Фет еще весны душистой нега сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Лирика Афанасия Фета переполнена чувствами. Поэт считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы, любви. Трепет, восторг, умиление, пронзительная нежность звучат в его стихотворении “Еще весны душистой нега…”. Проникновенный лиризм этого произведения покорил меня.

Как удается поэту выразить свои эмоции?
Рассмотрим стихотворение. Перед нами монолог лирического героя, романтического, мечтательного человека, который влюблен в природу, наверное, родного края. С волнением ожидает он весну, грезит

о ней, словно о чуде:
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти…
Весна – создание изящное, тонкое, хрупкое, легкое. Именно это, я думаю, раскрывает нам метафора в первых строчках. Богатство чувственному образу весны придает аромат.

Автору это удается показать с помощью эпитета “душистой”.
Фет прав. Весна, пожалуй, самое ароматное время года, потому что она пробуждает все наше существо. Мы открываемся навстречу ей целиком, до потаенных уголков души, воспринимая остро, как в первый раз, и краски, и чувства, и запахи.
Глагол “низойти” с высокой стилистической окраской добавляет

образу возвышенность, облагораживает весну, отличая ее от не менее величественной, но более простой зимы:
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Здесь величие образам придает инверсия, как и в начале стихотворения, а также перемещение ударения в слове “полны”. Однако появление гремящей телеги в финале первой строфы, я считаю, характеризует зиму как обычное время года, которое не слишком поэтично.
О весне так не скажешь. Это подчеркивает вторая строфа произведения, где, на мой взгляд, наиболее ярко раскрывается импрессионизм Фета. Поэт стремится показать приход весны во всем многообразии переменчивых форм. Образы, ощущения, настроения тут еле уловимы, в этом их прелесть:
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет…
Сколько динамики в этих “едва” и “чуть”! Автор словно говорит нам, что весна приближается очень плавно, медленно, несмело, почти незаметно. Но она движется и непременно дает о себе знать тем, кто ждет ее, шаг за шагом, миг за мигом. Пока певец весны и любви, “соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте”, но впечатлительное сознание героя-романтика уже рисует этот образ.

Наверное, так воплощается мечта о мае, цветущих растениях, светлых вечерах, наполненных смятением и дерзостью любящего сердца.
Желания героя непременно сбудутся, потому что даже отрицания в этом стихотворении (“не успела”, “не смеет”), я думаю, наоборот утверждают весну, законность ее благодатного прихода, который вот-вот наступит, осталось совсем немного.
Финальная строфа произведения открывается глубокой философской мыслью, которая заключена в метафоре:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях…
Просыпается от зимнего сна природа, и возвращаются птицы. Они – радостные вестники весны, приносящие ее на своих крыльях. Курлыканье журавлей также оживляет все вокруг, поэтому их с полным правом можно назвать символами возрожденья природы.
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
В последних строчках произведения перед нами неожиданно предстает лирический персонаж – “степная красавица”. Я думаю, этот образ не случаен. Он – отражение весны.

Интересно, что у “красавицы” румянец “сизый”, а не розовый или красный. Почему? Наверное, это опять черта импрессионистического стиля.

Фет изобразил, зафиксировал как бы не сам цвет щек, а свое впечатление, мгновенное, изменчивое, которое эта деталь произвела на него. “Сизым” румянец мог стать, например, под воздействием ярких солнечных лучей.
Так постепенно перед нами возникает полная картина. Основная мысль стихотворения – предчувствие весны. Лирический герой будто растворяется в природе, очарованный предстоящим обновлением мира, которое одновременно уже свершается на его глазах.

Эта одновременность происходящего, противоречивость, постоянное движение, развитие создают необыкновенное, особое чувственное пространство, раскрывающее человеческую душу.
Здесь, как и во многих других произведениях, Фет выступает смелым новатором, который познает мир интуитивно.

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Ещё весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Это произведение относится к пейзажной лирике. Краткий анализ “Ещё весны душистой нега” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.

История создания – произведение написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая ещё не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “березник желтеет”, “солнце греет”, “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “краснеет липа” .

Олицетворения – “соловей не смеет запеть” .

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолётные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Ещё весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружком “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод ещё не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут тёплые дни.

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворённость, которая и выражается в стихотворении.

Композиция

Произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “ещё” , показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В её основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стихотворения – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причём кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намёка на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придёт ей на смену совсем скоро.

Во второй части появляется образ степной красавицы, наблюдающей за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с лёгкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочёл для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырёхстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует различные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет” .
  • Олицетворения – “соловей не смеет запеть “.

К ним добавляется лексический повтор “ещё” , который создаёт синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

История создания

Для Афанасия Афанасьевича еще со студенческих лет существовало 3 главные ценности: природа, любовь и поэзия. Фет считал, что только эти темы следует поднимать в творчестве, а на все остальные он сам для себя поставил табу. Природу автор всегда описывал посредством личного восприятия. Для него было важно зафиксировать в ней все, даже самые незначительные перемены. Фет в своем творчестве не просто описывал пейзажи, что относились к какому-то определенному времени года, а старался запечатлеть более короткие промежуточные состояния природы.

Природа вот-вот проснется от зимней спячки

Так и в этом стихотворении Афанасий Афанасьевич описывает природу, что вот-вот проснется от зимней спячки. Он постарался зафиксировать тот короткий момент, когда весна еще полностью не наступила, но уже ощущается, что холода скоро уйдут. Существенных изменений в природе при этом не наступает — снег все также лежит и все вокруг замерзшее, но подсознательно человек чувствует, что скоро потеплеет. А от этого и душа его начинает радоваться.

Автор был участником литературного сообщества журнала и сблизился с Тургеневым и Некрасовым. Но несмотря на его дружественные отношения с великими поэтами, их творчество практически не повлияло на Фета и его мировосприятие. Стиль поэта был новаторским, уникальным.

Основная тема

Основная тема стихотворения — природа в пограничном состоянии между зимой и весной.

Лирический герой наблюдает за природой и находит ее живой. Свои мысли он выражает в строках стихотворения. И хоть видно, что холод еще не отступил, но по людям уже заметно — близятся теплые деньки. Поэт говорит о поздней зиме, и потому он решил охарактеризовать ее, добавив в описание теплоты, весеннего оттенка. Автор делает акцент на таких особенностях, как покрасневшая липа и начинающем желтеть березняке.

Главная мысль — ощущая изменения в природе, человек понимает их постепенность, что они не могут наступить в один момент.

Афанасий Афанасьевич Фет

Образ весны раскрывается довольно своеобразно. Афанасий Афанасьевич отрицает ее приход, хоть и описывает явления, которые явно указывают на ее приближение. Впервые весна упоминается в момент отрицания, а затем в заключительных пяти строках. Автор воспевает не слишком поэтичные вещи — кусты смородины, румянец на щеках у девушки. Но за счет этих деталей он дает понять, что приближается не какая-то абстрактная весна, а русская.

Образ зари также появляется в стихотворении. Она символизирует тепло солнца. Уже на рассвете природа отличается своей чистотой и нежностью, она совершенно не такая, как ночью. Связь зари и весны неразрывна. Наступление нового дня, все равно что приход весны. Творческим личностям это время года дает возможность прикоснуться к прекрасному и переродиться.

Композиция и жанр

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Фета считали мастером в этом направлении, а его творчество стало примером для многих русских поэтов.

Автор обратился к одному из своих любимых жанровых направлений — элегии. Произведения в этом стиле по настроению отличаются легкой грустью, которой переполнен лирический герой. Он поддался меланхолии и рассуждает об окружающей природе. В последних строках лирический герой заметно воодушевляется, становится виден его душевный подъем и надежда, что скоро все будет иначе, ведь наступит весна. При этом поэт не пытается восклицать, все понятно исключительно благодаря сюжету и удачно подобранным словам.

Стихотворный размер — четырех- и пятистопный ямб. Стих был написан при помощи мужской и женской рифмы.

Сюжет стихотворения — прекрасные, живописные картины, что приходят на смену друг другу. При этом поэт объединил словно 2 из них в одну:

  • в первой зимней части нет и следа весны, а лишь предчувствия лирического героя.
  • во второй части развития сюжета появляется женщина, которая стоя во дворе, видит журавлей и осознает, что скоро придет весна.

Композиция выстраивается так, чтобы показать синтез природы и человека, их близость и родство, что появилось за счет многолетних наблюдений.

Средства выразительности

В тексте также была использована антитеза, противопоставление третьей строфы первым двум.

Проанализировав стихотворение, можно уверенно сказать, что Фет — это настоящий художник природы. Ему под силу было запечатлеть ее самые незначительные, но такие прекрасные изменения. Это небольшое стихотворение дает возможность самому все прочувствовать и пропустить через себя все те эмоции, что наступают в преддверии весны, когда дышать становится легче и вся природа начинает постепенно пробуждаться от трех месяцев спячки.

История написания

Афанасий Фет всегда ценил природу и восхищался ее красотой, поэтому пейзажная лирика преобладает в его творчестве. Поэт старался описать даже самые, казалось бы, незначительные перемены в природном мире. Одно из таких изменений было им изложено в этом стихе.

Тема стихотворения

Афанасий Фет

Лирический герой, наблюдая за природой, считает одухотворенной. Если прочитать внимательно поэзию и проанализировать ее, можно легко заметить, как автор отображает это в строках стихотворения.

Особенности композиции и жанра

Поэзия является чудесным образцом пейзажной лирики, созданным с легкой и светлой грустью. Лирический герой отчасти меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, словно погружаясь в него, пропуская все через себя.

При написании автор использовал четырех- и пятистопный ямб. Эти размеры подчеркивают и доносят мысли автора до читателя. Строки при этом чередуются в мужской и женской рифме в сплетенной рифмовке.

Основой стихотворения служит противопоставление: первые две строки описывают зиму, а в третьей проявляются признаки весенней поры в виде пролетающих в небе журавлей.

Сюжет изображает сменяющие друг друга пришлые картины, наполненные естественной красотой. При этом кажется, будто автор их объединяет в одну, то есть в зиму, где нет и намека, что снег скоро будет таять, но зато есть лирический герой и его предвкушение перемен. Благодаря этому кажется, что холода не будут длиться вечно.

Во второй части развитие сюжета происходит за счет появления женщины, которая наблюдает за природными переменами. Она видит пролетающий ключ журавлей над своей головой и осознает, что весна придет совсем скоро. Нужно отметить, завершая анализ стихотворения, что весенние мысли Фет излагает в этой части. Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человеческой натуры и природы, их неземное и неощутимое единство.

Средства выразительности

Чтобы максимально точно и мелодично описать природные явления и настроение лирического героя, Фет использовал художественные средства. К ним относятся:

Читайте также: