Факультатив по русскому языку сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8 классе.

- формирование умения общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка.

Принципы построения курса:

- системности и поэтапности в формировании речевых умений учащихся;

- постепенного усложнения материала;

В программе учтены возрастные возможности школьников. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, а также самостоятельной работе с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя – лидерство ,основанное на совместной деятельности. В основе такого подхода - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.

Актуальность разработки курса обусловлена востребован­ностью в обществе высококвалифицированных, образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и твор­ческой самореализации. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни старался реализовать себя.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи.

И здесь необходимы совершенно конкретные умения:

- работать с текстами различных стилей;

- извлекать необходимую информацию из различных уст­ных и письменных источников;

- излагать собственные мысли четко и последовательно.

Умение писать сочинение - это не что иное, как умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. К тому же на экзамене именно навык развернутого высказывания в письменной форме становится предметом оценки.

Анализ результатов экзаменов по русскому языку в форме ОГЭ показал, что выпускники школы испытывают большие трудности в создании собственного речевого высказывания. Поэтому факультативный курс для учащихся 8 классов - основной путь формирования коммуникативных навыков и ус­ловие развития личности выпускника.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

сжатие исходного текста;

составление текста по образцу;

восстановление частей текста;

составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

анализ текста художественного и публицистического стилей;

работа с научной и публицистической литературой;

составление схем, таблиц алгоритмов.

Содержание тем учебного курса

Повторение и закрепление сведений о тексте (8 ч).

Вводное занятие. Цель и задачи курса. Тема, идея, основная мысль текста.

Основные образы текста. Типы речи.

Лексика текста. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности.

Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приёмы построения текста. Средства связи его частей.

Сочинение-рассуждение (4 часа).

Сочинение-рассуждение. Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Филиал Кировского областного государственного общеобразовательного

в п. Северный Опаринского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку

на 2017-2018 учебный год

Разработчик:

Наталья Сергеевна Подоплелова,

учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с авторскими программами по русскому языку:

(Программы для общеобразовательной школы, утверждённые Министерством образования РФ, входящие в Федеральный перечень).

Цели и задачи изучения курса.

Наиболее сложной частью ГВЭ по русскому языку является написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компентности выпускников средней школы, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Цель данного курса : обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ГВЭ.

понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

определять тему текста, проблему, позицию автора;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;

развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

выбирать необходимый стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, групповая работа, сочинение, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данный факультатив предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Большинство выпускников не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, чтобы выполнить работу по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Данный курс рассчитан на учащихся 12 класса общеобразовательного уровня.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Планируемые результаты изучения курса:

Предметные результаты

Знать трудные случаи правописания

Понимать их роль в общекультурном развитии человека

Объяснять языковое явление

Уметь применять знания при тестировании

Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.

Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.

Работать над расширением словарного запаса.

Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.

Работать с тестовыми заданиями.

Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.

Выполнять различные типы тестовых заданий.

Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.

Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.

Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.

Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

Определять синтаксические конструкции.

Метапредметные:

Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и другими учащимися.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА

Тема 1. Введение (1 час).

Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания.

Тема 2. Проблема текста (4 часа).

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Тема 3. Комментарий к проблеме (4 часа).

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

Тема 4. Авторская позиция (4 часа).

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.

Тема 5. Аргументация собственной позиции (3 часа).

Тема 6. Композиция сочинения-рассуждения (3 часа).

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.

Тема 7. Речевое оформление сочинения (5 часов).

Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.

Тема 8. Практический блок (6 часов).

Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики).

Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов).

Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция).

Практическое занятие (аргументация собственной позиции).

Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов.

Редактирование собственного сочинения.

Тема 9. Творческие работы (4 часа).

Сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция.

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Презентация собственной работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА 12 КЛАСС

Как сформулировать проблему? Способы формулирования проблем. Типовые конструкции (клише). Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения .

Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики).

Тема 3. Комментарий к проблеме.

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.

Цитаты. Способы цитирования.

Урок-практикум по написанию комментария (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов).

Тема 4. Авторская позиция

Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции

Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах.

Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании авторской позиции.

Творческая работа. Сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема-комментарий-авторская позиция.

Тема 5. Аргументация собственной позиции

Аргумент. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента.

Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. Критерии оценивания аргументации.

Тема 6. Композиция сочинения-рассуждения

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Виды и формы вступления.

Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.

Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения. Редактирование сочинений-образцов.

Тема 7. Речевое оформление сочинения

Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические.

Грамматические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

Речевые нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок. Редактирование сочинений-образцов.

Тема 8. Практический блок

Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики).

Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов).

Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция).

Практическое занятие (аргументация собственной позиции).

Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов.

Редактирование собственного сочинения.

Тема 9. Творческие работы

Сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция. Редактирование собственного сочинения.

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Презентация собственной работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы/ Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013

Содержимое публикации

Больше-Ломовисский филиал

Утверждена приказом образовательного учреждения ______________ от 27.08.2020г

Дата, номер приказа

Рабочая программа

факультативного курса по русскому языку

для 11 класса

Составитель программы: Свищёва А.В

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения протокол №1 от 25.08.2020г

Дата, номер протокола

методического объединения _________________ М.С.Пчелинцева

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета протокол №1 от 26.08.2020г

Дата, номер протокола

методического совета ____________________ Г.А.Чупахина

2020-2021 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного курса

1.Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

2. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

3. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Регулятивные:

1.Умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2.Умение составлять план решения проблемы; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные:

1.Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

3.Умение определять типы речи: описание, повествование, рассуждение.

4.Умение определять стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, художественный, публицистический).

5.Умение определять термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания;

7.Умение находить проблемы текста, комментарий, позицию автора;

8.Умение анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

9.Умение излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

10.Умение высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

11.Умение формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

12.Умение владеть различными нормами литературного языка

(лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

13.Умение работать с предложенным текстом, выявляя его особенности, определяя его тему, идею, микротемы,

14.Умение создавать собственные тексты-рассуждения на основе предложенного, опираясь на выявленную проблему;

15.Умение планировать последовательность изложения материала в соответствии с

критериями проверки сочинения;

16.Умение сохранять стиль речи до конца высказывания;

17.Умение соединять разные типы речи в тексте;

Коммуникативные:

1Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

2.Умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его, предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей.

4. Умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Основное содержание

1.Введение-1час

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

2. Языковые нормы-2 часа

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

3.Стилистический и типологический анализ текста-4 часа

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

4.Лингвистический анализ текста-4 часа

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

5.Анализ текста -4 часа

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

6.Композиция и языковое оформление сочинения-18 часов

Основные требования при написании сочинений, тезисов, научных докладов и рефератов, при подготовке презентаций.

Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие. Текст: тема, проблема, позиция автора. Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение. Организация материала при помощи плана. Роль эпиграфа и цитирования в сочинении и других творческих работах, их оформление.. Изучение и сопоставление критериев оценивания сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ. Алгоритм-моделирование написания сочинения по русскому языку. Конструирование алгоритма-модели сочинения-рассуждения по русскому языку. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Подбор примеров- иллюстраций. Отражение позиции автора. Аргументация собственного мнения по проблеме. Структура, типы аргументов. Особенности построения заключения. Точность и выразительность речи. Соблюдение этических норм и фактологической точности. Грамотность речи. Орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Всё наше достоинство заключено в мысли.
Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить.

Чтобы быть на высоте, чтобы достойно отвечать требованиям времени, необходимо учиться.

Навык мастера ставит.

Каждый выпускник независимо от целей и склонностей хоть один раз в жизни оказывается в роли писателя, чтобы проявить свои творческие способности в освоении одного-единственного литературного жанра – сочинения. А это творческий процесс, неотъемлемой частью которого является вдохновение. Но экзаменационная обстановка не очень-то способствует его приходу, тем более, что время, отведённое для творчества, строго регламентировано. В течение отведённого времени необходимо сконцентрироваться и написать стройное, логичное целое – законченный текст сочинения…Как доказать, что ты умеешь самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы, гибко пользуясь материалом художественных произведений, владеешь навыками письменной литературной речи? Как продемонстрировать свою блестящую эрудицию? Убедить, что ты имеешь все данные, чтобы пополнить славную армию студенчества? Над этим задумывается каждый выпускник и начинает целеноправленно готовиться к экзамену.

Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь – дисциплин гуманитарного цикла).

Сочинение – это творческая работа. Качественное более или менее развёрнутое письменное высказывание по литературной проблематике всегда свидетельствует о развитости ума чувств человека. Владение речью, законами построения логичного и убедительного текста, необходимое в работе над сочинением, пригодится в любом ином деле.

Промежуточная аттестация в форме сочинения – написание итогового сочинения-рассуждения различного объёма с опорой на прочитанное и осмысленное художественное произведение – является заданием повышенной сложности. Оно нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных программой умений, в числе которых – научиться работать с литературным текстом:

– проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы;
– выражать информацию в виде кратких записей;
– формулировать проблему;
– выстраивать систему аргументов, убедительно, этически корректно доказывать собственное мнение;
– создавать собственный текст;
– композиционно оформлять текст;
– выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистота и др.

Требование подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения в 11-х классе выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определённых культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём ёё реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.

Поиски ответа на эти вопросы легли в основу данного курса.

Цель курса:

Содержание курса:

Читайте также: