Форма изложения от 1 лица может придавать повествованию искренность исповедальность сочинение

Обновлено: 01.05.2024

Я вернулся в диванную, все там уже собрались и духовник приготовился читать молитву. Как только монах предостерег присутствующих, чтобы они покаялись во всех грехах без утайки, “иначе грех иметь будут”, ко мне возвратилось чувство благоговейного трепета, сопровождавшее меня все утро, когда я думал о предстоящем таинстве. Я даже находил некое наслаждение в этом чувстве и старался удержать его, прогоняя все другие мысль прочь и силясь чего-то бояться.

Первым исповедоваться пошел папа, он долго пробыл в бабушкиной комнате. Все это время

Наконец опять послышался голос монаха и шаги папа. Он вышел, когда всегда покашливая, не глядя ни на кого из нас. Он сказал, чтобы следующей шла Люба. “Ты ведь у меня большая грешница”, – сказал он, улыбаясь, и ущипнул ее за щеку. Любочка вся побледнела, вынула и снова спрятала записочку из фартука и, прижав голову, словно ожидая удара сверху, отправилась на исповедь.

Она пробыла там не долго, а когда вышла, плечи у нее подергивались от всхлипываний. Наконец, после Катеньки, которая вышла из комнаты с улыбкой на лице, настал мой черед.

медленно отправился в бабушкину комнату, все еще ощущая и нарочно в себе возбуждая страх. Монах стоял перед налоем и медленно обратил ко мне свое лицо. Я лробыл в комнате не более пяти минут, но вышел оттуда, нравственно переродившимся.

Хотя меня неприятно удивляла старая обстановка жизни: те же комнаты, та же мебель, та же фигура (мне хотелось, чтобы и внешне я изменился) – я пробыл в отрадном настроении до самого вечера.

От этой мысли я успокоился. Как вы думаете, почему Николенъка Иртеньев (главный герой повести “Детство”) почувствовал себя изменившимся “внутренне”9 Мне кажется, что Николенька Иртеньев почувствовал себя переродившимся “внутренне”, потому что на исповеди он покаялся в грехах, и теперь его душа была чиста перед Богом и перед людьми.

Общение с суровым монахом произвело большое впечатление на мальчика. У Николеньки появилось ощущение, что он начинает жизнь с чистого листа. И в новой жизни он будет добрым и праведным, не будет грешить и будет счастлив, живя в гармонии с собой и с окружающим его миром.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Салганика: "Форма изложения от первого лица может придать повествованию искренность, исповедальность".

Повествование от первого лица придает особую искренность повествованию. Например, в предложениях 19 и 20 автор описывает своё потрясение от того, что он не смог сдать экзамен по математике. Описывая своё состояние, ошеломление, стыд, автор добивается того, что мы как бы переживаем сами его ощущения и принимаем их близко к сердцу.

Повествование от первого лица очень помогает нам понять авторский замысел.

Сначала, повалив экзамен, Николенька был склонен обвинять во всём окружающих: преподавателей, родителей и даже Бога. Он считает, что сам он кругом прав и не видит недочётов в собственном поведении. Об этом автор говорит в предложении 21.

Однако в какой-то момент герой произведения вдруг понимает, что он сам не прав, и внезапно вспоминает о правилах, которые когда-то он для себя придумал. В эту минуту ему делается стыдно и за то, что он не следовал собственным правилам, и за то, что в своей неудаче обвинял не самого себя, а других людей или судьбу.

В предложенном в качестве темы предложении автор хочет показать переломный момент в сознании своего героя, то, как от обвинений всех окружающих он перешёл к пониманию своей ответственности за последствия своих поступков.

9.3 Как вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Каждый из нас рано или поздно бывает вынужден совершить в своей жизни какой-то важный выбор. Часто это касается нравственности. Нам нужно решить, как более правильно, морально поступить в той или иной ситуации.

Герой отрывка из трилогии Льва Николаевича Толстого Николенька не сдал экзамен. Сначала он обвиняет в этом всех подряд, не замечая собственной вины, но потом он находит в себе силы и честность признать, что на самом деле в сложившейся ситуации виноват он сам. Это тяжёлый нравственный выбор, ведь очень трудно обвинять самого себя. И всё-таки Николенька сумел его сделать. Тем самым он сделал первый шаг к исправлению своих жизненных ошибок.

Каждому из нас приходится время от времени что-то решать, и часто это бывает очень и очень трудно.

Надо стремиться всегда правильно совершать нравственный выбор: брать на себя ответственность и не жалеть самого себя.


Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений на лингвистическую тему по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению.

Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1


ОГЭ готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс

Задание 15 № 6661

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Кузнецова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

В художественном произведении повествование может вестись от первого лица и тогда образ рассказчика раскры­вается в его речи, эмоциях, манере выражения мыслей. В этом случае читатель получает уникальную возможность испытать многое из того, что пережил этот герой.

Повествование от первого лица в художественном тексте с элементами разговорного стиля всегда воспринимается как свидетельство очевидца, чьи чувства и ощущения вызывают сопереживание читателя.

Вы обратили внимание, как много сейчас авторов художественной прозы пишут от первого лица? В XIX веке так писали разве что путевые заметки или дневники, да и в XX найдётся немного произведений от лица автора. А сейчас в любом жанре этот тип повествования становится преобладающим. И неважно, что героиня— драконица или вампирша, а герой — орк или некромант. Казалось бы, как тут можно отождествить себя с героем? Но оказывается очень даже можно, хотя иногда из-под пера выходят странные вещи.

А между тем, сложностей в повествовании от первого лица немало, и граблей раскидано – только наступай. Но авторы упорно продолжают на них танцевать и назначают себя на роли героев любовных триллеров и попаданческих драм, космоопер и произведений в жанре зомби-апокалипсиса.

Несмотря на мой слегка язвительный тон, я признаю, что в таком типе повествования есть целый ряд преимуществ, привлекающих авторов. Сначала коротко о них.

Чем привлекательно повествование от первого лица

Рассказ от первого лица позволяет автору легче погрузиться в свой мир, и от этого любая, даже самая фантастическая история становится более реалистичной. В ней появляется та психологическая глубина, которую весьма непросто достичь, когда повествование идёт от третьего лица. Ведь человеку всегда проще описать свои чувства, чем понять другого человека.

Но на мой взгляд, главная причина, почему автор выбирает рассказ от первого лица, связана с особенностями современного литературного творчества. Для многих авторов — это увлечение самим процессом, возможность перенестись в другой мир, поиграть в отношения героев. А когда писатель отождествляет себя с персонажем, такая игра становится ролевой и приобретает особую привлекательность.

Однако выбор повествования от первого лица, несмотря на привлекательность, связан с целым букетом проблем, которые авторы пытаются решить по-разному, и не всегда это у них получается.

Ограниченность обзора

Решить эту проблему можно по-разному, и успешность такого решения зависит от мастерства автора.

  • Источником необходимой информации может быть подслушанный разговор или рассказ другого персонажа.
  • Сочетание рассказа от первого лица и вставок от третьего, когда описываются события, которые недоступны восприятию главного героя. Не всем авторам удаётся органически сочетать эти два типа повествования.
  • Рассказы от лица разных героев. Здесь сохраняется повествование от первого лица, но в то же время появляется возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и показать читателю разные события. Однако на такое перевоплощение способны не все авторы, всё же необходимо показать характер и внутренний мир различных персонажей, иногда разного возраста или пола.

Проблема создания образа

Тут даже несколько проблем. Во-первых, примеряя на себя роль героя, автор невольно наделяет его своими чертами характера, привычками, страхами, интересами. Избежать этого довольно сложно, из-за чего герои/героини разных книг одного автора оказываются похожи. Решить проблему может только мастерство писателя и его способность к перевоплощению, своеобразный актерский дар.

Во-вторых, возникает проблема с визуализацией образа. Для читателя важна картинка , возможность увидеть героя со стороны. А повествование от первого лица его этого лишает. Даже просто внешний вид описать — и то проблема.

Но образ героя/героини вполне можно создать по отдельным чёрточкам, сконструировать как пазл из замечаний других персонажей. Подруга заметит, что платье героини подходит к её рыжим волосам, знакомый сделает комплимент выразительным, колдовским глазам. Герой посмотрит на кого-то с высоты своего роста и т. д.

Такие отдельные чёрточки, намёки позволят читателю включить фантазию, и создать свой уникальный образ героя. Что намного лучше, чем навязанный автором.

Я-передозировка

Вспомним уроки языка: личные местоимения

Первое лицо: я, мы

В таком виде повествования рассказчик становится непосредственно персонажем своей истории.

Второе лицо: ты, вы

lico-v-texte

Повествование для 2-го лица. В таком виде повествования рассказчик заставляет читателя почувствовать себя персонажем истории.уменьшает дистанцию между текстом и читателем. происходит смешение литературы и реальности

Третье лицо: ты, вы

Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является. Иначе говоря, это когда кто-то, или сам автор, рассказывает о событиях, будто наблюдая за ними со стороны.

У каждого вида повествования есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их.

От первого лица

Преимущества повествования от 1-го лица:

  • читатель чувствует связь с человеком, который будто разговаривает с ним;
  • повествование воспринимается как свидетельство очевидца и может выглядеть более правдоподобным;
  • начинающий писатель часто чувствует себя уверенней;
  • легче показать эволюцию героя;
  • позволяет четко обозначить личное отношение персонажа к описываемым событиям.

Недостатки повествования от 1-го лица:

kniga-sedmaya-jizn

От третьего лица

Например, если в комнате главный герой и два персонажа, то мы следим за мыслями только главного героя. Потом героя оставляем в комнате, а два персонажа выходят на улицу, идут вместе по проспекту и обсуждают недавний разговор: здесь мы следим за мыслями персонажа, который кажется нам наиболее важным. Если проигнорировать это правило, то повествование получится запутанным и тяжелым.

Преимущества повествования от 3-го лица:

Недостатки повествования от 3-го лица:

Странное второе лицо…

Существует также повествование и от 2-го лица: когда сам читатель и есть наблюдатель. Такой стиль изложения материала используют редко: он тяжеловесен, скучен и быстро надоедает читателю.

Однако второе лицо может быть включено в повествование эпизодически. Также второе лицо с успехом используется в стихах:

Ты помнишь, плыли в вышине
И вдруг погасли две звезды.
Но лишь теперь понятно мне,
Что это были я и ты…

Леонид Дербенев

Независимо от того, какое лицо избрано для повествования, можно не зацикливаться на недостатках, лучше максимально использовать преимущества. А какая форма ближе, станет понятнее с опытом. Также стоит учитывать требования жанра, например:

  • в детективах чаще повествование идет от 1-го лица;
  • в любовных романах – от 3-го лица.

А теперь – задание.

Перестройте отрывки, представленные ниже, так, чтобы повествование зазвучало сначала от 3-го лица, а затем – от 2-го лица. (Ответы можно записать в комментариях).

  1. Макс смотрел на нее и не знал, что ответить. Согласиться – значит, признать свою вину. Все отрицать – будет похоже на оправдания. Он молча развернулся и пошел прочь: если Дана не верит, нет смысла продолжать с ней общение.

Урок окончен. Легких вам перьев, дорогие авторы!

Если материал был интересен и полезен, помни, что таковым он может быть и для других людей. 🙂

Читайте также: