Горе от ума конфликт поколений сочинение

Обновлено: 30.06.2024

2 вариант

В этом произведении достаточно конфликтов! В этом сочинении невозможно разобрать все, но основные здесь будут.

Самый главный, который просто бросается в глаза, это противостояние Чацкого всему тому московскому обществу. Герой обличает всех, видит недостатки, а в итоге убегает в глушь. У Чацкого свежий взгляд (со стороны), так как он долгое время был за границей, учился и развивался там, а эти люди жили, как и много лет назад не по законам честности – это точно. Конечно, никому не нравится, если ему показывают его недостатки, вот все эти взяточники и льстецы недовольны смелым поведением Чацкого. Но в одиночку он всё равно не смог бы переделать систему.

Это в общем, но тот конфликт можно поделить на мелкие. Например, между Чацким и Фамусовым. Отец Софьи учит молодого человека, советует ему, как быстрее преуспеть в их обществе, как лучше выставлять себя дураком, но соблюдать свой интерес. Связи – тоже важны… Но Александр Андреевич такой образ жизни принять не может и не хочет, он пытается объяснить хоть что-то старику, но тот в ужасе от его истин. Конечно, дочь свою он за такого умника бы не выдал.

Конфликты есть и между второстепенными персонажами и героями произведения. Например, между давним другом, который превратился в испуганного подкаблучника, и самим Александром Андреевичем. Также там появляется и его жена, которая с недоверием и опаской относится к Чацкому. Все на балу начинают плохо к Чацкому относиться. К примеру, старуха – мать нескольких дочерей, когда не находит в герое ни для одной из них жениха, сразу теряет к нему интерес. И каждое смелое слово героя, конечно, создает ему нового врага.

Сочинение 3

Центральным персонажем всей повести является молодой человек, который недавно приехал с учебы в родной город. Его зовут Александр Чацкий. Именно этот персонаж по желанию автора сталкивается с различного рода непониманиями его обществом. На данной почве построены все конфликты произведения.

Первый конфликт – это конфликт любви. Чацкий влюблен в свою подругу детства, которую зовут Соня. Девушке отец, которым является Фамусов подыскивает уже подходящего жениха. Чацкий образованный и ставит умственное развитие превыше всего. Фамусов считает, что лучший вариант стать богатым и знаменитым – это умение хорошо прислуживать и получить какой-нибудь ин. Соня поддерживает его. На этом базируется и второй конфликт произведения Александра Грибоедова.

Столкновение взглядов, мировоззрений, ценностей главных героев – вот один из основных конфликтов.

Также хорошо прорисована проблема внедрения всего иностранного в родное. Чацкий возмущен тем, что большая часть людей в фамусовском доме разговаривает не на родном русском языке, а на французском. Он не понимает, почему даже какой-то французик, приехавший издалека, чувствует себя здесь как дома.

Еще одной проблемой комедии можно назвать одиночество умного человека в обществе людей с ограниченным кругозором, думающих только про то, как бы заработать побольше денег, вкуснее поесть и выслужиться на чин. Финал комедии печальный и одновременно смешной. Александр Чацкий, через которого с читателем говорит Грибоедов, подвергается клевете и признается сумасшедшим. Чацкий покидает общество этих недоумков и уезжает из фамусовского дома навсегда, чтобы больше сюда не вернуться.

Конфликт произведения Горе от ума

Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.

Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.

От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать. Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?

Также читают:

Картинка к сочинению Конфликты в пьесе Горе от ума

Популярные сегодня темы

Я – подросток, а это значит, что на меня возложена огромная ответственность. Нес только даже за себя, сколько за окружающих. Я не должен приносить им вреда, должен учитывать их желания и возможности

Семья - слово, состоящее всего из семи букв, но скрывающее в себе огромный смысл и духовную силу. Для того, чтобы сохранить семейный очаг, мы всегда должны помогать друг другу и поровну распределять ежедневные дела для всех членов семьи

Лемуэль Гулливер, хирург и капитан дальнего плавания, описывает четыре путешествия. В первом путешествии корабль терпит кораблекрушение, и Гулливер попадает в страну Лилипутию

Некрасов верил в народ, в грядущую справедливость… Народ крепостной и бедный страдал, поэтому поэт предчувствовал появление людей, которые вдохновленные

Смена поколений неизбежна, так же как и то, что общество развивается, происходит прогресс во многих сферах деятельности.

Всё старое сменяется новым. Старшие не воспринимают новое, пришедшее с молодым поколением, и продолжают придерживаться отживших свой век обычаев и устоев. Молодые воспринимают все эти вещи иначе, видят их недостатки. Получается, что старшее поколение не готово прощаться с привычными вещами, а молодое не готовом мириться с ними. Так и возникает конфликт отцов и детей.

В комедии "Горе от ума" противопоставлены два поколения: старое Фамусовское общество и новое, в лице Чацкого, Молчалина и Софьи.

"Век минувший" представлен большим количеством персонажей, и это символично показывает, что в России преобладали люди, подобные Фамусову, то есть непросвещённые, услужливые глупцы и карьеристы. Фамусов - богатый чиновник, который никогда не утруждал себя размышлениями о нравственном долге, об общественном благе и рассматривал службу, лишь как источник возвышения и обогащения. Он чинопоклонник, об этом говорит его желание выдать Софью замуж за богатого и знатного человека ("Кто беден, тот тебе не пара"). Эту же черту выдаёт его учтивое обращение с полковником Скалозубом: "Неужто для друзей не делать мне ни шагу, Сергей Сергеевич, дорогой!" Идеалом для Фамусова является его покойный дядя, Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, который на одном из придворных собраний вызвал улыбку императрицы своим случайным падением и нарочно свалился ещё два раза, чтобы подслужиться. Методы продвижения по карьерной лестнице для Фамусова: лесть, низкопоклонничество и унижение перед сильными. Представитель поколения "отцов" - противник образования, считает, что "уж коли зло пресечь: собрать все книги бы, да сжечь" и "в чтеньи прок-от не велик". Его дорогой друг полковник Скалозуб тоже не стремится к познаниям. "И золотой мешок, и метит в генералы", - говорит о нём Лиза. Разве не жених? Вот только говорить может только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках, да и "учёностью его не обморочишь". На вечер к Фамусову съезжаются разнообразные представители светского общества. Горич, ранее энергичный и живой человек, после женитьбы потерял самостоятельность и начал поступать так, как велит ему супруга. Загорецкий - сплетник и шулер, который не знает ни чести, ни благородства. Репетилов является болтуном и якобы сторонником просвещения, однако по его речам можно понять, что его собрания "учёной" молодёжи лишь создают шум и видимость идей. На деле разговоры Репетилова пусты и не имеют смысла. Не лучше и женские образы московских дам, что сплетничают, ездят по балам и маются от скуки.

Казалось бы, молодое поколение должно быть совершенно другим. Но и здесь не все осознают важность введения новых порядков. Молчалина, подчинённого Фамусова, скорее можно отнести в "веку минувшему". Он "услужник знаменитый", карьерист, опустившийся до обмана искренних чувств девушки. Молчалин "не богат словами" и "не смеет своего сужденья произнесть" лишь потому, что имеет невысокий чин. Молчалин признаётся Лизе: "Мне завещал отец: … угождать всем людям без изятья". Он оказывает помощь не из искреннего побуждения, а в надежде, что за него замолвят словечко. Молчалин гордится своими двумя талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин – подлец, способный ради личного интереса на любую низость.

Дочь Фамусова Софья - умная и образованная девушка, которая не лишена характера, откровенности ("Откуда скрытность почерпнуть") и решительности ("Вы знаете, что я собой не дорожу", "Молчите, я на всё решусь"). Но она была воспитана в Фамусовском обществе, над ней отсутствовал должный контроль. Софья почерпнула из прочитанных ею французских романов сентиментальность и мечтательность, которые заставляли её наивно полагать, что взаимность Молчалина настоящая. Софья не замечает низкой натуры подчинённого своего отца и слепо находит в нём робость, застенчивость, смирение. Но всё же чувства Софьи к Молчалину искренни, поэтому к Фамусовскому обществу её отнести сложно.

Конфликт Чацкого и Фамусовского общества неизбежен. Фамусов считает, что его поколение право в своём невежестве. Цель его жизни – заработать больше денег и повысить своё положение в обществе. Фамусов считает, что достичь этого можно, только прислуживаясь и сохраняя репутацию. Чацкий, напротив, сторонник служения делу, а не лицам. Его возмущает, что "тот и славится, чья чаще гнулась шея", что такие, как Максим Петрович, имеют сильное влияние, что "Молчалины блаженствуют на свете!" Фамусовское общество заглушает прогресс и новую жизнь.

Хотя по заключению произведения можно подумать, что Фамусов и его взгляды одержали верх, так как Чацкий уехал из Москвы. Однако он успел породить раскол в Фамусовском обществе. Грибоедов всё же даёт понять, что всё меняется и события, произошедшие с Чацким – только начало становления нового, более нравственного, честного и трудолюбивого общества. Ведь всё с чего-то начинается и Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

Читая комедию А. С. Грибоедова, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох, которое происходило на самом деле в России начала 19-го века. Это конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Нельзя сказать, что данная тема утратила свою актуальность. Ведь конфликт поколений был и будет всегда.

Однако Грибоедов показал его с точки зрения передового человека своего времени, близкого по духу к декабристам. Александр Чацкий – это новый герой, который стал “лишним” в обществе, таких как Фамусов.

Пушкин и вовсе называл ее “бурей в стакане”. Несмотря на это, многие современники Грибоедова понимали и разделяли его взгляды. В русской литературе этот период был переходным – от классицизма к реализму. Поэтому данную комедию можно смело отнести к новому течению.

Говоря о конфликте эпох, нужно отметить, что автор определяющую роль отводит именно Чацкому. По оценке Гончарова это был единственный “здравомыслящий человек” в пьесе. Чацкий не любил лгать, приспосабливаться или зависеть от чужого мнения.

Он умел отстоять свою

“Век минувший” представлен самим Фамусовым – человеком необразованным, несведущим, тем не менее, занимающим управленческий пост в “казенном месте”. К таким же московским дворянам отнесены: Скалозуб – богатый, грубый и неотесанный полковник, сделавший свою карьеру отнюдь не воинскими заслугами; Репетилов – пустозвон и болтун, которому посчастливилось жениться на дочери богатого чиновника; Загорецкий – картежник, плут и вор. В обществе Фамусова автор изобразил еще несколько семей, которые не идут в ногу со временем и боятся передовых идей.

Это Графини Хрюмины – бабушка и внучка, чета Горичей, Тугоуховские и старуха Хлестова.

Все эти персонажи застряли на одном уровне развития, и двигаться дальше не хотят, а любого, кто несет в их общество прогресс, называют сумасшедшим. Таким “сумасшедшим” в комедии показан Чацкий. Он один не поддерживает напыщенности старомодных дворян, их привычки коверкать русский язык на французский манер, лживого лицемерия и притворства, а также заискивания и лести ради достижения удачной карьеры или выгодного брака.

Вот отчего возникает конфликт между этими двумя лагерями, один из которых представлен всего лишь Чацким.

Его могла бы поддержать Софья, взгляды которой немного совпадают с его отношением к жизни. Более того, она умна и образована, в отличие от всех остальных, кто окружает Фамусова. Но Софью удерживает любовь к Молчалину – человеку в высшей степени непорядочному и недостойному.

К сожалению, его корыстные планы до конца произведения так и остаются для нее тайной. Именно поэтому она отвергает доброе отношение такого порядочного, прямолинейного и мужественного человека как Чацкий.

На мой взгляд, в этом конфликте главный герой вышел победителем, а не побежденным, так как остался верен себе. Из всех героев комедии он единственный обладает живой и глубокой натурой, но в “фамусовском обществе” таких, как он называют “сумасбродами”.


Янв 20, 2020 | 0 комментариев

Конфликты в комедии Горе от ума, сочинение

Комедия Горе от ума была написана Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, во время подъема духовности и патриотизма. Произведение классика сразу же было признано новаторским, а движущей силой комедии стали конфликты. В отличие от других работ современников, автор отказывается от единства действий, и вместо одного конфликта раскрывает их сразу несколько.

Конфликты в Горе от ума

Как мы уже сказали, в комедии Горе от ума за основу взят сюжет, где главный герой Чацкий оказывается в центре сразу нескольких конфликтов, и именно они несут основную смысловую нагрузку.

Так какие же конфликты отображены автором в пьесе Горе от ума? Прежде всего мы видим конфликт личности и общества, где главный герой выступает против фамусовского общества. Видим мы и внутренний конфликт героя, который раздираем внутренними противоречиями. Он постоянно пытается что-то найти, его вечно куда-то тянет. Конечно же, здесь не обошлось без конфликта поколений, социального и общественного конфликтов. Имеется в произведении Горе от ума и любовный треугольник, давший развитию любовного конфликта. Давайте остановимся подробнее на основных конфликтах Горе от ума в нашем сочинении, их завязке и особенностях.

Любовный конфликт в комедии Горе от ума

Одним из основных конфликтов комедии Горе от ума является любовный конфликт. Он раскрывается, когда Чацкий возвращается в родные края после длительного отсутствия, и спешит к Софье. Именно эту девушку он любит и хочет узнать об ее ответных чувствах. Однако Софья проявляет равнодушие, а остроумие героя вызывает у девушки противоположную реакцию. Причина была в том, что Чацкий стал осмеивать Молчалина — человека, к которому у Софьи только начали проявляться чувства любви. Возникает любовный треугольник. Конечно же, Чацкий не мог поверить в любовь умной девушки к глупцу. Однако Софья действительно предпочла Чацкому Молчалина. В то же время Молчалину нравится девушка Лиза, однако и здесь не все гладко. Здесь присутствует еще один любовный треугольник: Молчалин — Лиза — Петрушка. И в этом также проявляется любовный конфликт Горе от ума.

Горе от ума: конфликт поколений

Еще один конфликт, который поднимает писатель в комедии Горе от ума — это конфликт отцов и детей. Здесь мы видим столкновение отца и дочери. Предпочтения дочери, влюбленной в Молчалина, не совпадают с предпочтениями отца, который хочет отдать дочь за Скалозуба, из-за чего и происходит конфликт поколений. Все это происходит потому, что Фамусов ценит в людях прежде всего богатство и чин. Поэтому тех кто беден, он не рассматривает ни в качестве претендентов на руку дочери, ни в качестве людей на которых стоит обращать внимание. Вот и в полковнике Скалозубе он увидел лучшую партию. Ведь это он сейчас полковник, но очень скоро будет генералом, и не важно, что Скалозуб не блещет интеллектом. Но Софья влюблена в безродного Молчалина, который служит ее отцу. Здесь как раз и прослеживается конфликт детей и отцов.

Общественно-социальный конфликт Горе от ума

В основу общественно-социального конфликта произведения легло противостояние двух поколений. Конфликт века нынешнего и века прошлого, где прогрессивное дворянство в лице Чацкого сталкивается с консерваторами в лице фамусовского общества. Чацкий считал что нужно служить делу, а не определенным лицам. Он был против крепостничества, низкопоклонства, против негативного отношения к просвещению и засилья всего иностранного. И на самом деле, он был не одинок в этих взглядах, просто среди фамусовского общества Чацкий оказался в одиночестве, поэтому и был признан сумасшедшим. Лучшее для него — был уход. И наверное это было правильно, ведь вряд ли по силам Чацкому было переубедить Фамусова и ему подобных. Уверенных в том, что норма жизни — это прислуживать, прогибаться и подстраиваться во всем ради сиюминутной выгоды.

Конфликты в комедии Горе от ума, сочинение

Особенности конфликтов пьесы

Если говорить об особенностях конфликтов в комедии Горе от ума, то работу Грибоедова назвали новаторской не зря. А все потому, что писатель в основу сюжета добавил не только традиционную любовную интригу, но и переплел ее с общественной, которая в итоге и вышла на первый план. Как сказал Гончаров, данная работа — как две комедии, что наложились одна в другую. При этом одна из них личностная, частная, любовная, скажем, повседневная для многих комедий, а вторая — внезапно возникающая, общественная, перетекающая в основной конфликт в произведении Горе от ума. И именно социальный конфликт в произведении становится главным, ведь цель писателя — обличение нравов дворянства начала девятнадцатого века.

Читайте также: