Эту легенду мне когда то рассказал путешественник англичанин сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Анализ текста "Легенда"(художественный стиль, тип: повествование с элементами описания и рассуждения)

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. Однажды пароход заночевал из-за тумана близ острова Самоа. Толпа веселых подвыпивших матросов съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом стоны и оханье. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе срывать и листочка.

Веселые моряки не погибли. Они вернулись на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда не улыбались.

Данная совокупность законченных предложений, связанных между собой по смыслу, лексически и грамматически - текст, т.к.

1. все предложения данного текста связаны по смыслу:

а) предложения на одну тему: как нужно входить в жизнь?

г) ключевые слова: кровь, священный, душа, развлечься, позабавиться, благоговейный трепет.

2. Предложения в каждом абзаце связаны последовательно, с помощью цепной связи(1>2>3). Каждое предложение является продолжением другого, продолжением мысли.

А)Лексические: синонимы(лес-дерево-пальма, развлечься-позабавиться, глубоко-сильно), повторы (моряки-моряки, пароход-пароход, лес-лес, кровь-кровь), антонимы(кровь-сок, кровь-жизнь).

Б)Морфологические: местоимения(моряки-они, вокруг них-вокруг моряков, в таком лесу(в священном), в лес-в него), союзы(и(однородн.члены), чтобы(причина), как(сравнение), а(однородн члены), а(ч. сложн. предлож.), союзные слова(лес,… в котором…;), местоименные наречия(когда рассвело0. Вывод: автор использовал местоимения, которые помогают связывать предложения и его части, избегая тавтологии, и местоимённые наречия, союзные слова, союзы, соединяющие смысловые части текста(части предложения и однородные члены)

Всё вышесказанное позволяет ещё раз с уверенностью сказать, что перед нами текст.

Данный тип художественного стиля речи, т.к.:

I 1. Функция: эстетическая, эмоционально-образная.

2.Особенности, черты: образность, эмоциональность, индивидуальность слога, экспрессивность.

3.Сфера употребления: художественная литература.

II Характеристика языковых средств:

В основе любого стиля, в том числе и художественного, лежат общеупотребительные слова(мне, однажды, вдруг, ночь, оханья, душа, лес и т.д.). Но художественный стиль, в отличии от других стилей, затрагивает все стороны жизни. Для этого требуется разнообразие языковых средств:

а) экзотизмы: остров Самоа, кокосовое дерево, лианы, туземцы. Для создания колорита острова.

б)в силу своей эстетической функции. основу художественной речи составляют изобразительно-выразительные средства(эпитеты( весёлые подгулявшие моряки, тихие стоны и оханья, судорожный шорох, священный лес, деревья живые, приятная роща, благоговейный трепет), сравнения (корчились, как перерезанные змеи), метафоры(горячая кровь, лианы корчились(олицетворение), у них (деревьев) есть душа(олиц.))) как способ активизировать воображение, создать художественные образы. Разрушительная деятельность моряков, изуродованная природа шокируют нас и потрясают

2.Морфологический уровень: видовременная соотносённость

А)Так как тип речи повествование, то в тексте преобладают глаголы (рассказал, заночевал, съехали, стали разводить, срубили, свалили, сорвать, услышали, не спали и жались, раздавался и т.д. более тридцати), необходимые для насыщенности действий, рассказа легенды, ведущей к идее. Также текст насыщен именами: существительными (легенда, путешественник-англичанин, пароход, туманы, остров, Самоа, моряки, берег, лес, костёр, дерево, орехи, темнота, стоны, оханья, ужас, ночь и т.д., всего пятьдесят три) и прилагательными(весёлые, кокосовое, тихие, судорожный, красные, священный, горячий и т.д., всего двадцать). Это не случайно, ведь текст имеет элементы описания и рассуждения. Благодаря этому текст не просто пересказ легенды, он вызывает образы, эмоции, мысли, помогая понять идею текста, ужасность поступка моряков и святость жизни.

Б) видовременная соотносённость

В тексте семнадцать глаголов совершенного вида и тринадцать несовершенного. Глагами совершенного вида преимущественно являются действия моряком(кроме: не спали, не улыбались), так как они непродолжительны, необдуманны, резки. А действия природы, её страдания чаще всего выражаются глаголами несовершенного вида как продолжительное действие, следствие глаголов совершенного вида. Примечательно, что в первом абзаце преобладают глаголы совершенного вида, и а в остальных двух - несовершенного. Это не случайно, ведь именно в несовершённом действии заключается идея текста. Глаголы совершенного вида – пересказ легенды.

А)разнообразие синтаксических конструкции (сложные предложения(четыре СПП, пять ССП, например: Это был священный лес, деревья в котором живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь), ряды однородных членов (например: раздавался шорох, вздохи и оханья), сильная распространенность), позволяющие автору создать живописную картину, насыщенную эмоциями, образами, впечатлениями, чувствами, переживаниями, размышлениями и действиями.

Б)Наличие изобразительно-выразительных средств(фигур): анафора(всё живёт, всё чувствует), бессоюзие(ждём-побежит бесцветный, холодный сок), градация(раздвался шорох, вздохи и стоны), антитеза(бесцветный, холодный сок - красная, горячая кровь), умолчание(мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь … ) усиливающие и без того немалую образность.

Всё вышеперечисленное позволяет ещё раз с уверенностью сказать, что текст относиться с художественному стилю.

1.Повествование с элементами описания и рассуждения.

А) Повествование-основа текста, скелет. В нём содержится сама легенда-урок, а уже к ней добавлено описание и рассуждение, ведущие к идеи. Структура:экспозиция (путешественник рассказал легенду, действие на острове Самоа, участники-моряки), завязка (моряки разожгли костёр, срубили дерево), развитие действия (моряки не могли заснуть, вокруг были стоны и оханья), кульминация (моряки увидели, что натворили), развязка (моряки уплыли, нанеся рану острову и себе).

В)Художественный стиль требует эстетичность, эмоциональная окрашенность текста, художественные образы, экспрессивность. Эту функцию и выполняет описание. В тексте изображены эмоции, чувства: ужас, отвращение, переходящие в жалость. А жалость из-за сравнение благоговейного, трепетного, священного состояние с нынешним. Опиние подносит нас ближе к идеи.

2. Тип связи: Предложения в каждом абзаце связаны последовательно, с помощью цепной связи(1>2>3), как и каждом тексте, где основа-повествование. Каждое предложение является продолжением другого, продолжением мысли. Лишь в последнем абзаце, в рассуждении, связь комбинированная, так как кроме последовательной, имеется ещё и параллельная(…наша жизнь-это такой же священный лес. Через три предложения: …как в священный лес…)). Схема последнего абзаца:

А)Лексические: синонимы(лес-дерево-пальма, развлечься-позабавиться, глубоко-сильно), повторы (моряки-моряки, пароход-пароход, лес-лес, кровь-кровь), антонимы(кровь-сок, кровь-жизнь).

Б)Морфологические: местоимения(моряки-они, вокруг них-вокруг моряков, в таком лесу(в священном), в лес-в него), союзы(и(однородн.члены), чтобы(причина), как(сравнение), а(однородн члены), а(ч. сложн. предлож.), союзные слова(лес,… в котором…;), местоименные наречия(когда рассвело0. Вывод: автор использовал местоимения, которые помогают связывать предложения и его части, избегая тавтологии, и местоимённые наречия, союзные слова, союзы, соединяющие смысловые части текста(части предложения и однородные члены).

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в тем¬ноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моря¬ки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня сруб¬ленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.
Мне представляется: наша жизнь - это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кру¬гом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топо¬ром, ждём - побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь.. .Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны

9 хронических речевых ошибок в ЕГЭ по русскому языку
Тавтология, канцеляризмы и гигантские предложения

Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm

Совет. Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам и время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10-15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями. А пока проводите вечера в обнимку со словарём синонимов Кирилла Горбачевича.

Совет. Иосиф Бродский во время своих лекций в США мог обдумывать одно слово 20 минут. Конечно, на экзамене такой роскоши не будет, но произнести получившуюся фразу про себя и задуматься над её смыслом — всегда полезно. Возможно, вы увидите её со стороны и поймёте, что с ней не так. А там недалеко и до исправления ляпа.

Совет. Прежде чем ввернуть подобное словцо, сто раз подумайте: надо вам оно или нет? Конечно, на митинге можно назвать определённых чиновников ворами и подлецами, но стоит ли то делать в сочинении, от которого зависит ваше будущее?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.

Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (В.Вересаев)

II .Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

  1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
  2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Проблему смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды о священном лесе, что посетили моряки на острове Самои

Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.

Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели у туземцев: развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а живые души деревьев мучаются и страдают, так как не в силах помочь погибшему собрату, кокосовому дереву.

Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого нужна логически стройная система доказательств.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.

1.1. В качестве аргумента используется ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек.

1.3.1. Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь играет демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой текста

Материал для аргументации

Вчера зашёл ко мне мой сосед – душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что у него лежало на сердце.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемысвязаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Работа с текстом

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.

Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег.

Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (В.Вересаев)

(Проблема смысла жизни, затрагивающая нравственные стороны человеческой жизни)

Каким образом содержание текста касается других людей, всего человечества?

( Нравственные (этические) нормы обеспечат гармоничные отношения между людьми и природой)

-Какая абстрактная идея рассматривается автором?

(Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)

Два простых способа формулировки проблемы

I. 1.Автор размышляет над проблемой смысла жизни;

2.В тексте поднимается проблема смысла жизни;

3.Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни.

II.Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

-Что такое комментарий?

-Каковы типы комментария текста?

-Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.

Можно выделить два типа комментария.

  1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
  2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

Проблему смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды о священном лесе, что посетили моряки на острове Самои

- На чём заостряет внимание?

Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне

- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.

- Какие эмоции автора выражены в тексте?

Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели у туземцев: развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а живые души деревьев мучаются и страдают, так как не в силах помочь погибшему собрату, кокосовому дереву.

- Как выражено отношение автора к изображаемому?

Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело, уже никогда не улыбались

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что…

Основная мысль текста заключается в том, что…

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Читайте также: