Есть такое лекарство сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе.

Цели: 1).Повторить изученные за год орфограммы и пунктограммы , закрепить некоторые виды разборов.

2).Провести словарную работу, пополняя активный словарный запас учащихся.

3).Воспитывать на примере произведений Ф.А.Абрамова доброту, чуткое отношение к людям и всему окружающему.

1).Вступительное слово учителя.

Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете о рассказать о жизни этого человека? О каких его произведениях мы говорили? Чем они вам запомнились?

Дома вы прочитали этот рассказ, ответьте на вопросы:

-Чем понравился вам рассказ?

-Дайте название лекарству.

-Какова тема произведения? (Забота бабы Мани о птицах).

-Определите основную мысль. (Доброта может вылечить).

-Доброта. Обратимся к толковому словарю. Найдите лексическое значение этого слова.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Запишите предложение, объясните пунктограмму:

Доброта – это стремление делать добро другим. ( Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п ).

Задание: к слову доброта подберите однокоренные слова разных частей речи, обозначьте морфемы.

Доброта, добро, добряк, добрый, подобреть.

- Подберите слова, близкие по смыслу ( синонимы): отзывчивость, благодеяние ( помощь, оказанная слабому и беззащитному).

- Слова, противоположные по смыслу ( антонимы): зло, недоброжелательность.

-Существует много пожеланий со словом добрый. Какие вы знаете? Кто затрудняется, может обратиться к фразеологическому словарю.

в добрый час – пожелание удачи,

в добрый путь – пожелание отъезжающему или в каком-нибудь начинании,

доброе утро – приветствие при встрече).

-Вернёмся к рассказу. Можно ли назвать бабу Маню доброй? Почему?( Она делает в жизни добро).

-Вспомним, из каких частей состоит рассказ и выделим эти части в рассказе Ф.А.Абрамова.

Завязка – дружба бабы Мани с птицами.

Развитие действия – баба Маня решила подновить скворешню.

Кульминация – долгая и тяжёлая болезнь старушки.

Развязка – благодаря любви пернатых баба Маня выздоровела.

-В тексте встретились непонятные слова. Какие? Выясним их значение.

-Культяпки – часть конечности, оставшаяся после ампутации, увечья.

-Батожок ( обл.)- палка, трость.

-Лачужка – бедная хижина, небольшой и плохой дом.

-Леток – отверстие для влёта и вылета.

-Вспомните, какие типы речи вы знаете. К какому типу относится данный текст?

( Повествование с элементами описания).

-Зачитайте описания ( описание усадебки, скворечники у соседей).

-Здесь нет описания скворечника у бабы Мани. Опишите его сами, пофантазируйте!

( Скворечник наспех сколоченный, простой, нет летка и хитроумных дверей, даже ветки настоящей, берёзовой).

- Как баба Маня относится к птицам? ( Заботится, любит их).

- А как автор относится к бабе Мане и к тому, что она делает?

( Автору нравится баба Маня, он любуется ею, восхищается её добротой).

- А как вы это почувствовали, ведь об этом прямо в тексте не сказано?

(Доброта бабы Мани подействовала и на автора, своё отношение к героине и её питомцам он показывает через употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

-Найдите такие слова и укажите суффиксы. ( Избушечка, старенькая, окошечки, клювиками, крылышками).

- Вернёмся к тексту. Как автор называет скворечники соседей? ( Терема).

- А у бабы Мани? ( Развалюха).

- Терем – развалюха. Что это за слова? ( Слова, противоположные по смыслу, это антонимы).

- Для чего автор употребляет их? ( Чтобы сопоставить птичьи жилища).

- Какое слово есть в тексте, близкое по значению слову РАЗВАЛЮХА? (Лачужка).

- В тексте есть много слов, близких по значению. Найдите их. ( Любит-обожает, старенькая-дряхлая, стучат-бьют, колотятся).

- Слово ОБОЖАЕТ, произведите фонетический разбор данного слова.

- Тип текста – повествование. Слова какой части речи преобладают, если описываются действия? ( Глагол).

- Выпишите из текста по 2 глагола на предложенные орфограммы, поясните:

А). Безударные проверяемые гласные в корне слова ( Уцелели-целый, качаются-качка…).

Б).Правописание Ь в глаголах 2 лица ед.ч. ( Простудишься, приманиваешь).

В).Гласный перед суффиксом Л ( Приладила- приладить, приставила –приставить).

- Найдите в тексте слова, написанные через дефис ( Воробьи-забияки, берёза-инвалид).

- Как вы думаете, каким членом предложения является второе слово? ( Это определение, выраженное именем существительным).

- Выпишите предложение, произведите синтаксический разбор.

А у кого весной первую песню споёт скворец? ( Вопросит., невоскл., простое, распр.).

- Слово ВЕСНОЙ какой части речи? ( Это наречие в данном предложении, но может быть и именем существительным. Придумайте такое предложение!)

Ранней весной расцветает подснежник.

- Предлагаю вам графический диктант. Я зачитываю вам предложения, а вы составляете только схемы этих предложений.

1).Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку.

2).Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до вечера, сороки качаются на берёзе, голуби справляют свои свадьбы.

3).Вставай, баба Маня!

4).Избушечка у бабы Мани - бывшая банька.

- Баба Маня – человек доброй души. Какого человека, по-вашему, называют добрым?

Запишите в тетради начало фразы и закончите её:

Добрым называют человека, который…

- О чём заставил вас задуматься рассказ Ф.А.Абрамова?

- Что познавательного вы узнали на уроке?

- Какие моменты урока вам запомнились?

- На что следует обратить внимание на следующем уроке?

Спасибо за урок, я рада, что у нас с вами произошла очередная встреча с творчеством писателя-земляка Ф.А.Абрамова. В добрый путь, ребята!

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Федор Александрович Абрамов - русский советский писатель. Огромное место в его творчестве занимает описание колхозной жизни, отношения человека к природе.

Как природа влияет на человека? Об этой проблеме пишет автор.

Для сравнения обратимся к следующему примеру. Однажды баба Маня, обновляя скворечник, упала в снег. После этого она тяжело заболела. Врачи не сомневались, что женщина умрет. Казалось, что нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Но есть, есть оно! И это ее любимыши-скворушки, которые стучатся желтыми клювиками в рамы. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Услышав их, баба Маня сделала над собой немыслимое усилие, поднялась, с трудом вышла на улицу, словно в последний раз, слушала весеннюю песню скворцов. С этого дня Баба Маня пошла на поправку.

Так, Фёдор Александрович с помощью причинно-следственной связи подчеркивает, что птицы, помня заботу бабушки и любя ее всем сердцем, смогли поставить на ноги уже обречённые на смерть женщину.

Я согласна с позицией автора. Действительно, природа играет огромную роль в жизни человека. Порой, чтобы почувствовать себя лучше, достаточно выехать в лес, подышать свежим воздухом, послушать пение птиц, и вот твое самочувствие заметно улучшилось.

Таким образом, природа положительно влияет на человека. Она может и выслушать, и помочь в трудной ситуации. Главное - относиться к ней с уважением и заботой.

(1)Избушечка у бабы Мани — бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна берёза, да и та инвалид Отечественной войны — будто культяпки, подняла к небу сухую развилку, обрубленную снарядом. (2)Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку. (3)Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до ночи, белобокие сороки запросто, как на качелях, качаются на берёзе, вороны, голуби справляют свои свадьбы. (4)А у кого весной первую песню поёт красавец скворец? (5)У бабы Мани. (6)На берёзе-инвалиде, к которой она ещё в тот день, когда вместе с земляками вышла из партизанских лесов, приладила немудрёную, наспех сколоченную скворечню. (7)Соседям это было в диво. (8)У них-то скворчиные дома — терема резные на шестах. (9)И со всеми удобствами: тут тебе и леток с хитроумными дверками, тут тебе и полочка, и ветка берёзовая — садись куда хочешь да пой свои песни. (10)А вот не рвутся скворцы в эти терема. (11)Весной целыми днями за бабы Манину развалюху воюют, и только после окончательного дележа какой-нибудь неудачник поселялся в теремах.

(12)– Баба Маня, — допытывались соседи, — скажи нам своё птичье слово, которым скворчишек к себе приманиваешь.

(13)– Да какое у меня птичье слово? (14)Никакого птичьего слова я не знаю. (15)Разве иной раз от скуки выйдешь да поговоришь с ними. (16)Вот и всё моё птичье слово.

(17)В ту весну баба Маня решила немножко подновить свою скворечню, а то, чего доброго, рассердятся скворушки — к соседям улетят. (18)Всякая божья тварь любит заботу о себе. (19)В тёплый солнечный день она вышла из дома, протоптала в снегу тропку к берёзе-инвалиду, затем принесла лесенку, приставила её к стволу дерева. (20)Старенькая, дряхлая была баба Маня. (21)На первые три поперечины кое-как поднялась, а дальше — голова закружилась — свалилась в снег. (22)Какое-то время она лежала в снегу без сознания, а потом слетелись на берёзу воробьи и давай кричать всем скопом:

– Вставай, вставай, баба Маня! (23)А то простудишься.

(24)Баба Маня встала. (25)Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у неё началось двустороннее воспаление лёгких. (26)Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрёт старуха. (27)Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мёртвых.

(28)Есть, есть такое лекарство! (29)Его бабе Мане принесли скворцы. (30)Однажды ранним утром пришла в себя баба Маня — и что такое? (31)Кто стуком стучит во все окошечки её убогой лачужки? (32)Она подняла от подушки старую голову — и, боже ты мой: скворушки! (33)Её любимыши. (34)Стучат, колотятся жёлтыми клювиками в рамы, бьют воронёными крылышками в стекло:

– Вставай, вставай, баба Маня! (35)Мы тебе здоровье принесли. (36)Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала:

– Нет, нет, не могу, ребята. (37)Мне уж не подняться, не встретить вас больше. (38)– Да как не встретить! (39)Кто сказал, что у тебя сил нет?

(40)Баба Маня сделала над собой немыслимое усилие и поднялась. (41)Не могла она умереть, не посмотрев последний раз на свою любимую птицу. (42)Хватаясь руками за стены, за косяки дверей, она выползла на улицу, на тёплое солнышко, оперлась на лёгкий, побелевший от старости, как она сама, батожок и долго так стояла с закрытыми глазами, с наслаждением вслушиваясь в весеннюю песню скворцов. (43)С этого дня баба Маня пошла на поправку.

Рады приветствовать тебя, ценитель чтения. Детский рассказ "Есть, есть такое лекарство!" Абрамов Федор не оставит тебя равнодушным, и не один раз вернет тебя к повторному прочтению. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. "Есть, есть такое лекарство!" Абрамов Федор читать бесплатно онлайн будет интересно деткам, для них здесь много нового, и взрослым - они вспомнят свою молодость и детство.

И збушечка у бабы Мани – бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна береза, да и та инвалид Отечественной войны – будто культяпки, подняла к небу сухую развилку, обрубленную снарядом. Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку. Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до ночи, белобокие сороки запросто, как на качелях, качаются на березе, вороны, голуби справляют свои свадьбы. А у кого весной первую песню поет красавец скворец? У бабы Мани. На березе-инвалиде, к которой она еще в тот день, когда вместе с земляками вышла из партизанских лесов, приладила немудреную, наспех сколоченную скворечню.

Соседям это было в диво. У них-то скворчиные дома – терема резные на шестах. И со всеми удобствами: тут тебе и леток с хитроумными дверками, тут тебе и полочка, и ветка березовая – садись куда хочешь да пой свои песни.

А вот не рвутся скворцы в эти терема. Весной целыми днями за бабы Манину развалюху воюют, и только после окончательного дележа какой-нибудь неудачник поселялся в теремах.

– Баба Маня, – допытывались соседи, – скажи нам свое птичье слово, которым скворчишек к себе приманиваешь.

– Да какое у меня птичье слово? Никакого птичьего слова я не знаю. Разве иной раз от скуки выйдешь да поговоришь с ними. Вот и все мое птичье слово.

В ту весну баба Маня решила немножко подновить свою скворечню, а то, чего доброго, рассердятся скворушки – к соседям улетят. Всякая божья тварь любит заботу о себе.

В теплый солнечный день она вышла из дома, протоптала в снегу тропку к березе-инвалиду, затем принесла лесенку, приставила ее к стволу дерева.

Старенькая, дряхлая была баба Маня. На первые три поперечины кое-как поднялась, а дальше – голова закружилась – свалилась в снег.

Какое-то время она лежала в снегу без сознания, а потом слетелись на березу воробьи и давай кричать всем скопом:

– Вставай, вставай, баба Маня! А то простудишься.

Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких.

Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых.

Есть, есть такое лекарство!

Его бабе Мане принесли скворцы.

Однажды ранним утром пришла в себя баба Маня – и что такое? Кто стуком стучит во все окошечки ее убогой лачужки?

Она подняла от подушки старую голову – и, боже ты мой: скворушки! Ее любимыши. Стучат, колотятся желтыми клювиками в рамы, бьют воронеными крылышками в стекло:

– Вставай, вставай, баба Маня! Мы тебе здоровье принесли.

Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала:

– Нет, нет, не могу, ребята. Мне уж не подняться, не встретить вас больше.

– Да как не встретить! Кто сказал, что у тебя сил нет?

Баба Маня сделала над собой немыслимое усилие и поднялась. Не могла она умереть, не посмотрев последний раз на свою любимую птицу.

Хватаясь руками за стены, за косяки дверей, она выползла на улицу, на теплое солнышко, оперлась на легкий, побелевший от старости, как она сама, батожок и долго так стояла с закрытыми глазами, с наслаждением вслушиваясь в весеннюю песню скворцов.

Читайте также: