейную библиотеку с десятком тысяч книг.

Во время Первой мировой войны Красная армия хотела уничтожить музей, потому что его содержание отнимало слишком много денег. Но Владимир Ленин хотел, чтобы музей продолжал работу и простые люди получали знания.

Во время Второй мировой войны Государственный исторический музей был последним в городе, кто не прекратил работать. В нём даже проводили новые выставки.

В наше время Исторический музей - это не только здание из красного кирпича на Красной площади. Сейчас в его состав входят Храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты Романовых, выставочные залы на Площади Революции, хранилища и реставрационные мастерские в Измайлово. В музее на постоянной основе работает почти тысяча человек. Каждый год больше миллиона человек приезжают сюда, чтобы увидеть выставки.

Государственный московский музей истории - это место, которое обязательно нужно посетить жителям не только России, но и многих других стран, ведь здесь представлены экспонаты со всего мира.

— Мы столько раз проходили мимо и даже не замечали, что на шпиле одной из башен Исторического музея - Лев, Единорог и серьёзная битва за власть. Вот это да! А, может, это битва за наше внимание? :)

В общем в этот раз мы решили не проходить мимо и посетить национальную сокровищницу России. Какая же красота оказалась внутри! Начиная с расписных сеней с генеалогическим древом императорской семьи и заканчивая каменными бабами в фойе. Интерьеры настолько художественные, что иногда я забывала про экспонаты.

Рассказать про Исторический музей в одной публикации — это нереально сложная задача, потому как это один из крупнейших музеев мира и в нём хранятся тысячи экспонатов — бесценные памятники археологии, нумизматики и древней книжности, личные вещи царей, клады и предметы искусства самых разных эпох…

Музей, беспрерывно рассказывающий истории из жизни нашего царства-государства. Интереснейшие истории!

Несколько экспонатов всё же покажу :)

Погребец-несессер дорожный западноевропейской работы, 1810 г. В него входит более 80 предметов, всё для комфортного путешествия,

в том числе кастрюлька для варки шоколада, копоушка, пластинка-чесалка из панциря черепахи, сапожный крючок и шашки для игры в трик-трак.

Глобус, созданный в голландской мастерской Йоанна Блау в 1690-х и привезённый в Россию Петром Первым. На глобусе обозначены самые важные географические открытия, известные на тот момент. Гигантская сфера весит 450 кг.

В музее неожиданно для нас обнаружились Царские врата из церкви Рождества Богородицы села Монстырщино (Кимовский район, Тульская область). Мы были в Монастырщине не так давно, вот как выглядит сама церковь…

А теперь смотрите, какие Царские врата там были. Это же потрясающе!

Бронзовые подвески из Казбекского клада, который датируется VI—V вв. еком до нашей эры.

Фигурка всадника на баране, Кобанская культура (Северный Кавказ), первое тысячелетие до нашей эры. Изображает душу человека, отправляющуюся в мир иной.

Карета детей императора Александра II. Исключительно для игр! В этой миниатюрной копии придворных парадных карет-купе середины XIX века отпрыски царствующей фамилии катались по аллеям парка. В карету запрягали низкорослых лошадок, которых веди под уздцы слуги.

Ну, и немного прозы — входной билет в московский Исторический музей стоит 400 рублей. По-моему это недорого для музей такого масштаба. 35 залов! Смотреть — не пересмотреть, читать — не перечитать. Про льготы и дни бесплатных посещений можно уточнить по ссылке. Надеюсь, у вас не осталось сомнений, что этот музей стоит посетить! ;)


Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери – напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.


Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.


Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.



Государственные печати 1856-1881гг. (большая, средняя и малая). Служили для скрепления важнейших государственных документов в эпоху правления императора Александра ІІ. Изготовлены из свинца, вес большой печати 15 кг.


Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.


Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade — граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России — с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.


Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 — начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.



Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем — II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.



Венгерка летняя Александра ІІ. 1874 г. Сукно, серебряная нить, металл.

Венгерка, короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе.



Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.


Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Подводя итог, следует сказать, что посещение Государственного Исторического музея произвело на меня незабываемое впечатление. Как же все-таки хорошо, что в Москве есть такое место, где разом можно оказаться в нескольких эпохах нынешнего и предыдущих тысячелетий, посмотреть и окунуться глубоко в богатейшую историю нашей Родины. Хочется, чтобы таких мест, как Исторический музей, было больше.

Читайте также: