Героическое и обыденное в сказке attalea princeps гаршина сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве В.М. Гаршина , истории создания, содержания героев сказки, признаков литературной сказки; владение элементами анализа текста, знать понятие средств художественной выразительности антитеза и олицетворение, умение находить их в тексте.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Работа по теме урока
  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том рассказов и умершего в возрасте 33 лет.

С самого раннего детства Всеволод рос очень впечатлительным ребёнком. Поэтому зародившуюся в это время любовь к природе он сохранил на всю жизнь.

2. Знакомство с произведением. (Чтение сказки учителем, после обучающиеся отвечают на вопросы).

- Ребята, сейчас вы прослушали сказку, к какому типу сказок мы ее отнесем? (Примерный ответ. Волшебная сказка).

- А о чём эта сказка? (Примерный ответ. О пальме, которая стремилась к свободе).

-С чего начинается в сказке повествование? (Примерный ответ. С описания оранжереи).

Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее? (Примерный ответ. Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру).

Что нужно было растениям? О чём они мечтали в заточении? (Примерный ответ. Им нужны были простор и свобода).

- Мы с вами выяснили, что красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой. Скажите, как называется прием, который использует автор при описании оранжереи? Сначала показывая красоту оранжереи, а затем описывая её как тюрьму? (антитеза)

Обучающиеся записывают понятие в тетрадь.

Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Вернемся к сюжету сказки.

-Что собой представляет директор оранжереи и бразильянец? Сравните их. (Примерный ответ. Директор - ученый-ботаник, который все время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересую только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и не хочет знать. Он отгорожен от внешнего мира).

- Как отнесся к пальме приезжий гость? (Примерный ответ. Очень нежно и трогательно, назвал ее по имени. Пальма напомнила ему родину. Ему стало грустно оттого что пальма живет в неволе).

Вывод: Два героя – два характера. Директор – человек замкнутый, слуга науки. Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Образы противопоставлены друг другу.

- Ребята, а на кого похожи растения, описанные в сказке? (на людей).

- Почему? (Примерный ответ. Растения живут, разговаривают, переживают, ссорятся).

Прием художественной выразительности, когда неодушевленные предметы изображаются как одушевленные, при этом они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и говорить, называется олицетворением.

Запись определения в тетрадь.

Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы

- Кто, по вашему мнению, является главным персонажем сказки? (Пальма).

- Ребята, а где особенно было бы хорошо пальме? Почему? (Примерный ответ. На родине)

- А что же выделяет пальму среди обитателей оранжереи? ( Примерный ответ. Пальма не смирилась со своим положением, она готова бороться. Пальма, живя в оранжерее, мечтает о свободе).

- Поддерживают ли это стремление к свободе другие обитатели оранжереи? (Примерный ответ. Нет. Они испугались новой жизни, света, воздуха. Жизнь в темнице лучше свободы, они не понимают пальму).

-Какое чувство вызвала у вас эта маленькая травка? ( Примерный ответ. Чувство жалости и, возможно, восхищения ее способностью сострадания и любви к пальме).

-Как пальма устремилась к свободе? Что она делала для того, чтобы увидеть живое небо, почувствовать свежий воздух? ( Примерный ответ. Она принялась стремительно расти ввысь, пока не лопнула толстая железная полоска и не разбилась стеклянная крыша оранжереи. Это далось пальме с большим трудом).

-Что ожидала увидеть пальма на воле и что она увидела? (Примерный ответ. Она ожидала увидеть то, что еще хранилось в ее памяти о теплых краях, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для нее все было кончено. Она замерзала. Пальма достигла своей цели, но это обернулось для нее разочарованием).

III. Закрепление изученного материала.

- А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме?

- Необходимо ли довольствоваться тем, что есть? Или пытаться изменить жизнь к лучшему?

IV. Подведение итогов урока.

Пальма достигла своей мечты, она стала свободной, хотя ее поступок был необдуман, но им восхищаемся. Каждый имеет право на ошибку. Каждый имеет право выбора. Ее стремление к свободе осуждалось и осмеивалось. Несмотря на унижения и боль пальма пробила железную решетку, не смирилась с теми жизненными условиями, в которых жила много лет. Она помнила простор, родной край и свободу. Финал сказки трагичен, но и светел одновременно, ведь в нем не только понимание обреченности борьбы в одиночку, но и восхищение этой смелой борьбой. В сказке Всеволода Гаршина отразилось стремление к независимости и свободолюбие

V. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок итогового контроля по произведению В.М.Гаршина "Attalea princeps"

Очень важным на данный момент считаю подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в формате ЕГЭ. Несомненно, следует знакомить с такой формой контроля учеников уже с 5 клас.

Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс

Методическая разработка интегрированного урока по литературе.




Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"

Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps".

Урок литературы в 5 классе по произведению М.Гаршина "Attalea princeps"

Урок внеклассного чтения по литературе по произведению М.Гаршина "Attalea priceps". Форма работы - коллективная, групповая, парная. Используется технология развития критического мышлен.

Урок по произведению М. Гаршина " Attalea princeps"

урок проблемно - поисковый, воспитывающий чувства сострадания, наблюдательность, умение работать с тексто, вести диалог. Формы работы: коллективная, групповая, парная.используется техноло.

Attalea princeps – анализ и сочинения по сказке

Множество факторов повлияли на гибель растения: неудачно выбранное время, ведь когда она вырвалась на свободу была поздняя сень, шел то ли снег, то ли дождь, даже растения, привыкшие к такому климату, сбрасывают листву… что уж говорить о заморской пальме.

В этом произведении нет урока или назидания, произведение является почвой для размышлений о выборе человека между ограничениями в безопасной зоне комфорта и опасности жизни без ограничений. К сожалению, выбор не очевиден, но главная мораль произведения проста: нужно бороться за свое счастье, даже если борьба ни к чему не приведет.

О чем сказка Гаршина – сюжет

В одном городе был ботанический сад, а в нем – оранжерея. Помещение было очень красивым, но растениям в ней было тесно. Корни переплетались между собой, ветви мешались. Растения отбирали друг у друга воду, гнулись и ломались.

Среди растений была пальма. Ее называли Attalea prin­ceps. Один посетитель сказал, что она родом из Бразилии, где роскошные леса и чудные южные ночи. Мужчина ушел, а пальме стало очень грустно.

Соседи по оранжерее болтали о пустяках. Пальма предложила расти все выше и шире. Нужно давить на стекла и вырваться на свободу. Растения испугались и посчитали, что пальма говорит ужасный вздор.

Не сердилась на пальму только маленькая травка. Она нежно обвивала пальму и ласкалась к ней. Пальма выросла, вырвалась на свободу, но попала в осенний пейзаж, далекий от южного тепла. Обратно ей вернуться не удалось.

Директор приказал спилить красавицу и выкинуть, а вместо нее посадить что-нибудь другое.

Сочинение о сказке Аталия принцепс

В прекрасной оранжерее я тоже однажды видел прекрасную пальму, но мне не пришло в голову задуматься о том, счастлива ли она. Мне казалось, что невозможно не быть счастливым в такой обстановке, где так красиво, тепло и светло.

Прочитав рассказ, я понял, что никакая оранжерея не сможет заменить Землю, её красоту и тепло. И такое искусственное счастье не нужно было Атталии. Она хотела жить по-настоящему, чтобы можно было широко раскинуть свои ветви навстречу ветру и лучам прекрасного солнца.

Чтобы можно было дышать свежим воздухом и над головой видеть прекрасное небо. Поэтому для неё борьба за такое счастье стала целью жизни. И борьба эта была прекрасна.

Многие растения в оранжерее тоже хотели свободы. Но решиться её отстоять они не смогли, потому что, как мне кажется, потеряли мечту о свободе.

И лишь Атталия, несмотря на все обстоятельства, не переставала мечтать о ней и идти к своей мечте. Она ломала ветви и причиняла себе боль, но упорно шла, стремясь к Солнцу, которого она так и не увидела.

Пускай результат разочаровал её. Но я думаю, что если бы пальма предугадала свою судьбу, свои планы она всё равно бы не изменила, потому что по-другому жить не могла. Она рождена была летать, а не ползать. Жизнь в оранжерее для неё всё равно, что смерть, а стремление к своей мечте подарило ей яркую, хоть и не долгую, но жизнь.

Автор заканчивает свой рассказ состоянием отчаяния Атталии, но я думаю, что впереди за снегом всё же прячется Солнце. Стремление Атталии к свободе зажгло его в душах многих растений в оранжерее, недаром же её назвали Attalea prin­ceps, а ведь “prin­ceps ” с латинского переводится, как вдохновитель.

Тема свободы в сказке В. М. Гаршина

Интересно, что главными героями в сказке явля­ются сами растения, которые могут разговаривать. С помощью такого сказочного приёма автор стремится наиболее ярко, точно передать их переживания. Из диалога растений мы узнаём, что они очень разные.

На примере поступков своих героев Гаршин учит нас не только быть мужественными, свободными, це­леустремлёнными, но и не причинять страданий дру­гим, всегда оставаться чуткими и внимательными ко всем, кто нас окружает.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: ознакомить учащихся с философской сказкой В. М. Гаршина; учить вдумчиво воспринимать художественные образы и ситуации; развивать наблюдательность; прививать чувства сопереживания.

Оборудование: текст Аttalea princeps.

Тип урока: приобретение новых знаний

Теория литературы: пафос

Ход урока I .Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

Кто из вас был в ботаническом саду?

Какое впечатление произвел на вас ботанический сад?

А была ли в ботаническом саду оранжерея с экзотическими растениями?

Как вы думаете, для чего создают такие оранжереи?

II . Постановка цели и задач урока

III . Работа над темой урока

Всеволод Гаршин рано научился читать .Рос он в основном с отцом. Еще с детства его привлекло все живое: животные, растения. Он изучал их и восхищался ими, поэтому в своих сказках часто описывал особенности деревьев, цветов, обычных растений, окружающих нас, на которые мы не всегда даже обращаем внимание. С детства Гаршин собирал многочисленные гербарии. Латинские названия, принятые в ботанике, были красивы и благозвучны, отсюда и название сказки. Но может быть, это название несет какой-то скрытый смысл? Действительно, есть такой род пальм — Attalia, но почему princeps? В философском значении princeps означает — основное правило, руководящее положение, в военном значении — первые ряды, передовая линия. В основу сказки Аttalea princeps тоже лег реальный случай посещения Гаршиным оранжереи. Сам он объяснял возникновение сюжета простым случаем. В ботаническом саду он стал случайным свидетелем, когда пальма разрушила стеклянную кровлю и была спилена, чтобы можно было отремонтировать крышу и не поморозить оранжерейные растения. 1

2. Работа с текстом

Зачитайте начало текста - описание красоты оранжереи. Какие чувства у вас возникли?

Давайте создадим кривую настроения: вверху у нас будут располагаться положительные эмоции, внизу-отрицательные.

Зачитайте описание состояния растений внутри оранжереи. Какие чувства у вас возникли?

3. Лабораторная работа

«-Сейчас мы проведем опыт:

Нарисуйте в тетради круг, разместите внутри круга растения с большими кронами.

Удобно ли растениям?

Всем ли хватает места и света для кроны?

Как они решают проблему нехватки чего-то?

Долго ли они так могут выдержать?

Сейчас мы попробуем сами побывать на месте растений и испытать то, что испытывают они, находясь в оранжерее.

Приглашаем 6 человек к доске для дальнейшей работ

Игра : Итак, представьте, что вы растения, а

ваши руки - это корни. Сцепите руки между собой и

постарайтесь изобразить следующий эпизод:

"корни переплелись между собою и отнимали друг у

друга влагу и пищу".

А теперь встаньте в круг. Поднимите руки и ладонями надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, а ладони - листья. Попытайтесь показать следующий фрагмент: "ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы".

Скажите, пожалуйста, какие чувства и эмоции испытали растения в момент борьбы за влагу и пищу? (хотелось отодвинуться от соседа, добыть пищу любым способом)

Ребята, а действительно ли вы испытывали такие чувства, делая это упражнение?

Мы с вами выяснили, что красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой.

Скажите, как называется прием, который использует автор при описании оранжереи? Сначала показывая красоту оранжереи, а затем описывая её как тюрьму? (антитеза) 2

Таким образом, уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации

Реально ли описал автор ситуацию с деревьями или приукрасил действительность?

Кого представлял автор сказки на месте растений или писатель говорил только о них?

Атталея ( лат.Аttalea) – род пальм с крупными перистыми листьями. "Аttalea princeps- один из видов этого рода.

Вернемся к сюжету сказки.

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения?) (было жалко пальму, грустно)

Кто живет в оранжерее? Ребята, а на кого похожи растения, описанные в сказке? (на людей). Почему? (живут, разговаривают, переживают, ссорятся) Кто, по вашему мнению, является главным персонажем сказки? (пальма).

Ощущала ли пальма свою пользу, находясь в оранжерее?

Зачитайте описание встречи Бразильца и пальмы.

Какое чувство у вас возникает? Запишите его на кривой эмоций.

Какие чувства возникли у вас?

Расскажите об отношениях между растениями: какие они?

Что предложила пальма?

Почему ее план был не очень удачен? Чего она не учла?

Кто стал другом пальмы в борьбе за свободу? Почему?

Какое чувство просыпается в нас, когда пальма решает бороться? Отметьте его.

Одинаковое ли видение на условия в оранжерее были у пальмы и директора?

Какой вывод из этой ситуации можно сделать?

Мог ли директор найти другое решение?

Какое чувство мы испытываем, когда читаем, как пальма достигла своей мечты?

Мог ли директор найти другое решение ?

Какое чувство мы испытываем, когда пальма и ее подруга травка погибают?

Проверьте, какой получилась кривая ваших эмоций

восхищение, радость радость встречи надежда на спасение

сочувствие, жалость тяжесть, обида за пальму, сочувствие горечь от гибели,

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения?

Человек может испытывать множество чувств и эмоций.

Посмотрите на кривую. Вот они.

Попробуйте еще раз ответить на вопрос:

Какие чувства у вас возникли после прочтения данного произведения?

Разновидности чувств и эмоций ( сожаление, грусть, растерянность, разочарование, недоверие, спокойствие, радость, страдание, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, интерес, волнение, скука, зависть, уныние, высокомерие, одиночество, гнев, доверие, удовольствие, злость, тревога, надежда, восторг, печаль)

Почему мы понимаем, что поступок пальмы был необдуман, но все равно им восхищаемся?

5. Жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы.

Пафос , ясно без сомнения,

Есть настрой произведения.

И комический, и трагический,

( Н. В. Царегородцева)

Как по настроению соотносятся начало и конец текста?

Каков пафос этого произведения?

Ребята, мы с вами много говорили на уроке о различных чувствах. А какие чувства вы испытываете в конце нашего урока?

Нарисовать свой выход из ситуации, когда пальма пробила стекло оранжереи, или написать свое окончание рассказа.

Attalea Princeps пальма, которая хотела стать свободной, несмотря на препятствия на пути. Пальма совершила первый героический поступок, она не отступила перед осуждением другими растениями в оранжерее, она боролась в одиночку. Пальма вырвалась на свободу и почувствовала смертельный холод, она могла быть попроситься обратно, но не стала, предпочла умереть. Героический поступок, хотя другие растения в оранжереи посчитали пальму глупой.

Обыденность в сказке "Attalea Princeps" описана в жизни в оранжерее, растения едят и спят, их будни проходят одинаково и скучно, нет ни волнений, ни тревог, живут как существа, которые родились, чтобы есть.

В сказке действительно две сюжетные линии, которые идут параллельно и пересекаются.

Давайте назовем эти сюжеты.

Первый из них - это история рождения розы и жабы, которая хотела съесть этот прекрасный цветок.

Далее появляется второй сюжет. История сестры и больного мальчика.

Истории идут параллельно, мальчик читает книги около цветника, а пересекаются два сюжета, когда сестра идет срывать розу и потом эта роза стоит уже около умершего мальчика и в дальнейшем засохший цветок напоминает об этой истории.

Какой сюжет главный? Давай подумаем.

Сложно ответить, наверно отвечу, что оба сюжета важны и выделить главный затруднительно, потому что понять один без другого сложно. Но, если судить по названию произведения, то главный сюжет первый, т. е. о розе и жабе.

Главные герои в произведении "Сказка о жабе и розе" жаба, роза и мальчик Вася с сестрой.

Можно взять за сюжет рисунка цветник, где распустилась роза и жаба, которая мечтала съесть розу и предпринимала попытки это сделать:



Первая попытка съесть розу, но шипы спасли розу, подойдет вот такая иллюстрация (рисунок):


Можно добавить в рисунок мальчика, который был болен и лежал дома:


В конце произведения сестра срезает мальчику Васе Розу, Вася вдыхает запах ее и улыбается. Это можно изобразить вот так:


Если Вам надо составить план к произведению Гаршина "Сказка о жабе и розе", его можно посмотреть на сайте Большой Вопрос.

Сказка Гаршина "Attalea princeps" - это история борьбы за свободу, стремления освободиться от уз.

Гордая бразильская пальма росла в теплой оранжерее, но ей хотелось обрести свободу. Она воспринимала тепличные условия в которых ее содержали как оковы, а саму оранжерею как темницу, хотя в той было и светло и тепло, и воды хватало.

Она с презрением слушала перебранку других растений о том, что кому-то не дали вдоволь воды, а кому-то и так хорошо, и призывала другие растения объединиться, чтобы вместе добыть свободу.

Пальма не знала, что ее ждет за стеклом, она пробила-таки крышу и оказалась под холодным осеннем дождем. Она замерзала и погибала, и ее срубили.

Это сказка о прекрасной мечте, исполнение которой обернулась трагедией.

Мораль сказки "Attalea princeps" в том, что не следует стремится к неизвестности. Она может оказаться куда страшней даже очень неприятной реальности. Иногда мечты наши сбываются совсем не так, как мы того хотели.

Открываем сказку про эту лягушку-квакушку - путешественницу и по тексту сочиняем не спеша синквейны, например, такие:

  • лягушка
  • мокрая, пестренькая
  • ловит, нежится, молчит
  • в дождливую осень лягушки не квакают
  • достоинство
  • звук
  • тонкий, прерывистый
  • раздается, расскекает, звенит
  • утки летят, кушать хотят
  • болото
  • разговор
  • неожиданный, интересный
  • подслушать, оглушить, придумать
  • расспросы про юг, мошек и комаров
  • прутик
  • путешествие
  • страшное, нервное
  • лететь, захватывать, болтаться
  • лягушка высоты страшится, но собою гордится
  • молчание
  • деревня
  • близкая, третья
  • смотрит, кричит, удивляется
  • лягушка не выдерживает и квакает
  • болото

Несколько слов в защиту жабы.

В сказке Гаршина "О жабе и розе" жаба исключительно отрицательный персонаж и автор намеренно показывает ее страшным голодным чудовищем, которое мечтает только еде.

Но так ли это на самом деле?

Начнем с того, что автор несомненно субъективен, он специально утрирует образ жабы, делая ее страшнее, чем она есть на самом деле. В самом деле, когда вы видели, чтобы жабы питались розами, если ее основное блюдо - насекомые? Жаба хищник по своей природе и всякие там цветочки ее не интересует. Но у нас жаба сказочная, а в сказке что только не бывает. Возможно. Но посмотрим на поведение жабы.

Она видит прекрасную розу и любуется красотой цветка. Она хочет сделать то единственное, что ей приходит в голову - съесть цветок и так выразить свое почтение. Для жабы это естественный ход мыслей.

И что она видит в ответ? Вместо благодарности она сталкивается с черной ненавистью. Разве может жаба остаться равнодушной, когда о ней и ее помыслах судят исключительно по внешнему виду?

Она приходит в негодование, она становится борцом против дискриминации по внешнему виду. Она пытается доказать розе, что та ведет себя не верно, и не верно толкует ее благие помыслы. Но роза больно колет жабу и жаба выходит из себя. Теперь уже не восхищение движет ей, а злость и желание мести.

Мне кажется жабу можно оправдать, ведь ее действия были спровоцированы розой и действовала жаба в состоянии аффекта.

Читайте также: