Гаяз исхакый жан баевич сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В 1903 году татарский писатель Гаяз Исхаки написал текст, который сегодня часто называют антиутопией. В этом произведении он рисует мрачные картины возможного будущего татарского народа (который он сам называл булгарским - почему, я расскажу позже). Автор считал, что татары могут полностью исчезнуть к началу XXII века. Речь идёт о произведении под названием "Вырождение двести лет спустя". Сегодня я объясню вам, в чём смысл этого текста и почему он занимает важное место в истории татарской литературы.

Гаяз Исхаки, его народ и его время

В начале ХХ века, когда имя Гаяза Исхаки прогремело в татарской литературе, татарское общество находилось в состоянии кризиса. Впрочем, весь мир тогда стоял на пороге Новейшего времени, и многие народы столкнулись с необходимостью перемен.

Среди татар были люди, которые хотели изменить свою нацию в соответствии с духом времени. Они ратовали за просвещение, за развитие литературы, искусства, образования, призывали заимствовать опыт других народов. К таким людям относился и Гаяз Исхаки. Татарским просветителям противостояли сторонники традиционной жизни - многочисленные представители старой элиты: священнослужители-муллы, богачи. Отдавали предпочтение традициям и многие простые люди, не отягощённые думами о судьбе татарского народа в контексте мировой истории.

Постепенно новые веяния стали проникать в традиционную жизнь татар. Например, появились так называемые "новометодные" медресе. Медресе - это традиционная школа у мусульман, в которой учителями были муллы, а изучались в основном предметы, связанные с религией. В новометодных медресе уже изучали разные науки. Это, конечно же, было полезно для детей, но многие татары настороженно относились к нововведениям.

Так вот татарский народ встретил ХХ век. Немногочисленные просветители даже были готовы разочароваться в своём народе, глядя на то, как медленно продвигается их благое дело. Это чувство не обошло стороной и Гаяза Исхаки. Его думы о печальной судьбе, возможно, уготованной татарам, вылились в один из самых необычных текстов татарской литературы - "Вырождение двести лет спустя".

Повесть или памфлет?

Это произведение необычно уже тем, что очень трудно определить его жанр. В нём есть сюжет и вымышленные персонажи. Но есть и пространные рассуждения автора, в которых он обличает противников прогресса.

Не нужно забывать, что "Вырождение. " было написано на злобу дня и для читателей того времени оно выглядело именно как памфлет, адресованный всему татарскому обществу. Художественное повествование иллюстрирует мысли автора, наглядно показывая, что может случиться с татарами в будущем.

С другой стороны, сюжет этого произведения вполне самодостаточен и мог бы существовать без пространных авторских комментариев. Но Гаяз Исхаки выбрал именно такую необычную форму для своего высказывания - повесть, помещённая внутрь памфлета. Или памфлет, в который вставлена повесть.

Краткое содержание

Произведение открывается предисловием, в котором автор резко высказывается против сословия улемов - исламских богословов, которые, по мнению Исхаки, стремятся оставить булгарскую нацию в Средневековье. Также он сетует на отсутствие у булгар тяги к новому, на их нежелание учиться у русских соседей.

Далее следует рассказ о "кукольной свадьбе" - такой забавой баловались булгарские богачи в XIX веке. На свадьбу двух кукол приглашено множество гостей, приготовлено угощение, куплены дорогие подарки. И всё это - только ради того, чтобы потешить тщеславие богатых булгар.

После такой зарисовки из истории автор переходит к современным ему событиям. Он описывает, как среди булгар стало распространяться просвещение: открывались школы, новометодные медресе. В то же время улемы вместо заботы о будущем народа занимались бесплодными спорами.

Перед улемами возник вопрос: как рассматривать обучение на русском языке с теологической точки зрения? Является ли оно запретным, достойным порицания или все же допустимым? И вновь все это напомнило кукольные свадьбы прошлого. Не обременяя себя знанием того, чему учат в новых школах, некоторые однозначно заклеймили их словом "харам" (запретный); доходило даже до обвинения учащихся этих школ в безбожии (впрочем, среди улемов были и такие, кто одобрял обучение на русском, более того, утверждал, что оно обязательно). Естественно, в народной среде царила полная сумятица.

Боясь перемен, некоторые деятели призвали булгар переселяться в Турцию. Но на новом месте им не удалось найти заветного счастья и покоя.

Между тем идеи просвещения понемногу овладевали умами самых дальновидных булгар. Всё чаще они ведут разговоры о прогрессе, о судьбе нации, о рациональности и гуманизме. Здесь автор задаётся вопросом: что же ждёт эту нацию в наступившем ХХ веке?

Тут и начинается собственно "антиутопическая" часть произведения. Гаяз Исхаки рассказывает, как может продолжиться борьба "новаторов" и "консерваторов" в булгарской культуре. Среди булгар появляются талантливые писатели, художники, композиторы. Но вместе с тем число просвещённых людей всё так же невелико, и их большие и нужные начинания не находят продолжения. Радеющие за свой народ булгары проигрывают битву с косностью булгарского общества.

Нация продолжала мирно посапывать во сне. Между тем дела обстояли из рук вон плохо. Продолжалось отставание, углублялась пропасть, отделявшая нас от других народов. Начало нового века не принесло ничего нового, никаких заметных перемен к лучшему. Деградация и распад господствовали.

В XXI веке, по мнению Гаяза Исхаки, среди булгар должна была разразиться эпидемия, которая унесёт множество жизней. Из-за плохих условий жизни бедный народ так и не сможет победить болезнь, и его численность будет неуклонно сокращаться. К 2097 году остаётся 3800 булгар, в то время как в конце XIX века их было 15 миллионов.

Далее автор знакомит нас со своим героем - булгарским историком Джагфаром, который живёт в конце XXI века. Джагфару выпало жить в то время, когда булгарская нация уже была не способна создать что-то новое. Оставалось вспоминать былые достижения и увековечивать их в памятниках, музейных коллекциях и научных трудах. Последние как раз-таки и писал Джагфар.

Интересно, что Гаяз Исхаки предсказывает булгарской культуре долгую жизнь, в отличие от самих булгар. По его мнению, русские будут восхищаться величием булгарского искусства ещё долго после того, как булгары исчезнут с лица земли. Джагфар, изучающий булгарскую историю, пользуется большим уважением среди русских коллег. Ещё бы - ведь он один из последних потомков булгарского народа, хранящий его наследие!

2 октября, в годовщину взятия Казани, Джагфар оказывается в этом городе. О том, что этот город когда-то был столицей булгар, напоминают лишь здания бывших мечетей и открывшийся в честь праздника музей булгарской культуры. Неожиданно герой находит в газете заметку о пожилом булгарине, который умирает в оренбургской больнице и надеется перед смертью поговорить хоть с кем-нибудь на родном языке. Джагфар не хочет упустить возможность услышать булгарскую речь и спешит в Оренбург. К сожалению, он добирается до города уже после смерти старого булгарина. Теперь в мире лишь двое людей говорят по-булгарски - это Джагфар и его жена Сююмбике, которая ждёт ребёнка.

Джагфара приглашают в Петербург на большой праздник, посвящённый наступлению XXII века. Во время праздника много говорят о булгарах. Звучит булгарская музыка, подают булгарские блюда. Учёные рассуждают о том, как так вышло, что булгарский народ не смог дожить до начала нового столетия.

Когда Джагфар возвращается домой, он узнаёт, что Сююмбике умерла при родах. Их сын родился мёртвым. Теперь Джагфар - последний булгарин на земле. С горя он отправляется в древний город Булгар - столицу средневекового государства Волжская Бургария. Там Джагфар поднимается на минарет. Вдруг налетает сильный порыв ветра, и минарет падает, погребая под своими развалинами последнего представителя булгарского народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

“20 нче урта гомуми белем бир ү мәктәбе”

муниципаль гомуми белем бирү учреждениесе

Тема Гаяз Исхакый. “Җан Баевич”. Әсәрнең идеясе, сюжеты, композициясе.

Татар теле һәм әдәбияты укытучысы

Минсадыйкова Рүзилә Флүр кызының

IX сыйныфта татар әдәбиятыннан

Дәрес төре. Әдәби әсәрне анализлау (белемнәрне гамәлдә куллану) дәресе.

Максатлар. 1) Комедия жанрындагы әсәрнең төп эчтәлеген, идеясен табу,

авторга бәя бирү өчен шартлар тудыру;

2) Чагыштыру, гомумиләштерү, нәтиҗә чыгару өчен юнәлеш

3) Мәдәни булуның асылына төшенергә, спектакль-тамаша

карау этикетын аңларга булышу;

Материал. IX сыйныф өчен әдәбият дәреслеге, 21-31 битләр; Г.Исхакыйның

“ Сайланма әсәрләр” җыентыгы, Тарих-2002; Д.Ф.Заһидуллина-

ның “Урта мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы”, К.,

“ Мәгариф”,2000; З.Н.Хәбибуллинаның “IX сыйныфта әдәбият

курсларыннан лекция һәм сыйныфлар өчен методик ярдәмлек

Җиһазлау. Г.Исхакыйның портреты, драма әсәренә анализ схемасы, персо-

Дәрес планы.

1. Оештыру моменты. Сәламләү. Дәрестә эшләү өчен уңай мотивлар тудыру. Максатлар белән таныштыру.

2. Актуальләштерү.

- әдәби төрләрне искә төшерү, әсәрнең жанрын билгеләү;

- әсәрнең сюжетын сөйләү;

3. Комедиягә анализ ясау.

-сәхнә өчен язылуы;

Ял (Мәдәни булу ни дигән сүз?)

- комедиягә хас элементлар;

4. Йомгак. Авторга бәя бирү (индивидуаль чыгышлар).

5. Өй эше бирү.

Дәрес барышы.

1. Оештыру моменты.

- Хәерле көн, укучылар! Бүген без, Г.Исхакый иҗатын өйрәнүне дәвам итеп, “Җан Баевич” комедиясенең эчтәлеген табарбыз, авторга бәя бирербез.

2. Актуальләштерү.

- Искә төшерик, әдәбиятта әсәрләрне нинди төрләргә бүлеп йөртәбез?

- Чәчмә әсәрләр (проза), тезмә әсәрләр (лирика), драма әсәрләре.

- Драма әсәрләре үзләре жанрларга бүленәләр. Ниндиләргә?

- Драма, трагедия, комедия жанрлары.Ә без өйрәнә торган әсәр комедия төренә карый.

- Драма әсәрләре башка төрләргә кайсы яклары белән охшаган?

- Чәчмә әсәрләргә вакыйгалардан торуы белән, тезмә әсәрләргә персонажларның хис-кичерешләре ягыннан охшаган.

- Әсәргә анализ ясар өчен, башта сюжетны сөйлик, өй эшен тикшерик.

(укучылар кыскача сюжетны сөйлиләр)

3. Комедиягә анализ.

(укучылырга схемалар таратыла)

Драма әсәренә анализ.

1. Жанры (драма, трагедия, мелодрама, комедия, водевиль, музыкаль комедия), башка жанрлар белән уртак яклары.

2. Сюжеты (аның үсеше, төп сюжет сызыклары).

3. Жанр үзенчәлекләре:

- сәхнә өчен язылуы;

4. Образлар системасы.

5. Драма әсәренә хас элементлар, аларның автор идеясен ачудагы роле.

6. Драманың декорация теле.

7. Әсәрнең әһәмияте(идея-эстетик кыйммәте, тәрбияви роле, әдәбиятта торган урыны).

- Бергәләп драма жанры үзенчәлекләрен “Җан Баевич” комедиясе мисалында тикшерәбез.

- Драма әсәренең төп үзенчәлеге шунда – ул сәхнә өчен языла. Драматург вакыйгаларны катнашучыларның үз-үзләрен тотышы, кул һәм йөз хәрәкәтләре, әйткән сүзләре белән “ясый”.

- Әйдәгез шушы урында иптәшләрегезне Шакирҗан һәм асрау ролендә сынап карыйк. (ике укучы өзек күрсәтә)

- Иптәшләрегезгә бәя бирегез.

- Шакирҗанның тәрбиясезлеге аның сүзләрендә, кыяфәтендә, гамәлләрендә чагыла.Асрауның гаебе юк, ул үзен ничек бар, шулай тота.

- Әсәрне сәхнәдә куюда күп кеше катнаша (драматург, режиссер, костюмчы, гример, рәссам, артистлар), шуңа күрә карап утыручы тамашачының тәртибе бик мөһим.

- Драма әсәрләренең икенче үзенчәлеген атагыз.

- Мондый әсәрләрнең нигезендә каршылык ята.(укучылар конфликтның каршы якларын дәфтәгә язалар)

Шакирҗан – Җан Баевич

(бер кешенең үз эчендәге конфликт)

Димәк, төп конфликт – эчке бушлыкның дәрәҗәгә омтылуы.

- Мәдәни булуны сез ничек аңлыйсыз? (укчылар үз фикерләрен әйтәләр, төркемнәрдә бәхәс)

- Анализда киләсе адым – комедиядә образлар системасын барлау.

- Төп образ – Шакирҗан, чөнки бөтен вакыйгалар шул герой тирәсендә. Ә калганнар Шакирҗанның чын йөзен ачар өчен бирелә.

- Сәхипҗамал, тегүче, графиня образларын өч рәткә бүлеп бирик. Бергә киңәшеп, аларга характеристска бирик. (схемалар кулланыла)

- Драма әсәрләренә хас элементларны атагыз.

- Персонажлар исемлеге, ремаркалар, диалог, индивидуаль сөйләм;(мисаллар китерәләр)

- Декорация теле турында сөйләшик. (төсләр, детальләр)

- Шакирҗаннар өендә зал интерьерын табып укыгыз, автор идеясен ачуда аның роле бармы? (укыйлар)

- Зәвыксыз бизәлгән йорт хуҗасының культурасыз булуын күрсәтә. (Җан Баевичны рәсемгә төшереп килгән укучылар эшенә бәя бирелә)

- Анализның соңгы адымы-әсәрнең әһәмиятенә тукталыйк. Шакирҗан кебек кешеләр бүген дә очрыймы?

- Үзе надан булып та властька үрмәләүчеләр, тәмле аш та әзерли белмичә мин пешекче дип матанучылар, һ.б.

- Димәк, Җан Баевич – дөнья әдәбиятында бер классик тип. (рус әдәбиятыннан мисаллар китерергә була). Әсәрнең тема, идея һәм проблемасын ачыклыйк. Бер Шакирҗан турында гына әйтергә теләде микән автор?

Тема – милләт язмышы, әхлак, ата-ана һәм бала;

Прблема – милләтне түбәнлектән ничек коткарырга;

Идея – милләт дәрәҗәсе һәр кешенең тәрбиясеннән башлана;

- Шундый югарылыктагы әсәр язган Гаяз Исхакый үзебезнең Чистай җирлегендә туып үскән. Ләкин үз милләте турында кайгыртып, тынычлап, үз илендә дә иҗат итә алмаган ул. Мәсәлән, бу комедиясен дә автор Берлинда 1923 елда яза. Г.Исхакыйның чит илдәге тормышы һәм эшчәнлеге турында эзләнү өчен ике укучыга эзләнү-тикшеренү эше бирелгән иде. Хәзер аларга сүз бирик. (укучылар чыгышы)

5. Өйгә эш бирү.

- Киләсе дәрестә сыйныфтан тыш уку дәресе була, китапханәдән “Зөләйха “ драмасын алып укырга тәкъдим итәм.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Әдәбият, 7 нче сыйныф (татар мәктәбе)

Дәреснең максаты: комедия жанрындагы әсәрнең төп эчтәлеген, позициясен, темасын, проблемасын, идеясен табу, авторга бәя бирү өчен шартлар тудыру;

Шәхси: укучының җаваплылык хисен активлаштыру;укуга уңай мөнәсәбәт булдыру

Регулятив: образларны чагыштырырга, анализларга һәм бәяләргә өйрәтү

Танып белү: аерым төр һәм жанрга караган әсәрләрне аңлап укый һәм кабул итә алуга ирешү

Планлаштырылган нәтиҗә: әсәрне анализлауга ирешү

1. Ориентлаштыру-мотивлаштыру этабы .

Якты чырай , якты кәеф

Күрәм мин йөзегездә.

Исәнмесез , хәерле көн,

Телим мин барыгызга.

Укытучы .Һәр дәрестә кулланыла торган кагыйдәләрне искә төшерик әле.

- Дәрестә сезнең сөйләмегез, җавапларыгыз нинди булырга тиеш?

- Дөрес, уйланылган, эчтәлекле, ачык.

- Мин сездән матур җаваплар, уйлап әйтелгән фикерләр көтәм. Дәрестә сезгә уңышлар телим.

2.Белемнәрне актуальләштерү, тигезләү .

- әдәби төрләрне искә төшерү, әсәрнең жанрын билгеләү;

- әсәрнең сюжетын сөйләү

Укытучы .Искә төшерик, әдәбиятта әсәрләрне нинди төрләргә бүлеп йөртәбез?

- Чәчмә әсәрләр (проза), тезмә әсәрләр (лирика), драма әсәрләре.

Укытучы. Драма әсәрләре үзләре нинди жанрларга бүленәләр?

- Драма, трагедия, комедия жанрлары.

Укытучы . Ә без өйрәнә торган әсәр кайсы жанрга карый?

Укытучы . Драма әсәрләре башка төрләргә кайсы яклары белән охшаган?

- Чәчмә әсәрләргә вакыйгалардан торуы белән, тезмә әсәрләргә персонажларның хис-кичерешләре ягыннан охшаган.

Укытучы . Әсәргә анализ ясар өчен, башта сюжетны сөйлик, өй эшен тикшерик.

( Укучылар чылбыр рәвешендә эчтәлекне сөйлиләр)

3.Уку мәсьәләсен кую .Әсәрне анализлау нәрсә дигән сүз ул?

4. Яңа белемнәрне ачу.

1.Драма әсәренә анализ ясау схемасы белән танышу.(презентациядә күрсәтелә яки схемалар таратыла )

1) Жанры (драма, трагедия, мелодрама, комедия, водевиль, музыкаль комедия), башка жанрлар белән уртак яклары.

2) Сюжеты (аның үсеше, төп сюжет сызыклары).

3) Жанр үзенчәлекләре:

- сәхнә өчен язылуы;

4) Образлар системасы.

5) Драма әсәренә хас элементлар, аларның автор идеясен ачудагы роле.

6) Драманың декорация теле.

7) Әсәрнең әһәмияте(идея-эстетик кыйммәте, тәрбияви роле, әдәбиятта торган урыны)

2. Укытучы . Бергәләп драма жанры үзенчәлекләрен “Җан Баевич” комедиясе мисалында тикшерәбез.Драма әсәренең төп үзенчәлеге шунда – ул сәхнә өчен языла. Драматург вакыйгаларны катнашучыларның үз-үзләрен тотышы, кул һәм йөз хәрәкәтләре, әйткән сүзләре белән белдерә.

Укытучы Ә хәзер сүзне Алсуга, Рәискә һәм Гөлиягә бирәбез, аларны без Шакирҗан, Сәхипҗамал, асрау ролендә сынап карыйк. (өзек күрсәтелә)

Укытучы . Иптәшләрегезгә бәя бирегез.

- Шакирҗан тәрбиясез, ул аның сүзләрендә, кыяфәтендә, гамәлләрендә чагыла. Асрауның гаебе юк, ул үзен ничек бар, шулай тота.

Укытучы . Әсәрне сәхнәдә куюда күп кеше катнаша.Әйдәгез, “Әдәбият теориясе”сеннән драматург, режиссер, костюмчы, гример, рәссам, артист сүзләренең аңлатмаларын табыйк әле(Парларда эшлиләр,аңлатмалар бирелә).

Укытучы . Укучылар, шулай ук к арап утыручы тамашачының тәртибе бик мөһим. Ул нинди булырга тиеш?(укучыларның җавабы тыңлана, нәтиҗә ясала)

Укытучы. Драма әсәрләренең икенче үзенчәлеге нинди?

- Мондый әсәрләрнең нигезендә каршылык ята.(укучылар парларда конфликтның каршы якларын дәфтәргә язалар)

Шакирҗан – Җан Баевич(бер кешенең үз эчендәге конфликт)

Димәк, төп конфликт – эчке бушлыкның дәрәҗәгә омтылуы.

Без әле бераз ардык,

Ял итәргә уйладык.

Башны иябез алга,

Ә аннары - артка.

Уңга, сулга борабыз,

Аннан карап торабыз.

Иң өсләрен сикертәбез,

Бер алга, бер артка сузып,

Күңелле ял итәбез.

Аннары без чүгәлибез,

Башларны алга яшереп,

Менә ничек ял иттек,

Дәресне дәвам итик.

Укытучы . Әсәргә анализ ясауны дәвам итәбез.

- комедиягә хас элементлар;

Укытучы . Анализда киләсе адым – комедиядә образлар системасын барлау.

- Төп образ – Шакирҗан, чөнки бөтен вакыйгалар шул герой тирәсендә. Ә калганнар Шакирҗанның чын йөзен ачар өчен бирелә.

- Сәхипҗамал, тегүче, графиня образларын карап китәбез.Парларда бергә киңәшеп, аларга характеристика бирик. (схемалар кулланыла, җаваплар тыңланыла)

Укытучы . Драма әсәрләренә хас элементларны атагыз.(парларда киңәшәләр, җаваплар тыңланыла)

- Персонажлар исемлеге, ремаркалар, диалог, индивидуаль сөйләм;(парларда сөйләшәләр, мисаллар китерәләр)

- Декорация теле турында сөйләшик. (төсләр, детальләр)

- Шакирҗаннар өендә беренче һәм икенче пәрдәдә зал интерьерын табып укыгыз, чагыштырыгыз, автор идеясен ачуда аларның роле бармы? (укыйлар)

- Зәвыксыз бизәлгән йорт хуҗасының культурасыз булуын күрсәтә- Анализның соңгы адымы-әсәрнең әһәмиятенә тукталыйк. Шакирҗан кебек кешеләр бүген дә очрыймы?

- Үзе надан булып та властька үрмәләүчеләр, тәмле аш та әзерли белмичә мин пешекче дип мактанучылар, һ.б.

- Димәк, Җан Баевич – дөнья әдәбиятында бер классик тип.

Әсәрнең тема, идея һәм проблемасын ачыклыйк. Бер Шакирҗан турында гына әйтергә теләде икән автор?

Тема – милләт язмышы, әхлак, ата-ана һәм бала;

Прблема – милләтне түбәнлектән ничек коткарырга;

Идея – милләт дәрәҗәсе һәр кешенең тәрбиясеннән башлана

Укытучы . Ә хәзер бүген өйрәнгән үрнәк нигезендә һәр пар “Җан Баевич”әсәренә кыскача

анализ ясый. Бер-беребезнең фикерен тулыландырып барабыз(укучылар җавабы)

Нәтиҗә ясау. Шундый югарылыктагы әсәр язган Гаяз Исхакый, ләкин үз милләте турында кайгыртып, тынычлап, үз илендә дә иҗат итә алмаган ул. Мәсәлән, бу комедиясен дә автор Берлинда 1923 елда яза.

9.Өй эше. Шакирҗан һәм Җан Баевич образына чагыштырмача характеристика язарга


Цель моего исследования – изучение и осознание значения общественной и литературной деятельности Гаяза Исхаки в духовном возрождении татарского народа.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1. Познакомиться с биографией Гаяза Исхаки;

2. Выделить проблематику, тематическую и идейную направленность

творческого наследия писателя;

3. Определить причины забвения и воскрешения имени Гаяза Исхаки

Объект исследования – жизнь и деятельность Гаяза Исхаки

Предмет исследования – монографические статьи о творчестве Г.Исхаки и его произведения

Я предполагаю, что гуманистические мысли Гаяза Исхаки не только не потеряли своего значения и ценности с точки зрения духовно-нравственного обогащения человека, но и приобретают новое содержание в нашем изменяющемся мире.

Академик Ф. Мусин, писатель и литературовед М. Сахапов, литературные критики А.Г. Махмутов и Ф.К. Баширов в своих монографических статьях определяют смысл многосторонней деятельности Гаяза Исхаки, обращая внимание читателей на особенности исторического, социального и духовного развития татарского народа, сохранившего свою национальную самобытность и духовную энергию в непростые времена.

Изучение данной темы может представить материал для уточнения биографических и текстологических аспектов, относящихся к жизни и творчеству Гаяза Исхаки, использоваться на уроках родной литературы в старших классах и внеклассных мероприятиях.

Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I . На пути к истине

Размотав пыльный клубок дорог и,

наконец, оказавшись в Стамбуле,

я подошел к карте и, долго близоруко щурясь, искал на ней голубую ленту Камы, чтобы потом хотя бы приблизительно

очертить то место, где находится моя родная деревня, откуда я когда-то вышел, чтобы больше уже никогда не вернуться…

Гаяз Исхаки (Мухамметгаяз Гилязетдинович Исхаков) родился 23 февраля 1878 года в деревне Яуширма (Кутлушкино) Чистопольского уезда Казанской губернии (прил.1) в просвещенной культурной татарской семье Гилязетдина-хазрата, известного в округе духовного деятеля, и Камарии-абыстай, дочери муллы. Воспитываясь в теплых заботливых объятиях родителей, с младенчества Гаяз Исхаки вдыхал целебный воздух татарской деревни; созерцая богатую родную природу – под воздействием поэтической красоты естественной прелести лесов и полей, озер и рек, он рос, впитывая милые обычаи, национальные традиции родного народа.

В те времена между шакирдами различных медресе проводились диспуты, в которых юный Исхаки принимал активное участие. Это способствовало развитию у юноши самостоятельного мышления.

Русская литература сыграла большую роль в формировании взглядов Исхаки. Гаяз познакомился с произведениями русской и мировой классики, сочинениями по философии и политике. Отныне его любимыми писателями стали Н. Гоголь, И. Тургенев, Л. Толстой, Ги де Мопассан, Кнут Гамсун, Оскар Уайльд и другие.

Проба пера и первые шаги в политике

Первый рассказ «Счастье в жизни, или Блаженство познания мира” Г.Исхаки пишет в 17 лет. В 1900 году он завершает еще два произведения: рассказ "Кэлэпушче кыз" ("Вышивальщица тюбетеек") и драму "Оч хатын берлэн тормыш" ("Жизнь с тремя женами") и тем самым заявляет о себе как писатель и драматург. Одновременно с литературой Гаяз Исхаки начинает увлекаться политикой и больше всего идеями партии социалистов-революционеров (эсеров). На ближайших выборах он решает поддержать именно это движение. Как и основная масса татарских писателей того времени, Гаяз Исхаки начинает с призывов к пробуждению, организации обществ, кружковых дискуссий, просветительской деятельности в медресе.

В своих ранних литературных и драматических произведениях он проводит идею о том, что знания, образованность ведут человека к совершенству, а невежество, необразованность, пренебрежение общепринятыми моральными нормами приводят к нравственному падению личности, к деградации. Таким образом, Г. Исхаки свои первые шаги в качестве писателя делает как пропагандист идей просвещения.

В 1901 году Гаяз Исхаки со своими единомышленниками создает тайное студенческое общество "Шэкертлек" и выпускает рукописную газету под названием "Тэрэккый", распространяет среди населения различные письма, пытаясь через просвещение пробудить сознание татарского народа.

Русская революция 1905-1907 годов способствовала изменению взглядов Исхаки. В 1906 году его имя стало одним из самых громких среди политических деятелей освободительного движения татар. Гаяз Исхаки возглавил радикальное крыло этого движения, связавшего себя с революционными партиями, видевшими главное препятствие на пути народов России к демократии и свободе в самодержавии.

Глава II. На службе родной нации

Моя главная цель –показать истину,

заставить вас немного задуматься,

приняться, наконец, за службу родной нации, поскольку от нынешних служителей мало проку.

2.1. Деятельность Г. Исхаки в России

С 21 до 31 июля 1917 года в Казани проходили заседания одновременно трёх конгрессов: Военного Совета мусульман России, конгресса духовенства и Второго общемусульманского конгресса. На совместном курултае этих трёх конгрессов, в организации и проведении которого большую роль сыграл Гаяз Исхаки, 23 июля 1917года было объявлено создание национально-культурной автономии татар Поволжья и Урала.

Гаяз Исхаки в 1919 году как делегат Версальской конференции (прилож.16,17) выезжает через Дальний Восток в Европу и больше не возвращается.

2.2. Г.Исхаки в эмиграции

Гаяз Исхаки, не приняв Октябрьскую революцию 1917 года, эмигрировал за границу. Как известно, такие люди, особенно после двадцатых годов прошлого века, считались врагами революции и объявлялись предателями. Г. Исхаки не мог воспринимать деятельность большевиков в области национальной политики, так как она противоречила его убеждениям. Он всячески разоблачал политику советского правительства в отношении татарской нации и предлагал свои пути решения этих проблем.

2.3. Просветительские идеи в творчестве Г.Исхаки

Если взять сюжет романа, то там можно найти множество примеров, соответствующих общественно-политическим взглядам Г.Исхаки. В судьбе Сагадат, главной героини романа, отражена суровая действительность того времени. С того момента, когда ее отец Шарий-абзый и мать Хусниджамал-тути, продав нехитрый скарб, покинули деревню и обосновались в городе, безжалостный рок не выпускает Сагадат из своих когтей: похоронив дошедших до крайней степени нужды родителей, она остается сиротой. Из-за голода встает на путь проституции.

В очерке "Идель-Урал", опубликованном в 1933 году во время скитаний в эмиграции, Гаяз Исхаки, опираясь на источники, описывает историю тюрков Волжско-Уральского региона со времен булгарского, золотоордынского периодов. Указывает на те проблемы, которые возникли после Октябрьского переворота большевиков, и вновь поднимает идею Волжско-Уральского штата, впервые выдвинутую еще в 1918 году в Уфе. Автор уверен, что, несмотря на многовековое угнетение, тюркские народы не отказались от стремления к обретению былой независимости и при появлении первой возможности возьмут управление народом в свои руки.

Сегодня все чаще можно услышать, что Гаяз Исхаки - один из самых ярких, выдающихся основоположников новой татарской литературы начала XX века. Он острее всех чувствовал современные проблемы, показывал тесную взаимосвязь богатых народных традиций с современностью, в смутное время играл роль путеводной звезды для своего народа. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, широким кругом философских проблем.

Вполне естественно, что творчество Гаяза Исхаки стало ареной жесточайших сражений полярных идеологических сил XX века. Он выдвигает на первый план национальную идею, уходящую корнями в многовековую историю татарского народа и, руководствуясь ею, создает художественный мир, отражающий самобытную материально-духовную культуру этноса и служащий мощным средством воспитания у читателей нравственно-эстетического, политического мышления и чувства национальной гордости, национального самосознания.

Вся жизнь Гаяза Исхаки была подчинена высоким идеалам служения родному народу. Он всю свою жизнь посвятил борьбе за права татар и тюркских народов, оставив после себя богатое наследие.

И мы не просто должны, а обязаны сохранить и приумножить наследие Исхаки, потому что оно привлекает не только своей уникальностью, но и своеобразным пониманием хода истории, оригинальными взглядами в национальном вопросе, неукротимой борьбой, отстаиванием права татарского народа на самоопределение и восстановление национального государства.

Исхаки — это феномен, который еще предстоит познать нашему обществу через изучение его произведений, публицистических статей, изданных им газет и журналов.


22 февраля 1878 г., деревня Кутлушкино Чистопольского уезда Казанской губернии – 22 июля 1954 г., Анкара. Похоронен в городе Стамбул.

Один из основоположников татарской возрожденческой литературы начала XX века. Печатался под именами и псевдонимами Гаяз, Гаяз Исхаков, Казанлы Гаяз Исхаки, Иделбай, Бикбулат, Биктимер, Бикчура углы, Котлы Мухаммед, Тимер, Ураллы, Хабибрахман аль-Булгари, Кандилле, Хамит, Чингиз, Япанчи и др.

Образование

Общественно-политическая деятельность

С 1904 г. вновь в Казани, и с этого времени полностью посвятил себя общественно-политической и литературной деятельности.

За революционную деятельность, антиправительственные выступления 18 раз подвергался арестам, сидел в тюрьмах городов Чистополь, Казань, Москва, Санкт-Петербург, находился в ссылке в Архангельской губернии.

Г.Г.Исхаки приветствовал Февральскую революцию 1917 г., одобрял национальную политику Временного правительства.

На I Всероссийском мусульманском съезде он выдвинул идею национально-культурной автономии для тюрко-татар Поволжья и Приуралья – создание Урало-Волжского Штата (Идел-Урал Штаты), которая была поддержана на II Всероссийском мусульманском съезде в Казани (1917 г.) и Миллэт Меджлиси в городе Уфа (1917–1918 гг.).

Был избран членом Всероссийского мусульманского совета (Милли Шура).

В эмиграции

С марта 1920 г. до лета 1922 г. Г.Исхаки жил в Париже, затем в Берлине. С 1925 г. – в Турции.

В декабре 1931 – начале 1932 гг. Г.Г.Исхаки участвовал в работе Всемирного конгресса мусульман в Иерусалиме, выступил с докладом о гонениях на ислам в советской России, закрытии мечетей, преследовании священнослужителей. Он обращался по этому вопросу к главам государств арабского Востока – Египта, Ирака, Ирана, Афганистана, Йемена, а также к султану Марокко, к Папе Римскому.

В 1936 г. Г.Г.Исхаки возвращается в Варшаву, в 1939 г., после захвата Польши фашистской Германией, переезжает в Турцию и остается там до конца жизни.

Творчество

Начало творческого пути Г.Г.Исхаки пришлось на рубеж XIX–XX века, когда татарская литература вступила в эпоху ренессанса (см. Янарыш).

В развитии творческой деятельности Г.Исхаки условно можно выделить 4 периода:

Просветительский период творчества

В начальный период творчества Г.Г.Исхаки выступил как прозаик, драматург, публицист.

Центральное место в просветительской прозе и драматургии Г.Г.Исхаки занимает проблема феминизма, которая раскрывается им в различных ракурсах и многообразии мотивов.

Многие сюжетные элементы этого произведения, общественные идеалы, литературно-эстетические мысли, содержавшиеся в нем, были развиты и художественно переработаны в творчестве Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, С.Рамеева, Г.Камала, Н.Думави, Ф.Туйкина и др.

В отличие от ранних произведений, Г.Г.Исхаки полемизирует здесь с толстовской концепцией непротивления злу насилием, призывает женщину самой решать свою судьбу. Следуя этой идее, главная героиня Сагадат находит силы порвать с безрадостным прошлым, покидает дом богатого мужа Габдуллы, уезжает на учебу в Петербург, готовит себя к народнической миссии.

Главный герой романа, авторитетный имам-богослов Халим, выступает как воплощение народной мудрости и общечеловеческих ценностей.

Национальные ценности в творчестве Г.Исхаки

В 1910-х годах общественно-политические взгляды и художественное мышление Г.Г.Исхаки претерпели существенные изменения. От идей революции и классовой борьбы он перешел на общенациональные позиции, направил силы на сплочение различных слоев татарского общества и рост национального самосознания, так как считал это важным средством прогресса и освоения достижений мировой цивилизации.

Тема национального единства доминировала и в многочисленных публицистических и художественных произведениях Г.Г.Исхаки этих лет, что выдвинуло его в число признанных лидеров татарской национально-освободительского движения.

Национальные проблемы в контексте политической истории России, культурно-цивилизационных, религиозных, семейно-брачных отношений оказались в центре многих его произведений.

Творчество в эмиграции

Истории освободительного движения татар в трудах Г.Исхаки

В книге подробно прослеживается история материальной и духовной культуры Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и дается ее характеристика; повествуется о тяжелом колониальном гнете, под которым оказался татарский народ после падения Казанского ханства, его трудной борьбы за сохранение религии, языка и менталитета.

Г.Исхаки – историк литературы

Большая часть статей посвящено анализу подвижнической деятельности татарских просветителей К.Насыри, Ш.Марджани, И.Гаспринского, Р.Фахретдина; произведений Ф.Карими, С.Максуди, Г.Тукая, Дэрдменда, С.Рамеева, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Ш.Камала, Г.Камала, Г.Кулахметова и др.

Во многих публицистических статьях Г.Г.Исхаки критикует политику большевиков в области литературы.

Наследие

В реабилитацию имени Г.Г.Исхаки значительный вклад внесли литературовед И.Нуруллин и писатель А.Еники; в исследования его творчества – Н.Давлет, С.Чагатай, М.Тахир, И.Нуруллин, Х.Махмутов, Л.Гайнанова, М.Хасанов, Ф.Мусин, М.Сахапов, Х.Миннегулов, Ф.Галимуллин, Ф.Ибрагимова, Р.Ганиева, А.Шамсутова, Р.Харрасова, Р.Яруллина, Б.Т.Гали и др.

Память

Гаяз Исхаки. Путь к свободе. 2009

В 1991 г. была учреждена Премия Союза писателей РТ им. Г.Исхаки.

В село Кутлушкино открыт музей.

Сочинения

Мәҗмугаи асар: 8 томда. К.-М.-СПб., 1911–1918.

Әсәрләр. Казан, 1998–2014. Тома 1–15.

Литература

Нуруллин И. Два письма М.Горького // Вопросы литературы. 1988. № 4.

Гали Б.Т. Щедрый талант. Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Г.Исхаки. Казань, 2002.

Сахапов М. Исхаки и татарская литература ХХ века. Казань, 2003.

Мусин Ф. Гаяз Исхакый. Казань, 1998.

Харрасова Р. Әдәби бәйләнешләр яктылыгында. Казан, 2002;

Шәмсүтова А. Гаяз Исхакый иҗатында феминистик проблемаларның идеал-эстетик эволюциясе. Казан, 2003.

Читайте также: