Есть ли в семействе головлевых место для совести сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В романе показана история вырождения дворянского рода
(история умертвий) на примере трех поколений семьи Головлевых.
Старшее поколение этой семьи представлено Ариной Петровной,
властной помещицей, хозяйкой имения,
натурой сложной и целеустремленной, но испорченной
беспредельной властью над семьей, но испорченной
беспредельной властью над семьей и окружающими.
" Держит она себя грозно: единолично и
бесконтрольно управляет обширным головлевским имением,
живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями
дружбы не водит, местным властям доброхотствует,
а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании,
чтобы при каждом поступке спрашивали себя:
что-то об этом маменька скажет".
Ее большой страстью несомненно является накопительство:
"И для кого я припасала! ночей недосыпала, куска недоедала.
для кого?"
Денежные отношения–основополагающая, самая прочная
нить, которая связывает мать и ее сыновей.
Ее легкомысленный, ни во что не вмешивающийся муж
предпочитает заниматься всякими глупостями, лишь бы
не видеть, что творит супруга.
Дети, особенно те, кто попал в разряд"постылых",
ненавидят мать, которая губит своих детей.

В каждой главе произведения кто-то из Головлевых умирает.
В первой главе показана смерть старшего сына Степана Головлева.
Можно сказать, что он погиб еще в детстве, когда мать
постоянно принижала его, делала из мальчика шута,
"Степку-балбеса".
Имея очень хорошие задатки, Степан не смог найти
свое место в жизни, сделался "приживалом".
В "Семейном суде"показано возвращение старшего сына в
Головлево. Степан идет туда на страшный суд, суд матери.
В его голове только и крутится:" съест, заест, гроб, склеп".
Так и происходит. Мать не допускает сына к себе, не выделяет
ему долю наследства. И он живет отдельно, питается остатками
с материнского стола, ничего не делает, пьет.
В конце концов Степан умирает.

В главе "По-родственному"- умирает средний сын -
Павел. Его автор характеризует так:"…он нередко огрызался
против матери и в то же время боялся ее, как огня…
это был человек угрюмый, но за его угрюмостью скрывалось
отсутствие поступков-и ничего больше".
В Павле то же безволие, подавленность и неопределенность,
то же пристрастие к водке.
Совсем неслучайно, перед смертью Павлу видится тень в углу,
которая перерастает в фигуру его младшего брата
Порфирия, прозванного в семействе "Иудушкой",
"кровопивушкой".Он сближается для Павла с самой смертью.

Иудушка стал губителем рода Головлевых.
Порфирий Владимирович "собирает" богатство Головлевых
в своих руках за счет смерти родственников.
В этом смысл его жизни.
Ради этого"кровопивушка"жалеет никого: ни братьев,
ни мать, ни собственного сына, которого отдает в
воспитательный дом на верную смерть.
Сам он приходит к полному духовному распаду.
Он находится на грани сумасшествия: живет в выдуманном мире,
где видит себя хозяином огромного имения, очень влиятельным
человеком.
В реальности же Порфирий представляет собой жалкое зрелище –
одичавший, небритый, в драном халате.
Вскоре за нравственной смертью Иудушки приходит смерть физическая.
Перед этим он испытывает пробуждение совести.
Порфирию видятся тени умерших родственников.
Он даже чувствует себя виноватым в смерти своего рода.
Иудушку начинает мучить совесть.
Такой пытки он не выдерживает.
Ночью, по дороге на могилу матери, Порфирий Владимирович
замерзает у дороги.


Гибнут все члены семьи Головлевых:
Арина Петровна с мужем, их сыновья и внуки.
Приговор автора романа неумолим: жизнь, посвященная
праздности и накопительству, обречена на смерть.

УЖАСНАЯ ПРАВДА ОСВЕТИЛА ЕГО СОВЕСТЬ.

Кровопивец добивается своего: совершаются родственные злодейства, и гибнут один за другим члены его семьи. В результате этих умертвий он становится самым состоятельным помещиком в своей округе. Но и Порфирия Головлева ждет возмездие, и для него наступает страшный расчет. Жизнь, исполненная праздной суеты и бесконечного пустословия, приводит к запою, а затем завершается поздним и бесплодным пробуждением одичалой совести.

1 Угобжёние (устаревшее)-усердие, старание.

Так ужасная правда осветила его совесть. Даже походка его теперь изменилась. В былые времена, желая прикинуться немощным, он шаркал или семенил ногами; подстерегая очередную жертву, передвигался на цыпочках, рысью или крадучись, шаги его угрожающе шуршали. Теперь же он начал большими шагами ходить, в видимом волнении прошелся взад и вперед по комнате. Впервые за всю свою долгую жизнь Иудушка познал душевные муки - он убивается, он страдает. Он пожалел человека! -Бедная ты! бедная ты моя! - произнес он тихо, гладя Анниньку по голове.

Изменилось и лицо его. Вот возникает перед нами из мрака изнуренная, мертвенно-бледная фигура Иудушки: . губы его дрожали; глаза ввалились и, при тусклом мерцании пальмовой свечи, казались как бы незрячими впадинами. Это лицо человека, обреченного на смерть. Ночью в мартовскую метель он идет к дальнему погосту, на могилку к маменьке, и замерзает в пути.

Головлево опустело. Но значит ли это, что вместе с его обитателями ушли из жизни ложь, лицемерие, жестокость? Обратите внимание на концовку романа. В соседнем Горюшкине сестрица Надежда Ивановна Галкина уже с прошлой осени зорко следила за всем происходившим в Головлеве. Очевидно, эта сестрица - наследница не только выморочного имущества. Лишь один штрих - зорко следила - дает возможность предположить, что она и по духу наследница господ Головлевых, такая же хищница, как они.

Читая последнюю главу романа - Расчет, мы не можем не задуматься: правомерен ли такой конец Иудушки? Могла ли проснуться совесть у этого лицемерного кровопийцы? Гончаров писал Щедрину: Порфирий Головлев может делаться все хуже и хуже. Но внутренне восстать - нет, нет и нет!

Однако тема неизбежного возмездия, неизбежного расчета с жизнью проходит через весь роман. Ведь все Головлевы перед лицом смерти словно пробуждались, ощущая, что жизнь прожита зря. Это ли не самая страшная нравственная расплата! Не миновала она и Иудушку.

Словно обращаясь к своим читателям с суровым предупреждением, сатирик заставляет их проверить себя: а как я живу и зачем живу? Мысли об ответственности человека за свою жизнь не покидают нас, когда перед нами проходит трагическая и отвратительная история выморочного рода Головлевых.

М.Е. Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин

Есть ли в семействе Головлёвых место для совести?

Идейно- тематическое содержание романа

Показать процесс разрушения и гибели семейства Головлёвых, как общего процесса гибели класса эксплуататоров; на примере одной семьи раскрыть историческую закономерность этого процесса; Основные проблемы романа: экономическое оскудение помещичьего класса и моральная деградация его представителей.

Тема романа

Умирает Степан Владимирович (старший брат Иудушки)

Умирает Павел Владимирович (младший брат Иудушки) и Владимир

Семейные итоги

Сын Иудушки Владимир покончил с собой, отчаявшись получить от отца помощь на прокормление семьи.

Племяннушка

Смерть Арины Петровны (матери), Петра (сына Иудушки)

Увозят в воспитательный дом маленького Володеньку(сына Иудушки)

Выморочный

Выморочный - оставшийся без хозяина после смерти владельца, не имевшего наследника или преемника. Запой праздномыслия Иудушки

Расчет

Самоубийство Любиньки Смерть Иудушки.

Иудушка головлёв

Иудушка головлёв

Иудушка головлёв

Иудушка головлёв

К концу жизни Иудушка совсем одичал: то пьянствовал, то впадал в оцепенение. Однажды, к концу страстной недели, в мартовскую мокрую метелицу, ночью Порфирий Владимирович решился вдруг сходить проститься на могилку к маменьке, да не так, как обычно прощаются, а прощенья просить, пасть на землю и застыть в воплях смертельной агонии. Он выскользнул из дома и побрёл по дороге, не чувствуя ни снега, ни ветра. Лишь на другой день пришло известие, что найден закоченевший труп последнего головлевского барина.

Ответьте на вопрос: Есть ли в семействе Головлёвых место для совести

Салтыков-Щедрин убедительно показывает , что Иудушка освобождает себе

дорогу к неограниченной власти; окунувшийся в мир пустяков и стяжания и думавший, что он расчищает себе путь к блаженству и благополучию, на деле выходил на дорогу полного одиночества и одичания.

"Господа Головлевы" — это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи и регулирующих моральные нормы поведения. Тема семьи становится злободневной. Внимание М. Е. Салтыкова-Щедрина в этом романе целиком посвящено анализу уродств, исследованию причин и показу последствий.
Вот перед нами родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева.
Она властная и энергичная помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь "постылым детям" и развращая "любимчиков". В фантастической погоне за "благоприобретенным" она умножила богатство мужа. Для кого и для чего? Трижды мы слышим в первой главе ее вопль: "И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого припасаю! Ночей недосыпаю, куска недоедаю. для кого!?" — Вопрос Арины Петровны, конечно, риторический: подразумевается, что все это она делает для семьи, для детей. А так ли это на самом деле? Нет, не так. О семье, о детях, о материнском долге она говорит, чтобы замаскировать свое истинное отношение — полное равнодушие, да чтобы злые языки не попрекнули. Громко, для всех — ханжески-лицемерные слова об умершей дочери Анне и ее сиротках-близнецах: "Одну дочку Бог взял — двух дал". Для себя, для "внутреннего употребления": "Как жила твоя сестрица (это пишет она своему "любимчику" Порфирию) беспутно, так и умерла, подкинув мне на шею двух своих щенков".
С языка Арины Петровны не сходило слово "семья". Но это был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней. У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства. "В ее глазах дети были одной из тех фаталистических жизненных установок, против которых она считала себя вправе протестовать, но которые тем не менее не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа, всецело отдавшегося бесчисленным подробностям жизнеустроительства". Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду. Арина Петровна понимала, что у детей нет к ней благодарности, и, глядя на них, не раз спрашивала себя, кто будет ее погубитель. Но, вечно погруженная в материальные хлопоты и меркантильные расчеты, и на этой мысли подолгу не останавливалась.
А все вместе — всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду — нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.
Старший сын Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но безалаберный, постылый Степка-балбес, спился и умер неудачником. Дочь, из которой Арина Петровна намеревалась сделать бесплатного бухгалтера, сбежала из родительского дома и вскоре, брошенная мужем, умерла. Двух ее маленьких девочек-близнецов бабушка взяла к себе. Вначале смотрела на них, как на обузу, потом привязалась к ним. Девочки выросли, стали провинциальными актрисами. Предоставленные самим себе, без опоры и поддержки, они не сумели защититься от пошлых домогательств богатых бездельников и, опускаясь все ниже, оказались втянутыми в скандальный судебный процесс. В результате — одна отравилась, у другой не хватило духу выпить яд, пришлось заживо похоронить себя в Головлеве.
Отмена крепостного права нанесла "первый удар" властности Арины Петровны. Сбитая с привычных позиций, встретившись с настоящими жизненными трудностями, она становится слабой и бессильной. Она поделила имение между сыновьями Порфирием и Павлом, оставив себе лишь капитал. Павел вскоре умер. Его имущество перешло к ненавистному брату Порфирию. Но еще до смерти Павла Порфирий сумел обойти "милого друга маменьку", выманить у нее капитал. Более хитрый и коварный, любимчик Иудушка "проглатывает" ее капитал, превращая мать в скромную приживалку.
Все, во имя чего Арина Петровна подвергала себя лишениям, уродовала свою жизнь и жизнь своей семьи, оказалось призраком. В конце своей жизни Арина Петровна с горечью сознает: "Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то
убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово "семья" не сходило у нее с языка; во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее нет!" Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера накопительства (или, как мы сегодня говорим, — вещизма), лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем; непригодность к делу, лень, беспомощность ведут "господ Головлевых" к неизбежному вымиранию. Студентка второго курса ТГУ института Русистики Горгадзе Мариам.

© Copyright: Ирина Новикова 6, 2014
Свидетельство о публикации №214022001232

Читайте также: