Феофан грек преображение господне сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Этот храмовый образ, в 1923 году вывезенный из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, предположительно датируется 1403 годом и так или иначе связывается с именем Феофана Грека. И если икона была написана не Феофаном, она есть не что иное, как список, а скорее — копия (и очень близкая) престольного образа Спасо-Преображенского собора в Новгороде Великом, который (это известно) написал Грек.

Каждый год 19 августа мы празднуем этот великий праздник, вспоминая, как Господь позвал своих учеников — Петра, Иакова и Иоанна — подняться с Ним на гору Фавор. Оставив их на склоне, Сам Он взошёл на вершину. И они увидели, как преобразился их Учитель: лицо Его просияло, словно солнце, а одежды сделались белыми, как снег. В сиянии, которое окружило Спасителя, ученики увидели двух ветхозаветных пророков — Моисея и Илию, — которые беседовали с Иисусом. А затем их осенило облако, из которого раздался голос:

Так ученики увидели своего Учителя в сиянии Благодати и укрепились в вере.

Преображение даже среди сияющих светом феофановских образов выделяется своей светозарностью. Лучи испускающей свет звезды в центре мандорлы — сияния, в которое заключена фигура Спасителя в белых с золотым ассистом одеждах, — наполняют яркими всполохами пространство иконы. Такие всполохи предваряют явление Благодатного огня в храме Гроба Господня на Пасху. Яркие блики ложатся на лики и одеяния пророков Илии и Моисея, стоящих с Христом на вершинах горок. Ослеплённые светом ученики Пётр, Иоанн и Иаков, павшие у подножия Христа, принимают отблески Фаворского света со страхом и изумлением. Слева — Пётр с поднятыми руками, словно пытается защититься от беспощадного сверкания. Справа — стоящий на коленях Иаков заслоняется от света рукой. В центре изображён Иоанн, падающий вниз головою.

Обратите внимание: на иконе Учитель с учениками изображены трижды — в трёх фазах события, разворачивающегося на наших глазах: восходят на гору Фавор, пребывают на ней и спускаются с горы.

Композиция иконы построена так, что мы взглядом своим следуем за Христом, восходящим с учениками на гору. А затем плавно спускаемся на землю вместе с ними, покидающими гору. Плотные и в то же время прозрачные, сплавленные краски различных оттенков — красноватые и светло-коричневые, золотистые и ярко-жёлтые — создают ощущение переполненной светом среды. Острые проблески красного чистого света, так же, как золото нимба, фона и полей, усиливают эффект светоносности распахнувшегося перед учениками духовного пространства. Икона словно излучает свет Благодати, даря её тем, кто стоит перед нею.

Икона Преображение, приписываемая кисти Феофана Грека, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Преображение Господне – событие, которое легло в основу большого праздника в Католической, Православной и Армянской апостольной церквях. Проявление Божественной натуры Иисуса перед его учениками отображено в иконе (автор Феофан Грек), она является не только ценной церковной реликвией, но и настоящим достоянием всего человечества.

Дата появления

спасо-преображенский собор икона феофана грека

Местонахождение

Изначально икона была частью иконостаса в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском. Сегодня это почетный экспонат в Государственной Третьяковской галерее, город Москва.

Описание иконы

Написана икона на липовой доске, размером 184×134 см. Картина создана Феофаном Греком согласно традициям византийской живописи.

икона преображение господне феофана грека

Центральная фигура – это Христос, на вершине горы Фавор он прошел преображение и представлен в белых одеждах, излучающий сияние. По бокам от него два пророка – Моисей и Илья, которые предсказали явление Мессии. Ниже Иисуса Феофан Грек изобразил трех апостолов – Иакова, Петра и Иоанна, они поднялись вместе с Иисусом на гору, чтобы помолиться и стали невольными свидетелями Преображения.

Композиция иконы сочетает в себе различные эмоции: страх и трепет апостолов, которые не просто стали свидетелями чуда, они наполняются божественным светом, впитывая его и изменяясь. Сияние излучает сам Христос, светом пропитан весь холст, он стал главной темой Преображения. Белые одежды Иисуса делают Божественный свет еще ярче, ореол вокруг фигуры и остроконечные отблески сияния, кажется, заполняют каждый сантиметр иконы.

Изображено действие вертикально, за счет этого Феофану Греку удалось подчеркнуть разделение Божественного события и земной жизни. Но чудесное сияние стирает границы, будто объединяя два мира, оно отражается от одежд и кожи апостолов, лаская и вспыхивая на их лицах.

Преображение не видоизменяло Иисуса, только лишь показало, что во Христе сочетается два естества – человек и божество. Два явившихся пророка, один живой, другой умерший, также символичны: это знак, что Иисус имеет власть, как над мертвыми, так и над живыми, как над небом, так и над землей.

Вид Сына Божьего на иконе не грозный, что отходит от традиций Феофана. Здесь он изобразил лицо Христа более мягким, смягченным, а взгляд, обращенный на своих учеников, кроткий и внимательный.

лицо иисуса икона феофана грека

Если присмотреться, то можно рассмотреть под основным тоном красок на иконе более темный цвет, эскиз будущей картины. Этот черновой подготовительный рисунок не всегда совпадает с окончательным вариантом иконы. Например, не совпадает в двух вариантах картин движения рук кланяющихся апостолов.

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1, 2). Таинственное событие Преображения Господня осмыслялось и обсуждалось в течении многих веков христианской истории. Но одно из самых глубоких размышлений на эту тему принадлежит не богослову и даже не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку.

Средневековый иконописец эпохи Возрождения

К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского, к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне и Москве.

Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Храм Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород. Автор: Alaexis - собственная работа , CC BY-SA 2.5, Ссылка

Переступая порог небольшого, но вытянутого вверх хра­ма, вы оказываетесь буквально перед огненным взором Христа-Пантократора, изображенного в куполе: из Его широко раскрытых глаз словно сверкают молнии. Мощный образ доминирует в пространстве храма и заставляет вспомнить слова из Св. Писания: Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12:29) или Огонь пришел Я низвести на землю (Лк 12:49). На этом построен живописный язык Феофана — мастер использует всего две краски — охру и белила, и пишет с большой экспрессией. На охристом фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов — это образ божественных энергий, которые пронзают плоть мира, сжигают всякую неправду, разделяя творение на свет и тьму, небесное и земное, духовное и душевное, тварное и нетварное.

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Феофан Грек. Христос-Пантократор. Автор: Vash Alex kun, Ссылка

Исследователи спорят по поводу необычного колористического решения рос­писи. Выдвигают версию о пожаре, обесцветившем живопись. Но археологи следов пожара не обнаружи­ли, а реставраторы подтвердили, что красочный слой таким был изначально. Да и образный феофановской строй росписи говорит о том, что это метафорический язык, который передает действие божественных энергий.

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Феофан Грек. Илия Пророк. Фреска Феофана Грека. Храм Спаса Преображения, Великий Новгород

Высвеченные на камне

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Феофан Грек. Святая Троица. Фреска храма Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород

По стенам камеры, с трех сторон, изображены столпники и пустынни­ки, предстоящие в молитве Святой Троице. В этих образах дихотомия феофановского колорита обретает особую силу и напряженность. Активность белого цвета нарастает от образа к образу.

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Даниил Столпник. Феофан Грек, Ссылка

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Макарий Египетский. Феофан Грек, Ссылка

И, наконец, образ преподобного Макария Египетского: удлиненная фигура подвижника вся объята светом, как белым пламенем. Он единственный изображен не на столпе, он сам как столп света. На белой фигуре выделяются написанные охрой лик и руки, выставленные вперед ладонями, раскрытыми вовне. Это поза приятия благодати, открытости перед Богом. Свет сияет на лике, но глаза не написаны вовсе, потому что святому не нужны телесные очи, он внутренним (духовным) взором видит Бога, он не смотрит на мир внешний, он весь внутри. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет, подобно апостолу Павлу: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Макарий Египетский — образ исключительной силы, не имеющий аналогов ни в византийском, ни в древнерусском искусстве. Это яркая иллюстрация исихастского мистического опыта: подвижник в процессе богообщения погружается в Свет, в Божественную реаль­ность, но при этом не растворяется в нем, как соль в воде (как учат, например, восточные религии), а сохраняет свою личность, которая, очищается и преображается. Исихасты называли это теозисом (греч.), обожением.

Фаворский свет

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Икона Преображения Господня. Феофан Грек - Издательство Белый город

Композиция иконы вытянута по вертикали: Христос стоит на вершине горы, а ученики пали на землю в страхе и трепете. Спаситель окружен сиянием славы, от Него исходят золотые лучи, свет голубоватыми бликами пульсирует на горках, на деревьях, на одеждах. Свет также проникает вглубь, взрывая все изнутри, так что традиционные пещерки на горках выглядят как воронки от взрыва. Чудо Преображения показано как космическое событие, переворачивающее вселенную, преображающее все творение.

Сверхсветлая тьма

Феофану Греку приписывают также создание Донской ико­ны Божьей Матери (ок. 1395). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а трактовка образа соотносится с исихастским учением. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, создающие драгоценную поверхность, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь с легкой подрумянкой создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Художник обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но при этом создает образ, исполненный красоты и духовной силы.

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Донская икона. Феофан Грек

Феофан Грек: художник эпохи Преображения

Деисус. Феофан Грек

Феофан Грек много работал в Москве, он расписывал кремлевские соборы. Согласно летописи, в 1405 году по заказу великого князя Василия Дмитриевича роспись княжеской домовой церкви Благовещения выполняла артель, которую возглавили три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Сохранился иконостас, в котором Феофан писал деисус (икона или группа икон, в центре которых изображается Христос). Яркость и неординарность манеры Грека и здесь проявилась с удивительной силой. Центральный образ Спас в силах сохранился наименее полно, но видно, что он написан мощно и виртуозно. Христос в белых одеждах, пронизанных золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра) восседает на троне. Лик Его благородный и возвышенный, величественный жест благословения заставляет остановиться и притихнуть. В молитве Христу предстоят Иоанн Предтеча и Богородица. Наиболее выразителен образ Божьей Матери — в одеянии глубокого синего цвета с легчайшими голубыми пробелами, словно мерцаю­щими во мраке. Этот цвет напоминает драгоценный камень — сапфир, символизи­рующий тайну Приснодевы. Удлиненная фигура похожа на свечу, и пламя этой свечи — лик Богоматери, свет струится мягким и в то же время энергичным потоком из глаз. Свет словно сдерживается изнутри, но сила его такова, что он может воспламе­нить собой весь мир.

Феофан Грек оставил яркий след в древнерусском искусстве. Следы его влияния видны не только в иконописи и монументальном искусстве, но и в рукописях, например, миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV века) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV — начало XV веков) имеют некоторое сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева, но они работали вместе, и это не могло не повлиять на формирование более молодого мастера, который после ухода великого Грека будет определять пути древнерусского искусства, создав свой вариант преображенного мира.

Красота мира Божиего - в каждой травинке, в горных вершинах, в облаках, в иконах, в храмах, в слове Евангелия и в молитвах. В самом человеке заложена Творцом искра Образа Божиего. Любви всем, радости и счастья от соприкосновения с красотой

вторник, 4 сентября 2018 г.

Преображение Господне. Рассказ о шедевре


Один из наиболее глубоких и удивительных образов древнерусской живописи, написанных на сюжет Преображения, — это икона из Переславля-Залесского, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее в Москве. Икона написана на доске большого размера (184 х 134).

Происходит она из Спасо-Преображенского собора, построенного в Переславле-Залесском еще в домонгольский период. Написание иконы связывают с восстановлением и обновлением этого собора московскими князьями около 1408 г. В связи с этим икону приписывают кисти Феофана Грека, выдающегося византийского иконописца, работавшего в конце XIV — начале XV вв. на Руси.

Эта Икона - один из самых известных и ярких образов Преображения. Она выделяется своей необыкновенной живописной динамикой, художественной свободой, за которой чувствуется глубокий одухотворенный ум незаурядной личности создавшего ее иконописца. Понять сложный символический смысл этой иконы непросто.


Есть немало оснований отнести эту икону к кругу Феофана Грека, который много работал по заказам московских князей. Это косвенно подтверждает и важнейший источник биографии мастера — Епифаний Премудрый, который в письме к тверскому епископу Кириллу пишет о Феофане Греке, перечисляя города, в которых тот работал, в том числе — Переславль. Да и сам характер образа, яркая сочная живопись этой иконы заставляют отнестись к гипотезе авторства Феофана вполне серьезно. Однако, в древности иконописцы, как правило, не подписывали своих произведений, поэтому считать автором этой иконы знаменитого Феофана Грека мы может лишь с определенной долей вероятности.

Переславский образ отличается от большинства современных ему памятников древнерусского искусства не только своей монументальностью и репрезентативностью, но и ярко выраженными стилистическими особенностями и глубокой богословской интерпретацией сюжета. В нем действительно есть сходство с феофановскими произведениями: тот же темперамент и та же огненная энергия света. Некоторые элементы прямо напоминают византийские образцы.

Энергичность широкого движения кисти, сочность колорита, щедрость в наложении пробелов — все это придает иконе особый характер, в котором ярко выражена авторская манера. Особенным является здесь и богословское прочтение образа, которое, безусловно, связано с пониманием Фаворского света как Божественной энергии, которое было характерно для исихастов. Идеи исихазма, которые через свое искусство проповедовал Феофан Грек, легли в основу особой концепции света, которую мы видим в этой иконе.

Композиция иконы состоит из двух зон — горней и дольней: в верхней части мы видим три горы, на одной стоит Иисус Христос, на других - пророки Илия и Моисей, в нижней — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, лежащие на земле. Между ними — пространство, залитое светом.


Спаситель изображен в белых блистающих одеждах; в левой руке Он держит свиток, правой — благословляет. Он едва касается ногами поверхности горы, почти паря в воздухе. Взгляд внимательных глаз Господа устремлен на предстоящего перед иконой, словно Он обращается непосредственно к зрителю и ему являет Свой Божественный образ. Такой прием сразу же вовлекает нас внутрь происходящего и делает участниками Преображения.

При этом в образе Преображенного Спасителя нет того величия и надмирности, которые в византийских иконах характерны для образа Пантократора. У Феофана Грека Иисус Христос, хотя и являет ученикам Свою Божественную природу, но сохраняет и человечность, а благодаря удлиненным пропорциям фигуры, в Его облике даже подчеркнута хрупкость.



Пророки стоят более устойчиво на вершинах гор, но при этом они склоняются перед Иисусом Христом. Моисей смиренно внимает Его словам, протягивая вперед скрижали, жест Илии выражает вопрошание. В образах Илии и Моисея подчеркнут не столько пророческий пафос, сколько молитвенное предстояние, внутренняя собранность и направленность ко Спасителю. Здесь видится все та же молитвенно-созерцательная работа исихастов, учивших устремить все внимание своего существа на Господа.


И все же Преображение — это теофания, явление Бога, откровение о Божественной природе Христа Спасителя как воплощенного Слова, это явление Света, озарившего гору Фавор. И эти всполохи света изображены на иконе по-феофановски огненно и неординарно. Свет, исходящий от Господа, не только говорит о светоносности Божества, но совершает дело преображения мира и человека. Мы видим пророков, смиренно склоненных перед сиянием Божественной славы Христа, мы видим апостолов, которые пали на лица в страхе перед этим таинственным видением.


При этом апостолы не просто созерцают сияние преображенного Спасителя, но, охваченные этим сиянием, они сами изменяются под воздействием Фаворского света. Именно так трактовали чудо Преображения исихасты.

Преобразился днесь Ты на горе,
Христе, И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты — сияние Отца. (Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский)

Более всего при созерцании этой иконы поражает, сколь многообразны приемы, которыми мастер передает свет. Так, блистающие ризы Спасителя написаны белой краской, поверх которой проложен тонкий золотой ассист. Господь изображен на фоне круглой мандорлы, которая кажется и сиянием, и сферой, и воронкой уходящей вглубь, что подчеркнуто сгущением цвета к середине. Из центра круга свет расходится тонкими радиальными лучами, а шестиугольная звезда, также энергично вырывающаяся за пределы круга, придает особую динамику сиянию Славы. Как продолжение этой звезды, прочерчены три голубых луча, которые направлены к апостолам, изображенным в нижней части иконы. Луч света, как копьем, пригвождает каждого из них к земле.


Динамика света такова, что поверхность иконы кажется подвижной. Под воздействием Божественной энергии вселенная словно расширяется на наших глазах, пространство разворачивается, как свиток: на иконе показано, как апостолы вместе с Учителем восходят на гору (слева) и нисходят с горы (справа). Также динамично разворачивается и свиток времени — в верхних углах иконы мы видим ангелов, приносящих к месту действия пророков: Илию — с небес, как уже получившего дар вечной жизни, Моисея — от умерших, только ожидающих воскресения.


Читайте также: