Эпитет и метафора в лирике тютчева сочинение
Обновлено: 02.07.2024
“Чародейкою зимою” – одно из самых ярких произведений в пейзажной лирике Тютчева. Краткий анализ “Чародейкою зимою” по плану поможет ученикам 3 класса оценить всю красоту этого произведения и понять, как Федор Иванович добился такого художественного эффекта. На уроке литературы его можно использовать для простого и понятного объяснения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чародейкою зимою.
История создания – написано это произведение 31 декабря 1882 года, как раз накануне Нового года. Но опубликовали его только более чем три десятка лет спустя.
Тема стихотворения – зимняя природа, находящаяся в состоянии покоя.
Композиция – одночастная, но при этом каждая строфа разделяется на две части с помощью тире.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – пятистопный хорей.
Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.
Звуковая наполненность стиха
История создания
Тютчев написал одно из самых прекрасных своих произведений накануне волшебного праздника – Нового года, который в 19 веке в России уже приобрел достаточную популярность, точно неизвестно, запечатлел ли он картину, которую увидел именно 31 декабря или что-то навеяло на него воспоминания о красоте зимнего леса, но поэтические строки появились из-под его пера как раз в последний день 1852 года.
Однако опубликован стих был значительно позже – уже в 1886 году, спустя четырнадцать лет после смерти Федора Ивановича.
История написания стихотворения
Композиция
Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.
Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.
Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.
Стихотворение носит элегический, и в то же время философский характер и заставляет задуматься о мимолетности бытия. В произведении отображается не какой-то отдельный пейзаж, а описаны самые яркие и характерные приметы различных проявлений наступления весны.
В середине произведения отражаются переживания поэта, связанные с осознанием неизбежного окончания молодости:
…Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей;…
Наряду с огорчением по поводу того, что молодые годы уходят безвозвратно, автора терзает грусть из-за увядания женской красоты с течением времени:
…Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет,…
Стихотворение предлагает задуматься о быстротечности времени и неизбежности увядания красоты всего живого. Поэту удалось прекрасно передать атмосферу весеннего возрождения природы после зимы.
В произведении одновременно чувствуются переживания автора о любви, которая со временем пройдет, и радость от ощущения новой жизни природы.
Обратите внимание на другие сочинения:
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Средства выразительности
Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:
- Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
- Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
- Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.
Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.
Язык метафор в стихотворениях Тютчева
Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.
Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах — к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам. Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 — пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей — 27 стихотворений.
Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.
Ознакомление с особенностями использования образных средств (метафор, эпитетов) в поэтических текстах. Анализ функционально-семантической нагрузки образных средств в стихотворных текстах Ф.И. Тютчева. Изучение закономерностей использования метафоры.
Рубрика | Литература |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.08.2018 |
Размер файла | 61,5 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Эпитет - слово, образно определяющее предмет или действие, подчеркивающее характерное их свойство, также наиболее употребительно в художественной речи, где оно выполняет эстетическую функцию. Функция метафорических эпитетов - 22 единицы (18,02% от общего числа эпитетов) - не вызывает вопросов: давая оценку явлению, автор заставляет читателя включаться в работу по сравнению, эмоциональному восприятию описываемого им мира. Именно так и следует воспринимать эти эпитеты - как метафору: стало дико(4), из смертной груди(1), по задумчивой Неве(7).
В поэтических текстах Тютчева содержится большое количество объяснительных эпитетов, которые подчеркивают какой-либо один признак предмета или явления. В исследуемых текстах таких эпитетов насчитывается 25 единиц (20,5% от общего числа эпитетов): лунное сиянье(7),запах медовый(8), поздней осени(9).
Еще одна функциональная разновидность эпитетов представлена в стихотворения Ф.И. Тютчева - это тавтологические эпитеты, которые повторяют свойство или признак определяемого слова. Так Тютчев усиливает наше отношение к происходящему: широко раскинувшись(10), сумрачная тень(3). тавтологических эпитетов среди всех остальных насчитывается 2 единицы (1,64% от общего числа эпитетов).
Последняя функциональная группа эпитетов, обнаруженная при анализе стихотворных текстов Тютчева, эпитеты перенесенные. Они указывают на признак явления или предмета не прямо, а через зависимые слова: два-три кургана, видимых поднесь(10), буйная слепота страстей(4). Таких перенесенных эпитетов в исследуемом материале насчитывается 2 единицы (1,64% от общего числа эпитетов).
Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности. Без реконструкции всех этих семантических пластов, их столкновений и переплетений семантика слова у Тютчева не может быть уловлена [22].
Заключение
Лирика Ф.И. Тютчева в изобилии содержит в себе различные образные средства, с помощью которых поэт донес до нас все переживания, эмоции, чувства, которые он испытывал сам. Его метафоры и эпитеты позволяют нам понять и переосмыслить богатые возможности своего родного языка.
Повторяющиеся в поэзии Тютчева эпитеты выражают не только внешне воспринимаемую гармонию и красоту мира, но и таинственную глубинную жизнь природы. Восприятие Тютчева, передаваемое в поэтических образах, интуитивно ощущается в природе. Ключевые слова-признаки, применяемые к природе, позволяют сделать вывод о том, что образы зримого мира у Тютчева заключают в себе два контрастных начала. На одном полюсе - яркая красота природы, проявление в ней силы, избытка жизни, а на другом - прелесть угасания, увядания, проявляющего себя в едва уловимых оттенках, полутонах.
Поэтическая метафора в творчестве Ф.И. Тютчева выступает основным конструктивным приемом, доминантой стиля произведения. Можно даже сказать, что поэтическая метафора является доминантой творчества поэта в целом.
Тютчев не ведает предрассудков в своем поэтическом словаре, он сближает слова разных лексических разрядов, метафора у него объединяет слова и понятия, на многие и многие версты удаленные друг от друга. Царство языка у него проходимо все насквозь, во всех направлениях, как проходим у него, без застав, весь реальный мир. Поэтический язык Тютчева - это бесконечный обмен образа на образ, неограниченная возможность подстановок и превращений. Тянет глубже проникнуть в каждое его поэтическое слово. Рассмотрение лексики, эпитетов, многообразия и значения глагольных форм, особенного характера сравнений, метафор, роли отрицательных частиц, роли ритма и звука,- все это в литературоведении приобретает истинный интерес только тогда, когда речевые признаки становятся стрелками, ведущими в глубь поэтического искусства, обнаруживают связи идей поэта и его стиля.
Проанализировав поэтические тексты Ф.И. Тютчева, можно еще раз убедиться в том, что метафоричность словесного мышления вообще -- характерная черта поэзии Тютчева, вытекающая из ее идейного содержания. Олицетворяющая метафора для него -- основной прием построения лирического образа. И огромное значение в построении образов получают у Тютчева метафорические эпитеты. Они с особенной силой выражают романтическое мировосприятие поэта. Система образных средств Ф.И. Тютчева нацелена на создание дополнительного мира, семантически более связного и проницаемого, наполненного перекличками между природой и человеком. Тексты Тютчева становятся путеводителем по этому миру и одновременно - проводником в него.
Библиографический список
1. Арутюнова Н.Д. Метафора // Русский язык: энциклопедия. - М., 1979. - с. 141.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2004. - с.231-232,527.
4. Благой Д.Д. Гениальный русский лирик (Ф.И.Тютчев). - В кн.: Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. - М., 1959.
5. Веселовский А. Н. Из истории эпитета // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М., 1989. с. 59, 65.
6. Гак В.Г. Метафора: Универсальное и специфическое / В.Г.Гак // Метафора в языке и тексте.- М.: Наука, 1988.- С.11-26.
7. Жирмунский В. М. К вопросу об эпитете // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. с. 359.
9. Зеленецкий А.A. Эпитеты литературной русской речи, ч. I. - M., 1913.
10. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева. Саратов, 1969.
11. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. - М., 1978.
12. Кожинов В.В. Тютчев. - М., 1988.
13. Краснянский В.В.. Сложные эпитеты русской литературной речи. Опыт словаря. Орехово-3уево, - 1995.
14. Левин Ю.И.. Pусская метафоpа: синтез, семантика, тpансфоpмации. "Тpуды по Знаковым системам", вып. 4, Таpту, - 1969.
16. Лободанов А.П. 1984 К исторической теории эпитета: (Античность и средневековье) // Изд. АН СССР. Сер. литературы и языка. Т.43. - М., 1984. - с.215-226.
17. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты, "Современник", 1850, XIX.
18. Об использовании Тютчевым стершихся метафор и "поэтизмов" см.: Гинзбург Л. О лирике. М.; Л., - 1964. - с. 94-101.
19. Потебня А.А. теоретическая поэтика. - М., 1990. - с. 163.
20. Рыбникова М.А. Изучение родного языка. Вып. I. - Минск, 1921. - с.82 - 102.
21. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993. С. 29-64.
22. Соловьев В.С.. Литературная критика. - М., "Современник", 1990.
23. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной / - М., 2003. - с. 458 - 460.
24. Тютчев. Сборник статей. Сост. А. Тиняков / Под ред. А.Волынского / - СПб., - 1922. [статьи Некрасова, Тургенева, Фета, Горнфельда].
25. Тютчев Ф.И. Лирика. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.
27. Чичерин А. В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-1974. - М., 1975. - С. 275-294.
Приложение
Стихотворные тексты Ф.И. Тютчева, анализируемые в курсовой работе
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.
О, бурь заснувших не буди -
Под ними хаос шевелится.
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
Как ни дышит полдень знойный
В растворенное окно,
В этой храмине спокойной,
Где все тихо и темно,
Где живые благовонья
Бродят в сумрачной тени,
В сладкий сумрак полусонья
Погрузись и отдохни.
Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поет в углу
И кропит росой незримой
И в мерцанье полусвета,
Тайной страстью занята,
Здесь влюбленного поэта
Веет легкая мечта.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны, -
Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;
И с тверди благосклонной
С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет…
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.
Во сне ль все это снится мне,
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело,
Красуются, шумят, - и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Подобные документы
Восприятие стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium!" как романтического манифеста. Проблематика произведения, его контекст, степень драматизма и напряженности. Композиция, художественные средства стихотворения (сравнение, олицетворение, эпитеты и метафоры).
реферат [87,4 K], добавлен 20.03.2016
Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.
контрольная работа [14,4 K], добавлен 17.12.2002
Теоретические основы использования специальных изобразительных средств языка в литературных произведениях. Троп как фигура речи. Структура метафоры как изобразительного средства. Анализ языкового материала в романе Е. Замятина "Мы": типология метафор.
курсовая работа [35,6 K], добавлен 06.11.2012
Особенности поэтических текстов. Выразительные возможности словообразовательных средств и роль звукописи при создании экспрессии поэтических текстов М. Цветаевой. Стилистические фигуры и лексические средства, создающие экспрессивность в ее поэзии.
дипломная работа [65,8 K], добавлен 16.05.2014
Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.
Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы – они, наоборот, как бы “овеществляют” процессы душевных переживаний и вызванные ими впечатления жизни.
Напряженность и значительность переживаний отождествляются поэтом с ощущениями огня, света, блеска. Прием обращения, который поэт применяет при изображении
явлений природы, служит ему вместе с тем и новым средством их олицетворения, усиливающим метафоричность его лирических образов. Например:
И, глядя на тебя, пустынная река, И на тебя, прибрежная дуброва, Вы, – мыслил я, – пришли издалека, Вы, сверстники сего былого!”; или: “Нет, моего к тебе пристрастия Я скрыть не в силах, мать-Земля!”; или: “Ты, волна моя морская, Своенравная волна… Ты на солнце ли смеешься Отражая неба свод, Иль мятешься ты и бьешься В одичалой бездне вод…”, и т. п.
Иногда Обращение поэта к явлениям природы выражает такую силу чувств или такую значительность мысли,
О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый!”; или: “О рьяный конь, о конь морской, С бледно-зеленой гривой…”; или: “О, этот юг, о, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит!”; еще: “О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах…” и т. п.
Эмоциональная приподнятость восприятия природы выражается у Тютчева также через восклицательную интонацию поэтических предложений, начинающихся с наречия “как”. Например:
Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон…”; или: “Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют…”; или: “Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!” и т. п.
Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.
Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах – к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам.
Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 – пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей – 27 стихотворений.
Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.
Поэзия Тютчева выдающееся явление в истории русской литературы XIX века. На новом этапе развития русской общественной жизни Тютчев по-своему продолжал традиции этико-философического романтизма Жуковского. Но Тютчев отказался от наивных, религиозно-мифологических представлений и самостоятельно создал своеобразное идеалистическое миропонимание, “пантеистическое” по своим основам.
Однако тютчевское миропонимание было более пессимистическим по сравнению с миросозерцанием Жуковского и выражало трагические настроения, связанные с деградацией дворянского уклада жизни.
Однако объективное значение поэзии Тютчева выходит далеко за пределы выраженных в ней субъективных представлений поэта и иногда противоречит им. Лирические пейзажи Тютчева, связанные в его сознании с мотивами эфемерности человеческой жизни, выражают романтическое восхищение красотой природы, передают тончайшее восприятие ее очертаний, красок, звуков и этим способствуют развитию эстетического сознания общества. Философские “медитации” поэта, связанные с настроениями трагизма, заключают в себе утонченную эмоциональную рефлексию, погружающую мысль человека в его внутренний мир, и этим способствуют нравственному развитию общества – углублению и облагораживанию человеческих переживаний.
Поэзия Тютчева стала значительным вкладом в национальную духовную культуру и до сих пор сохраняет свое значение.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата :
Предмет : Литературное чтение
1.Обучающие : Р а сширить знания и представления учащихся о творчестве великих русских поэтов Ф.И.Тютчева,А.А.Ахматовой, С.А.Есенина ; выявить основные характерные черты поэтического стиля каждого поэта, найти общее и различное, выделить особенности;
совершенствовать умение анализировать лирическое произведение .
2. Развивающие : Развивать познавательные способности детей: образное мышление, воображение, память, внимание .
3. Воспитывающие: В о спитывать любовь к поэзии, к родной природе средствами литературы и живописи.
Тип урока: изучение нового материала .
Форма проведения: урок – практику м.
Методы: частично- поисковый, объяснительно - иллюстративный
Оборудование: иллюстрации , слайды, портреты Есенина, Тютчева,Ахматовой.
Ход занятия.
І . Организационный момент.
Создание психологического и эмоционального настроя.
II . Проверка домашнего задания .
III . Объяснение новой темы
Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности : метафорами ( льётся чистая и теплая лазурь ), сравнениями ( весь день стоит как бы хрустальный ), олицетворениями ( паутины тонкий волос ), антитезой ( серп гулял – пусто все ). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха : серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос . Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.
Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворёнными образами воплощение гармонии мира.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
1 . Проверка первичного восприятия
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень?
-Почему вы так решили?
-Какую пору поэт называет “дивной”? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой? Как в народе называют эту пору?
-Короткая осенняя пора. Бабье лето.
тусклых осенних дней. И печально, что среди людской суеты многие порой не замечают этой красоты. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое дает человеку природа, оставляют в душе неизгладимое впечатление, какой-то след, какие-то ассоциации. Именно на это и хотел обратить наше внимание замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.
2. Этапы перечитывания и анализа художественного произведения
- Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы :
- Когда бывает эта “дивная” пора? Как вы понимаете “первоначальной”?
- Каким поэт видит день, прочитайте. Он называет его “хрустальным”. Почему?
- Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”?
-Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы:
-Как поэт пишет о поле? Какое поле? Какие слова подчёркивают пустоту поля?
-С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину?
-А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”?
-Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последние вопросы:
-Как поэт описывает небо?
-Какое чувство пробуждает у вас эта картина?
-Какие слова вам были непонятны? Какие вы сможете объяснить?
размышляет автор в своём стихотворении? Какое настроение оно передаёт? Каким чувством оно пронизано? Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; лёгкости своей дивится тело. Какую роль они играют? Что нового открыли вы для себя на уроке? Какие выводы сделали? Погасим свечу – символ поэзии. Надеюсь огонь, зажжённый в ваших душах Ахматовой будет согревать вас всегда. Вы правы, она научила нас не сдаваться, жить по совести, не терять человеческого ни при каких обстоятельствах и видеть мир во всём его многообразии.
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
1.Первичное чтение стихотворения учителем
2. Чтение стихотворения учащимися в полголоса
- Вам понравилось это стихотворение?
- А чем понравилось?
- Что в нём особенного?
Работа по содержанию стихотворения
- Подтвердите строчками из текста, что весна ещё не наступила.
- А какие первые робкие признаки весны уже ощущаются?
- А вы с приходом весны ощущаете (ощущали) такую лёгкость свободных движений тела?
- А в чём она проявляется?
- Какие признаки наступления весны героиня чувствует внутри себя? Что изменилось в её восприятии мира?
- То состояние и настроение, которым делится героиня, возможны только перед наступлением весны?
- Дома вы должны будете приготовить выразительное чтение стихотворения.
- Что значит выразительное?
- Что мы передадим голосом?
- В каком темпе будем читать?
- 2-3 ученика читают вслух.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
1.Подготовка к восприятию.
-Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?
2.Чтение и анализ стихотворения.
-Послушайте, как изобразил картину утра С.Есенин.
-Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили?
(Учитель читает стихотворение медленно, затем дети—про себя).
-Красивое стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями.
-Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт?
-Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.
3. Лексическая работа ( работа со словарём)
Затон - вдавшийся в берег речной залив; заводь.
Брезжить - слабо светиться, светать.
Заводь - небольшой залив в реке с замедленным движением
Румянит ь- покрываться розово-красным цветом.
Небосклон - часть неба над горизонтом.
Плетень - изгородь из плетённых прутьев и ветвей
П е рламутр - твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской. По этимологическому словарю перл-(старинное значение) жемчуг.
Изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.
Как написано стихотворение? Красиво, образно !
Как чувствуем красоту? Через слово. Подберите синонимы к словам. Что такое синонимы? ( Слова—близкие по значению, разные по звучанию ).
Затон—з алив, заводь.
Брезжит— рассветает, светится.
5. Разберём второе четверостишие.
Каждая строка - олицетворение и развёрнутая метафора. Метафора—переносное значение слова.
В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется.
6. Третье четверостишие.
Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налётом).
Вроде слова обычные, а в то же время не совсем.
Часто в своих стихах Сергей Есенин описывает очень красивое дерево. Какое? ( Берёзу )
Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками? Вчитаемся и определим цветовую гамму:
Белый цвет— белые берёзки.
Красный, м ал иновый — румянит сетку небосклона .
Жёлтый, золотой— звёзды золотые.
Зелёный— серёжки , крапива.
С е ребряный — росы .
Перламутр— с еребристо-розовой
8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками , а т ак ж е звуками наполнены есенинские стихи ( тишина, шелест, шёпот )
Вот такое замечательное стихотворение мы узнали.
-Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?
VI. Итог урока. Выводы.
Главное в стихотворении – это чувства, настроение, глубина мысли. В нём не всё открывается сразу, в нём есть скрытое описание. Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение.
- Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы. Читали хорошо, без ошибок. Оцените свою работу.
Введение. Пейзажная лирика занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще современники называли его "певцом природы".
Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.
Тютчев называл себя "верным сыном" "матери-Земли" и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. "Мать-Земля" в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев.
Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив вдохновения, только если напомнит родные места.
Весна в лирике Тютчева. Большое количество произведений Тютчев посвятил весне - времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения - "Весенняя гроза" и "Весенние воды". Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.
Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека ("Еще земли печален вид. "); победа нового над старым, жизни над смертью ("Зима недаром злится"). Бессмертным могущественным божеством весна предстает в торжественной оде "Как ни гнетет рука судьбины. ".
Обожествление природы. Природу Тютчев называл "Великой Матерью", по сравнению с которой человек - всего лишь "злак земной", "беспомощное дитя", "греза природы". По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут "златотканный покров" внешнего мира. "Клокочащие страсти" этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека - одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.
Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека ("Фонтан", "Обвеян вещею дремотой. "). Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни ("в ней есть душа, в ней есть свобода").
Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень "лениво дышит", небесная лазурь "смеется", вечер озарен "кроткой улыбкой").
Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: "первый желтый лист" наступающей осени, "медовый запах" августа, "тонкий волос" паутины на сжатой полосе и т. д.
Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева - "Весенний гром". Оно изобилует разнообразными звуками: "грохочет", "птичий гам", "смеясь".
Заключение. Тютчев по праву заслуживает звания "певца природы". Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения "Весенние воды" Некрасов писал: "Читая их, чувствуешь весну. ". Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.
Читайте также: