Философская лирика тютчева и фета сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Отражение душевных переживаний человека в лирике поэтов XIX века Ф. Тютчева и А. Фета. Соединение пейзажного и психологического планов природы. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Философский романтизм в поэзии Тютчева.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2013
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тютчев Ф. и Фет А. в русской поэзии

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты "чистого искусства", выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении "О чем ты воешь, ветр ночной?" (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога.

У Тютчева нет "мертвой природы" - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи

Это время суток переживается поэтом как "час тоски невыразимой". Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: "Все во мне и я во всем". Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее - уйти на второй план.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении "Шепот, робкое дыханье…" (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, "ряд волшебных изменений", а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено, прежде всего, различием поэтических темпераментов этих авторов. лирика тютчев фет романтизм

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении "Весенние воды" ручьи "бегут и блещут и гласят".

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, "слиться с запредельным" ("О чем вы воешь, ветр ночной?").

В более позднем стихотворении "Тени сизые смесились…" это желание проступает еще более явно

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится "подняться" над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении "Сияла ночь, луной был полон сад…" (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов - глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении "Я очи знал, - о, эти очи!" это реализуется в словесных повторах ("страстной ночи", "страсти глубина"). Для Тютчева минуты любви - "чудные мгновенья", которые превносят в жизнь смысл ("В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна…").

У этого поэта жизнь сравнивается с "временем золотым", когда "жизнь заговорила вновь" ("К. В.", 1870). Для лирического героя Тютчева любовь - дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении "Я очи знал, - о, эти очи!" важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями ("Шепот, робкое дыханье…").

В стихотворении "Сияла ночь. Луной был полон сад…" пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: "Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна - любовь, что нет любви иной".

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: "ты одна -вся жизнь", "ты одна- любовь". Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени ("Я очи знал, - о, эти очи!", "Я встретил вас- и все былое…"). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении "К. Б." трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение "О, как убийственно мы любим!" (1851), вошедшее в "Денисьевский цикл". Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести "поединок роковой двух сердец":

Трагизм наполняет и стихотворение "Последняя любовь" (1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: "Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!". И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: "Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность…" В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: "Ты и блаженство, и безнадежность".

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение "На заре ты ее не буди" все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: "И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон".

Появление эпитетов, таких, как "утомительный сон", указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: "Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней". Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: "Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит". Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество.

В стихотворении философского характера "Два голоса" (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И "хоть бой и неравен, борьба безнадежна", важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: "Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!". Тем же настроением проникнуто стихотворение "Цицерон" (1830).

В стихотворении "ЗПегШит" (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: "Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?". Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: "Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей".

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении "Одним толчком согнать ладью живую" (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: "Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим". Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон "неведомым, родным"). "Цветущие берега" и "жизнь иная" - описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение.

Рационально этот мир непознаваем, потому что он "неведом"; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с "неведомым". Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.

В стихотворении "Кот поет, глаза прищуря" (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического "я", сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

Подобные документы

Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

контрольная работа [14,4 K], добавлен 17.12.2002

Развитие образа ночи в русской поэзии. Особенности восприятия темы ночи в творчестве Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения "Тени сизые смесились…": его композиция, изображаемое время суток. Отображение в поэзии промежуточных моментов жизни природы.

реферат [31,2 K], добавлен 15.03.2016

Осмысление русскими философами тютчевской поэзии. Истоки представлений Тютчева о Хаосе и Космосе, амбивалентность мифологемы в его поэзии. Проведение параллелей с мифологическими пластами других культур от библейского представления до русских космистов.

творческая работа [62,3 K], добавлен 17.01.2010

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

дипломная работа [63,0 K], добавлен 29.01.2016

Понятие "философская лирика" как оксюморон. Художественное своеобразие поэзии Ф.И. Тютчева. Философский характер мотивного комплекса лирики поэта: человек и Вселенная, Бог, природа, слово, история, любовь. Роль поэзии Ф.И. Тютчева в истории литературы.

Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается.
Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет - совсем другой.
Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, — истина эта разная. У Фета ночь сияет:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается:

Лишь жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи.

Истина Фета — с крыльями, у нее есть свет. А вот у Тютчева день — это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь -момент соединения человека с миром: “сердце цветет” ночью. Ночь и день для Фета едины.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит.

В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его- как “свет звезды”. Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. “А счастье где? Не здесь. ”, и все-таки- “за ним, за ним”. В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье.
У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно - ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении “Тени сизые сместились”:

Тени сизые сместились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан). Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами. Например, в стихотворении “Фонтан” поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения.
Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении “бегут и будят сонный брег”, “гласят во все концы”, а зима “злится”, “хлопочет”, “ворчит”.
Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.

Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения “милого лица” и изменения в природе — такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания:

Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей печаль.

При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета - при всей дерзости его метафор - перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе.
Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттенков и переливов. Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но ь то же время можно отметить и различие в подходе к изображению мира, Вселенной, человека.

Найти или скачать Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

В сознании многих людей закрепился поэтический дуэт Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Произошло это по той причине, что поэтов связывали тёплые дружеские отношения. А.А. Фет благоговел перед Ф.И. Тютчевым и видел в нём гения. Фёдор Иванович отвечал поэту взаимностью. Несмотря на такую близкую духовную связь, в лирике этих талантливых людей мотивы звучали совершенно по – разному.

Фета и Ф.И. Тютчева находят отражение три основные темы: любовь, природа и философия. Стихотворения поэтов в основном носят романтический характер. Главное отличие творчества одного поэта от творчества другого заключается в том, как та или иная тема преподносится. Так, в лирике Афанасия Афанасьевича любовь предстаёт прекрасным крылатым созданием, способным вызвать трепет в душе любого. В стихотворениях поэта обычно описан процесс зарождения любви, тех чувств, что окрыляют человека, заставляют его жить:

Шепот, робкое дыханье.

Серебро и колыханье

Тема любви в поэзии Тютчева звучит по - другому. Его стихотворения проникнуты отчаянием и тоской. Тютчев убеждён в том, что любовь – это страдания, безжалостно терзающие душу:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Описание природы в лирике Фета вызывает истинное восхищение. Пейзажи божественной красоты пробуждают в читателе чувство благоговения. Природа в творчестве Фета наполнена гармонией, величественным спокойствием:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Однако Тютчева восхищала в природе не только красота и умиротворенность. Его также завораживало буйство природных явлений, многогранность их проявлений:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Философия А.А. Фета заключается в том, что красота должна царить во всём, что создано человеком. В своём творчестве поэт стремится убежать от действительности, чтобы достичь возвышенной, прекрасной, неземной красоты:

И весь этот город воздушный

Тихонько на север плывет…

Там кто-то манит за собою —

Да крыльев лететь не дает.

Философия в лирике Тютчева выражена в том, что поэт беспрестанно пытается разгадать тайны человеческой жизни, достичь скрытой истины. Для этого в своём творчестве поэт проводит параллели между природой и человеком:

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он –

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла –

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли.

Итак, А.А. Фет восхищается красотой окружающего его мира, радуется жизни, тогда как взгляды Ф. И. Тютчева на жизнь и мир в целом более трагичны и пессимистичны.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Впросонках слышу я – и не могу

Вообразить такое сочетанье,

А слышу свист полозьев на снегу

И ласточки весенней щебетанье.

В основе этой миниатюры Тютчева – новый образ, совершенно нехарактерный для поэзии 19 века, но освоенный поэзией века 20. В этом стихотворении совместились два временных пласта. Можно сказать, что поэт использует прием, который сейчас использует кино, - смену кадров. Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций поразителен:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающей бездной

Со всех сторон окружены.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Смотри – оно уже бледнело,

Еще минута, две – и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты дышишь и живешь.

Но меркнет день – настала ночь;

Пришла, и с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

Есть близнецы – для земнородных

Два божества – то смерть и сон,

Как брат с сестрою дивно сходных –

Она угрюмей, кротче он…

Когда сочувственно на наше слово

Одна душа отозвалась –

Не нужно нам возмездия иного,

Довольно с нас, довольно с нас…

Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается. Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет - совсем другой. Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, — истина эта разная. У Фета ночь сияет:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается:

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи.

Истина Фета — с крыльями, у нее есть свет. А вот у Тютчева день — это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь -момент соединения человека с миром: “сердце цветет” ночью. Ночь и день для Фета едины.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит.

В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его- как “свет звезды”. Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. “А счастье где? Не здесь. ”, и все-таки- “за ним, за ним”. В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье. У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно - ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении “Тени сизые сместились”:

Тени сизые сместились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан). Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами. Например, в стихотворении “Фонтан” поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения.

Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении “бегут и будят сонный брег”, “гласят во все концы”, а зима “злится”, “хлопочет”, “ворчит”. Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения “милого лица” и изменения в природе — такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания:

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где, как месяц за рощей печаль.

При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета - при всей дерзости его метафор - перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе.

Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттенков и переливов. Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но ь то же время можно отметить и различие в подходе к изображению мира, Вселенной, человека.

Фет и Тютчев были хорошими друзьями. Ф.А. Тютчев хорошо отзывался о таланте А.А.Фета. А Фет в Тютчеве видел свой идеал поэта. Их творчество взаимосвязано. Они любили писать о прекрасной природе. Они сходятся во мнении о матери природе и чувственно ощущают ее. Картины с описанием природы и образом человеческой души, были важны для русской литературы. Такое описание в своем творчестве использовали многие поэты 19 века. Такие великие литераторы как Лермонтов, Тютчев, Пушкин, и Фет.

К примеру, Тютчев глубоко чувствовал происходящие изменения в природе. Творчество Ф.И.Тютчева неоднократно пересекается с творчеством Пушкина. А Фет наоборот старается писать в определенно скрытой форме, он в своем творчестве опирается на ассоциативные связи, а не на открытое сравнение природы и человеческой души.

Стоит отметить, что Фета и Тютчева связывают обоюдные пристрастия к огням ночного неба и синему бездонному морю. В своем творчестве они четко и чувственно описывают загадочную и могущественную силу природы. Для них природа является носительницей прекрасного образа. Они считали, что когда человеку становится очень трудно и одиноко, то он сможет найти поддержку и вдохновение именно в природе.

Тютчев в своем творчестве стремится понять природу, становясь частичкой природы. Стремление поэта разгадать все секреты таинственной природы, доводят великого литератора до гибели. На пике своей карьеры известного русского литератора. Он начинает видеть природу в образе всепоглощающей бездны. От видения, которой ему становится жутко и появляется ненависть к природе. Вот так вот меняется мнение одного из великих литераторов 19 века. Но так Тютчев начал понимать про подлинную любовь Фета к матери природе. Так как никогда не стремился быть одним целым с природой, он чувствовал себя всего лишь на всего органической частичкой природы. Его стихотворения наполнены эмоциональным восприятием мира. Он представляет себя первооткрывателем природы. Образ природы в лирике Фета – это храм где царит чувство вдохновения, так же она является место, где хочется забыть обо всем и наслаждаться красотой ее. Он был чудесным пейзажистом, который мог передать даже мельчайшие изменения в природе даже на протяжении дня. Изображение природы у Фета как будто растворяется в лирике. Что отличает его от Тютчева.

Тютчев был натуральным философом. У Тютчева образ природы, является не столько пейзажем, сколько космосом, так как он пишет про звезды, море и воды.

Подводя итоги, можно выделить, то, что однозначно каждый выдающийся поэт любил и чувствовал все красоты великой и могущественной природы по-своему. И поэтому пытался донести до читателя все свои чувства в своих произведениях

  • Автор: А. А. Фет, Ф. И. Тютчев
  • Произведение: Стихотворения Тютчева, Стихотворения Фета
  • Это сочинение списано 194 160 раз

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке — И роешь и взрываешь в нем Порой неистовые звуки.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира — мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный, Все залей и утеши.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:

Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов — глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Дышал он (взор) грустный, углубленный, В тени ресниц ее густой, Как наслажденье, утомленный И, как страданье, роковой.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

…нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас…

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Кот поет, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре, На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе.

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

Читайте также: