Формирование абсолютизма в россии сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Абсолютизм – тип государственного устройства, когда монарх владеет неограниченной властью. Правитель опирается на централизованный чиновничий аппарат и регулярную армию, подчиняет себе церковь. В России начал формироваться с XVII века.

Исторические предпосылки в Европе и России

Абсолютная монархия как тип правления получила широкое распространение в Европе и существовала до XVIII века. В период Просвещения эту идею широко подхватили многие философы, учёные и писатели. В Европе абсолютизм существовал в XVII – XVIII вв. После Французской революции он постепенно изжил себя и уступил место демократизации. В России монархи обладали абсолютной властью до начала до XX века.

Отличительные черты абсолютной монархии

Основное отличие государственного строя при абсолютизме – полная централизация власти. К другим характерным признакам относятся:

  1. Развитый бюрократический аппарат.
  2. Регулярная полиция и армия.
  3. Дворянство является опорой монарха.
  4. Возвеличивание личности государя.
  5. Внутренняя политика способствует развитию экономики и промышленности.

Особенности формирования в России

Первые предпосылки формирования абсолютной монаршей власти наблюдались ещё во время правления Ивана Грозного. В XVII веке государственный строй стал быстро развиваться в этом направлении. Это можно отследить в разных сферах жизни государства:

Изменился царский титул – в нём стала отражаться идея божественности царской власти и её самодержавный характер.

Постепенно утрачивали своё влияние сословные представительства – Земские соборы, Боярская дума.

Светская власть получила преобладание над церковной.

Земский собор – собрание представителей разных сословий в Русском государстве для решения политических и экономических вопросов. Являлся главным сословно-представительским учреждением. Существовал с середины XVI до конца XVII века. Последний раз собирался в 1684 году по вопросу перемирия с Польшей.

В начале XVII века к власти пришёл 16-летний царь Михаил Фёдорович. В начале своего правления он опирался на Земские соборы. В то время они собирались практически ежегодно. Постепенно царская власть крепла, и соборы стали проводиться всё реже.

Изменился состав Боярской думы – в него вошли родственники царя и приближённые к нему лица. Постепенно увеличивалось количество думных дьяков.

С приходом к власти царя Алексея Михайловича чётко обозначился переход политического строя к абсолютной монархии.

Соборное уложение

В 1649 году был принят документ под названием Соборное Уложение. В него входило 25 глав. Основное содержание его – изменения в уголовном и судебном законодательстве.

Вторая глава Уложения полностью посвящена обереганию монаршей особы. За злой умысел против государя предусмотрена была смертная казнь. Кроме того, документ регламентировал порядок и устройство военной и государевой службы, а также вопросы управления страной. Соборное уложение было значительным шагом в развитии абсолютизма в России.

С середины XVII в. самодержцы перестали нуждаться в созыве Земских соборов. Боярская дума к концу столетия оставалась таковой только номинально. К концу 80-х годов бояр в ней осталось не более трети. Действовала она теперь нерегулярно. На её место возле государя пришла Ближняя дума – собрание лиц, наиболее приближённых к монарху.

После введения Соборного Уложения стали издаваться законы, подписанные именем царя. Боярская дума не участвовала в их написании. Большая часть указов государя Алексея Михайловича была издана им персонально.

Церковь и светская власть

Особенно остро встал вопрос отношений светской и духовной власти. Патриарх Никон мечтал сделать Россию мировым православным центром. Он стал проводить церковные реформы, которые были поддержаны царём, но привели к расколу среди верующих.

Историческое значение

В XVII—XVIII веках абсолютизм имел важное прогрессивное значение. Он активно боролся с феодализмом, объединял государство, устраняя раздробленность. Церковь в это время была подчинена государственной власти. Успешно развивались экономические отношения внутри страны. Кроме того, централизация власти и введение регулярной армии позволяло подавлять народные восстания и осуществлять военную экспансию соседних государств.

Формирование абсолютизма в России - важный процесс в истории России. Он характеризовался полной централизацией, концентрацией власти в одних руках, полным подчинением церкви светской власти, единым сводом законов, защищающих монарха, а также дифференциацией функций управления. Среди этапов формирования абсолютизма в России можно выделить следующие: издание Соборного уложения, церковный раскол, замена приказов на коллегии, создание Сената и Синода.

Издание Соборного уложения - важный этап в формировании абсолютизма в России. Причинами создания Соборного уложения являются необходимость кодификации законов (последний раз сборник законов обновлялся в 1550 г при Иване IV), которых накопилось множество и которые зачастую противоречили друг другу, также необходимость перехода от казуальной системы законодательства к нормативной. Одну из ключевых ролей в данном событии сыграл царь Алексей Михайлович. Он созвал Земский Собор, на котором поставил вопрос о необходимости преобразований в законодательной системе страны. Также он лично прослушал проект будущего Соборного Уложения и провел дальнейшую ревизию - пересмотрел и отредактировал представленные ему законопроекты. В результате принятия Соборного Уложения был определен статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха, также преступление против государя преследовалось тяжелым наказанием. Это всё усилило авторитет царя и законодательно закрепило процесс формирования абсолютизма в стране.

Создание Синода - ещё один важный этап в формировании абсолютизма в России. Его причинами стало необходимость подчинения церкви светской власти, а также реформировать в общем аппарат управления церковными делами (связано с заменой приказов на коллегии). Одну из ключевых ролей в данном событии сыграл Петр I. Он поручил Феофану Прокоповичу составить для будущего Синода устав, получивший название Духовного регламента. Позже в 1721 г. Петр I своим указом утвердил данный документ. В том же году Петр I обратился к Константинопольскому патриарху с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. В результате создания Святейшего Синода удалось добиться главной цели - подчинение церкви государству (Император назначал членов Синода), что привело в дальнейшем к усилению абсолютизма в стране. Также удалось регламентировать церковное управление после долгого существования приказной системы (которая в том числе и ведала церковными делами).

Формирование абсолютизма в России - важнейший этап русской истории. Его формирование принесло ряд изменений в жизнь русского общества. Так, например, сформировался новый слой населения - дворянство, которое было поддержкой для монарха и жизнь которого монархами часто улучшалась (“Жалованная грамота дворянству Екатерины II). Это привело к формированию ещё большего социального неравенства и как результат, например, к Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва. Также произошло окончательное формирование и усиление крепостного права (запрет на переход крестьян по Соборному уложению), что привело к некоторому замедлению развития экономики и даже отставанию впоследствии (Россия потерпела поражение в Крымской войне из-за устаревшего вооружения вследствие неразвитости экономической системы, построенной на крепостничестве). Это в дальнейшем приведет к отмене крепостного права в 1861 г.

Просвещённый абсолютизм в истории России, в первую очередь, связан с правлением Екатерины Второй. В рамках её правления произошли такие события, как созыв Уложенной комиссии, создание Вольного экономического общества и губернская реформа.

Создание Вольного экономического общества произошло в 1765 году. Важную роль в его создании сыграл Григорий Орлов, который подготовил и лично доставил документы о создании Общества Екатерине 2, подписал документ, подтверждающий создание Общества и заказал проект здания для заседаний Вольного экономического общества у французского архитектора. Екатерина Вторая, будучи очень близка к идеям просвещения приняла идею Орлова и создание Вольного Экономического общества было одобрено. Действия Григория Орлова будут способствовать распространению идей интенсивного экономического развития, что повлечет за собой развитие и распространение науки и рациональной политике.

Причинами данного события стали необходимость повысить производительность труда населения для поднятия экономики и процветания общества, и распространение прогрессивных идей среди дворянства, которые наталкивали их на организацию сельскохозяйственных работ так, чтобы повысить урожайность. Следствием создания Вольного экономического общества стало распространение идей о сельском будущем России среди дворянства, что повлечет будущие экономическое реформы, заседания общества привели также к конкурсу на лучшее решение крестьянской проблемы, в которой участвовал великий философ Вольтер, что конечно же, привлекло внимание всей Европы. В целом, создание Вольного экономического общества приведет к улучшению экономических показателей за счет введения помещиками интенсивных методов производства.

Уложенная комиссия, работавшая с 1767 - 1768 год стала важным этапом в правлении Екатерины Великой. Главную роль в созыве комиссии сыграла сама императрица Екатерина 2: она подписала манифест о создании Уложенной комиссии, написала произведение "Наказ", в котором изложила свои идеи и взгляды, которые станут центром и основой Уложенной комиссии, а также спустя год подписала документ о роспуске Уложенной комиссии и выступила с ним. Усовершенствование законодательства долгие годы являлось центром обсуждения, поэтому действия Екатерины 2 привели к ещё одному шагу в систематизации государственного аппарата и заделу для будущих императоров. Причинами события стала необходимость изменить законодательство для более эффективной работы, разработка нового свода законов, так как прошлый устарел для современных реалий и прошлым являлось "Соборное уложение", потерявшее свою актуальность, а также выяснение настроений разных слоёв населения для определения направлений внутренней политики. Следствием события стало создание материалов комиссии, которые во многом предопределили направления политики императрицы, новый свод законов так и не будет создан, что повлечет за собой необходимость следующих императоров создать его, императрица получила ясное представление о позициях различных групп населения, что поможет ей в определении направления политики.

Просвещенный абсолютизм является важной частью истории нашей страны. Вольное экономическое общество будет существовать более одного столетия, а во время правления Александра 1 станет местом обсуждения либеральных реформ императора. Кроме того, в 1899 году общество купит участок земли под Петербургом для экспериментов и будет рассказывать о результатах в журнале. Официально Общество перестанет существовать в годы Гражданской войны, а это начало 20 века. Деятельность уложенной комиссии привела к пониманию Екатерины 2, что европейские стандарты и системы не подходят России, так это приведет к тому, что следующие императоры будут отходить от идей Просвещенного абсолютизма и например, Александр 2 будет издавать либеральные реформы, направленные на свободу человека и отдавать приказы по созданию Государственного совета с идеями разделения властей, что конечно же, перечит идеям абсолютизма. В целом, данный процесс оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу России.

По критериям демоверсии ЕГЭ по истории 2021 года.


Рекомендации

Вольное экономическое общество изучало методы повышения эффективности сельского хозяйства.

В конкурсе на лучший проект крестьянского устройства, крепостного вопроса, организованного Вольным экономическим обществом, победила работа, в которой автор предостерегал от отмены крепостного права и заявлял о необходимости подготовки крестьян к свободе.

Екатерина Вторая была уверена, что абсолютная монархия – идеальная форма правления для государства Российского.

В Уложенную комиссию входили представители всех сословий, за исключением крепостных. Полтора года работы не принесли результата. Под предлогом войны с Турцией деятельность Уложенной комиссии приостановили, после войны комиссия так и не начала работу.

Новый свод законов не был создан, самодержавие не пострадало.

Попытки Екатерины Великой улучшить положение крестьян не дали результата.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Особенности формирования русской системы власти основываются на основополагающем влиянии византийской идеи власти Императора – идеи религиозного автократизма, глубоко воспринятой русскими книжниками и летописцами, и в частноправовом характере власти Великих князей из рода Рюриковичей, для которых владения есть неотчуждаемая вотчина, переходящая по наследству в их роде.

Власть самодержавная никогда не была чисто юридически созданной властью, ее генезис глубоко связан с историческим путем самой России, в котором она играла волевую, направляющую роль. Именно самодержавие явилось насадителем православия на некогда многобожно-языческой Руси, создало из междоусобствующих княжеских земель мощнейшую Русскую Империю, сплотило разрозненные славянские племена в единую русскую нацию, успешно охраняло на протяжении тысячи лет наш православный мир от внешних и внутренних посягательств на него, взрастило все, что современное общество называет наукой и культурой.

В настоящей работе будут рассмотрены вопросы становления абсолютизма в России, ключевые этапы этого становления – правление Петра I и Екатерины II. В последнем разделе будут рассмотрены вопросы генезиса и особенностей самодержавной власти в России.

Более всего Петр преуспел в модернизации на европейский лад системы государственно-административного управления страной, осуществив ломку традиционных структур. Вместо Боярской думы был создан правительствующий Сенат (1711) как новый высший орган, комплектуемый царем. Сенат разрабатывал нормативные государственные акты, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации. Система централизованного управления через приказы (на шведский манер) коллегиальным принципом рассмотрения дел. Было создано 12 коллегий. Ведущую в них роль, особенно в руководстве производством и торговлей, заняли иностранные специалисты.[1]

В стране была проведена административная реформа. Вся территория разделялась на 8 губерний, которые делились на провинции и уезды. Во главе губерний стоял губернатор, в руках которого находилась судебная, полицейская, финансовая власть. Во главе провинций и уездов были воеводы. Городским управлением стали ведать городовые магистраты.

Петр I осуществил военную реформу: переход к регулярной армии, формируемой рекрутскими наборами из крестьян.

В руках царя сосредоточилась вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и духовной власти. Россия получила большой разветвленный аппарат управления. Деятельность чиновников детально регулировалась разного рода регламентами и установлениями. В силу этого государство времен Петра I называют регулярным.

Реформаторская деятельность обусловила культурные перемены в российском обществе. В стране вводилось светское образование. Появились инженерные, медицинские, военные, ремесленные школы. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт.

Все реформы Петра по созданию регулярной армии и флота, по усилению его личной самодержавной власти, по развитию промышленности и торговли, по организации учебных заведений, Академии наук, книгопечатания и т.д. были направлены на усиление России, на создание сильного в экономическом и военном отношении государства. Петр проводил реформы насильственным путем, полагая, что все они необходимы не только государству, но и народу.

Итоги преобразований

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя — русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации — самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.

2. Век Екатерины II

Екатерина II, занявшая трон в результате дворцового переворота и правившая 34 года (1762-1796), пыталась приспособиться к условиям раскола русского общества. Это была хорошо образованная, энергичная и вместе с тем честолюбивая и лицемерная государыня. Она по-своему использовала русский традиционный охранительный консерватизм и европейский либерализм.

Таким образом, в основной своей части дворянская программа следовала идее модернизации по европейскому образцу; это была новая волна модернизации, связанная с победами Фридриха Великого. Век Екатерины II многие историки отмечают как золотой век для дворянства, получившего все права для усиления эксплуатации крестьянства, укрепления барщинной и оброчной системы феодально-крепостнического хозяйствования.

Однако многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России

В России политика просвещенного абсолютизма порождалась:[10]

Стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени.

Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

Притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений.

Задачи политики просвещенного абсолютизма

Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).

Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране

Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в России подготовило условия для модернизации страны, проведенной в середине Х1Х в. Поэтому обращение к данной теме позволяет проследить преемственность реформ, истоки становления гражданского общества в России.

3. Генезис и особенности русского самодержавия

Русская государственность испокон веков строилась не на писаных конституциях и бумажных законах, а на реальной силе русской нации, духовной и физической, имевшей олицетворение в державных вождях — в Православных Государях. Все попытки подменить реальную силу силой бумажной, то есть поставить во главу угла русской государственности безликий закон, потерпят неминуемый крах.

Таким образом, в споре о самобытности России идеал Русского Самодержавия, составляющими которого являются понятия Верховенства, Самодержавия и Неограниченности его Верховной власти, был и остается одним из главных пунктов идейного противостояния православных монархистов и современных демократов.

При этом Верховной Царская власть именуется, потому что она является властью наиглавнейших, окончательных, чрезвычайных и крайних решений в области управления государством, властью учредительной, основополагающей, правообразующей.

Именно самодержавие регулировало, примиряло и соглашало между собою огромное количество всевозможных и зачастую разнонаправленных социальных сил в русском государстве.

Принцип царского самодержавия

Никаких человеческих источников, из которых могла бы произойти власть самодержцев, то есть юридических договоров, международных соглашений, делегирования полномочий от одной власти другой, о – ничего подобного в истории формирования самодержавной власти в России найти нельзя. Есть только один источник происхождения власти самодержавных Государей — Воля Божия. Тем самым отсекаются все другие воли, не могущие быть источником самодержавия. Русские самодержцы, таким образом, становились Монархами Божией милостью.

Неограниченность и самоограниченность самодержавной власти

Закрепленная в русском государственном праве юридическая неограниченность самодержавия в Российской Империи естественно подразумевала, что фактически самодержавная власть самоограничивала себя массой религиозных и национальных традиций. Нормы же права исходят от Верховной власти, которая одна только и может законодательствовать.

Неограниченность Верховной власти заключается в том, что никакая другая власть не имеет в государстве равенства с Верховной властью, никакая другая власть не имеет возможности ограничить свободу Верховной власти и нет никаких юридических или фактических препятствий, которыми Верховная власть должна ограничиваться в своей деятельности. Верховная власть является неограниченной, если свободе ее властвования в государственном организме не положено границ и препятствий, если она не имеет себе юридических конкурентов и если она не подчинена никакой другой власти в государстве или вне его.

Идеал самодержавия возрос в России не в безвоздушном пространстве, а в среде русского народа, посему принцип этот на нашей почве впитал многое из самобытной народной психологии. Преданность самодержавию была для многих синонимом преданности высшим интересам нации. Это положение совершенно неизбежно в таком огромном государстве, как Россия.

XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.

XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая — Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.

Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.

XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.

Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу.

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 1997. – 331 с.

2. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. — М.: Москва, 1999. 512 с. С. 241.

3. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. — М.: РГГУ, 1999. 575 с.

4. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с..

6. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002. С. 412

7. Отечественная история: Учеб. пособие / Под науч. ред. А. Г. Рогачева. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. — 223 с.

8. Смолин М.Б. Тайны русской империи. — М.: Вече, 2003. – 432 с.

10. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. — СПб., 1993. — С. 95-96.

11. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М. Наука, 1974

[1] Отечественная история / Под науч. ред. А. Г. Рогачева. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002.

[2] Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в… Опыт целостного анализа. — М.: РГГУ, 1999. – с. 366.

[4] Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 1997. – С.89.

[6] Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 1997

[7] Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002. С. 412

[8] Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М.: Новое лит. обозрение, 1999

[9] Троицкий С. М. Россия в XVIII веке. — М., 1982. С. 176,180

[10] Здесь и далее в этом разделе выводы по: Отечественная история / Под науч. ред. А. Г. Рогачева. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002.

[11] Смолин М.Б. Тайны русской империи. — М.: Вече, 2003. – С. 275.

[13] Смолин М.Б. Тайны русской империи. — М.: Вече, 2003. – С.278.

[14] В кн.: Смолин М.Б. Тайны русской империи. — М.: Вече, 2003.

[15] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. — СПб., 1993. — С. 95-96.

[16] Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. — М.: Москва, 1999. — С. 241

Читайте также: