Февраль масленица чайковский сочинение

Обновлено: 18.05.2024

2 Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.

3 Масленица – это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста. Во время Масленичной недели день и ночь продолжались игры, гулянье, веселье. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.)

4 Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники.

5 Какие воспоминания вызывает у писателя слово Масленица? – Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости? С какими словами обычно сочетается слово веселый?

6 ?(И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей. ) Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый. )

8 Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет. Как писателю удается передать это ощущение? (Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)

14 Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

16 На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

18 В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

20 Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

22 В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки

29 Урок подготовила : ПЕТРОВА М.В. учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 24 ст. Суворовская 2013 год

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.

Масленица – это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста. Во время Масленичной недели день и ночь продолжались игры, гулянье, веселье. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.)

Какие воспоминания вызывает у писателя слово Масленица? – Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости? С какими словами обычно сочетается слово веселый?

?(И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей.) Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый.)

Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет. Как писателю удается передать это ощущение? (Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)

Вторник — ЗАИГРЫШ Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Среда — ЛАКОМКА На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

Четверг — РАЗГУЛЯЙ В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятница — ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

Суббота — ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки

Урок подготовила : ПЕТРОВА М.В. учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №24 ст. Суворовская 2013 год

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием по УМК Бабайцевой. Урок предназначен для проведения в 6 классе.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 565.06 КБ
urok_razvitiya_rechi._sochinenie-miniatyura_po_pese_chaykovskogo.pptx 565.06 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.

Масленица – это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста. Во время Масленичной недели день и ночь продолжались игры, гулянье, веселье. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.)

Какие воспоминания вызывает у писателя слово Масленица ? – Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости ? С какими словами обычно сочетается слово веселый ?

? (И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей . ) Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый. )

Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет . Как писателю удается передать это ощущение? (Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)

Рассматриваем репродукции картин Б.Кустодиева .

Борис Кустодиев Зима (вариант картины "Масленица") 1916 г.

Вторник — ЗАИГРЫШ Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили " позыватки " - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Борис Кустодиев Масленица 1920 г.

Среда — ЛАКОМКА На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

Борис Кустодиев Деревенская масленица (Гармонист) 1916 г.

Четверг — РАЗГУЛЯЙ В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: " Трынцы-Брынцы , пеките блинцы !", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Борис Кустодиев Масленица 1919 г.

Пятница — ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных " позываток ". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

Борис Кустодиев Масленица 1916 г.

Суббота — ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки

Борис Кустодиев Масленица 1916 г. (вариант картины)

Борис Кустодиев Масленица. Масленичное катание. 1919 г.

Домашнее задание Переписать сочинение

Урок подготовила : ПЕТРОВА М.В. у читель русского языка и литературы МКОУ СОШ №24 ст. Суворовская 2013 год

Чайковский. Времена года. Февраль - Масленица

Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Известно множество описаний Масленицы в художественной литературе и в других источниках. К тому же этот праздник, с его радостной атмосферой, жив и в наше время, многие его обряды исполняются до сих пор.

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.

Потешу я свою хозяйку –
Возьму я в руку балалайку.
Широкая Масленица? Ты с чем пришла?
Со веселием, да с радостью,
И со всякими сладостями,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими,
С скоморохами-гудошниками,
С дударем да с волынками,
Со пивами ячменными.
Со медами свяченными.
Широкая Масленица!
Ты зачем пришла?
Поиграть, позабавиться
С молодыми, со молодками,
Покататься да потешиться
С бубенцами валдайскими.
Широкая Масленица! Ты с чем уйдешь?
Велики мои проводы –
Поведут вон из города
На санях на соломенных
Да с упряжкой мочальною.
Велики мои проводы –
С бородою кудельною,
С головою похмельною,
С кафтанами пропитыми
Да с носами разбитыми.
Широкая Масленица!

Широко известны классические живописные образы Масленицы — картины В. Сурикова и Б. Кустодиева.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1916)

Пьеса П. Чайковского написана в сложной трехчастной форме. Поскольку средняя часть (B) в такой форме всегда контрастирует с крайними, то, если в крайних частях музыка радостная и приподнятая, настроение возбужденное, то в средней части непременно должен появиться какой-то новый элемент, новый поворот во всеобщем веселье. Чайковскому удается этого добиться. Но. все по порядку.

С первых звуков ощущение праздника наполняет душу слушателя. Простыми, но очень точными средствами Чайковский передает характерное звучание гармоники: два удара аккордов в каждом из первых двух тактов и как бы исторгаемый ими отзвук (на слабую долю) создают впечатление растягиваемых и сжимаемых мехов инструмента. Звучание открытое, даже, можно сказать, прямолинейнее, очень похоже воспроизводит звучание гармоники. Вслед за этим мелодические переборы — в верхнем регистре и ответ в нижнем. Затем это повторяется. Так обрисованы два главных музыкальных элемента. Именно они разрабатываются всеми возможными способами: то господствует первый (аккорды, причем именно так, как они звучат на гармонике), то переборы.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1920)

Воображение рисует не просто игру на этом народном инструменте, но игру, сопровождающую удалую русскую пляску. В середине этой части в круг как бы выходят солисты: на остро ритмически организованные реплики кавалера в басу — явно танцевальные (все можно представить себе как хореографическую сценку) отвечает — не без лукавства (синкопы и широкие скачки) — девушка. Постепенно к солистам присоединяются все участники праздника, и первая часть завершается общим ликованием.

В музыке действительно ощущается что-то массивное и неуклюжее, особенно в первых тактах этого раздела, изложенных октавами. Отсутствие мелких длительностей (они появляются только ближе к репризе, чтобы сделать постепенным переход к ней) создает ощущение более сдержанного движения, хотя формально композитор предостерегает от того, чтобы играть медленнее: он в начале этого раздела помещает ремарку L’ istesso tempo (итал. — тот же темп). С приближением репризы музыка перемещается в более высокий регистр. Меняется образ — появляется звон бубенцов.

На постере: Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1916)


Февраль. Этот последний месяц зимы знаменит своими колючими вьюгами и метелями, которые всегда сопровождаются резким обжигающим ветром. Природа ещё спит крепким сном, реки и озёра скованы толстым льдом, а на полях лежат белоснежные покрывала. Тем не менее люди любят Февраль и ждут его с нетерпением. Во-первых, данный месяц является преддверием желанной весны, а во-вторых, на конец Февраля, как правило, приходится задорная Масленица. Весёлые масленичные гуляния настолько любимы народом, что Пётр Ильич Чайковский фортепианную миниатюру, изображающую месяц Февраль, посвятил именно этому разгульному празднику.

Краткая история

В начале семидесятых годов жизнь Петра Ильича Чайковского была отмечена активным творческим подъёмом. К тому времени он зарекомендовал себя как автор многочисленных талантливых произведений, которые по достоинству были оценены не только в России, но и за её пределами. Сочинения композитора, отличавшиеся разножанровостью, включали в себя симфонии, оперы, различные оркестровые произведения и большое количество вокальных миниатюр. Признание и успех побуждали Петра Ильича на создание новых творений.

Петр Ильич Чайковский

Для Чайковского данное предложение было особенным, ведь до этого он никогда не занимался созданием балетов. Тем не менее Пётр Ильич согласился, так как всё же захотел попробовать себя в новом для него жанре и тем потешить своё композиторское самолюбие. Далее, следуя своим творческим планам, летом 1975 года, всего лишь за четыре недели Чайковский написал Третью симфонию. Необходимо отметить, что композитор немного торопился с завершением произведения, ведь с сентября ему нужно было вновь приступать к преподавательской работе в Московской консерватории. К данному виду своей деятельности Пётр Ильич относился двояко. Порой педагогика ему досаждала, а иногда спасала от различного рода огорчений, например, если кто-то не очень приятно высказывался о вновь созданном композитором произведении.

Пётр Ильич Чайковский

Интересные факты

Содержание


Чтобы выразительно передать всю палитру весёлого праздника композитор окрасил произведение тональностью Ре мажор, уложил её в размер 2/4 и сложную трёхчастную форму, а также указал, что оно должно исполняться в темпе Allegro giusto.

Уже с первых звуков автор вводит слушателей в атмосферу весёлого празднества. Яркие и упругие аккорды, а затем задорные переборы похоже воспроизводят звучание голосистой гармони. Она привлекает внимание оживлённой толпы, впоследствии наблюдающей за удалой пляской, представленной в среднем разделе первой части. Это своеобразная хореографическая сценка, которую начинают два солиста: молодой человек и девушка. Их дуэт красноречиво представлен в мелодических линиях нижнего и верхнего голоса. Чуть позже к солистам присоединяются другие участники веселья и в результате получается задорная всеобщая пляска. Далее вновь раздаются звонкие аккорды, имитирующие звучание гармони. Это начинается реприза первого раздела, после которой следует средняя часть. Характер музыки в ней заметно меняется: мелодический материал значительно утяжеляется, то есть по сравнению с первой частью возникает совсем иной образ. Несмотря на то, что автор вставил ремарку L’ istesso tempo (в том же темпе) всё звучит гораздо сдержаннее. Длительности укрупняются, а музыкальный материал поначалу излагается октавами. Возможно композитор хотел так изобразить пользующееся популярностью на Масленицу представление с участием ручного медведя, который выполняя различные забавные трюки, развлекал и веселил публику. Данный эпизод длится совсем не долго. В музыке вновь появляются мелкие длительности, поднимающие мелодию в верхний регистр. Это очень похоже на перезвон колокольчиков, прикрепляемых к дугам запряжек резвых русских троек, катание на которых было любимой забавой на масленичных гуляниях. Напев бубенцов подводит к повторению первой части, которую автор значительно сократил, представив лишь её репризный раздел. Вновь раздаётся голос звонкой гармони и шум от суетливой праздничной толпы. Однако вскоре всё постепенно затихает, видимо праздник подходит к своему завершению. Далее композитор на целый такт вставил паузу с ферматой, но это ещё не окончание. Он видимо решил немного пошутить в финале, так как заключительную двухтактовую фразу представил на три форте.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: