Если гражданин видит опасность угрожающую другим людям сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

В своих публикациях я нередко касался вопросов человеческих взаимоотношений, помощи тем, кто в ней нуждается, готовности что‑то уступить другому, а для этого чем‑то поступиться самому. Видимо, затронул чувствительную струну. Мне и раньше случалось получать много читательских писем. Но столько никогда. И никогда таких.

Это понятно: наше общество стало особенно остро реагировать на нравственные проблемы, стремясь решить их в духе нашей морали, которая должна вобрать в себя все лучшее, что завоевано и выстрадано всеми предшествующими духовными исканиями человечества, и обогатить эту сокровищницу.

Есть случаи, когда бесполезно стыдить и уговаривать, лучше просто заставлять.

Если гражданин видит опасность, угрожающую другим людям, он обязан сделать все, что может, чтобы эта опасность была устранена. Бездействие — преступление. Если не юридическое, то моральное. Вот житейский пример.

…Мартовский гололед. Десятки метров тротуара накатаны так, что па них можно проводить соревнования по конькобежному спорту.

Я вошел в поликлинику, к которой никакого отношения не имею, обратился в регистратуру и попытался рассказать о том, что творится перед входом. На меня накричали. Затем прозвучал риторический вопрос:

— Вы что хотите, чтобы мы бросили больных и пошли лед скалывать?!

Иду к главврачу и слышу то же самое:

— Вы что хотите, чтобы я бросил больных и пошел лед скалывать?

Затем он как дважды два четыре доказывает мне, что по закону будет нести ответственность только в том случае, если посетитель подведомственной ему поликлиники сломает ногу, руку, голову — словом, получит травму внутри поликлиники. За то, что происходит у входа в поликлинику, несет ответственность жэк.

— Так позвоните в жэк, скажите им…

Главный врач видит в моем появлении ущемление своей амбиции. Решительно и недружелюбно дает он мне понять — аудиенция окончена.

Врач, который знает, что сейчас, сию минуту, в ста шагах от него может произойти беда, и не желает принять мер, по-моему, не врач. Это человек с дипломом врача.

Среди многих писем меня особенно тронули те, в которых люди пишут не о своей собственной беде, хлопочут не о себе или своих ближних (хотя в таких хлопотах нет, разумеется, ничего зазорного). Особенно волнуют письма людей, кому не дает покоя, что где‑то, порой далеко, обойден вниманием, заботой человек, который не напоминает о себе. Не умеет или не хочет. И тогда находятся те, кто чужую беду воспринимают как свою. И не просто сочувствуют. Их сочувствие становится действием.

Сострадание — активный помощник.

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе ее недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут, и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

Выполним задание А29.

(1)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии на освещён­ном мощными огнями теплоходе. (2)Однажды ко мне на вахту, октябрь­скую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (3)Я вышел из рубки на крыло мостика. (4)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (5)Я под­нял к глазам бинокль. (6)В стёклах заколыхались белые надстройки теп­лохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — рас­пушённые ветром мокрые комочки. (7)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(8)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (9)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а дере­вья проснулись. (10)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилета­ют грачи и скворцы. (11)Это не опишешь. (12)Это возвращает в детство. (13)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(14)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (15)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (16)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (17)И как проста русская песня, так проста жи­вопись.

(18)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего ана­лиза жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует за-

Бывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в со­племеннике чувство родины.

(19)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (20)Чтобы не про­ходить мимо Серова, надо быть русским. (21)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (22)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (23) Я не знаю, есть ли у дру­гих наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

(По В. Конецкому)

Задание 1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложени­ях 1-8?

1) описание и рассуждение

3) рассуждение и повествование

1) рассуждение и описание

2) повествование и описание

Задача рассуждения — рассмотреть наиболее важные свойства пред­метов, явлений и установить причинно-следственные связи между ними.

Рассуждение состоит из трех частей:

— тезиса (того, что доказывается или объясняется; основной мысли, требующей доказательства или объяснения).

Найдем тезис в данном фрагменте: В наш век художникам… не следу­ет забывать об одной простой функции искусства — будить и осве­щать в соплеменнике чувство родины (18 пр.);

— доказательств (аргументов, доводов, обоснования, объяснения, т. е. суждений, которые подтверждает истинность тезиса).

Обычно от тезиса к доказательству можно поставить вопрос (по­чему?) Важно художникам будить и освещать в соплеменнике чув — 296

— вывода: А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.

Следовательно, мы правы, утверждая, что в данном фрагменте тип ре­чи — рассуждение.

Безусловно, это текст Публицистического Стиля: автор Даёт прямую оценку Роли искусства в воспитании патриотизма, Открыто излагает свою точку зрения.

Рассмотрим ещё один текст.

(1)С Малиновой горы открывался единственный в своём роде вид. (2)Горные озёра были красиво разорваны береговой линией, массой ост­ровов; вода в них была прозрачно-голубая. (З)Все озёра были соединены протоками, составляя один громадный резервуар, из которого брали воду уходившие в разноцветную степь реки.

(21)Так было всегда, так будет, и так же было сейчас.

(ПоД. Мамину-Сибиряку>

Задание 1. Укажите, в каких предложениях автор использует тип речи ОПИСАНИЕ.

Задание 2. Какой(-ие) тип(-ы) речи прсдставлен(-ы) в предложениях 9-14?

1) повествование и рассуждение 3) повествование и описание

2) описание 4) рассуждение

Думается, что и стилевая принадлежность текста не вызывает сомне­ний: это текст художественного стиля, в котором автор Не даёт прямых оценок, она раскрывается Косвенно через мировосприятие героя, описа­ние пейзажа и т. д.

Прочитайте тексты и самостоятельно выполните задания к ним.

(1)Если гражданин видит опасность, угрожающую другим людям, он обязан сделать всё, что может, чтобы эта опасность была устранена. (2)Бездействие — преступление. (З)Если не юридическое, то моральное. (4)Вот житейский пример.

(5)…Мартовский гололёд. (б)Десятки метров тротуара накатаны так, что на них можно проводить соревнования по конькобежному спорту.

(16)Я вошёл в поликлинику, к которой никакого отношения не имею, обратился в регистратуру и попытался рассказать о том, что творится перед входом. (17)На меня накричали. (18)3атем прозвучал риторический вопрос:

(19)- Вы что хотите, чтобы мы бросили больных и пошли лёд ска­лывать? !

(20)Иду к главврачу и слышу то же самое:

(21)- Вы что хотите, чтобы я бросил больных и пошёл лёд скалывать?

(22)3атем он как дважды два четыре доказывает мне, что по закону будет нести ответственность только в том случае, если посетитель подве­домственной ему поликлиники сломает ногу, руку, голову — словом, получит травму внутри поликлиники. (23)3а то, что происходит у входа в поликлинику, несёт ответственность ЖЭК.

(24)- Так позвоните в ЖЭК, скажите им…

(25)Главный врач видит в моём появлении ущемление своей амби­ции. (26)Решительно и недружелюбно даёт он мне понять — аудиенция окончена.

(27)Врач, который знает, что сейчас, сию минуту, в ста шагах от него может произойти беда, и не желает принять мер, по-моему, не врач. (28)Это человек с дипломом врача.

(ЗО)Иногда, правда, находятся те, кто чужую беду воспринимают как свою. (31)И не просто сочувствуют. (32)Их сочувствие становится дейст­вием.

(ЗЗ)Сострадание -— активный помощник.

(34)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (35)Как помочь и тем, кто страдает от равно­душия, и самим равнодушным?

(Зб)Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (37)Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе её недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (38)И беспокойнее. (39)Но их совесть чис­та. (40)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (41)Их, как прави­ло, уважают окружающие. (42)Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут, и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(43)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (44)Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (45)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (46)Рано или поздно — как аукнется, так и откликнется!

(47)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни­когда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очу­тившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (48)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (49)Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (50)Сле — пым страхом. (51)Одиночеством. (52)3апоздалым раскаянием.

(53)Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. (54)И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (55)Со — действием. (56)Тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. (57)Нег радиоприём­ника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (58)Если её на­строить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Задание. Какое из перечисленных утверждений является верным?

1) Предложения 47-49 текста содержат описательный фрагмент.

2) В предложениях 5-12 текста представлено рассуждение.

3) Предложение 36 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 33.

4) Предложения 9 -12 содержат описание и рассуждение.

(1)Однажды в дождливое утро мать привела в дом двоих детей. (2)Мальчик услышал, как открыли входную дверь и она проговорила:

(6)И тут мальчик увидел их обоих. (7)Они были неправдоподобно мокрыми, как будто кто нарочно долго вымачивал их в бочке с водой. (8)Старший, мальчик, одного с ним возраста — лет шести-семи, а девоч­ка — совсем малышка: ей едва ли исполнилось три года. (9)У обоих пря­мо на босые ноги были надеты калоши.

(10)— Драстытэ, — робко выдавил старший из них. (11)Мать наткну­лась на недоумевающий взгляд мальчика и объяснила:

(12)— Это дети молочницы… (13)Она молоко по квартирам разно­сит… а они под дождем… (14)Раздетые, разутые… (15)Раздевайтесь! — скомандовала она и распахнула дверцы шкафа. (16)Она хватала с полок одежду мальчика и бросала на тахту. (17)Потом помедлила и сняла с ве­шалки его прошлогоднюю дождевую куртку, потом принесла из ванной полотенце и стала растирать им девочку.

(18)В разгар сцены переодевания явилась баба Шура, соседка. (19)В отличие от мальчика, она сразу сообразила, что происходит, и с минуту стояла, молча наблюдая, как мать натягивает колготки на влажные ещё ноги девочки. (20)Баба Шура не была здесь посторонней, она любила и мальчика и его мать, болела за них душой, во многом помогала и во всё вмешивалась. (21)Насчёт свитера она промолчала, но, когда мать стала завязывать в узел совсем ещё приличные вещи мальчика, включая курт­ку, баба Шура не выдержала.

(22)— Ты что это вытворяешь, а?! — сурово спросила она. (23)—Ты своего голым-босым хочешь оставить?

(24)— На своего заработаю! — огрызнулась мать.

(25)— Дура! (26)Эта молочница тыщами ворочает! (27)Что ты смот­ришь на ихние галоши, они в своей махалле всю зиму босиком бегают, они так привыкли.

(28)— Ладно, баба Шура! — сказала мать. (29)—Какие там тыщи, гос­поди!

(30)— Ты сколько ишачишь на эти шмотки, а? (31) Мало? (32)Всю ночь машинка долдонит за стеной. (ЗЗ)Мало?! (34)Ну давай, давай, сни­ми с ребёнка последнее.

(35)— Все, баба Шура! — спокойно отрезала мать.

(36)— Давай, давай, бешеная… (37)Невменяемая! — баба Шура по­вернулась и ушла к себе.

(38)А мать негромко сказала сыну:

(39)— Если тебе не жалко, подари им какую-нибудь свою игрушку.

(40)Мальчику было жалко, но он понимал, что это один из тех случа­ев, когда он не сможет ослушаться. (41)Иначе между ними произойдёт что-то ужасное, непоправимое.

(42)Он прошлепал в кухню, волоком притащил оттуда картонный ящик с игрушками и сказал, ни на кого не глядя:

(43)— Вот… берите что хотите…

(44)Но мать и тут не пощадила его:

(45)— Выбери сам что-нибудь поинтересней. (46)Вон тот автомобиль!

(47)Это было сознательным насилием, он чувствовал это, чувствовал сердцем, руками, упрямо не желающими расставаться с любимой игруш­кой. (48)Автомобиль ездил вперед и назад, поворачивал в любую сторо­ну, стоило только кнопку нажать на пульте управления. (49)Что это был за автомобиль!

(50)— Ну, — сказала мать.

(51) Он молча сунул автомобиль чужому мальчишке. (52)Тот покорно прижал его к груди обеими руками и опять прошептал:

(56)Когда мать вышла проводить детей, он юркнул под одеяло и за­плакал. (57)Не было во всем мире ни одной родной души, а были кругом только насилие и равнодушие. (58)Она там внизу, должно быть, обнимает этих чужих детей, которые толком и спасибо-то сказать не могут, она заботилась о них, а родной сын ей тьфу — пусть лежит одинокий где-то там, неизвестно где.

(59)Мать вошла в комнату, прилегла рядом и сказала, поглаживая его вздрагивающий затылок:

(60)— Сегодня же купим точно такой автомобиль…

(61 )Тогда он затрясся в рыданиях, сладкая, исступленная жалость к себе обездоленному, одинокому, — сжала горло, и он едва смог выгово­рить, икая:

(62)—Такого… уже… не будет…

(63)— Будет, — спокойно сказала мать. (64)— Мы купим все автомо­били в магазине, но ты у меня вырастешь человеком!

(65)И они обнялись и лежали так долго-долго…

Задание. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 7-9 текста содержат описательный фрагмент.

2) В предложениях 57-58 текста представлено повествование.

3) Предложение 41 объясняет суждение, высказанное в предложении 40.

4) В предложениях 57-58 представлено рассуждение.

(1)0дважды по телефону меня попросили выступить перед молодой аудиторией. (2)Я согласилась…

(3)В назначенный час в сумке лежал мой творческий багаж — три столичных журнала с моими рассказами. (4)Мне было восемнадцать лет, и я твёрдо верила, что я — писатель.

(6)3а рулём сидел молодой человек в форме, из чего я поняла, что вы­ступать придётся в воинской части. (7)Он приоткрыл дверцу и крикнул почтительно:

(Ю)Часа через полтора машина остановилась перед высокими желез­ными воротами.

(12)— Это… куда же мы приехали? — слабо спросила я моего кон­воира.

(16)Начальник колонии поднял голову и оторопело посмотрел на меня.

(17)— Терещенко! (18)Ты кого привёз? (19)Я же писателя заказывал!

(20)Тут моя душа очнулась и затрепетала всеми фибрами авторского самолюбия.

(21)— Я и есть писатель! — воскликнула я. — (22)Вот… — я судо­рожно выхватила журналы из сумки. — (23)Вот… можете убедиться…

(24)— Вы на какие темы лекции проводите?

(25)— На морально-этические… — пробормотала я, чувствуя слабость в коленях.

(26)— О! (27)То, что надо!

(28)Актовый зал был битком набит серо-чёрными ватниками. (29)Лица же над ватниками… (ЗО)Лиц не было. (31)Я их не видела. (32)Были серые, тусклые, бритоголовые рожи. (ЗЗ)Без возраста.

(34)3ыбким голосом, не поднимая глаз от страницы, я бормотала текст своего рассказа… (35)Прошла минута, две. (Зб)Вдруг из задних рядов сказали громко:

(37)— Ну, хвать уже! (38)Пусть поёт…

(39)Я запнулась и выронила журнал, попятилась, наткнулась на фор­тепиано и, не удержав равновесия, с размаху села на открытую клавиату­ру… (40)Ватники взревели от восторга.

(41)— Э-эй!! — орали мне. (42) — Сыграй ещё.

(43)Но дикий аккорд, неожиданно извлечённый из инструмента, как это ни странно, вдруг привёл меня в чувство.

(44)— Я спою! — выкрикнула я в отчаянии, взяла три дребезжащих аккорда и запела им Галича…

(45)Облака плывут, облака,

В милый край плывут, в Колыму,

И не нужен им адвокат,

И амнистия ни к чему… —

Пела я в гробовой тишине, и постепенно дрожь в руках унималась, и мой небольшой голос звучал свободней…

(46)Я подковой вмерз в санный след.

В лёд, что я кайлом ковырял, Ведь недаром я двадцать лет Протрубил по тем лагерям…

(47)На пятой песне один из ватников на цыпочках принес стакан с во­дой и бесшумно поставил передо мной на крышку инструмента… (48)Я пела и пела, не останавливаясь, не объявляя названия песен…

(49)Когда в горле совершенно пересохло, я потянулась за стаканом воды и бросила взгляд на ватники в зале. (50)И вдруг увидела лица. (51)И увидела глаза. (52)Множество человеческих глаз. (53)Напряженных, уг­рюмых. (54)Страдающих. (55)Страстных. (56)Это были мои сверстники, больше — моё поколение, малая его часть, отсечённая законом от обще­ства. (57)Это были люди с Судьбой. (58)Пусть покалеченной, распрокля­той и преступной, но Судьбой. (59)Глотнув холодной воды, я поставила стакан на крышку инструмента и сказала:

А сейчас буду петь вам Высоцкого.

(60)Они не шелохнулись. (61) Сколько я пела — не помню… (62)Вспоминаю только звенящую легкость в области души, словно я от­дала им всё, чем в ту пору она была полна.

(63)И когда поняла, что больше ничего не сыграю, я поклонилась и сказала им:

(64)—Всё.(65) Теперь — всё.

(66)Они хлопали мне стоя. (67)Долго… (68)Потом шли за мной по двору колонии и все хлопали вслед.

(69)Всё, пожалуй… (70)Но иногда я вспоминаю, как они мне хлопа­ли!(71) И хлопали они, конечно, не мне, а большим поэтам, песни кото­рых я пропела, как умела, под аккомпанемент разбитого фортепиано.

(72)Не думаю, чтобы мой неожиданный концерт произвёл переворот в душах этих отверженных обществом ребят. (73)Я вообще далека от мыс­ли, что искусство способно вдруг раз и навсегда перевернуть человече­скую душу. (74)Скорее, оно каплей точит многовековой камень зла, ко­торый тащит на своём горбу человечество. (75)И если хоть кто-то из тех бритоголовых моих сверстников сумел, отбыв срок, каким-то могучим усилием характера противостоять инерции своей судьбы и выбраться на орбиту человеческой жизни, я льщу себя мыслью, что, может быть, та давняя капля, тот мой наивный концерт тихой тенью сопутствовал благо­родным усилиям этой неприкаянной души…

Задание. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) В предложениях 10-12 представлено повествование.

2) Предложение 71 объясняет суждение, высказанное в предложении 70.

3) В предложениях 72-75 представлено рассуждение.

4) Предложение 47 содержит описательный фрагмент.

(7)И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевше­го, грязного, пьяного и оборванного. (8)Времени на этюды уже не оста — 304

Валось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.

(9)С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. (Ю)Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.

(11 )Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскри­чал в испуге и тоске:

— (12)51 уже видел эту картину раньше!

— (13)Когда? — недоуменно спросил Леонардо.

— (14)Три года назад, ещё до того, как я всё потерял. (15)В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Напишите сочинение по одной из проблем данного текста:

Наше общество стало особенно остро реагировать на нравственные проблемы, стремясь решить их в духе нашей морали, которая должна вобрать в себя все лучшее, что завоевано и выстрадано всеми предшествующими духовными исканиями человечества, и обогатить эту сокровищницу.

Если гражданин видит опасность, угрожающую другим людям, он обязан сделать все, что может, чтобы эта опасность была устранена. Бездействие – преступление. Если не юридическое, то моральное. Вот житейский пример.

. Мартовский гололед. Десятки метров тротуара накатаны так, что па них можно проводить соревнования по конькобежному спорту.

Я вошел в поликлинику, к которой никакого отношения не имею, обратился в регистратуру и попытался рассказать о том, что творится перед входом. На меня накричали. Затем прозвучал риторический вопрос:

– Вы что хотите, чтобы мы бросили больных и пошли лед скалывать?!

Иду к главврачу и слышу то же самое:

– Вы что хотите, чтобы я бросил больных и пошел лед скалывать?

Затем он как дважды два четыре доказывает мне, что по закону будет нести ответственность только в том случае, если посетитель подведомственной ему поликлиники сломает ногу, руку, голову – словом, получит травму внутри поликлиники. За то, что происходит у входа в поликлинику, несет ответственность жэк.

– Так позвоните в жэк, скажите им.

Главный врач видит в моем появлении ущемление своей амбиции. Решительно и недружелюбно дает он мне понять – аудиенция окончена.

Врач, который знает, что сейчас, сию минуту, в ста шагах от него может произойти беда, и не желает принять мер, по-моему, не врач. Это человек с дипломом врача.

Среди многих писем меня особенно тронули те, в которых люди пишут не о своей собственной беде, хлопочут не о себе или своих ближних (хотя в таких хлопотах нет, разумеется, ничего зазорного). Особенно волнуют письма людей, кому не дает покоя, что где-то, порой далеко, обойден вниманием, заботой человек, который не напоминает о себе. Не умеет или не хочет. И тогда находятся те, кто чужую беду воспринимают как свою. И не просто сочувствуют. Их сочувствие становится действием.

Сострадание – активный помощник.

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Напишите сочинение по одной из проблем данного текста:

Наше общество стало особенно остро реагировать на нравственные проблемы, стремясь решить их в духе нашей морали, которая должна вобрать в себя все лучшее, что завоевано и выстрадано всеми предшествующими духовными исканиями человечества, и обогатить эту сокровищницу.

Если гражданин видит опасность, угрожающую другим людям, он обязан сделать все, что может, чтобы эта опасность была устранена. Бездействие – преступление. Если не юридическое, то моральное. Вот житейский пример.

. Мартовский гололед. Десятки метров тротуара накатаны так, что па них можно проводить соревнования по конькобежному спорту.

Я вошел в поликлинику, к которой никакого отношения не имею, обратился в регистратуру и попытался рассказать о том, что творится перед входом. На меня накричали. Затем прозвучал риторический вопрос:

– Вы что хотите, чтобы мы бросили больных и пошли лед скалывать?!

Иду к главврачу и слышу то же самое:

– Вы что хотите, чтобы я бросил больных и пошел лед скалывать?

Затем он как дважды два четыре доказывает мне, что по закону будет нести ответственность только в том случае, если посетитель подведомственной ему поликлиники сломает ногу, руку, голову – словом, получит травму внутри поликлиники. За то, что происходит у входа в поликлинику, несет ответственность жэк.

– Так позвоните в жэк, скажите им.

Главный врач видит в моем появлении ущемление своей амбиции. Решительно и недружелюбно дает он мне понять – аудиенция окончена.

Врач, который знает, что сейчас, сию минуту, в ста шагах от него может произойти беда, и не желает принять мер, по-моему, не врач. Это человек с дипломом врача.

Среди многих писем меня особенно тронули те, в которых люди пишут не о своей собственной беде, хлопочут не о себе или своих ближних (хотя в таких хлопотах нет, разумеется, ничего зазорного). Особенно волнуют письма людей, кому не дает покоя, что где-то, порой далеко, обойден вниманием, заботой человек, который не напоминает о себе. Не умеет или не хочет. И тогда находятся те, кто чужую беду воспринимают как свою. И не просто сочувствуют. Их сочувствие становится действием.

Сострадание – активный помощник.

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Читайте также: