Фольклорные мотивы в балладе жуковского светлана сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Ведущий образ – дорога, путь. Он связывает все произведение, это традиционный символ не только путешествия, но и человеческой жизни. Образ пути неразрывно следует за повествованием: жених Светланы отправляется в дальнюю поездку, а она сама отбывает в зазеркальный мир, после чего герои благополучно возвращаются.

На более тонком уровне образ пути показан как путь души главной героини. Если вначале она следует праведной божией стезей, то, поддавшись искушению, героиня с нее сворачивает и попадает в искаженный мир зазеркалья. Далее, переосмыслив свою ошибку, Светлана отходит от смуты, приходит к переосмыслению жизни и возвращается к исходной точке. Она приобретает духовный опыт.

Светлица, сани – образы Руси. Они передают патриархальный мир, где жизнь течет своим традиционным укладом, неразрывно связанным с осознанием Бога и его строгих заповедей.

Крещение в исконно русском понимании означает предвкушение чуда, таинство. Девушка подспудно ощущает тихую радость, веру в лучшее. Она надеется на счастье и милость Бога.

В балладе присутствуют образы птиц: ворона, голубя и петуха. Традиционно на Руси черный ворон интерпретировался как предвестник беды, гибели. Ворон несет смерть, намек дьявольской поживы. Так поэт показывает, что героиня чуть было не совершила роковую ошибку. Читатель догадывается, что если бы девушка не обратила свои мысли вовремя к Богу, все могло бы закончиться самым трагическим образом.

Белоснежный голубь символизирует Ангела, который вовремя подоспел к Светлане на помощь. Он действует в противовес ворону, отвлекает беду, помогает выбраться из нечистых пут и благополучно вернуться. Также голубь символизирует чистую душу героини, ее нежность и открытость.

Петух также издревле считался образом, помогающим изгнать нечистую силу. Именно с первым криком петуха наваждение рассеивается, и героиня возвращается в чистый и светлый мир реальности.

Образ метели интерпретируется как смута, могильный холод, дыхание смерти. Уже по тому, как все завертелось в снежной круговерти, читатель понимает, что это не к добру. Героиню ожидают сложные испытания, происходит борьба добра и зла. Именно образ заснеженной дороги приводит героиню к странной избушке, символизирующей границу между миром мёртвых и живых.

Свет олицетворяет защиту Бога, его милосердие. Этот образ проходит через все произведение и символизирует благословение Господа. Также свет можно интерпретировать как искру веры в душе Светланы, этот огонек не погас даже в момент самых сложных испытаний. Именно свет помог героине выбраться и не погибнуть. Поэт неслучайно, заканчивая повествование, рисует картину ослепительного зимнего утра. В этом – торжество добродетели, божией благодати и победы добра над злом.

1.Проследить фольклорные традиции в произведениях русских писателей.

3.Изучить теоретические основы и жанровое своеобразие форм фольклора. Проанализировать и выявить насколько активно использует В.А.Жуковский мотивы фольклора в балладах.

4.Раскрыть роль сказки, песни и заклинаний в художественной литературе.

5.Провести анализ своей деятельности и результатов проделанного с целью определения перспектив и практической значимости работы.

Глава 1.Общефольклорные явления и национальное

своеобразие русского фольклора.

  1. Провести анализ своей деятельности и результатов проделанного с целью определения перспектив и практической значимости работы.

Фольклор- это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются дети и сейчас.

Но фольклорные средства обогатили литературу не только с формальной стороны, они способствовали раскрытию ее идейного содержания. В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда неизвестен, так как неизвестен автор произведения. Текст передается из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по - своему, чтобы произведения было легко читать и понимать.

Примеры обращения писателей к традиционным фольклорным жанрам многочисленны. Чем это объяснить? Возможно, тем, что фольклор - самый древний вид творчества, таящий в себе неисследованные глубины

Жанр баллады не имеет состветствия в русском фольклоре . Он возник на Западе (в Германии, в Англии). В русском фольклоре к балладе ближе всего историческая песня , но в ней нет фантастики. Баллада без фантастики , таинственности , загадочности, легенды, предания, без исключительного , из ряда вон выходящего события невозможна. В балладе что- то непонятное , пугающее, страшное, чаще всего чудесное, должно обязательно произойти.

Глава 2.Исследования о приемах использовании В.А. Жуковским

Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко и таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

Начинается баллада описанием старинного девичьего гадания. В старину на Руси бытовало суеверное представление, что перед религиозным праздником Крещенья человеку открывается его будущая судьба. Но ко времени Жуковского гаданья в крещенские вечера стали своеобразной игрой, во время которой девушки гадали о женихах. Девушки бросали на улицу башмаки, и считалось, что та девушка первой выйдет замуж, чей башмак поднимет случайный прохожий. Девушки клали в большую чашу или блюдо с водой кольца и под пенье вынимали их по одному: под какую песню вынется кольцо – значит, в той песне и содержится намёк на будущую жизнь.

Автор в качестве художественных средств выразительности использует эпитеты - ярый, чистою, золотой, белый, круговой, святой. В балладе действие происходят ночью, а это значит все окутано чем-то мистическим.

Баллада - это стихотворный рассказ преимущественно фантастического или героико-исторического характера

« . что ж. В избушке гроб ; накрыт

Спасов лик в ногах стоит;

. Стремление автора восполнить национальную русскую тему в поэзии увенчалось наибольшим успехом. Он дал совокупность примет русского национального стиля: зима, колокольчик, икона, избушка. Использовал стиль народного сказочного повествования, зачин.

Здесь фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях. Отображена и этнографическая сторона народного быта: праздник Крещения с его обрядами. В образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность. Далее в балладу входит и лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Приведены подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде, с обращением к мифологическому кузнецу.

. Всех героев и событий связывает вера в предвидение, разногласие между разумом и действительностью, борьба между добром и злом. Сюжет произведения - это один эпизод из жизни Светланы–гадание в крещенскую ночь и страшный сон, в котором она видит мёртвого жениха.

Обряд – это строго определенные обычаями те или иные действа. Назначение этих и многих других обрядовых действ - способствовать достижению какой-либо цели. В основе обрядов – реальные заботы о хорошем урожае, общем благополучии, слаженной семейной жизни.

С новогодним праздником святок связаны всевозможные гадания, в том числе и гадания девушек с пением так называемых подблюдных песен. Подблюдными назывались песни, исполняемые во время гаданий с помощью блюда. Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе, устилали стол белой скатертью, ставили на него блюдо с чистою водой. Каждая девушка опускала в воду какую-нибудь вещь (чаще всего серьги, кольцо или другие украшения), и блюдо накрывали платком. Затем девушки усаживались около стола и начинали петь песни.

Во время пения подблюдных песен одна из девушек (чаще всего – не принимающая участия в гадании) с закрытыми глазами доставала по одному положенные в блюдо предметы. К той, чей предмет доставался, и относилось содержание исполняемой в это время песне.

Подблюдные песни были очень небольшими по обьему – от четырех до десяти стихов. Основу их содержания составлял какой- нибудь образ, имеющий магически- символическое значение. Так, на основе бытовой разработки образа кольца, являющегося символом любви и брака, создавалась подблюдная песня .

« В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Специфика образного содержания подблюдных песен в том , что в них причудливо сочетаются мир реальный и мир идеальный .

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью. Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века, а также мировой литературы XX века. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений у писателей России, Японии и Латинской Америки? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способных передать тончайшие движения души. От сентименталистов В.А. Жуковского отличала характерная для романтиков устремлённость в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни.

. Романтизм баллады — в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании на то, что главное и вечное — в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна и призрачна.

С образом Светланы В.А. Жуковский связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в этой балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто её “милый друг — мертвец”. Светлана не может разобрать его сути, но очень боится этого ужасного, грозного сна. Сам же автор даёт ответ в своей балладе: “. здесь несчастье — лживый сон, счастье — пробужденье”. Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике о том, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а всё остальное — ложь и обман.

« Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран свистя крылом,

Вьется над санями;

Брошена от друга,

…В страшных девица местах;

Проведенная работа позволяет расширить наши представления о устном народном творчестве, свидетельствует о большом жанровом многообразии фольклора и его использовании в литературе.

Таким образом, в произведениях В.А.Жуковского мы наблюдаем использование жанрового многообразия русского фольклора : семейно-бытовой и календарно-обрядовой поэзии, заговоров, сказок, преданий, легенд, исторических и балладных песен..

В балладном мире природа не хочет вбирать в себя зло, сохранять его, она уничтожает его, уносит навсегда из мира бытия. Балладный мир Жуковского утверждает: в жизни часто совершается поединок добра и зла. В конечном счете всегда побеждает добро, высокое нравственное начале. Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладах Жуковского состоит в торжестве нравственного закона.

В крестьянском быту Святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня (6 декабря — по ст. стилю) до Крещения (6 января — по ст. стилю), то есть как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончивши со всеми работами, предается отдыху.

Святки считаются праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население не останется равнодушным к общему веселию и к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздникам в в деревне. Но все-таки центром празднеств служит молодежь: ее игры, песни, сборища и гаданья дают тон общему веселью и скрашивают унылую, деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляют Святки для девушек: в их однообразную, трудовую жизнь врывается целая волна новых впечатлений, и суровые деревенские будни сменяются широким привольем и целым рядом забав и развлечений. На Святки самая строгая мать не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в “жировой” избе, на посиделках, заливается гармония, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают “слушать” под окнами и гадать в поле. Гаданье составляет, разумеется, центр девических развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и, хоть с помощью черта, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какая жизнь ожидает ее впереди с этим неведомым мужем, которого досужее воображение рисует то пригожим добрым молодцем, ласковым и милым, то стариком-ворчуном, постылым скрягой, с тяжелыми кулаками.

Почти на протяжении всех Святок, девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые, до самого Крещения, свободно расхаживают по земле и пугают православных людей своими рогатыми, черными рожами 1 .

В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ. Начиная с этой ночи, вплоть до кануна Богоявления, нечистая сила невозбранно устраивает пакости православному люду и потешается над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом, начертанным на дверях жилых и нежилых помещений. В эти страшные вечера, говорит народная легенда, Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь. (…) молодежь до сих пор не прониклась смыслом этого поверья и по всей великой Руси проводит Святки в весельи, распевая песни, затевая игры и устраивая гаданья.

Гаданье составляет любимое святочное развлечение. Гадают кое-где и под Рождество, и под Крещение, но самым верным и действительным считается гаданье на Новый год (если только гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, то есть будет гадать без креста, без пояса и не благословясь).

Почти все способы гаданья имеют одну цель — узнать скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье, среди чужих людей. Эти вопросы, по понятным причинам, все больше интересуют женскую половину деревенской молодежи, и потому естественно, что девушки отдаются гаданию с особенным увлечением.

Наиболее распространенными видами гаданья считается литье олова или воска, гаданье с петухом, выбрасывание за ворота башмаков или лаптя и обычай “хоронить золото” 2 .

С легкой руки романтиков фольклор и народная культура входят в литературу. И Жуковский в “Светлане” обращается к миру святочных народных представлений, святочным обрядам.


О каких видах гаданий говорит Жуковский?


Бросание башмака: девицы по очереди бросают с ноги башмак „через колодец" и замечают, куда он ляжет носком — с той стороны и жениха ждать , С. 18'> 3 .


Существует несколько разновидностей гадания подобного рода. Гадающие приносят в избу петуха, насыпают на стол в обведенный углем довольно значительный круг горсти три-четыре овса, кладут в овес кольца и пускают на стол петуха. Чье кольцо петух при клевании овса выкинет из круга, тому или той судьба выйти замуж, или жениться в настоящем году , С. 15.'> 6 .

Другой вариант - на деревенской святочной вечеринке гаданье начинается обыкновенно прежде всего тем, что бегут в куриный хлев, снимают с насеста петуха и пускают его в избу, где уже разложены на полу все принадлежности гадания - хлеб, соль, деньги, поставлена чаша с водой, зеркальце и т.д. Смотря по тому, за что примется еле опомнившийся от перепуга петух, и угадывается судьба гадающей, то есть таков будет суженый, если ей суждено в предстоящем году стоять под венцом: станет петух пить воду - муж будет пьяница горький, примется за хлеб - бедняк, деньги клевать начнет - богач, в зеркало глянет - щеголь. Вынесут петуха в хлев, принесут охапку дров, начнуть поленья считать: четное число - к благополучию, нечет - сидеть принесшей еще год в девках 7 .


Гадание— литье олова или воска — состоит в том, что растопленное олово или воск выливают в ковш холодной воды, причем получается какая-нибудь замысловатая фигура, так называемое „счастье", которую потом тщательно и рассматривают—или прямо, или же на тень, и объясняют различно значение полученной фигуры , С. 14.'> 8 .


Гадание с кольцом. И ныне почти также совершаются подблюдные гадания (. ) одними девушками, которые, взяв блюдо, кладут в него сначала хлеб и соль, потом вынутую из печи глину и уголь, напоследок каждая, положа в блюдо какую-нибудь из своих вещей, например кольцо, перстень, или что-нибудь другое, и заметя свою вещь, загадывает о судьбе, начиная обыкновенно песню хлеба, с припевом к каждому стиху: слава.

Вступление в брак.

Идет кузнец из кузницы, слава!
Несет кузнец три молота, слава!
Кузнец, кузнец! Скуй венец, слава!
Ты скуй венец и злат и нов, слава!
Из обрезочков золот перстень, слава!
Из остаточков булавочки, слава!
Мне в том венце венчатися, слава!
Мне тем перстнем обручатися, слава!
Мне булавочками убиратися, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, не минуется, слава!

Замужество с милым

Ах ту гнутое дерево черемушка, слава!
Куда клонишься, туда склонишься, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, не минуется, слава! 9 .

К числу совместных гаданий, в которых принимает участие молодежь обоего пола, следует отнести и подблюдные песни, которые, как известно, составляют лишь особый вид святочного гаданья.

И единственно, кто еще не дает окончательно умереть подблюдной песни - это деревенские девушки: они еще сохранили вкус к поэзии отцов и дедов, и, собираясь в Васильев вечер, “закидывать кольца”, наблюдают, чтобы подблюдные песни распевались чин чином, и чтобы старинные обряды сохранялись при этом во всей полноте, то есть чтобы воду, куда опускают кольца, приносили из проруби, чтобы приносил ее парень первородный (первенец), или девушка “последняя” (т.е. младшая в семье) и т.д. 10 .

Сходятся на первое святочное игрище-сборище люди добрые, первым-наперво заводят степенные песни “подблюдные”—вокруг опрокинутого блюда с положенными под ним кусочками хлеба, узелками с солью, землею, угольками и разными мелкими вещицами—вроде колец, ключей и т. д. Вслед за каждой песнею вынимают что-нибудь красные девицы и парни-молодцы из-под блюда: „что вынется—не минется", по народному изречению. Кольцо вынется—к скорой свадьбе, земля—к смерти, уголёк—к пожару, соль—к раздорам, ключи—к доброму хозяйству и т. п. Первая подблюдная песня хлебу поется ‹…› В следующих—песенное народное слово то обращается к идущему из кузницы, несущему три молота, кузнецу:

Кузнец, кузнец! Скуй венец, слава!
Ты скуй венец и злат и нов, слава!
Из обрезочков золот перстень, слава!
Из остаточков булавочки, слава!
Мне в том венце венчатися, слава!
Мне тем перстнем обручатися, слава!
Мне булавочками убиратися, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, не минуется, слава!

В заключение, в песне задается столь обычный в святочном песнословии вопрос: "Да кому тем перстнем обручаться?". Не замедляете народ-песнотворец и с надлежащим, не подверженным никакому сомнению, ответом: "Обручаться отроку с отрочицею, слава! Еще молодцу со девицею, слава!" 11

Щука шла из Нова-города, слава!
Она хвост волокла из Бела-озера, слава!
Как на щуке чешуйка серебряная, слава!
Что серебряная, позолоченная, слава!
А головка у щучки жемчужная, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава! 12

Девушкам замужество, а молодцам женитьба!
Уж как кличет кот кошурку на печурку спать, слава!
Поди, моя кошурка, в печерку спать, слава!
У меня, у кота, есть скляница вина, слава!
Скляница вина и конец пирога, слава!
У меня, у кота, и постеля мягка, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава! 13


С незапамятных пор — и в бедных хатах, и в богатых хоромах—справляется о Святках гадание в зеркале. Для этого гадальщица уединяется в особую горницу и садится перед столом, на котором ставит два зеркала—большое против маленького. Перед зеркалом помещаются два зажженных свечи. Смотрит гадальщица, являются перед ней в большом зеркале целых двенадцать зеркал. В последнем из них обрисовывается, по словам знающих людей, облик суженого-ряженого девушки. "Чур меня!" — должна воскликнуть красавица при виде его, во избежание всяких ухищрений нежити-нечисти, которой суеверным воображением народа-сказителя предоставлена вольная воля на эти святые вечера 14 .


Обручение и венчание сопровождался чтением молитв и наставлением для сочетающихся, а сам брак в Православной Церкви составлял одно из семи Святых Таинств: супружество есть начало и конец жизни, потому оно должно быть освящено постановлениями Церкви 15 . В народной традиции вступление в брак схоже с похоронным обрядом: в обоих случаях присутствует семантика символического перехода из одного состояния в другое - из мира живых в мир мертвых; из одного рода - в другой.

Главная героиня поэмы Василия Андреевича – это настоящая русская девушка. Светлана также имеет характерные качества: красота, ум, скромность, уважение к религии, покорность, любопытство.

До XII века редко кому давали имя Светлана, поэтому оно считалось довольно неординарным и привлекало внимание. Оно характеризует девушку, как несущую свет. Именно после того, как с поэмой познакомилось общество, данное имя стало более популярным и его ассоциировали с главной героиней произведения.

Образ Светланы соответствует образу молодой девушки того периода, она по сути не имеет ничего примечательного и отличительного. На праздник Крещения тогда было распространено гадание среди незамужних красавиц.

Хоть это было неправильным и даже грешным занятием, все же героиня не удержалась. Спрятавшись от всех, она стала гадать на суженного. Во время процесса Светлана уснула, и ей приснился весьма необычный сон: будто у нее свадьба и на церемонии какой-то мертвец пытается к ней дотянуться руками.

Жуковский мало рассказывает о молодой девушке и не дает ее словесного портрета. Скорее всего, творец поэмы пожелал дать читателю волю, полагаясь на его воображение. Это сделано для того, чтобы не встревать в фантазию человека и не портить мнение о персонаже.

Но художники часто изображают Светлану в классическом образе русской красавицы, с пухлыми губами и огромными глазами. Ее нарядом являлся длинный сарафан, а голову украшала широкая русая коса. Почему именно такой она им представлялась неизвестно, возможно какие-то детали были навязаны стилем письма автора.

Эта баллада была адресована А.А. Протасовой – так называемой музе поэта, которая вдохновляла Василия Андреевича на творчество. Имя Светлана позже у него станет приравниваться к светлому мировосприятию. Автор будет относиться к нему как к талисману, который оберегает от нехороших мыслей и злых духов. В этом с ним солидарны многие коллеги писатели.

1.Подготовка к восприятию.

3.Работа по теме урока.

— Вспомните, что такое баллада? Что характерно для этого жанра?

Баллада – лиро-эпическое произведение с острым, напряжённым сюжетом, часто фантастичес-ким.

— Жанр литературной баллады появился только в XVIII веке, до этого баллада была исключительно фольклорным жанром. XVIII столетие – это период увлечения УНТ, в котором поэты и исследовате-ли пытаются угадать, понять национальный характер. Это приводит к тому, что произведения УНТ активно собираются и издаются.

С самого начала литературная баллада ориентировалась на фольклор. Поэты насыщали её необык-новенно выразительными эмоциональными приёмами. Всё это сулило балладе большое будущее, и, действительно, возникнув в XVIII веке, баллада прочно укрепилась среди литературных жанров и благополучно существует до нашего времени.

Баллада обладает краткостью и необыкновенной выразительностью, эмоциональной насыщеннос-тью. В фольклорной балладе рассказывалось о страшных вещах: убийствах, кровосмешениях, преда-тельствах. В ней появлялись призраки, ожившие мертвецы и даже сам дьявол.

Таким образом, баллада – это лиро-эпический жанр, в котором от лирики – эмоции и страсти; а от эпоса – повествование, сюжет.

Сюжет баллады содержит:

— фантастические и мистические образы;

— чудеса, необыкновенные истории.

Характерным признаком баллады как жанра является диалог. Иногда это может быть монолог, но всё равно подразумевается безмолвный собеседник.

Кроме того, выбор имени Свет­ла­на мог быть свя­зан и с ха­рак­те­ром про­то­ти­па ге­ро­и­ни этой бал­ла­ды, племянницы поэта Алек­сан­дры Ан­дре­ев­ны Про­та­со­вой-Во­ей­ко­вой, которой произведение было преподнесено в качестве свадебного подарка. Все знав­шие Сашу Про­та­со­ву от­зы­ва­лись о ней как о че­ло­ве­ке необык­но­вен­но­го оба­я­ния и при­вле­ка­тель­но­сти. Такой она была с са­мо­го дет­ства, и по­взрос­лев­шей Сашей вос­хи­ща­лись зна­ме­ни­тые рус­ские поэты: Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Язы­ков, Иван Ива­но­вич Коз­лов, Ев­ге­ний Аб­ра­мо­вич Ба­ра­тын­ский. Они по­свя­ща­ли ей стихи.

При­об­ре­тя на­ци­о­наль­ный ко­ло­рит, бал­ла­да всё равно оста­лась бал­ла­дой – про­из­ве­де­ни­ем, на­сы­щен­ным ир­ра­ци­о­наль­ны­ми, ми­сти­че­ски­ми, сверхъ­есте­ствен­ны­ми со­бы­ти­я­ми. Действие происходит в полночь, в атмосфере мрачной таинственности:

Туск­ло све­тит­ся луна В су­мра­ке ту­ма­на – Мол­ча­ли­ва и груст­на

— А даль­ше перед чи­та­те­лем пред­ста­ёт кар­ти­на га­да­ния перед зер­ка­лом – од­но­го из свя­точ­ных га­да­ний, ко­то­рое было очень по­пу­ляр­но и в на­род­ной, и в дво­рян­ской среде. Зеркало — способ связи с потусторонним миром. Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

— Народные представления в душе героини баллады сочетаются с представлениями религиозными, с неиссякаемой верой в Бога и в благость его предначертаний. И хотя Светлана беспокоится о женихе, она верит во встречу с ним и надеется на Божью помощь, постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:

Утоли печаль мою,

Что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература 9 класс. — М.: Просвещение, 2013

Введение

Баллада Светлана. Почему бог спасает Светлану от погибели?

Образ и характеристика Светланы в балладе

С самого начала произведения автор погружает нас в уютную и теплую атмосферу святочных гаданий. Даже название баллады, которое является так же именем главной героини, наполнено светом и теплом.

Жуковский описывает вечер гаданий, погружает читателей в этот волшебный, мистический, но совсем не мрачный мир. Но уже через несколько слов настроение произведения меняется. Появляются мрачные, тяжелые мотивы. Светлана встречается с миром мертвых. Она ждала возвращения своего возлюбленного, но встретила не совсем его. Это был мертвый жених. Но Девушка поняла это не сразу, и, обрадовавшись возвращению любимого, сразу согласилась поехать с ним на венчание в церковь. После жених неожиданно исчезает, и Светлана остается одна в незнакомых мрачных местах. Она видит избушки, и, зайдя в нее, обнаруживает там мертвеца, которым и оказывается ее жених. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Читайте также: