Если выбирать между фаустом и прометеем я предпочитаю прометея сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Прометей, или Жизнь Бальзака

Пер. с фр. - Я.Лесюк (ч.1), Н.Немчинова (ч.2-4).

Если выбирать между Фаустом и

Прометеем, я предпочитаю Прометея.

Перед вами - жизнеописание Бальзака. Жизнеописание, а не критическое исследование. Филипп Берто сказал все о взглядах Бальзака на религию; Курциус, Ален, Гаэтан Пикон - о мировоззрении Бальзака; Бернар Гийон, Доннар, Вюрмсер - об отношении Бальзака к жизни социальной; Жан Помье, Морис Бардеш, Пьер Лобрие - о творчестве Бальзака; Пьер Абраам, Фелисьен Марсо, доктор Фернан Лотт - о персонажах Бальзака; Роже Пьерро и Жан А.Дюкурно - о переписке Бальзака. Марсель Бутерон сказал все обо всем. Целая когорта отлично знающих предмет бальзаковедов - от Мари-Жанны Дюрри до Пьера-Жоржа Кастекса, от Пьера Моро до Антуана Адана, от Мориса Регара до Сюзанны Ж.Берар, от Мадлен Фаржо до Мари-Анны Мейнингер и многих других, которых я упомяну в свое время, - занималась его произведениями: они писали предисловия к романам Бальзака или рассматривали дотоле мало изученные стороны его творчества. Ни один писатель, если не считать Шекспира, не вызывал такого поклонения, и ни один писатель не был в такой мере этого достоин. Бальзака изучали и будут исследовать впредь, как изучают и исследуют мир, потому что он и есть целый мир.

Жизнеописания Бальзака, которыми мы располагаем (а среди них есть и весьма примечательные, например книги Андре Бийи и Стефана Цвейга), появились еще до расцвета научного бальзаковедения. Я сделал попытку подвести некий итог. Кое-кто скажет: "Что нам до жизни Бальзака? Важны только его творения". Этот старый спор мне всегда представляется пустым. Мы знаем, что творчество писателя нельзя объяснять только его жизнью; мы знаем, что самые значительные события в жизни творца - это его произведения. Но жизненный путь великого человека и сам по себе представляет огромный интерес. Бальзак, в основе философии которого лежала идея единства мира, не раз говорил, что "таинственные законы плоти и чувства" управляют творчеством, как и жизнью. Казалось бы, трудно отыскать точки соприкосновения между творцом, порождающим собственный мир, и веселым толстяком, которого забавляют каламбуры. И все же это необходимо сделать. В силу непрестанного взаимопроникновения поступки, мысли, встречи Оноре де Бальзака питали "Человеческую комедию". Мы постараемся рассмотреть некоторые аспекты этой таинственной алхимии.

Бальзак хотел быть секретарем современного ему общества; я здесь выступаю лишь в роли секретаря Бальзака. Вполне понятно, что я не разделяю всех его политических и религиозных взглядов, но разве дело в этом? Установить, был он прав либо неправ в том или ином случае, - дело моралистов. "С великими писателями не спорят, - учил нас Ален, - к ним испытывают признательность за то, что они нам дают". Да и кто отважится судить Прометея? Бальзак был то святым, то каторжником, то честным, а то подкупленным судьей, министром, светским щеголем, куртизанкой, герцогиней и всегда - гением. Мы покажем его в минуты творческого экстаза и в такие минуты, когда, "подобно моряку, вернувшемуся в порт", он предается веселью. "Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней". Это справедливо в отношении Бальзака, как и в отношении любого из нас.

Читатель найдет в конце книги указания на источники, которыми я пользовался. Я выражаю особую признательность Мадлен Фаржо, соблаговолившей прочесть всю мою рукопись и передать мне множество еще не опубликованных документов; я приношу благодарность Андре Шансерелю, Роже Пьерро - за его превосходные биографические заметки и Морису Бардешу, чье великолепное издание сочинений Бальзака, опубликованное "Клюб де л'Оннет Ом", было для меня просто бесценным; я глубоко благодарен моей жене, которая поддерживала меня все то время, какое я посвятил этому обширному труду, и, конечно же, заслуживает упоминания в ряду ученых-бальзаковедов. Наконец, я хочу здесь воздать должное двум ныне уже покойным людям, без которых никогда бы не возник замысел этой книги: Марселю Бутеронну, ибо он первый приобщил меня к богатствам собрания Шпельбера де Лованжуля, и моему учителю Алену, который некогда, открывая мне глаза на окружающую жизнь, побудил меня броситься очертя голову в мир "Человеческой комедии". Больше я этого мира не покидал. Возраст уже не позволяет мне строить широкие планы и вести долгие научные изыскания. Это моя последняя биографическая книга. И меня радует, что ее героем стал Бальзак.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВОСХОЖДЕНИЕ

Поговорим немного о Бальзаке,

это так благотворно.

Жерар де Нерваль

I. БЕРНАР-ФРАНСУА БАЛЬЗАК, ИЛИ ТУР В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ БОНАПАРТА

Второй такой семьи, как наша,

во всем свете не сыскать.

В 1799 году, когда родился Оноре Бальзак, Франция словно выздоравливала после опасной болезни. Десять лихорадочных лет породили в стране отвращение, беспокойство и усталость. Участники плебисцита почти единодушно высказались за установление Консульства. Нацию не подвергали насилию; она подчинилась по собственной воле. Католики хотели спокойно отправлять обряды. Разбогатевшие якобинцы приняли, хоть и не без саркастической усмешки, восстановление церковного культа в надежде сохранить свои доходы. В Туре, административном центре провинции, живописно расположенном на берегу красивой реки, замирение было встречено одобрительно. В 1801 году Бонапарт назначил сюда префектом генерала де Помереля: при старом режиме Померель, который впоследствии оказался умелым администратором, был артиллерийским офицером и сотрудничал в Энциклопедии. Первый консул сохранил к нему признательность, ибо тот во время экзаменов в военном училище Бриенна высоко оценил познания юного Наполеона.

Генералу-префекту пришлось приспосабливаться к политике правительства в области религии. Он открыл двери кафедрального собора святого Гасьена священникам, которые пожелали отслужить там благодарственный молебен, затем восстановил в правах архиепископа, монсеньера де Буажелена, и вручил ему ключи от этого храма, обратившись к церковному сановнику с патриотической речью, посвященной Конкордату. Архиепископ удовольствовался тем, что весьма холодно ответил префекту несколькими словами, не имевшими отношения к столь важному событию.

Оба эти человека впоследствии часто вступали в конфликт. Архиепископ требовал возвращения колоколов кафедрального собора, снятых по решению мэрии; он хотел, чтобы убрали фригийские колпаки с церковных колоколен и заменили их крестами. Префект послал запрос министру, и правительство, более терпимое, чем местные якобинцы, возвратило колокола всем церквам провинции, ибо такие требования поступали отовсюду. Министр юстиции сделал Померелю выговор за то, что префект своей властью запретил какому-то священнику временно отправлять службу: "Поведение священника следовало осудить, однако было бы правильнее и уместнее не прибегать сразу же к административным мерам, а прежде снестись с его высокопреосвященство архиепископом Турским, с каковым вам и надлежит впредь советоваться в подобных случаях, дабы ваши действия оказывали умиротворяющее и благотворное воздействие на общественное мнение".


Жүніс Сақұрпағы (Сахиев)

Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации.

-->

Именно Бальзак поднял вопрос о защите авторского права


95874d855cf4c9968bd08bc0ba554228.jpg

"Если выбирать между Фаустом и Прометеем, - говорил Бальзак, - я предпочитаю Прометея". Прометей в споре с античными богами встал на сторону людей; он похитил для них огонь с Олимпа и научил им пользоваться, за что был прикован к скале, где его терзал орел. Титан, не побоявшийся совершить свой подвиг, зная, что его ждет самая жестокая казнь, стал самым ярким образом греческой мифологии.

Оноре де Бальзак - одна из самых монументальных фигур всемирной литературы - совсем не абстрактно почитал Прометея. "Человеческая комедия" Бальзака - это великий человеческий эпос, созданный титаном. Однако, в отличие от Прометея, титаном он не родился - он им стал.

Жорж Санд называла молодого Бальзака "дитя и властелин". В ее воспоминаниях он описан как "искренний до стыдливости, в бахвальстве доходящий до вранья, верящий в себя и доверчивый к другим, очень экспансивный, очень добрый и крайне безрассудный., циничный в целомудрии, пьянеющий от воды. трезвый и романтичный в равном избытке, доверчивый и скептический, полный противоречий и тайны. еще молодой, но уже необъяснимый. ".

И, надо добавить, неудержимый в проявлении всех чувств и желаний - в этом уже ощущался великий человек, который велик во всем "Еще в детстве я решил стать великим человеком и, ударяя себя по лбу, говорил, как Андре Шенье: "Здесь кое-что есть!" ("Шагреневая кожа") Двадцати с небольшим лет неистово влюбился в сорокапятилетнюю Лору Берни (женщину, как теперь говорят, "бальзаковского возраста") Будучи дамой остроумной и ироничной, к тому же матерью семерых детей, она не скрывала своего возраста и довольно зло посмеивалась над пылким влюбленным. Однако уже совсем скоро стала его подругой и наперсницей во всех литературных и коммерческих начинаниях, расставшись с семьей.

Надо сказать, до конца дней Бальзак сохранил о ней самые поэтические и благодарные воспоминания. Много лет спустя, в 1836 году, она неизлечимо заболела, и он писал матери. "Я вне себя от горя Госпожа де Берни умирает!" Ей он посвятил роман "Лилия долины", где можно найти такое признание: "Она не только пленила меня как женщина, которая покоряет нас своей преданностью и страстью, нет, она заполнила мое сердце целиком, и отныне каждое его биение было нераздельно связано с ней; она стала для меня тем, чем была Беатриче для флорентийского поэта и безупречная Лаура для поэта венецианского, - матерью великих мыслей, скрытой причиной спасительных поступков, опорой в жизни, светом, что сияет в темноте, как белая лилия среди темной листвы". Перед смертью Лора успела увидеть самый первый, спешно для нее отпечатанный, экземпляр романа, написанного о ней.

Свои первые литературные пробы Бальзак начал с трагедии "Кромвель" и получил на нее такой отзыв от академика и писателя Андрие: "Автору надлежит заниматься чем угодно, но только не литературой". "Трагедия - не моя стихия", - лишь и сказал Оноре, снова взявшись за перо.

Бальзак принадлежал к поколению, рожденному под звездой Бонапарта, - поколению победителей, которое считало, что должно приобрести весь мир. И, заметим, Бальзаку это удалось.

Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Туре. К тому времени его отец, крестьянский сын Бернар-Франсуа Бальса, самоучка, обладающий неуемной энергией, природным умом и честолюбием, сделал свою головокружительную карьеру и сменил простонародную фамилию Бальса на более благородную - Бальзак. В пятьдесят один год он женился на восемнадцатилетней красавице Лоре Саламбье из династии весьма состоятельных суконщиков. Военный чиновник "по интендантскому ведомству", друг префекта города, он слыл вольтерьянцем и бумагомаракой. Из-под его пера появлялось множество брошюр на всевозможные темы - от способов борьбы с бешеными собаками до архитектурного переустройства городов; была среди них и "Памятная записка о постыдном распутстве, причиной коего служат юные девицы, обманутые и брошенные в жестокой нужде" Так что Франсуа Бальзак был еще и моралист (но, как говорится, судьба играет человеком - когда ему было 82 года, разразился грандиозный семейный скандал, поскольку одна из местных девиц ждала от него ребенка).

Франсуа Бальзак прочил сыну юридическое поприще. В 1814 году семья переехала в Париж, и Оноре поступил в Школу прав, вместе с тем посещая лекции по литературе в Сорбонне. Школу он окончил, но от юридической карьеры отказался и решил зарабатывать деньга литературным трудом. В семье Бальзаков все питали слабость к сочинительству, поэтому к решению старшего сына отнеслись с большими надеждами.

Около десяти лет Оноре пытался нащупать "золотоносные темы", написал несколько посредственных романов в соавторстве с другими литераторами, публиковался под псевдонимами. Ни славы, ни денег первые опыты ему не принесли. И лишь в 1829 году роман "Шуаны, или Бретань в 1799 году" (позднее - "Шуаны"), впервые подписанный собственным именем, заставил заговорить о нем как о писателе. Вышедшая вослед за этим "Физиология брака" - серия зарисовок из частной жизни - сделала его известным, и только "Шагреневая кожа" подарила ему наконец вожделенную славу.

К этому следует добавить и 100 блестящих "Озорных рассказов" в Декамероновой манере, и бесконечное множество статей, эссе и других работ.

Еще в 1841 году Бальзак все написанное и задуманное обобщил названием "Человеческая комедия", разделив романы, повести, новеллы по циклам: "Этюды о нравах", "Философские этюды" и "Аналитические этюды", а "Этюды о нравах" в свою очередь поделил на Сцены - из частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни. Он задался целью создать колоссальный памятник истории нравов своего века - написать 143 романа, но успел закончить "лишь" 95. 18 августа 1850 года тяжелая болезнь - гипертрофия сердца - оборвала жизнь писателя.

Трудно поверить в то, что Бальзак прожил всего пятьдесят один год! Как и в то, что, написав первый серьезный роман в тридцать лет, за следующие неполных двадцать создал все остальное. "То, что называлось Оноре де Бальзак. - писал Ян Парандовский, - было заполнено огромной толпой человеческих существ, и каждого из них хватило бы на целую жизнь, заканчивающуюся славой или богатством, нуждой или тюрьмой. "

В этой толпе были финансисты и антиквары, мистики и шарлатаны, полицейские и преступники, обольстительницы и благонравные девицы, маркизы и куртизанки, художники и поэты, национальные гвардейцы и ростовщики, скупцы и расточители, нищие и кардиналы. Весь этот пульсирующий, вулканический, многоголосый мир, все эти чувства, страсти, бьющие через край, втягивают в себя, как втягивает нас жизнь в свои вихревые потоки. Потому, верно, что для Бальзака его "творческие сны" были реальнее самой реальности. Некоторые истории из его жизни звучат как анекдоты: друг рассказывает Бальзаку о болезни кого-то из своих близких. Писатель нетерпеливо прерывает "Ну хорошо! Вернемся все-таки к действительности - поговорим об Евгении Гранде!" (то есть о героине романа, который он писал).

О том, как писал Оноре де Бальзак, ходят легенды. Кто же не слышал об одержимых ночах Бальзака: что он работал, стоя босиком на каменном полу, дабы не клонило в сон; что прожил он за счет пятидесяти тысяч чашек кофе и умер от этих пятидесяти тысяч чашек кофе.

Дело, конечно, не в кофе, а в том, увы, что никому еще не удавалось безнаказанно работать день и ночь.

Бальзак был мастером авантюрного романа, да и сама его жизнь похожа то на авантюрный, то на трагический роман. И такой роман написан - "Прометей, или Жизнь Бальзака" Андре Моруа, который так сказал о своем герое: "Бальзак был то святым, то каторжником, то честным, а то подкупленным судьей, министром, светским щеголем, куртизанкой, герцогиней и всегда - гением".

По-разному люди обнаруживают свой талант. Смолоду навязчивой идеей Оноре была мечта разбогатеть. В своих книгах он ворочал огромными суммами, знал с бухгалтерской дотошностью состояния всех своих персонажей, а в жизни зажигался головокружительными финансовыми прожектами, влезал в долги, пережил не одно крушение своих коммерческих надежд, а когда наконец понял, что его "золотая жила" - литература, уже находился в заложниках у кредиторов на всю оставшуюся жизнь.

Кстати, именно Бальзак поднял вопрос о защите авторского права В 1934 году он опубликовал открытое письмо "Французским писателям XIX века", в котором показал все изъяны законодательства, не способного защитить писателей от грабительских издательских условий, а также предложил создать Общество литераторов, став одним из первых его председателей. Оно существует во Франции по сию пору.

Всю жизнь Бальзак прожил холостяком (не считая союза с Лорой Берни, но то была, как мы знаем, "Беатриче и Лаура"), он даже имел свою теорию, по которой семейная жизнь отбирает творческую энергию. Дюма-сын передал слова, которые когда-то ему говорил тридцативосьмилетний Бальзак: "Я точно высчитал, сколько мы утрачиваем за одну ночь любви. Слушай меня внимательно, юноша, - полтома И нет на свете женщины, которой стоило бы отдавать ежегодно хотя бы два тома". Разумеется, он не раз влюблялся, и, как правило, в знатных дам, и почти всегда "осеннего" возраста (ему приписывают слова: герцогине никогда не может быть больше сорока лет). В пятьдесят один год, как когда-то его отец, он наконец обвенчался - с польской аристократкой Эвелиной Ганской после пятнадцати лет их переписки, чтобы через несколько месяцев умереть. Значит, он уже знал, что все его тома написаны.

В молодые годы безвестный Бальзак держал на своем письменном столе статуэтку Бонапарта, к шпаге которого был прикреплен листок с надписью: "То, чего он не довершил шпагой, я осуществлю пером. Оноре де Бальзак". И он действительно завоевал весь мир.

Масштабное полотно, показывающее картину нравов Парижа первой половины XIX века. Молодой человек Люсьен Шардон собирается застрелиться на берегу реки. Его останавливает направляющийся в Париж таинственный аббат и дипломат Карлос Эррера и предлагает свою помощь, покровительство, деньги в обмен на слепое повиновение и выполнение его приказов. И вот уже Люсьен Шардон де Рюбампре — завсегдатай парижских салонов, двери которых десять лет назад закрылись перед ним. Блистательный Люсьен пользуется благосклонностью светских дам и планирует выгодную женитьбу на дочери герцога, как вдруг однажды встречает Эстер — скромную белошвейку, как он думает, а на самом деле — известную парижскую куртизанку. Это была большая любовь с первой встречи и на всю жизнь.

Банкир барон де Нусинген, однажды возвращаясь домой, видит в ночном лесу силуэт прекрасной незнакомки, исчезнувшей при его приближении. Это Эстер, оставившая свою профессию, живущая уединённо ради встреч с Люсьеном, прогуливающаяся только по ночам в сопровождении верных Эррере слуг. Нусинген страстно влюбляется в незнакомку и готов на любые безумства, чтобы разыскать девушку и добиться её расположения. Об этом узнают Эррера и Люсьен и решают выгодно продать Эстер банкиру — ведь на то, чтобы восстановить родовое имение, вернуть титул и жениться на дочери герцога, Люсьену нужно в кратчайшие сроки откуда-то достать большие деньги. Эстер, узнав об их планах, сначала приходит в отчаяние и отказывается, стремясь сохранить верность возлюбленному, но потом, ради Люсьена, соглашается…

Телесериал—антология, состоящий из 16 серий по 52 минуты каждая, из 4 сезонов (в каждом сезоне по 4 серии). Каждая серия является экранизацией одного произведения (романа, рассказа, повести или пьесы) одного из французских писателей и драматургов XIX века, таких, как Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Эжен Лабиш, Альфре Делакур, Альфонс Доде, Анатоль Франс, Октав Мирбо, Жюль Ренар, Эмиль Габорио, Гастон Леру, Жип, Эже Шаветт, Альфонс Алле, Жорж Фейдо, Жюль Барбе д'Оревильи, Жорж Куртелин. Все серии снимали разные режиссёры — от такого признанного мастера французской режиссуры, как Клод Шаброль, до менее известных или начинающих режиссёров, таких, как, например, Жан-Шарль Таккелла, Филипп Монье, Дени Мальваль, Лоран Эйнеман, Жерар Журдюи, Жак Сантамария, Оливье Шацки, Жан-Даниэль Верхог, и других. Во всех сериях роли исполняли разные актёры — от таких известных французских актёров, как Матильда Мэй, Мари-Анн Шазель, Цилла Шелтон, Изабель Нанти, Пьер Ардити, Мишель Дюшоссуа, Филипп Торретон, Ариэль Домбаль, Жюли Депардьё, Эдди Митчелл, до начинающих или малоизвестных исполнителей, таких, как, например, Мари Кремер, Мелани Бернье, Франсуаза Гийяр, Рафаэль Персонна, Тьерри Фремон, Тома Шаброль, Самуэль Ле Биан, Мануэль Ле Льевр, и многих других. Сценарий написали режиссёры Жак Сантамария, Жерар Журдюи и Лоран Эйнеман, а также сценаристы Жан Космо, Пьер Леччия, Энн Андрей и Брюно Тардон. Операторы: Брюно Прива и Уильям Ваттерло. Художники: Режи Николино (художник-постановщик), Аньес Негре (художник по костюмам). Экранизации поставлены близко к литературным первоисточникам без вольных отступлений от сюжетов, в сериале воссоздана атмосфера XIX века Франции.

События фильма разворачиваются во французской провинции 19-го века. Глава зажиточной семьи — Феликс Гранде, скряга и деспот, тайно копит деньги, ни на кого не тратит, экономит на всём. Жена Гранде страдает, она слабая женщина, не смеет возражать мужу. Красивая дочь — Евгения Гранде, знакомится со своим кузеном Шарлем, приехавшим из Парижа. Между ними возникает любовь, Шарль называет Евгению своей женой, но вынужден уехать за границу. Евгения обещает ждать его.

Проходят годы… умирает мать Евгении, потом отец. Она становится наследницей огромного состояния. Однажды Евгения узнаёт, что Шарль вернулся во Францию, но собирается жениться на другой…

XIX век. Владельцы отдалённой гостиницы в горах убивают своих постояльцев, чтобы завладеть их имуществом. Последней их жертвой стал бродячий музыкант, однако его дрессированной обезьянке удалось спастись в лесу. Вслед за ними в гостинице останавливается дилижанс с несколькими пассажирами, которым грозит такая же судьба. Но вскоре в гостинице появляется монах. Хозяйка не хочет убивать монаха, поэтому исповедуется ему для того, чтобы он ушёл. Узнав о том, что происходит в этой таверне и, догадываясь о том, что этой ночью произойдёт с постояльцами, монах в ужасе, но не имеет права никому рассказать об этом. Соблюдая "тайну исповеди", он пытается спасти постояльцев.

Шабер приходит к адвокату Дервилю и рассказывает ему обо всём случившемся. Дервиль предлагает старому полковнику свою помощь, но тот, из благородных побуждений, отказывается её принять. Полковник остаётся ни с чем.


Легенда о шагреневой коже пришла к нам из тьмы веков.
Суть ее в том, что с каждым нашим желанием (желание - это мысль,
порождающая действие) мы тратим часть себя; значит, чем больше желаний
- тем скорее убывает наша жизнь.
Обратная логика: чем размеренней и не активней мы живем,
тем у нас больше шансов прожить долго.

Если ту же схему развернуть шире - от рождения и до смерти
- она становится еще убедительней.
Начиная свой путь практически из ничего
(ну что такое оплодотворенная яйцеклетка? без микроскопа в нее трудно даже поверить), человек развивается, набирает сил, достигает пика в юности
- и затем потихоньку скатывается вниз, чтобы в немощной старости
превратиться практически в ничто.

Правда, эта схема противоречит второму закону термодинамики,
потому что непонятно, откуда на первом этапе берется невероятная энергия роста. Ребенок ест много, и все же энергии пищи недостаточно,
чтобы удовлетворить и компенсировать рост.
Но это противоречие сегодня видим мы с вами, а прежде его просто не замечали.

И второе противоречие - о сущности желаний.
Из принципа шагреневой кожи следует, что надо избегать желаний, сильных чувств. Покой - идеал. Чем меньше контактов с внешним миром,
чем уравновешенней мир внутренний - тем лучше.

Но ведь желание (повторимся) - это мысль, порождающая действие!
То действие, которое только и может накопить энергопотенциал и создать энергетическую прибавочную стоимость, а тем самым - поддержать
энергопотенциал на прежнем уровне.
Только действуя, мы можем себя сохранить.
Но с условием (и это вы тоже уже знаете), что эти действия не должны выходить
за границы дозволенного.

Напомним еще одно обстоятельство: энергопотенциал новорожденного столь велик, что превзойти его почти невозможно.
Значит, мы можем принять его за максимум.
Оптимальный максимум.
Максимум в границах дозволенного.

Это - мера. И ориентир. Ориентир на всю жизнь.

Вот и задача каждого из нас прояснилась: так пользоваться своим
энергопотенциалом, так корректировать его прибавочной энергетикой,
чтобы его уровень далеко не отступал от первоначального.
А поскольку энергопотенциал то расходуется, то накапливается,
эта линия должна напоминать синусоиду.
Синусоиду, которая катит в границах дозволенного, своею вершиной каждый раз стремясь дотянуться до эталона - уровня энергопотенциала новорожденного.
(И дотягивается! - в моменты вдохновения.)

Такой график жизни не может не вызвать недоверия.
Как! И у новорожденного, и у юноши в расцвете сил, и у старика
- один и тот же уровень энергопотенциала.

Талисман-шагреневая кожа,все желания ее обладателя исполняются.
на куске кожи надпись ,,на санскрите. расположенная в виде треугольника:

ОБЛАДАЯ МНОЮ,ТЫ БУДЕШЬ ОБЛАДАТЬ ВСЕМ.НО ЖИЗНЬ ТВОЯ
БУДЕТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ МНЕ. ТАК УГОДНО БОГУ. ЖЕЛАЙ-
И ЖЕЛАНИЯ ТВОИ БУДУТ ИСПОЛНЕНЫ. НО СОРАЗМЕРЯЙ
СВОИ ЖЕЛАНИЯ СО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. ОНА- ЗДЕСЬ.
ПРИ КАЖДОМ ЖЕЛАНИИ Я БУДУ
УБЫВАТЬ,КАК ТВОИ ДНИ.
ХОЧЕШЬ ВЛАДЕТЬ
МНОЮ? БЕРИ. БОГ
ТЕБЯ УСЛЫШИТ.
ДА БУДЕТ
ТАК!

Только что закончила перечитывать
,,Прометей,или жизнь Бальзака,
Андре Моруа.

115746282_Balzak (405x576, 124Kb)


Боже мой!
Вот уж у кого был просто фантастический энергопотенциал,
невероятная работоспособность и бездна желаний!
Соразмерял ли он свои желания со своей жизнью?
Ничуть! Жил, творил,любил с наслаждением.
И оставил после себя бессмертные произведения.

,,Если выбирать между Фаустом и Прометеем,
я предпочитаю Прометея,,
Бальзак.

Борис Леонидович Пастернак превосходно владел искусством поэтического перевода. Великолепное, в тонкостях, знание иностранных языков и мастерство переводчика позволяют нам сегодня читать произведения Шекспира, Гете, Шиллера, многих английских, венгерских, грузинских поэтов и восхищаться точностью передачи настроения оригинала. В третий том Собрания переводов вошла драма Иоганна Вольфганга Гете "Фауст".


Положительный отзыв на книгу: Собрание переводов: В 5-ти томах. Том 3: Иоганн Вольфганг Гете: Фауст: Трагедия

В России перевод Фауста осуществлен многими русскими поэтами, но самый популярный и наиболее используемый в театрах - это перевод Бориса Леонидовича Пастернака, как утверждает Википедия.

Я рекомендую эту книгу широкому кругу читателей, а особенно тем, кто ещё не знаком с творчеством Гёте и с выразительным поэтическим языком Бориса Пастернака.

Иллюстрация из Интернета
Joseph Fay
холст, масло
На картине: Фауст, Мефистофель, Маргарита

Читайте также: