Он сеял зло без наслажденья образ демона в одноименной поэме сочинение с цитатами из текста

Обновлено: 04.07.2024

Для Демона век бежит за веком однообразно, ничтожно и без радости и удовольствия.

Автор говорит, что когда-то дух был ангелом.

Превращенный во зло ангел – это Демон, созданный гениальным поэтом. Таких образов больше нет в литературе. Субъективное видение Лермонтова отличает образ от привычных злых представителей Ада. Герой поэмы соединяет в себе ангельские и демонические черты. Он

душа ангела превратилась в камень, он остыл, перестал чувствовать

Друзьями стали изгнанники, подобные злому духу. Демон учит людей совершать греховные поступки, гасит в их сердцах веру во Всевышнего.

Недолго – это, в понимании Демона, века, но зло надоело духу. Почему? Люди быстро приняли его уроки. Войны, ненависть, злоба и зависть – не все качества, которые стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен.

Сочинение на тему он сеял зло без наслажденья образ демона

Часть I

I – IV

V – IX

X – XIV

К сожалению, любовь к Тамаре изменила Демона только на мгновение. В его делах и в душе было только зло. Поэтому ради своей любви он мог сделать все, даже лишить человека жизни. Он любил, но думал только о себе. Страдания в семье Гудала тревожили его меньше всего.

XV – XVI

Часть II

I – II

III – IV

В этих строфах описывается красота природы, окружающей монастырь. Деревья, голоса птиц, ключи, кусты, покрытые инеем цветов – такая райская красота, и могучий Казбек – защитник всего этого невинного и прекрасного Божеского создания.

V – VI

VIII – IX

Так неожиданно проснувшиеся чувства на время поменяли Демона. Он был готов делать добро, любить и быть любимым. И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора. Но появление ангела, укорившего его в злодеяниях и не верившего в его добрые намерения, разбудило в Демоне прежнюю ненависть. В нем опять заговорила гордыня, которая хотела получить то, что принадлежит ей, – Тамару. И уже ничто не могло остановить его… “Дух беспокойный, дух порочный. Кто звал тебя во тьме полночной? Твоих поклонников здесь нет, Зло не дышало здесь поныне; К моей любви, к моей святыне Не пролагай преступный след. Кто звал тебя?” Ему в ответ Злой дух коварно усмехнулся; Зарделся ревностию взгляд; И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд. “Она моя! – сказал он грозно,- Оставь ее, она моя!

XI – XII

Несмотря на всю борьбу Демона со своей темной половиной, она восторжествовала. И в тот миг, когда, казалось, наступил самый прекрасный момент его бессмысленной жизнь, его чувства убили Тамару. Все то, что в нем пылало: любовь, страданья, радость – все вылилось в яд, поразивший сердце прекрасной Тамары. Невозможно представить чувства демона в этот момент…

XIII – XV

ВЫВОД

В течение всего произведения мы наблюдаем Демона, который мечется между добром и злом. Но звуки добра не так велики, как другая сторона Демона. Это типичный пример, когда добро не уживается со злом, что-то в итоге должно доминировать и играть решающую роль. В начале своего пути, как мы понимаем из поэмы, Демон был на доброй стороне – был ангелом, но, видимо, какой-то поступок вынудил низвергнуть ангела в ад и наполнить его жизнь страданиями, сделав его бессмертным. Но для Демона жизни и так не существовало, потому что жизнь без друзей, без радостей и разочарований – бессмысленна и мучительна. Сначала лирический герой получал удовольствие от того, что сеял зло по земле, возможно, таким образом он мстил небесам за то, что его отлучили, но потом и это ему стало надоедать. Ему не хватало чувств, пока он не встретил Тамару. Именно она разбудила в нем его светлую сторону и позволила человеческим чувствам вырваться наружу. Но даже в стремлении добиться Тамары Демон был коварен. Для него она стала очередным его желанием, целью, которую он привык добиваться. На протяжении всей поэмы в нем играла гордыня именно относительно Тамары. Она стала для него его собственностью, тем, что не может принадлежать никому другому кроме него. Хотя, с другой стороны, его намерения были чисты. Он действительно полюбил Тамару и хотел, чтобы она помогла ему обрести счастье, будучи ангелом, а не демоном. Некоторые критики считают, что центральной темой этой поэмы является все-таки не борьба между добром и злом или любовь, а сугубо политические взгляды Лермонтова, выраженные через реплики Демона. Лермонтов пытается как бы передать все отрицательные черты мира, в котором он жил, весь его гнев и негодование. Тамара в данном случае является просто объектом, которому Демон открывает свою душу, той, кому он доверяет. Но Тамара навряд ли способна понять всю речь Демона, она не может проникнуться во все детали его чувств, но зато благодаря такой искренности со стороны лирического героя Тамара начинает сопереживать ему и поддерживать его. Сложно сказать какая именно проблема затрагивается в поэме. Но, тем не менее, проблема политики, если и затронута, то она не лежит на поверхности, как банальная проблема добра и зла. Но от выбора этой самой проблемы меняются тогда смыслы и даже герои поэмы. Если рассматривать политическую проблему, то Тамара уходит на второй план. Безусловно, тема завоевания ее сердца затрагивается, но все же она просто является слушателем речи Демона. Я бы все-таки больше склонилась к варианту добра и зла. При рассмотрении поэмы с этой стороны в ней сочетаются не только добро и зло, но и любовь и даже где-то политика. Демона злит, что ни добрые, ни злые дела никак не поощряются. Нет ни похвалы, ни оспаривания поступков. Будучи в раю он не получал наград за хорошие дела, но и в аду его никто не благодарит. Он надеется, что Тамара осудит или одобрит его действия. Лирический герой Лермонтова пытается найти поддержку хоть с чьей-либо стороны. Со всеми этими побуждениями Демон стремится к Тамаре, но путь ему преграждает ангел ,который не хотел, чтобы демон погубил Тамару. Ангел, который мог бы довольно легко заставить Демона покинуть монастырь, спокойно улетает и даже не пытается остановить Демона. Мне кажется, что после встречи с ангелом в Демоне вновь проснулись его темные черты, такие как гордость и какая-то месть небесам. Но до последнего момента в не мне угасала надежда, что Тамара спасет его и поможет ему, и, когда она уже подчинилась ему, и он поцеловал ее, настал момент, которого демон не ожидал или не хотел увидеть. Он убил свою единственную надежду, не добился своей цели. Затем он попытается еще вернуть себе Тамару, но Ангел, который некоторое время назад покинул ее, сейчас же защищал. Она боялась Демона, боялась, что он вновь подчинит ее себе, и поэтому прижалась к ангелу. Демон был повержен вновь. Для него это была огромная трагедия, он не мог поверить, что Тамара не согласилась отдаться ему, что добро победило зло, как это и принято!

Ангельское начало

Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным. Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями. Характеристика духа не пугает, а привлекает:

Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь

Таким образом, жестокость персонажей Лермонтова зачастую выходит на первый план в его произведениях. Однако противостоящая ей доброта выигрывает: Мцыри перед смертью удается насладиться свободой, Тамара попадает в рай, Калашников отстаивает достоинство семьи и приобретает народное уважение и память. Писатель показывает, насколько разными могут быть жестокость, лукавство, эгоизм, но они не в силах победить открытость, честность, свободолюбие и искренность.

Автор: Альбина Исмаилова

Характер представителя черных сил

У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:

Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе:

Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.

Прочитав немало художественных произведений, я ни разу не встречала образ, подобный образу Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот образ запомнится мне надолго своей необычностью и неоднозначностью. В нем переплетаются добро и зло.

В поэме “Демон” такое светлое чувство, как любовь, порождает жестокость и эгоизм.

Судьба Демона очень печальна. Он обречен на вечные скитания над землей. Его бесцельное существование угнетает его.

“Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья –

и зло наскучило ему.” Демон в отчаянии: он с завистью смотрит на мир, полный жизни и эмоций, понимая невозможность прочувствовать это в своей пустой душе.

Но случается чудо – Демон встречает Тамару и влюбляется в нее. Казалось бы, как Демон, не имея человеческого сердца и человеческой души, способен полюбить? Но Лермонтов показывает нам, что такое возможно.

Вот только если человека любовь облагораживает, то Демона, наоборот, ожесточает. Писатель проводит параллель между Демоном и людьми с холодным сердцем. Он показывает, что и такие люди способны испытывать высшее чувство – любовь, вот только последствия

Особенно печально то, что и в наше время такие люди существуют. Для их души и совести, как и для Демона, убившего жениха Тамары, не составит труда избавиться от противника. Демон не способен на жертвы во имя любви. Он не смог отпустить и забыть Тамару. “Забыть? – забвенья не дал Бог: да он и не взял бы забвенья. “.

Возникает вопрос: любит ли Демон по-настоящему Тамару? Я думаю, что любит, но его дьявольская природа не позволяет ему полностью отдаться этому чувству. Он – демон, посланник ада, изгнанный дух. Эгоизм и чувство собственности проявляются в нем очень ясно.

Тем не менее, Демону удается влюбить в себя Тамару. Являясь к ней по ночам, он утешает ее, одаривая ласковыми речами, и обещает приходить к ней во сне. Демон сдерживает свое слово и является Тамаре ночью.

Лермонтов описывает духа изгнанья: “Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет. ”. Это говорит о неоднозначности характера героя. Мы не можем с уверенностью сказать, хороший или плохой Демон. В его словах и чувствах есть надежда на возрождение, но в его поступках такая надежда отсутствует.

Он знает, что его любовь убьет Тамару, но не перестает ее мучить. Демон осыпает ее клятвами, но искренне ли они? Ведь он клянется небом, откуда был изгнан, и святыней, которую он не имеет. Демон не щадит Тамару, его взгляд наполнен огнем: “Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее.” И, наконец, целуя ее, он убивает свою возлюбленную смертельным ядом. Но даже после смерти Тамары Демон с трудом отпускает ее душу в рай.

Не суждено было Демону возродиться вновь. Даже любовь не смогла ему помочь в этом. Ведь без самопожертвования невозможно обрести счастье и душевный покой. “И проклял Демон побежденный мечты безумные свои, и вновь остался он, надменный, один, как прежде, во вселенной без упованья и любви. ”.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Поэму "Демон" можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над ней десять лет, поэма имеет восемь редакций. Это произведение затрагивает вечную тему борьбы добра и зла в душе человека.

Образ Демона в поэме очень противоречив. Он представляется перед нами не отвратительным и злобным дьяволом, а падшим ангелом, изгнанным Богом из рая за своё неповиновение.

То есть, Демон несёт в себе черты (хоть и немногочисленные) божественного и прекрасного. В наказание за мятеж Бог не только опустошил его душу, сделал её холодной и мёртвой, но и возложил на Демона ответственность за всё зло во всём мире. По воле Бога Демон "жжёт печатью роковой" всё, к чему ни прикоснётся, он - орудие зла. В этом страшна трагедия героя Лермонтова. В начале поэмы Демон летает "над грешною землёй" и печально вспоминает своё беззаботное ангельское прошлое, осознавая, что никогда не сможет вернуть себе потерянный рай. И кажется, что он навсегда останется страдающим и непонятым изгнанником. Однако затем он встречает Тамару, прекрасную грузинскую девушку. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Счастливый танец юной невесты пробуждает в Демоне давно забытые чувства, оживляя "немой души его пустыню": "И вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты." Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира, почувствовал всё, чего лишил его Бог:"Он любовался - и мечты о прежнем счастье цепью длинной. пред ним катилися тогда." Тамара явилась воплощением надежды Демона на возрождение, его бунта против уготовленной судьбы. Однако счастье длилось недолго. Любовь неземного существа, вечного гения зла опасна и греховна для земной женщины. Демон жаждет возродиться, обрести новое счастье, пусть и ценой невинной души девушки. Это показывает нам его беспощадность, жестокость и, можно сказать, равнодушие к земным созданиям. Демон не способен на нежную, преданную, безгрешную любовь. Его любовь разрушительна, безумна и гибельна. В поединке с ангелом за душу Тамары Демон побеждён и сокрушён, обречён на вечные скитания, без любви и веры, в полном одиночестве:"И проклял Демон побеждённый мечты безумные свои."

Образ Демона в поэме несёт в себе автобиографические черты самого Лермонтова и таких же страдальцев-бунтарей его поколения. Поэма является безусловно трагической исповедью Лермонтова-мятежника, рвущегося к людям и презирающего их.

Образы нечистой силы, потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у исчадья Ада: Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, – это Бог и Ангелы.

образ демона в литературе

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме очень противоречив. Он представляется перед нами не отвратительным и злобным дьяволом, а падшим ангелом, изгнанным Богом из рая за своё неповиновение.

Образ Демона в поэме несёт в себе автобиографические черты самого Лермонтова и таких же страдальцев-бунтарей его поколения. Поэма является безусловно трагической исповедью Лермонтова-мятежника, рвущегося к людям и презирающего их.

Полезный материал по теме:

Характеристика Демона

образ демона в поэме лермонтова

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару – земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон — это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

Авторское отношение к герою

С другой стороны, Демон – это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование

На страницах поэмы Демон предстает перед нами в трех разных образах.

Сначала мы видим его как существо, которое устало от совершения злых дел. Его ничего не радует и не привлекает внимание. Но все меняется в один миг – он видит прекрасную танцующую девушку. Это была Тамара.

Демон понимает, что поддался земному чувству любви. Он очарован красотой девушки. Демон не хочет снова творить зло. Он пытается избавиться от своего вечного одиночества, он пытается обрести счастье, освободится от проклятий. Услышав песню Тамары, опьяненный чувством любви, Демон проливает слезу, но его слеза не простая, она прожигает камень у монастырской стены.

Злой дух понимает, что его любовь погубит Тамару. Но его цель скинуть оковы вечного проклятия, вернуться в рай, пусть даже ценой жизни ни в чем не повинной девушки.

После того, как Тамара умирает, между ангелом-хранителем и Демоном разворачивается битва за душу девушки. Ангел побеждает, и душа Тамары отправляется в рай.

А Демон остался ни с чем. Он все также одинок. У него нет ни любви ни веры, осталась только вечность.

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

Лермонтов. Демон. Аудиокнига

В окончательной, шестой

редакции поэмы, образ является наиболее смягченным; очевидно, этому способствовали элегические настроения Лермонтова в последний период его жизни и творчества.

В борьбе с могучим ураганом Как часто, подымая прах, Одетый молньей и туманом, Я шумно мчался в облаках!

Но и такое опьяненье стихийной борьбы ему не помогло, – он скоро пресытился своим одиноким и вечным существованием.

Какое горькое томленье Всю жизнь, века без разделенья И наслаждаться, и страдать …………………………… Жить для себя, скучать собой И этой вечною борьбой Без торжества, без примиренья! Всегда жалеть – и не желать, Все знать, все чувствовать, все видеть, – Все против воли ненавидеть, Все безотрадно презирать!

В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица –

С тех пор, как мир лишен был рая, Клянусь, красавица такая Под солнцем юга не цвела.

Но у неё была и необыкновенная душа –

Её душа была из тех, Которых жизнь – одно мгновенье Невыносимого мученья, Недосягаемых утех.

Мы связаны судьбой одною, И ей, как мне, ты не судья!

Ангел признал справедливость этих слов и без борьбы отступился от неё.

Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

Тамара принадлежала к типу тонко организованных натур –

Творец из лучшего эфира Соткал живые струны –

Красота Тамары и телесная, и духовная поразила Демона:

…он опять постиг святыню И мир добра и красоты.

И взор его с такой любовью, Так грустно на нее смотрел, Как будто он о ней жалел.

Он от неё спасенья ждал, Любить и веровать не смея! Он так смотрел, он так молил, Он, мнилось, так несчастлив был.

Перед ней он испытывает смущенье, даже страх; глядя на неё,

он впервые узнает и любовь, и слезы.

Состояние души его в это время делается довольно смутным –

Он был похож на вечер ясный, Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру!

Богу и людям тоже не станет, – оттого он зовет Тамару прочь от мира: он предлагает ей –

Без сожаленья, без участья Смотреть на землю… Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить.

и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.

Демон. Художник М. Врубель, 1890

Тамара умирает, и душу её ангел уносит на небо, – Демон не владел этой душой, так как –

Ценой жестокой искупила Она сомнения свои; Она страдала и любила, И рай открылся для любви.

Таким образом, она прощена за то, что страдала,

И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!

Поэма Лермонтова богата описаниями кавказской природы и быта горцев (двор Гудала, жизнь Тамары).

Автобиографическое значение её определяется: 1) эпиграфом:

Прими мой дар, моя Мадонна… С тех пор, как мне явилась ты, Моя любовь мне оборона От гордых дум и суеты

и 2) посвящением В. А. Б.

образ кавказа в поэме демон

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость природы Кавказа. Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Популярные сочинения

Характеристика Тамары

образ тамары в поэме демон

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

Читайте также: