Этапы подготовки к сочинению доклад

Обновлено: 28.06.2024

В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.

Сочинения, как и другие виды работ различаются:

-По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)

-По месту оформления: классные и домашние

-По форме словесного выражения: устные и письменные

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

-Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы). В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

-Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.

По стилю различаются:

-Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)

-Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.

По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого – психологического – ряда относятся память, восприятие, воображение.

По осложнённости дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:

1) подготовка и организация сочинений

2) их проверка и оценка

3) анализ проверенных работ в классе. [3]

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.[4]

На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.

«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.

-На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.

-На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.

Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:

В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.

Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.

Таким образом, делаем вывод, что обучать школьников написанию сочинений следует с первых дней пятого класса, делать это стоит постепенно, начиная с небольших по объёму зарисовок, постепенно объём увеличивая, необходимо в первую очередь научить пятиклассников не бояться высказывать свои мысли, не забывая, конечно, о грамматической и стилистической правильности.

Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.

Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).

Обучать рассказу лучше всего в форме ролевой игры. Эффективность введения игр в уроки русского языка очень высока. Игра – это самое любимое и естественное занятие детей. Будучи по своей сути социальной, она главным образом учит ребёнка общаться. Введение ролевых игр в обучение повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует развитию диалогической и монологической речи, даёт возможность наглядно проиллюстрировать, что в зависимости от адресата меняется выбор лексических, синтаксических и стилистически средств языка.

Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.

Ролевая игра при обучении рассказу повышает активность пятиклассников и их домашние сочинения получаются более яркими и творческими. При работе с картиной учителю следует учитывать культуроведческий аспект, поскольку картина может содержать сведения, непонятные сегодняшним школьникам.[11]

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Далее мы приведём пример, урок в процессе которого ребята учатся основам построения сочинения-повествования по сюжетным рисункам.

Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.

Цели такого урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;

-повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;

-активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;

-способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.

В качестве предварительных упражнений творческого характера могут быть использованы следующие упражнения: составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и др.

Итак, пятиклассникам зачитывается текст образец, на его основе в процессе анализа совместно с учениками составляется памятка соавтора:

Памятка авторам рассказов (соавторам художников).

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.

2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.

4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.

5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Теперь ребятам предлагается сюжетный рисунок для составления собственного рассказа.

Далее следует работа над типом речи сочинения.

-Какой тип речи характерен для данного рассказа?

-Почему именно повествование?

-Какова композиция (построение) рассказа?

-Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы.

-Какие вопросы можно задать к этому тексту?

-Каковы грамматические особенности рассказа?

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

-Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки?

-Какой общий заголовок можно подобрать к рисункам исходя из определенной нами темы?

-Какой общей мыслью объединены рисунки?

-Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)?

-Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали.

-Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс?

-Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

-Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок?

-Попробуйте озаглавить рисунки.

-Что получилось в результате?

-По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов.

Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.

-Какое правило памятки мы уже выполнили?

-Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел.

-Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке?

-Возможно, что события развивались именно так до начала действия. Можно об этом рассказать в вашей работе?

-Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.

-Расскажите о том, как развиваются события, что происходит.

-А где же кульминация и развязка?

-Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена?

-Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа.

Каждый из ребят должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, попробовать включить в свою работу экспозицию.[5]

Таким образом, можно сделать вывод, что графически оформленные истории дают возможность наглядно показать учащимся развитие действия, выяснить характер героя, обратить внимание на то, как художник мотивирует его поступки.

Цели, которые ставят учителя, давая в первые дни сентября задание, написать сочинение о лете: проверить остаточные знания по русскому языку и настроить школьников на рабочий лад. « Прибавим к этому хорошее настроение и желание работать у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между ребятами и учителем и, наконец, последнее, но немаловажное – положительный настрой самого учителя, который может прийти на первый урок года не бездумным продолжателем удобной традиции, а выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит разрешить себе пофантазировать – и можно превратить набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год. Идей, как это сделать, может быть очень много. Вот только некоторые из них.

При выставлении первой отметки принимается во внимание:

-Соответствие высказывания теме

-Достоверность и точность излагаемого, соответствие его жизненной правде

-Речевое оформление, стилевое единство и выразительность речи

При оценке грамотности учитываются:

-орфографические и пунктуационные ошибки

-грамматическая правильность речи

-соблюдение норм словообразования

-норм согласования, управления

-норм построения предложений той или иной структуры [3]

Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинальность, построение и язык ученических сочинений и т.д.; читает 1-2 наиболее удачных сочинения (или их части); организует редактирование (коллективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочинений. Завершается урок самостоятельной переработкой, совершенствованием учащимися своих сочинений (если в этом есть необходимость.) [3]

Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно возбуждает акры рефлексии и эмпатии, активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.[4]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

В данной работе мы остановились подробнее на сочинении-повествовании, рассмотрели такие виды сочинений-повествований как составление рассказа по картине, составление рассказа по сюжетным рисункам, а так же отметили новый подход к традиционному сочинению о лете; уделили внимание определению и классификации сочинений, а так же проверке и анализу школьных сочинений.

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

2. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

4. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5

5. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

8. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

11.Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

12.Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В силах учителя ускорить его, придать ему целенаправленность. Некоторые просчеты в работе по обучению сочинениям

1. Учителя-словесники, в целом правильно понимая воспитательные и образовательные функции сочинения, в последние годы активизировали эту работу, но в школьной практике проведению сочинений внимания уделяется все-таки недостаточно.

3. Школьникам даются советы общего характера: опишите интересно, рассмотрите внимательно картину и т.п.

4. Практикуются однообразные письменные работы, темы предлагаются без учета интересов и возрастных возможностей школьников.

5.Проводится мало работ обучающего характера.

6. Практически не проводится редактирование детьми собственных сочинений (совершенствование написанного).

На что следует обратить внимание учителю:

1. Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого ее осмысления. Ученик должен четко представлять то, о чем он будет писать. Четко сформулированная тема дает ученику направление в работе. Предлагая темы сочинений, учителю необходимо представлять, какие вопросы интересуют школьников. Это могут быть вопросы социальные, философские, связанные с отношениями между людьми, между взрослыми и детьми, вопросы профориентации и т. д. Размышляя над возможным преломлением этих вопросов в той или иной теме сочинения, учителю необходимо иметь в виду и некоторые специфические возрастные особенности мышления школьников.

2. Условием успешного обучения написанию сочинений следует считать и планомерную систематическую работу на уроках русского языка и литературы, выполнение разнообразных письменных работ (Словарно-стилистические упражнения, цитирование, составление характеристики персонажа, изложения, составление плана, письменные ответы на вопросы и др.).

3. Работа над конкретным сочинением условно может быть разделена на три этапа: подготовительная работа, написание сочинения, анализ написанного. В чем же суть подготовительной работы? Схематически она может быть представлена так:

1) глубокое осмысление темы и расширение круга впечатлений по ней;

2) составление плана;

3) сбор чернового материала, словарно - фразеологическая работа, подбор цитат;

4) проведение устных сочинений;

5) самостоятельное написание сочинения (или части его).

Совершенствование написанного должно включать в себя:

1) редактирование с помощью учителя (на уроке или на индивидуальной консультации);

2) анализ сочинений одноклассников (взаиморецензирование)

объёма (различают малые и крупные жанры),

авторской точки зрения,

стилистического оформления текста.

Рекомендации

Определение темы и основной мысли сочинения.

Тема и основная мысль – это два речеведческих понятия, лежащие в основе понимания текста, с одной стороны, и порождения текста – с другой. Что такое тема? Это ответ на вопрос – о чем текст? (О чем я буду писать сочинение?)

Тема текста определяется фабулой, которая обычно представлена либо рядом событий (текст-повествование), либо описанием или рассуждением. Выбирается определенный тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль речи.

Основную мысль определить сложнее. Здесь нужно для себя дать четкий ответ на вопрос – что я хочу сказать о теме?

На этом этапе следует отобрать наиболее значимые факты, события (в повествовании), аргументы, доказательства (в рассуждении), особые свойства характера, признаки описательного плана (в описании), подобрать иллюстративный материал (примеры из текстов, цитаты и т.д.). Систематизация материала поможет выявить основные черты сходства, различия, положительные и отрицательные характеристики и т.д. Когда у автора сочинения появится несколько тематических цепочек с ключевыми словами (словосочетаниями, фразами, цитатами и т.п.), он сможет определить микротемы и на этой основе составить план сочинения. Кроме этого, такая работа подведет учащихся к выявлению основной мысли текста. Нахождение основной мысли связано, в свою очередь, с определением замысла автора, его отношения к теме (к тому, о чем он пишет).

Формирование умений структурировать сочинение.

Для формирования умений школьников структурировать сочинение, правильно связывать части сочинения необходимо регулярно проводить работу по предупреждению таких недочетов. Работа эта проводится прежде всего на основе анализа правильно построенного текста-образца через наблюдение. Кроме этого, систематическое обращение к мини- сочинениям также способствует формированию умений школьников связно излагать свои мысли.

Формирование умений использовать межфразовые связи.

Часто у учащихся не сформированы умения (способности) связно излагать свои мысли, т.е. они не умеют пользоваться средствами межфразовой связи (лексическими, морфологическими, синтаксическими). Чтобы сформировать эти умения, необходимо регулярно предлагать задания на нахождение средств связи между предложениями в тексте (фрагменте текста), построение мини-текстов с использованием конкретных видов связи, а также проводить работу по исправлению ошибок, связанных с этим речевым недочетом. Следует иметь в виду, что лексические и грамматические средства межфразовой связи характерны только для предложений, связанных между собой цепной (последовательной) связью. При параллельном способе можно говорить только о тематической связности. Но здесь важно обратить внимание на следующие моменты. При параллельном способе связи все предложения равноправны между собой. Для таких текстов характерно наличие одного предмета речи. Чаще всего это первое предложение, в нем заложена тема текста. Все другие предложения раскрывают, поясняют предложение-зачин (тему, предмет речи), подчинены ему.

Рецензирование сочинения как важный этап работы совершенствованием написанного

. Приведем примерный план рецензии, которая должна быть обстоятельной, доказательной, конкретной и включать следующие аспекты:: 1) раскрыта ли тема;

2) соответствует ли эпиграф теме;

3) насколько отбор материала отвечает теме сочинения;

4) соответствует ли структура сочинения его теме;

5) оценку стиля и "технического" оформления текста сочинения;

6) перечень основных и второстепенных недочетов;

7) как проявилась в сочинении личность автора (его вкусы, характер, симпатии, антипатии), его способность к творческому осмыслению темы;

8) рекомендации рецензента.

При этом, даже если сочинение написано неудовлетворительно, стоит в начале рецензии обязательно отметить его достоинства. Примерный план рецензии должен дополняться и уточняться в соответствии с типом работы, которую выполняет ученик. Так, в рецензию на работу, которая соответствует требованиям конкурса, необходимо включить и оценку работы по таким показателям, как умение формулировать тему сочинения, соответствие содержания сочинения выбранному жанру.

Доклад содержит материал о том, как готовиться к экзаменационному сочинению как допуску к ЕГЭ.

ВложениеРазмер
Доклад на РМО на тему"Система подготовки к экзаменационному сочинению" 18.57 КБ

Предварительный просмотр:

тем лучше выходит.

В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в список обязательных экзаменов, став серьезным испытанием для выпускников 11 классов.

На уроках русского языка и литературы начиная с младших классов ведется работа по обучению написанию сочинений разных жанров. Практика показывает, что при этом даже старшеклассники сталкиваются с определенными трудностями:

неточное понимание темы;

расширение или сужение темы;

неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы;

неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания;

ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы.

Сегодня одна из важнейших задач учителя - качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения.

1).Разъяснительная работа по процедуре проведения итогового сочинения

(показ презентации).Знакомство с новыми направлениями:

-год литературы в России.

в течение сентября

- чтение и анализ ошибок пробных сочинений учащихся прошлого года.

3)Разъяснительная работа по требованиям к содержанию и по критериям оценивания сочинения (рассматриваем алгоритм написания сочинения)

в течение сентября

4)Проведение уроков обобщения, подготовки к сочинению:

- разбор конкретного литературного материала по каждому направлению тем; список примерных тем, список литературы (в течение уроков литературы дополняем список)

- написание отдельных частей сочинения

- работа с шаблоном написания сочинения-рассуждения;(сравниваем сочинения учащихся и учителя)

- работа по орфографической грамотности учащихся.

в течение сентября-ноября

5)Проведение родительского собрания, где проведена разъяснительная работа по процедуре проведения итогового сочинения, по требованиям к содержанию и критериям оценивания итогового сочинения

в течение сентября

6) Написание домашних сочинений по примерным темам направлений

в течение сентября-ноября

7)Индивидуальные консультации с учащимися по конкретным замечаниям к его сочинению

в течение сентября-ноября

8) Работа с текстом сочинения. Редактирование своей и чужих работ

В течение ноября

9) Написание пробного сочинения

10) индивидуальные консультации по итогам пробного сочинения, анализ типичных ошибок

11) проведение тренировочных сочинений

В урок включаю отдельные практические задания , связанные с

формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений,

необходимых для написания сочинения.

Коммуникативное умение отбирать языковые средства для раскрытия темы, подбирать аргументы, формулировать выводы развивается при выполнении таких заданий:

Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование. Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно сделает его счастливым. Пожалуй, среди художников слова (поэтов и писателей) нет тех, кто не обращался бы к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении…

Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…

Итоговое сочинение в 11 классе – нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

экзаменов, став се рьезным испытанием для выпускн иков 11 кл ассов.

На уроках рус ского языка и литературы начиная с мл адших классов ведетс я

работа по о бучению нап исанию соч инений разных жанров. Практ ика показывает,

что при этом даже старше классники ста лкиваются с оп ределенными т рудностя ми:

неумение опре делить круг пр облем, нео бходимых для раскрытия темы ;

неумение подч инить комп озицию сочинения последовател ьному раск рытию

ошибки в вы боре литературн ого материала, необходимого для раскр ытия

Сегодня одна из ва жнейших за дач учи теля - качественная по дготовка шк ольников

1).Разъяснитель ная ра бота по проце дуре проведен ия

Наталья Солже ницына. Комме н та рии к направле ни я м.

- чтение и анализ ошибок пробных соч и нени й учащихся

3)Разъяснитель ная работа по требования м к содержанию и

4)Проведение уроков обобщения, по дготовки к сочине н ию :

- разбор конкретн ого литературног о мате р иала по каждому

литературы (в те чение уроков литературы д о полн яем список)

- работа с шаблоном написания сочинения - рассуждения ;

- р а бота по орф ографической гр амотности учащ ихся.

5)Проведение родительского собра н ия, гд е пр о ведена

разъяснительн ая работа п о процедуре проведе ния итоговог о

сочинения, по тр ебованиям к содержани ю и критериям

8) Раб о та с текст ом сочинения. Редакт ирование своей работы

10) ин д ивид у альн ы е к онсу льта ции по итогам пробного

В урок включаю отдельные практически е за дания , связанные с

формированием ка к конкретног о навыка, так и комплек са умений,

коммуникатив н ое у мение отби рать языковы е средства для раск рытия темы;

формулировать выв оды развивает ся при выполнении та ких заданий:

При начальной подготовке написания со чинения используем шаблон, кото рый

составляем вместе с учащимися, выбирая лучш и й ва р иант. Вот он

1. Наверное, кажд ый человек хоть раз зад умывался над тем (пишем тему

сочинения в виде в опроса). Возмож н о, на этот вопрос найду тся разные ответ ы ,

но, на мой взгляд, ( п ише м своё мнени е). Для подтверждения своей точки з рения

обращусь к п роизве д ениям художественной л итературы. Не один писатель давал

понять в своём т ворчестве, чт о (пишем опять мнение, но по - другому).

2. Вспомним (пиш ем жанр п роизведения, его автора и название). (Привод им

пример из эт о го пр оизведения, п о дтв ерждающий нашу точ ку зрения, делая

3. Над проблем ой (наз ываем её кратк о ) рассужда ет и (пишем автора ) в своем

романе (повести, рассказе… указываем н азван ие произве д е ния. О пять делаем

4. Итак, все привед ённые мной аргумент ы, основанные на чи тательском опыте,

убеждают нас в т ом, что (пишем то же, что и во вст уплении, только друг ими

Вместе с учащ имися под бираем произв едения из литературе к каж д ому

направлению. Сам ое интересное, что в э то м год у мо жно назв ать много

произведений из русской и мировой ли тер ат уры, которые п р иемл емы д ля ка ждого

Н.Солженицы на справедливо п олагает: «У все х , кт о живет в России, есть

бесценные сокр о в ища, которые нам оставили в наследств о . Это русская

устойчивого и нтереса к чте нию – о д на из приоритет ных задач уч и теля. Им енно

поэтому расширяю список обязательн ой для прочтения лит ер атуры , вклю чая

в него не тольк о программн ые произведения. Сред и них небольшие по объему, но

глубокие по с о дер жанию расс казы А .С. Пушкина, А.П.Чехова, И.А.Бунина,

А.П.Платонова, А. Алексина, Б. Васильева, М. Шолохова и т .д. Освоение не

только актуаль н ой, но и концептуальной инф о рмац и и п омо гает учащимся

ориентировать ся в системе м оральных норм и цен н остей, п рисваивать их.

Советую детям н о вое мето дическое пособ ие по итогов ому с о чине н ию 2019 года

Авторы очень ста р а лись, чтобы поскорее сделать акт у альн ое пособие для

подготовки к с очинению. Оно содержи т методические р екомендации по

подготовке шк о льн и к ов к сочинению п о на правлениям эт ого года и ценные

материалы, кот о рые можно использовать в качестве самоподсказки. Пять гот о в ых

сочинений с пояснениями, к оторые позволят детям п онять, зачем напи сано

каждое предл о жени е этих с очинений. К сочинениям прилагают ся логографы.

Появилось такж е пособие Ю.П. Фишман из разде ла "Работа с черновико м ".

Это рабочая тетра дь, состоящая и з со чинений с языковыми ошибк ами р азн ых

Итоговое сочинение в 11 классе –умение самостоятельно модели ровать устное и

письменное высказывание , которое помогает выпускни ку осуществ лять речевой

Читайте также: