Этруски их влияние на историю рима сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Народ этрусков жил в Италии задолго до основания города Рима. Древние римляне многое позаимствовали из этрусской культуры. Некоторые из правителей Рима имели этрусское происхождение. Первый из них — Луций Тарквиний Приск или Тарквиний Древний. Он был пятым по счёту царём Древнего Рима. Причём этруском он был лишь по материнской линии, его отца звали Демарат и он был греком из Коринфа, происходившим от старинного рода Бакхиадов. У себя на родине он был аристократом. В результате переворота в Коринфе пришёл к власти тиран Кипсел. Демарат счёл за лучшее сбежать в этрусский город Тарквиний. Там он женился на местной девушке из знатного рода.

Её расчёт оказался верным. Лукумон из Тарквиния переделал своё имя на римский манер, став Луцием Тарквинием. Вскоре он стал приближённым четвёртого римского царя, Анка Марция, который назначил его на должность начальника конницы. Это значило, что Луций стал вторым лицом после царя, потому что под конницей в Риме того времени понималось всё сословие всадников, то есть высшая знать.

После смерти Анка Марция в 616 г. до н.э. народное собрание граждан Рима решало, кому стать следующим царём. Луций Тарквиний убедил римлян, что именно он достоин стать правителем. Родные дети Анка Марция в то время по возрасту ещё не могли занять царский трон. Став царём, Луций продолжил внешнюю военную экспансию Рима, победив и подчинив племя сабинян. Рим возглавил Латинский союз, объединивший все племена латинов. Латинские полисы стали союзниками Рима. Не желавший подчиниться латинский город Корникул был разрушен до основания. При этом в плен была взята беременная царица Окрисия, сын которой, родившийся уже в Риме, будет следующим римским царём.

Следующий этрусский правитель, Тарквиний Гордый, был сыном Луция. Правивший после Луция Сервий Туллий женил его на своей дочери Туллии. Но честолюбие в ней оказалось сильнее дочернего чувства. Вдвоём с мужем они свергли престарелого Сервия Тулия, причём Тарквиний сбросил старика со ступеней сената, а Туллия переехала тело своего отца колесницей. Тарквиний Гордый правил посредством террора. При нём число сенаторов сократилось вдвое, но царь предпочитал вообще не созывать сенат, правя через своих приближённых. Разумеется, это вызвало недовольство среди патрициев и граждан Рима. В результате Тарквиний Гордый был свергнут и изгнан, а Рим стал республикой.

Готы заманили римское войско в болотистую местность и разбили, Геренний погиб от готской стрелы. Он стал первым римским императором, павшим на поле битвы и больше ничем прославиться не успел.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Характеристика процесса становления римской цивилизации. Политическое и культурное влияние этрусков на римскую цивилизацию. Деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. Анализ археологических данных об этрусском влиянии.

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.11.2014
Размер файла 49,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.2 ЭТРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

Расенов, обитателей холмистой Этрурии, греки называли тирренами. а римляне - этрусками. Они-то и стали первыми учителями римлян. Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация задолго до нашей эры.

С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницы расенов хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована. Не удалось даже точно определить, к какой группе принадлежит их язык, потеряны следы их первоначальной родины.

Расены заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но происхождение этого народа до сих пор остается неясным, согласно одной теории пришли в Этрурию (современная Тоскана) из Малой Азии, видимо, после Троянской войны. В соответствии с более поздней точкой зрения этруски представляли собой древнейшее население Италии. В пользу обеих теорий имеются доказательства в сохранившихся памятниках как искусства, так и архитектуры. В своих истоках этрусское искусство имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством.

В VIII в. до н. э. в Этрурии возникает культура, отличная от остальных культур, существовавших на территории Италии того времени. Начиная с VII в. до н. э. наблюдается бурное развитие цивилизации: возникают этрусские города Вейи, Тарквинии, Вульчи и ряд других. VI в. до н. э. был вершиной этрусского могущества, когда этруски расширили свою территорию и вели интенсивную торговлю со всеми областями, примыкающими к Средиземному морю. В III в. Этрурия попадает в подчинение Рима [19, c. 75].

Этрусская архитектура хотя и не достигла такой изысканности форм, как греческая, однако оказала значительное влияние на последующую римскую архитектуру. Остатки построек этрусков сохранились в незначительном количестве.

Кроме инженерных сооружений, строятся города с мощными каменными стенами, широкими замощенными улицами, канализационной сетью и домами, имевшими сложную планировку, которая позже становится типичной для римлян. Помещения дома окружают центральный дворик, атриум, в центре которого находится небольшой водоем для сбора воды, стекающей с крыши.

Представление об этрусском доме мы получаем из археологических раскопок, на основе сохранившихся урн и надгробных сооружений, которые как место загробной жизни повторяли формы дома. Этрусские города имели прямоугольную планировочную структуру с двумя главными пересекающимися коммуникационными осями. Эта система была использована позднее при основании римских городов.

В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. В целом об этрусских городах мы знаем не очень много, так как ни один из них не был достаточно тщательно изучен.

Для строительства городов выбирались места, удобные для обороны от неприятеля. Дополнительно они обносились стенами. Наибольшее число сохранившихся этрусских построек представляют собой гробницы самых разнообразных форм. Некоторые имеют конусообразную форму.

Монументальная архитектура гробниц, которая появляется в VII в. до н. э., носит черты внешних влияний и прежде всего Востока. Ранние надгробия часто перекрывались сводами, конструкция которых известна из микенских купольных гробниц [9, c. 57].

Своей вершины культура этрусков достигает в VI в. до н. э., когда в Риме временно правила династия этрусских царей, а затем сливается с римской. Римляне в своем строительстве активно используют достижения и этрусков, и греков.

Господствующее положение в городах занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части -- святилища трех богов.

В архитектуре храмов использовался специфический ордер, который в период ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер. Колонны своей формой исходят из дорического ордера, однако имеют базу, гладкий ствол с энтазисом и капитель, состоящую из шейки, эхина и абаки. Антаблемент простой, без ритмических членений. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов - с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской архитектуры - фасадность сооружения [8, c. 97].

Выдающиеся памятники этрусской архитектуры - три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница.

Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая - терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств.

Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV - III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями.

Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами - сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

Уже в конце VI в. до н. э. этрусский царь Тарквиний Старый возводит на Капитолийском холме в Риме большой храм, имевший три ряда колонн. Следует отметить, что он был построен на полстолетия раньше, чем Парфенон на афинском Акрополе.

Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н.э. [11, c. 95].

ВЫВОДЫ К ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Наиболее полную и разностороннюю информацию о происхождении этрусков дает их духовная жизнь и религиозные верования.

Главным источником при изучении этрусского религиозно - мифологического мира являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Так же существуют различные свидетельства об этрусской религии в произведениях Варрона, Цицерона, Ветрувия, Ливия, Плиния, Сервия[35], в трудах которых можно почерпнуть данные о религиозном учении, пантеоне, культе и практике гадания, организации жречества. Но с использованием этих данных встает вопрос об их достоверности. Поэтому исследователи и сегодня обращаются к античным источникам и римским традициям, пытаются выявить их этрусские источники.

Некоторые источники указывают, что у этрусков отсутствовала литература, причем литература светская, оказавшая влияние на литературу Рима. Прежде всего, не подлежит сомнению приоритет в области театра, заимствованного ими у греков. Римляне считали этрусским и само слово, ставшее отображением названия самого актера в древности - nister.

С именем бога Сатурна, о культе которого у этрусской можно строить лишь предположения. На основании близкости его имени satres к этрусскому родовому имени satrma связано представление о его происхождении.

Значительно более подробные сведения дошли до нас через латинских писателей о религиозной литературе этрусков, она пользовалась известностью в Риме и содержала определенные знания из различных областей древней науки.

Согласно Цицерону этрусские религиозные книги подразделялись на три категории libriharus - pisini, fulgurales и rituales. Судя по косвенным данным древних авторов, эти книги были составлены в стихах, и, как говорит традиция, являлись откровением этрусского бога Тагета и нимфы Вмонии.

libriharus - pisini являлись трактатом о совершенствовании гарустиций, т.е. содержала правила гаданий по внутренностям животных и их толкованиях. Это была скорее самая древняя часть этрусской дисциплины.

Fulgurales содержит учение о смысле и значении молнии. Это было весьма трудно, молнии, в зависимости от места, времени года, дня ее падения, придавалось особое значение. Этруски отличали 9 божеств громовержцев, из них главное - Тикия обладал тремя молниями. Существовали различные жрецы, которые осуществляли толкования влияния молний на частные и общественные дела.

Rituales содержали правила основания и устройства городов по этрусским обычаям, сложившиеся еще в эпоху бронзы и применяющиеся при сооружении террамар. Соответсвующий ритуал был направлен на ориентацию направлений, идущих из определенного центра, отмеченного жрицом и освященного его действиями. Эти правила должны были кое - что содержать из геометрических познаний этрусков.

Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных лиц. Этрусская религия и мифология оказали влияние на римскую религию и мифологию. Историк Тит Ливии прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков. Заметим, кстати, что там же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной каймой. От этрусков взяли римляне и обычай пышно справлять воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище. Близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина. У римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи, пограничных камней между земельными участками, а также границ города и государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой Вегойей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому у нас есть все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином, но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами.

1. Геродот История. В 9 книгах. - М., 1993

2. Корнелий Тацит. Сочинения: в 2 тт. т.1 - Анналы. Малые произведения. Т.2. - История - СПб., Наука, 1993.

3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Перевод с греческого И. Алексеева - СПб, 1774

5. Тит Ливий. История Рима от основания города. - М., Наука, 1989.

7. Фукидид. История. \ Под ред. Боровского. - М., 1981

8. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис - Л., 1976

9. Аптекарь Б.Б. К вопросу об этрусках в работе Н.Л. Марра \\ Проблемы истории докапиталистических обществ. - М., 1935

10. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии - М., 1982

11. Бекштрем А. Исследования в области этрускологии. Выпуск 1. СПб, Типография М.А. Александрова, 1908

12. Блаватский Т.В. Греческое общество во II тыс. до н.э. и его культура - М., 1976

13. Богаевский Б.Л. Этруски в работах Н.Л. Марра\\ история докапиталистических формаций. - М. - Л., 1935

14. Бурман Я. Моухова Б. Загадочные этруски - М., 1970

16. Гордезиани Р.В. Этруски и картвильский. - Тбилиси, 1980

17. Залесский Н.Н. Этруски в Северной Италии. - Л., 1959

18. Залесский Н.Н. К истории этрусской колонизации Италии в VIII- IV вв. до н.э.

19. Залесский Н.Н. К социальной истории этрусков - Ученые записки ЛГУ. Вып. 17, 1950

20. Залесский Н.Н. Этруски.\\ Проблемы истории докапиталистических обществ - М.- Л.,1935, № 5-6

21. Залесский Н.Н. Этруски в Риме - Научные доклады высшей школы. - История науки - М., 1953, вып. 1

22. Ильинская Л.С. История и культура античной Италии и Рима в свете археологических открытий последних десятилетий - ВДИ, 1973, вып. 1

Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние.

В древнейший период истории Апеннинского полуострова этруски господствовали на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии. Развитию торговли и промышленности и культурно-экономическому процветанию страны способствовала близость моря и удобные гавани.

Этрусская религия носила мрачный и жестокий характер и признавала полную, рабскую зависимость человека и человеческого общества от богов. Все акты человеческой жизни были обставлены определёнными обрядами (церемониями — слово, которое римляне производили от названия этрусского города Цере). Они верили в возмездие после смерти и посмертную жизнь обставляли всевозможными представлениями ужаса.

Этрусские женщины пользовались почётным положением и свободой, они имели право участвовать в пирах, сидя рядом с мужчинами; имена у этрусков давались не по отцу, а по матери.

Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, города этруссков строились по единому плану: две улицы, одна из которых идет с севера на юг, а другая с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала. В центре этрусского города помещался храм. Уже в 7 в. до н.э. у этрусков были многочисленные города-крепости, обнесённые массивными стенами. Вскоре они превратились в города-государства (напоминающие греческие полисы).

Влияние культуры этрусков на Рим

Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. У этрусков римляне заимствовали 12 ликторов, кресло из слоновой кости, пурпуровую и окаймленную пурпуром тогу, вышитую пальмовыми ветвями тунику, башмаки с загнутыми вверх носками. Ликтор - государственная должность в Риме; вооруженные фасциями (топор, вставленный в связку прутьев), ликторы сопровождали высших должностных лиц.

Античные писатели утверждают, что в царском Риме помимо хижин и городских стен существовали храмы Юпитера, Дианы и иных богов, курия (место заседания сената), Регия (дом главного жреца) и некоторые другие общественные сооружения. От всех этих построек не осталось почти ничего — лишь кое-где камни фундаментов.

Один из самых ранних памятников на территории Рима — остатки святилища середины VI в. до н. э., обнаруженные на краю бывшего Бычьего форума; это тот храм Матери Матуты (богини раннего утра), который освятил шестой римский царь Сервий Туллий, о чем упоминает Тит Ливий. Согласно традиции этот же царь построил в 578—534 гг. до н. э. городскую стену; ее фрагменты сохранились на западном склоне Палатинского холма.

В художественном отношении римляне тогда находились в большой зависимости от своих соседей — этрусков, которые обладали более высокой материальной культурой.

При раскопках археологи обнаружили в Риме так много этрусских предметов VII—УГвв. до н. э., что некоторые ученые пришли к выводу, будто римляне тогда пребывали под властью этрусских царей (хотя Тит Ливий и другие авторы не говорят об этом ничего). Следует, однако, учесть, что римляне никогда не отличались племенной замкнутостью (в этом, можно сказать, заключается их историческая уникальность), поэтому нет ничего удивительного в том, что продукция этрусков наводнила Рим, тем более что крупные этрусские города Цере (совр. Черветери) и Пирги находились совсем близко: первый — в 45 км, а второй — в 53 км к северу. Постепенно этруски попали под власть Рима и сошли с арены истории, но их художественный мир влился в римскую культуру как ее составная часть. Именно этрускам римляне в значительной мере обязаны тем, что стали великими мастерами скульптурного портрета; у этрусков они научились также многим приемам строительного дела.

Крупнейшим творением этрусских мастеров в Риме был освященный в конце VI в. до н. э. храм Юпитера Наилучшего Величайшего на Капитолийском холме, считавшийся главной святыней государства. Построенный из кирпича-сырца и дерева храм стоял на каменном подиуме (основании), сложенном насухо, без связующего раствора. Двускатную кровлю поддерживали деревянные колонны. Здание украшали росписи, терракотовые статуи и барельефы.

Храм неоднократно горел. После крупного пожара 83 г. до н. э. его восстановил и освятил в 69 г. до н. э. Квинт Лутаций Катул. При Октавиане Августе его реставрировали. Во время гражданской войны 69 г. н. э. храм сгорел снова.

Император Веспасиан приказал отстроить его заново. Это здание стало жертвой пламени в 80 г., но вскоре его восстановил император Домициан. От храма сохранились частично подпорные стены его подиума; их можно видеть в зале и во дворе Палаццо деи Консерватори (дворца Консерваторов) на Капитолии.

Согласно преданию, в Риме в VI в. до н. э. работал выдающийся этрусский мастер Вулка, единственный, имя которого нам известно; ему приписывают созданиё знаменитого бронзового изображения волчицы с младенцами Ромулом и Ремом.

Фигурки малышей не сохранились и были сделаны заново много веков спустя, а этрусскую волчицу стали называть Капитолийской, так как она находится на Капитолии в Палаццо деи Консерватори.

Раннеримское искусство помимо этрусского находилось также под греческим влиянием. Известно, что греческие мастера руководили отделкой храма Дианы на Авентине, воздвигнутого в конце VI в. до н. э


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.
Объектом данного исследования является процесс формирования ранней римской культуры. Внутри этого процесса выделяются элементы этрусской цивилизации, влияющие на формирование римской культуры, что и составляет предмет исследования.

Работа состоит из 1 файл

Влияние этрусской цивилизации на формирование ранней римской культуры.doc

Тема: Влияние этрусской цивилизации на формирование ранней римской культуры.

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.

Объектом данного исследования является процесс формирования ранней римской культуры. Внутри этого процесса выделяются элементы этрусской цивилизации, влияющие на формирование римской культуры, что и составляет предмет исследования. Обозначим гипотезу. Предположим, что в разных сферах жизни древнеримского общества этрусское влияние было неравномерным, т.е. имело различные масштабы и содержательное наполнение.

Соответственно, целью работы становится выявление сфер влияния этрусской цивилизации на формирование римской культуры, определение масштабов этого влияния, качественных характеристик его проявления в процессе становления римской цивилизации.

Рим создал свою цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей. Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в науке.

Другие исследователи (в советской историографии в этом направлении много сделал С.Л. Утченко), напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы.

Рим начинает свое существование как центр новой политической силы в момент когда основатели цивилизации – этруски – терпят бедствие в кровопролитных боях греко-этрусской войны, что в итоге приводит к падению этрусского могущества.

Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние. Происхождение этрусков остаётся неясным. Свидетельство Геродота о лидийском происхождении этрусков, и сходство географических названий в Этрурии с теми, которые мы находим на территории Малой Азии, говорят о том, что этруски пришли с Востока, возможно именно из Малой Азии. Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н.э. Их влияние в 6 в. до н.э. распространилось почти на всю Италию. Но период могущества этрусков не был длительным: греки в 524 г. и 474 г. до н.э. нанесли им поражение под Кумами, положив конец их морскому господству, римляне около 509 г. изгнали Тарквиниев. Затем племена самнитов вытеснили этрусков из Кампании (около 5 в.). Около 400 г. их паданские владения подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города (уже в 396 г. пали Вейи - город, некогда столь же могущественный, как и Рим; в 358 г. под римское господство подпал город Цере; в 308 г.- Тарквинии). С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной Этрурии, а к 282 г. до н.э. в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия.

В VI в. до н. э. в Риме заметно усилилось этрусское влияние. Это находит свое отражение прежде всего в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которым принадлежали последние римские цари. В XIX в. при раскопках этрусского города Цере, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей. Принимая во внимание, что как раз на VI в. до н. э. приходится расцвет и могущество этрусской федерации, вполне обосновано предположение о том, что некоторое время Рим подчинялся этрускам.

От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных лиц.

Во-вторых, распространяя свой стиль в покоренных провинциях, римляне в то же время легко усваивали художественные принципы этрусков и греков. В древнейший период искусство Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа. В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры, в VIII — IV в. дон. э. римское зодчество испытывало колоссальное влияние этрусской архитектуры.

Заметим, что там же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной каймой.

Близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина. Кроме того, у римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи, пограничных камней между земельными участками, а также границ города и государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой Вегойей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому у нас есть все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином, но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами.

Наглядной демонстрацией заимствований является обычай пышно справлять воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище.

Этруски — мастера ювелирного дела, знали зернь и филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э.), сохраняемая и по сей день в Риме как величайшая реликвия, ибо напоминает знаменитую легенду о создании Рима.

Однако, в результате проведенного исследования мы выявили, что этрусское влияние проявило сь в разных сферах древнеримского общества: строительство, прикладные искусства, сказания, мифология, ремесла, практика триумфов. Наиболее масштабными по распространению и объемными по содержанию является заимствование римлянами у этрусков архитектуры храмов с облицовкой, ремесленной техники, практики строительства городов.

В литературе же можно выявить наименьшую степень влияния этрусков на римскую цивилизацию. Здесь более сказывается греческое влияние.

Но в целом благодаря вмешательству этрусс кой цивилизации, Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.

Этруски (лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибром и создавшая развитую культуру, которая в дальнейшем в ходе ассимиляции оказала огромное влияние как на римскую культуру, так и на культуру в античности в целом.


Расширение Этрусской цивилизации и 12 городов Этрусской Лиги.

Происхождение этрусков

Единого мнения по происхождению этрусков на данный момент не существует. Наиболее распространены в научной среде две версии:

  • Этруски как народ сформировался тремя волнами миграций: из Восточного Средиземноморья (Анатолии), из-за Альп (Реции), из северокаспийских степей (Скифии)

В пользу второй теории говорят труды Геродота. Он утверждал Геродот, что этруски — это выходцы из Лидии, которая является областью в Малой Азии — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло в один период с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбоса упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. Также в то время потерпела крах Микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует 13-ым веком до нашей эры или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции.

Тит Ливий приводит полумифическую версию о северном происхождении этрусков от приальпийских племен. Проникновение мигрирующих северных племен — носителей культуры Протовилланова на Апеннинский полуостров принимается большинством специалистов. В рамках данной гипотезы, этруски-расены состояли в родстве с альпийскими ретами, и в таком случае их допустимо рассматривать в качестве автохтонного, доиндоевропейского населения Центральной Европы, вобравшего в себя в разное время пришлые культурные и этнические элементы из Сардинии и, возможно, Малой Азии.

По мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с 15-го века до нашей эры существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в 4-3 тысячелетиях до нашей эры и волна переселенцев с ареала Черного и Каспийского морей во 2 тысячелетии до нашей эры. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение этому приводятся результаты раскопок на острове Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.


Саркофаг амазонок с фресками, изображающими этрусских воинов. Национальный археологический музей, Флоренция. Около 360 года до н.э.

Римское завоевание Этрурии

С завоеванием Вей и захватом принадлежавших им земель римляне приобрели значительный плацдарм в южной Этрурии. Опираясь на него, они намеревались продолжать наступление на соседей. Развивая первоначальный успех, уже в 395 году до н.э. они захватили Капену, а в следующем году подчинили также и Фалерии, прибрав таким образом к своим рукам не только непосредственные владения Вей, но и область их политического влияния. В 391 году до н.э. римляне впервые подступили к Циминийскому лесу, на границах владений Клузия, Тарквиний и Вольсиний. И вдруг все их первоначальные планы смешались самым неожиданным образом.

Одновременно с нарастающим натиском Рима на юге, еще большая опасность нависла над Этрурией с севера. Наслышанные от торговцев о богатствах Италии, жившие за Альпами галлы со второй половины 5-го века до нашей эры стали совершать грабительские набеги на ее земли. Столкнувшись здесь с слабым сопротивлением местных богатых народов, галлы от набегов перешли к полномасштабным завоеваниям. Рим в лице сената в 390 году до нашей эры, отправил к галлам посольство, потребовавшее у их предводителя Бренна оставить этрусков в покое. В результате, галлы свернули лагерь и пошли прямо на Рим, разгромив его войско, после чего разграбили и сожгли уже сам великий город. Получив большой выкуп, они вскоре ушли из Лация, однако их отряды ещё долго оставались постоянным источником военной угрозы не только для Рима, но и для всей центральной Италии.

После тридцатилетнего перерыва в 358 году до нашей эры этруски из Тарквиний, Вольсиний и Цере устроили совместный набег на римскую территорию. Римляне потребовали от них возмещения ущерба и отправили в Этрурию армию под командованием консула Гая Фабия Амбуста., которые Тарквинийцы разбили, а захваченных в плен 307 римлян они привели в свой город и казнили на форуме. Это сподвигло всю Этрурию на восстание и объявили Риму войну. Позже к ним присоединились и вольски, открыв на юге второй фронт, пусть и неудачно - римлянеодержали над ними несколько побед. В 356 году до н.э. консул Марк Фабий Амбуст, брат разбитого прежде Гая, нанёс тарквинийцам и фалискам ряд поражений.

В 355 году до нашей эры этруски атаковали римские соляные прииски в устье Тибра, но потерпели поражение от войск диктатора Гая Марция Рутила. После этого римляне сами перешли в наступление. Консул Гай Сульпиций Петик разорил владения Тарквиний, а в следующем году вновь ставший командующим Марк Фабий Амбуст разбил тарквинийцев в генеральном сражении. Взятых в плен 358 знатных юношей он в оковах отправил в Рим, где в отместку за убийство римских пленных их также обезглавили на форуме.

В 353 году до н.э. в войну против Рима вступили жители Цере, но при виде римской армии сразу же капитулировали. После этого консул Тит Манлий Торкват вторгся на территорию Фалерий, уничтожая урожай на полях и сжигая села. Ни у тарквинийцев, ни у фалисков не оставалось более сил сражаться и в 351 году до нашей эры с ними был заключен мирный договор на 40 лет.


Римские владения в южной части Этрурии в конце IV века до н.э.

По истечению 40 лет, этруски приняли решение вновь объявить войну Риму. Главным образом они надеялись воспользоваться сложившимся удачных для них моментом — римляне на тот момент времени оказались вовлечены в крупную войну против самнитов. Как и во время прошлой войны 389–386 годов до н.э., этруски собрали большую армию и осадили пограничный Сутрий. На помощь городу выступил консул Квинт Эмилий Барбула, который дал бой под стенами города. Обе стороны понесли в нем серьезные потери, в результате чего до конца года других военных действий более не велось.

В 310 году до нашей эры римскую армию возглавил Квинт Фабий Максим Руллиан. Он заключил союз с умбрами и разграбил принадлежавшую Вольсиниям территорию, а также у Сутрия одержал победу над вновь собравшейся здесь союзной армией этрусков. Перузия и Кортона после этого вышли из коалиции, заключив с римлянами сепаратный мир. Решающее сражение войны произошло в 309 году до н.э. у Вадимонского озера в земле фалисков, где римские войска под командованием диктатора Луция Папирия Курсора разгромили основные силы вольсинийцев.

Ливий писал о результатах сражения:


Этрусская статуэтка воина IV века до н.э. Античное собрание, Берлин


Фигурка этрусского воина. 4 век до н.э.

Победа над Вольсиниями окончательно закрепила римское господство в Этрурии. Когда в 302 году до нашей эры из Арреция был изгнан правивший городом род Цильниев, за помощью они обратились к Риму, а не к другому этрусскому городу, как это было заведено ранее. В следующем году диктатор Марк Валерий Максим вернул Цильниев обратно в Арреций и без какого-либо заметного сопротивления вновь установил в Этрурии мир.

Позднее этрурия была полностью ассимилирована Римлянами, как и другие латинские народы. Тем не менее, этрусская цивилизация оставила большой след в римской: инженерное дело, в частности возведение арочных сводов зданий, цемент и прочие технологии. Также и многие культурные аспекты были переняты - бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение. Также к числу важных культурных заимствований римлян у этрусков являются курульное кресло, тоги у должностных лиц, а также технологии мелиорации, осушения заболоченных мест.

Читайте также: