Этой осенью я ночевал у деда лариона на урженском озере сочинение рассуждение

Обновлено: 01.07.2024

Именно так должны жить люди и животные - в гармонии. Пусть люди не чувствуют себя главными, а помнят, что они зависят от животных и во многом им обязаны. И пусть льется песня…

Комментарии и выводы:

Текст для написания сочинения.

Вариант 918 (ГИА – 2009)

(2) В длинные пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду теплый дождь, мы читали романы Вальтера Скотта. (5)От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. (6)Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.

(7)Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. (8) Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. (9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.

(10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11)Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.

(12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших а ламповом стекле зеленых мошек. (15)Должно стать, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами.

(16)Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала, и ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе. Под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.

(17)Так мы и жили. (18)Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые темные стены, закопченные желтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. (19)А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зеленая любительница сказок…

Сочинение – рассуждение

В предложениях 1, 2 характеризуются все жильцы деревенского дома от таксы до барометра. Мы видим, что старый дом объединил под одной крышей необыкновенные предметы и разные живые существа, которые жили в полном согласии друг с другом.

По моему мнению, дом делают Домом ни стены и крыша, а люди, живущие в нем. Дом является отображением состояния души его хозяев.

Атмосфера дома настолько необычна и удивительна, что автор сравнивает ее с романами Вальтера Скотта.
Комментарии и выводы:

Текст для написания сочинения.

Вариант 919 (ГИА -2009)
(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Уроженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спаслось. (5)Он поставил самовар - от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошел дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15) Дым густел - стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (17)Ветер перешел в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понес домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

(33)- Этот заяц, - сказал дед, - спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь - бросить …

(35)Так и живут вместе - старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К.Паустовскому)
Сочинение – рассуждение

«Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен,

С уверенностью можно сказать, что ушастый является спасителем человека от пожара. Только его животное чутье помогало им выжить. Об этом можно судить из предложений 23 – 25. Охотник внезапно получил нового друга, выручившего его в трудную минуту. Теперь дед Ларион будет помнить и благодарить зайца всю жизнь. Он уже вылечил и приютил лесного друга (предложение 32).

Возможно, когда заяц полностью восстановит свои силы, он пожелает вернуться в свой родной лес. Я уверен, что охотнику будет нелегко расставаться, но и препятствовать он не будет.

Дед Ларион не утратил чувства милосердия и умеет ценить добро.

В одном из рассказов он повествует историю зайца, спасшего жизнь человеку.

Я думаю, что человек должен любить природу. И тогда она ответит взаимностью, ведь только животные могут помочь человеку выжить в трудной ситуации и стать преданными друзьями.

Комментарии и выводы:

Проанализируем еще один пример:

Дед Ларион не хочет бросать зайца, так как он спас ему жизнь. Увидев, что в лесу начался пожар и огонь гнало по земле с неслыханной скоростью, дед заволновался. Он понимал, что может погибнуть. Смерть настигала, и вдруг у него из-под ног выбежал заяц. Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед Ларион, старый лесной житель, знал, что звери всегда лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня.

- Этот заяц, - сказал дед, - спаситель мой: я ему жизнью обязанный.)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь - бросить …

Так и живут вместе - старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Несмотря на то что общий смысл фрагмента учащимся понят, сочинение представляет собой пересказ исходного текста. Экзаменуемый не привел ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента. В работе отсутствует абзацное членение. Это сочинение оценено 1 баллом по первому критерию.

Текст для написания сочинения.

Вариант 920 (ГИА – 2009)
(1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и во дворах? (2)Читают книги, чинно беседуют о судьбах мира? (3)Нет, они играют в футбол. (4)Наши мальчишки ничем не отличались от других, а положение у них было даже выгоднее, потому что улицы здесь еще только намечались и каждый пустырь мог служить футбольным полем…

(5)Однажды в воскресенье Федор Михайлович повел Боя гулять, и Антон пошел с ними. (6)Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез. (7)За домом был пустырь, а на нем орава ребятишек с усердием колотила ногами по мячу. (8)В эту ораву и ворвался черным ураганом ньюфаундленд.

(9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твердых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11)Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.

(12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:

- (13)Что. (14)Собака. (15)Какая там собака. (16)Медведь бешеный… (17)В милицию надо позвонить…

(18)Федор Михайлович нахмурился и резко скомандовал:

- (19)Бой, ко мне! (20)Дай мяч! - (21)Мяч шлепнулся на требовательно подставленную ладонь. - (22)Идем, хулиган.

(23)Они вышли на середину пустыря.

- (24)Что же вы попрятались? (25)Не бойтесь, ребята, он зря не трогает. (26)Просто он, как и вы, очень любит играть в футбол.

- (27)Ну да, рассказывайте…

- (28)Вот увидите. (29)Становитесь в круг и пасуйте друг другу. (30)А главное - не бойтесь…

(31)Федор Михайлович поддал ногой мяч - Бой метнулся за ним. (32)Когда ньюфаундленд уже настигал мяч, Антон отбил дальше. (33)Бой заметался по кругу. (34)Ребята старались как можно дальше отбить мяч. (35)Они боялись и потому что промахивались. (36)Тогда Бой бросался, захватывал мяч в пасть и, победно вскинув голову, подняв султаном пушистый хвост, бежал по кругу.

(37)Мало-помалу футболисты успокоились, стали бить лучше. (38)Бой бросался мячу наперерез, а если тот шел поверху, подпрыгивал и отбивал носом.

(39)Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга. (40)Федор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.

Сочинение - рассуждение

Сначала все ребята, увидев Боя, испугались, ведь внешность незнакомой собаки казалась угрожающей, а нрава пса окружающие еще не знали.

Итак, пес доказал всем, что дружить могут не только люди между собой, но и человек с животным.
Николай Николаевич Дубов повествует нам историю, в которой мальчишки неожиданно для себя подружились с собакой .

Собака, несмотря на свой пугающий внешний вид, смогла доказать своё дружелюбие и безобидность, и это ее главная победа.
Комментарии и выводы:

Проанализируем еще один пример:

В последних словах текста Н.Дубова говорится о том, что Бой сумел убедить мальчишек в том, что он умный и добрый пес.

Однажды Федор Михайлович повел Боя гулять, и Антон пошел с ними. Вдруг огромный ньюфаундленд исчез, когда они повернули за угол дома. За домом играли мальчишки, играли в футбол, а Бой своим видом всех напугал. Взрослые уже хотели позвонить в милицию, но Федор Михайлович вместе с собакой вышел на середину пустыря и убедил всех, что собака просто хотела поиграть.

Ребята стали играть с Боем. Но еще немного побаивались и потому часто промахивались. Но уже через десять минут мальчишки орали и визжали от восторга. Все были рады.

Следовательно, Бой доказал, что и сам по характеру был похож на обыкновенного мальчишку. В этом и заключается победа.

Сочинение оценено 5 баллами. Общий смысл фрагмента учащимся понят, но основная часть сочинение представляет собой лишь пересказ исходного текста. Экзаменуемый не привел ни одного примера, объясняющего содержание данного фрагмента. Работа характеризуется смысловой цельностью. Композиция сочинения соответствует рассуждению.
Советы учащимся для выполнения задания С2.1
Задание С2.1 – это сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Значит основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет это вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания произведите следующие действия:


  1. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

  2. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

  1. Прочитайте текст, выделите в нем указанный в задании фрагмент.

  2. Вдумайтесь в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытый значения всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора.

  3. Сформулируйте собственное мнение о смысле фрагмента.

  4. Приведите два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента.

  5. Подберите из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию.

  6. Приводя примеры, используйте цитирование или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения.

  7. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

  1. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

  2. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

Образцы сочинений - рассуждений

(9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего — волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочините­лем, — забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радо­ваться.

(По В. Пескову) 256 слов

Антонимы- слова с противоположным значением- помогают раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств.

Сказка полюбилась читателям сразу и до сих пор ее популярность не иссякла.
Текст №2

(5)Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Сви­ридова. (6)Не такой уж большой я знаток творчества этого заме­чательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской зем­ле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского не каждому дано.

(7)Музыка, быть может, самое дивное создание человека. (8)Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсоз­нанием человеческим. (9)Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнув­шим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, див­ное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

(10)Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле. (11)Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. (12)Возникает крамоль­ная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (13)И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

(14)Музыка и природа — это самое верное, святое и неизмен­ное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно оди­чать. (15)Я имею в виду настоящую музыку, а не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляс­ке, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.

Вводные слова помогут человеку, использующему их в своей речи, выразить большую или меньшую степень уверенности, оформить порядок мыслей, выразить собственное отношение к сообщаемому и многое другое.

Автор обращается к одной из актуальных проблем современности — проблеме ответственности человека перед природой. Безусловно, сегодня каждый должен осознавать ответственность перед природой, поскольку мы и природа — одно неразрывное целое.

К.Г. Паустовский приходит к выводу: человек должен бережно относиться к природе и к её лесным жителям, нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе.

Безусловно, автор текста совершенно прав в том, что каждый из нас в ответе за природу, за всё живое на Земле. Пора человечеству осознать, что оно — только часть мира природы, которая живёт, радует нас и не заслуживает пренебрежительного, потребительского отношения к себе.

Таким образом, можно сделать вывод: если человек хочет сохранить Землю и всех живущих на ней, он обязан бережно, ответственно относиться к природе. Помнить, что всё живое имеет душу, всё живое радуется или страдает в зависимости от поведения человека. И заяц из сказки К.Г. Паустовского всегда будет символизировать доброту природы, её незлобивость и умение прощать.

Текст Константина Георгиевича Паустовского:

(1). Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3)Шумел сухой тростник. (4)Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

(5)Деду не спалось. (6)Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. (7)Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары.

(8)Мы пили чай ночью, дожидаясь далёкого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

(9)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (10)Леса стояли сухие, как порох. (11)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом.

(12)Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. (13)Заяц удрал.

(14)Дед пошёл дальше. (15)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (16)Поднялся ветер. (17)Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. (18)Стало трудно дышать.

(19)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (20)Ветер перешёл в ураган. (21)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. (22)По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. (23)Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.

(24)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(25)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (26)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (27)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(28)Дед обрадовался зайцу, будто родному. (29)Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (30)Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

(33)Заяц вывел деда из огня. (34)Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. (35)Дед подобрал зайца и понёс домой. (36)У зайца были опалены задние ноги и живот. (37)Потом дед его вылечил и оставил у себя.

(38)— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всемувиной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек. (39)— Чем же ты провинился?
(40)— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. (41)Бери фонарь!
(42)Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. (43)Заяц спал. (44)Я нагнулся над ним с фонарём и заметил, что левое ухо у зайца рваное. (45)Тогда я понял всё.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4) Деду не спалось. (5) Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

(6) В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8) В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12) Дед огорчился и пошёл дальше. (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14) Поднялся ветер. (15) Дым густел – стало трудно дышать.

(16) Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17) Ветер перешёл в ураган. (18) Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21) Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22) Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24) Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(28) Заяц вывел деда из огня. (29) Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30) Дед подобрал зайца и понёс домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и живот. (32) Дед вылечил его и оставил у себя.

(33) – Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить.

(35) Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

  1. Деду и его внуку жаль было выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.
  2. Дед и его внук полюбили зайца, который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязался к вылечившим его людям.
  3. Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как заяц был ещё совсем маленький и остался один.
  4. Дед и его внук оставили у себя зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

4.Из предложений 7-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.

5.Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса зависит от приставки.

6.Замените разговорное слово удрал в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание дедов любимец (предложение 6), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 18.

9.Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите его номер.

10.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Я, 1 можно сказать, 2 благодарность оказывать должен, 3 а ты говоришь – бросить. Так и живут вместе – старый дед Ларион, 4 его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 19.

12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённогопредложения.

Леса стояли сухие, 1 как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, 2 но промахнулся, 3 и заяц удрал.

13.Среди предложений 16-19 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

14.Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

СОЧИНЕНИЕ –РАССУЖДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ОБЪЯСНЕНИЕМ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА КЛЮЧЕВОГО ФРАГМЕНТА ИСХОДНОГО ТЕКСТА.(15.2)

  1. Вступление (1-й абзац), в котором мы цитируем обозначенное в задании предложение и тезисно объясняем его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем хочет сказать.
  2. Основная часть (2-й, 3-й абзацы), в которой следует обосновать высказанное в первом абзаце сочинения суждение о смысле анализируемого фрагмента и привести два примера-аргумента из исходного текста с указанием на соответствующие номера предложений.
  3. Итоговый вывод (4-й абзац ), в котором важно сказать о том, как анализируемое предложение помогает понять идею текста; отношение рассказчика к тому или иному персонажу; причины поступков героя и т т.д.

Так мы написали основную часть сочинения (Жирным шрифтом выделены клишированные фразы):

Во-вторых , дед Ларион отчаялся и считал, что ему уже вряд ли удастся выжить. Поэтому выскочивший у него из-под ног заяц воспринимается героем как подарок судьбы. Бывалый охотник хорошо знал повадки животных. Ему было известно, что лучше чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются во время лесного пожара. Охотник доверился интуиции зайца и был спасен. Об этом говорится в предложениях 25-27.

Итоговый вывод (4-й абзац)

Соберем воедино получившийся текст и получим следующее сочинение по заданию . 15.2:

Во-вторых , дед Ларион отчаялся и считал, что ему уже вряд ли удастся выжить. Поэтому выскочивший у него из-под ног заяц воспринимается героем как подарок судьбы. Бывалый охотник хорошо знал повадки животных. Ему было известно, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются во время лесного пожара. Охотник доверился интуиции зайца и был спасен . Об этом говорится в предложениях 25-27.

Сочинение – рассуждение, связанное с объяснением значения того или ионного слова(15.3)

Как вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ?

Рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Вступление (1-й абзац), в котором мы объясняем, как мы понимаем значение того или иного слова, которое указано в формулировке задания.

Для этого сначала даем свое определение морально-этическому понятию, используя один из возможных способов толкования лексического значения слова:

А) перечисляем основные признаки, составляющие понятие (например, дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях);

Б) перечисляем синонимы (например, смелость – это храбрость, отвага, бесстрашие);

В) указываем на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие (например, человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости).

Затем комментируем данное нами определение , расширяя свой ответ. Можно сказать о том, насколько актуально сегодня это морально- этическое понятие; какую роль оно играет в нашей жизни; что в своих афоризмах говорили об этом понятии известные люди.

  1. Основная часть (2-й, 3-й абзацы), в которой следует обосновать выдвинутый во вступлении тезис ( Этим тезисом является данное нами толкование указанного в задании 15.3 морально – этического понятия) и привести два доказательства справедливости своих суждений ( каждый из них дается в новом абзаце).

Первый аргумент мы приводим из исходного текста : кратко рассказываем о том, какие поступки совершает герой и как они связаны с анализируемым морально- этическим понятием. При этом обязательно указываем номера соответствующих предложений или применяем цитирование.

Второй аргумент мы приводим, опираясь на собственные жизненные впечатления. Ими могут быть:

- случай из собственной жизни;

- случай из жизни других людей ;

- поучительная история из жизни выдающегося, известного, уважаемого человека ( исторического деятеля, ученого, философа, писателя, поэта, художника, актера и т.д.) или ссылка на его мнение;

- жизненная история, освещавшаяся в средствах массовой информации;

- обращение к историческим фактам.

  1. Итоговый вывод (4-й абзац), в котором еще раз подчеркиваем непреходящее значение и важность морально- этического понятия, указанного в формулировке темы сочинения.

Взяв за основу приведенную схему, напишем сочинение 15.3.

1. Вступление (1-й абзац )

Прокомментируем данное нами определение. Укажем на то, что благодарность – не просто способность ценить то хорошее, доброе, что делают для нас окружающие. Это еще и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки.

Вспомним высказывание древнегреческого мудреца Эзопа о том, что « благодарность – признак убедительность.

Итак, вступительная часть сочинения будет выглядеть следующим образом ( жирным шрифтом выделены клишированные фразы):

Чтобы привести первый аргумент, внимательно прочитаем текст К.Г.Паустовского. Выделим в нем ключевые предложения, которые помогут найти ответы на следующие вопросы:

- кто из героев текста испытывает чувство благодарности?

- кому и за что этот герой благодарен?

- каким образом выражает признательность?

Кратко ответим на эти вопросы, процитируем в доказательство справедливости своих слов небольшой фрагмент текста и запишем первый аргумент:

Делая итоговый вывод, отметим, как важно в знак благодарности сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал нам помощь.

Соберем воедино получившийся текст и получим следующее сочинение:

Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод: на добро следует отвечать добром. Поэтому так важно в знак благодарности сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал нам помощь .


Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА

Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс. Лексика и фразеология. Грамматика. Синтаксис.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел — стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

— (33)Этот заяц, — сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь — бросить…

(35)Так и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К.Г Паустовскому)*

В предложениях 33—35 найдите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида. Выпишите найденное слово.

Из предложений 21—23 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Это говорит о том, что …

1)
дед и внук понимали: заяц, как лесное, а не домашнее животное, не будет откликаться на имя.

2)
дед и внук не собирались долго держать зайца у себя и хотели его выпустить на волю, как только он выздоровеет.

3)
обитатели этого дома были людьми необщительными и не только зайца, но даже друг друга не называли по имени.

4)
обитатели этого дома приютили зайца, но относились к нему довольно равнодушно.

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?

1)
(2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

2)
(10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

3)
(12) Дед огорчился и пошёл дальше.
(23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.

4)
(19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
(29) Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Леса стояли сухие,(1) как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,(2) но промахнулся,(3) и заяц удрал.

Как характеризует деда Лариона информация, заключённая в предложениях 23—26?

1)
Дед Ларион — человек слабый, и в трудную минуту он готов принять помощь даже от зайца.

2)
Дед Ларион — человек, хорошо знающий лес и повадки лесных зверей и доверяющий им.

3)
Дед Ларион — человек нечуткий, однако он и сам вполне сознаёт этот свой недостаток.

4)
Дед Ларион — неудачливый охотник, неспособный догнать даже зайца.

Замените разговорное слово УДРАЛ в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Среди предложений 16—20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Напишите ответ цифрой.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.

Я,(1) можно сказать,(2) благодарность ему оказывать должен,(3) а ты говоришь — бросить.

Так и живут вместе — старый дед Ларион,(4) его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПОВЕДАЛ (предложение 7).

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Смерть настигала деда,(1) хватала его за плечи,(2) и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил,(3) что они у зайца обгорели.

Среди предложений 23—27 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

1)
Деду и его внуку было жаль выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.

2)
Дед и его внук полюбили зайца, который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязался к вылечившим его людям.

3)
Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как заяц был ещё совсем маленьким и остался один.

4)
Дед и внук оставили у себя зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.

Замените словосочетание ДЕДОВ ЛЮБИМЕЦ в предложении 6, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Каково отношение автора к рассказанной дедом Ларионом истории?

1)
Автор, как гость деда, вынужден слушать все, даже самые невероятные, истории старого человека.

2)
Автор считает, что подобные истории занимательны, но несерьёзны и тратить время на них можно только за чаем.

3)
Автор осуждает деда за его пристрастие к охоте, хотя и не высказывает это прямо, чтобы не обидеть хозяина.

4)
Автор слушает дедову историю про зайца с большим интересом и пониманием, разделяя отношение деда к животным.

Среди предложений 9—13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?

1)
(13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.

2)
(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.

3)
(23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.

Среди предложений 1—5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Выпишите грамматическую основу предложения 18.

Отложить задание Показать задание в отдельном окне Отметить задание как решенное

Читайте также: