Эпитет и метафора в лирике тютчева сочинение

Обновлено: 02.07.2024

“Чародейкою зимою” – одно из самых ярких произведений в пейзажной лирике Тютчева. Краткий анализ “Чародейкою зимою” по плану поможет ученикам 3 класса оценить всю красоту этого произведения и понять, как Федор Иванович добился такого художественного эффекта. На уроке литературы его можно использовать для простого и понятного объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чародейкою зимою.

История создания – написано это произведение 31 декабря 1882 года, как раз накануне Нового года. Но опубликовали его только более чем три десятка лет спустя.

Тема стихотворения – зимняя природа, находящаяся в состоянии покоя.

Композиция – одночастная, но при этом каждая строфа разделяется на две части с помощью тире.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей.

Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.

Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.

Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.



Звуковая наполненность стиха

История создания

Тютчев написал одно из самых прекрасных своих произведений накануне волшебного праздника – Нового года, который в 19 веке в России уже приобрел достаточную популярность, точно неизвестно, запечатлел ли он картину, которую увидел именно 31 декабря или что-то навеяло на него воспоминания о красоте зимнего леса, но поэтические строки появились из-под его пера как раз в последний день 1852 года.

Однако опубликован стих был значительно позже – уже в 1886 году, спустя четырнадцать лет после смерти Федора Ивановича.

История написания стихотворения

Композиция

Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.

Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.

Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.

Стихотворение носит элегический, и в то же время философский характер и заставляет задуматься о мимолетности бытия. В произведении отображается не какой-то отдельный пейзаж, а описаны самые яркие и характерные приметы различных проявлений наступления весны.

В середине произведения отражаются переживания поэта, связанные с осознанием неизбежного окончания молодости:

…Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей;…

Наряду с огорчением по поводу того, что молодые годы уходят безвозвратно, автора терзает грусть из-за увядания женской красоты с течением времени:

…Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет,…

Стихотворение предлагает задуматься о быстротечности времени и неизбежности увядания красоты всего живого. Поэту удалось прекрасно передать атмосферу весеннего возрождения природы после зимы.

В произведении одновременно чувствуются переживания автора о любви, которая со временем пройдет, и радость от ощущения новой жизни природы.

Обратите внимание на другие сочинения:

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Средства выразительности

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:

  • Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
  • Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
  • Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.

Язык метафор в стихотворениях Тютчева

Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.

Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах — к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам. Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 — пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей — 27 стихотворений.

Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.

Ознакомление с особенностями использования образных средств (метафор, эпитетов) в поэтических текстах. Анализ функционально-семантической нагрузки образных средств в стихотворных текстах Ф.И. Тютчева. Изучение закономерностей использования метафоры.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.08.2018
Размер файла 61,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Эпитет - слово, образно определяющее предмет или действие, подчеркивающее характерное их свойство, также наиболее употребительно в художественной речи, где оно выполняет эстетическую функцию. Функция метафорических эпитетов - 22 единицы (18,02% от общего числа эпитетов) - не вызывает вопросов: давая оценку явлению, автор заставляет читателя включаться в работу по сравнению, эмоциональному восприятию описываемого им мира. Именно так и следует воспринимать эти эпитеты - как метафору: стало дико(4), из смертной груди(1), по задумчивой Неве(7).

В поэтических текстах Тютчева содержится большое количество объяснительных эпитетов, которые подчеркивают какой-либо один признак предмета или явления. В исследуемых текстах таких эпитетов насчитывается 25 единиц (20,5% от общего числа эпитетов): лунное сиянье(7),запах медовый(8), поздней осени(9).

Еще одна функциональная разновидность эпитетов представлена в стихотворения Ф.И. Тютчева - это тавтологические эпитеты, которые повторяют свойство или признак определяемого слова. Так Тютчев усиливает наше отношение к происходящему: широко раскинувшись(10), сумрачная тень(3). тавтологических эпитетов среди всех остальных насчитывается 2 единицы (1,64% от общего числа эпитетов).

Последняя функциональная группа эпитетов, обнаруженная при анализе стихотворных текстов Тютчева, эпитеты перенесенные. Они указывают на признак явления или предмета не прямо, а через зависимые слова: два-три кургана, видимых поднесь(10), буйная слепота страстей(4). Таких перенесенных эпитетов в исследуемом материале насчитывается 2 единицы (1,64% от общего числа эпитетов).

Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности. Без реконструкции всех этих семантических пластов, их столкновений и переплетений семантика слова у Тютчева не может быть уловлена [22].

Заключение

Лирика Ф.И. Тютчева в изобилии содержит в себе различные образные средства, с помощью которых поэт донес до нас все переживания, эмоции, чувства, которые он испытывал сам. Его метафоры и эпитеты позволяют нам понять и переосмыслить богатые возможности своего родного языка.

Повторяющиеся в поэзии Тютчева эпитеты выражают не только внешне воспринимаемую гармонию и красоту мира, но и таинственную глубинную жизнь природы. Восприятие Тютчева, передаваемое в поэтических образах, интуитивно ощущается в природе. Ключевые слова-признаки, применяемые к природе, позволяют сделать вывод о том, что образы зримого мира у Тютчева заключают в себе два контрастных начала. На одном полюсе - яркая красота природы, проявление в ней силы, избытка жизни, а на другом - прелесть угасания, увядания, проявляющего себя в едва уловимых оттенках, полутонах.

Поэтическая метафора в творчестве Ф.И. Тютчева выступает основным конструктивным приемом, доминантой стиля произведения. Можно даже сказать, что поэтическая метафора является доминантой творчества поэта в целом.

Тютчев не ведает предрассудков в своем поэтическом словаре, он сближает слова разных лексических разрядов, метафора у него объединяет слова и понятия, на многие и многие версты удаленные друг от друга. Царство языка у него проходимо все насквозь, во всех направлениях, как проходим у него, без застав, весь реальный мир. Поэтический язык Тютчева - это бесконечный обмен образа на образ, неограниченная возможность подстановок и превращений. Тянет глубже проникнуть в каждое его поэтическое слово. Рассмотрение лексики, эпитетов, многообразия и значения глагольных форм, особенного характера сравнений, метафор, роли отрицательных частиц, роли ритма и звука,- все это в литературоведении приобретает истинный интерес только тогда, когда речевые признаки становятся стрелками, ведущими в глубь поэтического искусства, обнаруживают связи идей поэта и его стиля.

Проанализировав поэтические тексты Ф.И. Тютчева, можно еще раз убедиться в том, что метафоричность словесного мышления вообще -- характерная черта поэзии Тютчева, вытекающая из ее идейного содержания. Олицетворяющая метафора для него -- основной прием построения лирического образа. И огромное значение в построении образов получают у Тютчева метафорические эпитеты. Они с особенной силой выражают романтическое мировосприятие поэта. Система образных средств Ф.И. Тютчева нацелена на создание дополнительного мира, семантически более связного и проницаемого, наполненного перекличками между природой и человеком. Тексты Тютчева становятся путеводителем по этому миру и одновременно - проводником в него.

Библиографический список

1. Арутюнова Н.Д. Метафора // Русский язык: энциклопедия. - М., 1979. - с. 141.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2004. - с.231-232,527.

4. Благой Д.Д. Гениальный русский лирик (Ф.И.Тютчев). - В кн.: Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. - М., 1959.

5. Веселовский А. Н. Из истории эпитета // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М., 1989. с. 59, 65.

6. Гак В.Г. Метафора: Универсальное и специфическое / В.Г.Гак // Метафора в языке и тексте.- М.: Наука, 1988.- С.11-26.

7. Жирмунский В. М. К вопросу об эпитете // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. с. 359.

9. Зеленецкий А.A. Эпитеты литературной русской речи, ч. I. - M., 1913.

10. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева. Саратов, 1969.

11. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. - М., 1978.

12. Кожинов В.В. Тютчев. - М., 1988.

13. Краснянский В.В.. Сложные эпитеты русской литературной речи. Опыт словаря. Орехово-3уево, - 1995.

14. Левин Ю.И.. Pусская метафоpа: синтез, семантика, тpансфоpмации. "Тpуды по Знаковым системам", вып. 4, Таpту, - 1969.

16. Лободанов А.П. 1984 К исторической теории эпитета: (Античность и средневековье) // Изд. АН СССР. Сер. литературы и языка. Т.43. - М., 1984. - с.215-226.

17. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты, "Современник", 1850, XIX.

18. Об использовании Тютчевым стершихся метафор и "поэтизмов" см.: Гинзбург Л. О лирике. М.; Л., - 1964. - с. 94-101.

19. Потебня А.А. теоретическая поэтика. - М., 1990. - с. 163.

20. Рыбникова М.А. Изучение родного языка. Вып. I. - Минск, 1921. - с.82 - 102.

21. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993. С. 29-64.

22. Соловьев В.С.. Литературная критика. - М., "Современник", 1990.

23. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной / - М., 2003. - с. 458 - 460.

24. Тютчев. Сборник статей. Сост. А. Тиняков / Под ред. А.Волынского / - СПб., - 1922. [статьи Некрасова, Тургенева, Фета, Горнфельда].

25. Тютчев Ф.И. Лирика. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.

27. Чичерин А. В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-1974. - М., 1975. - С. 275-294.

Приложение

Стихотворные тексты Ф.И. Тютчева, анализируемые в курсовой работе

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно.

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке -

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться.

О, бурь заснувших не буди -

Под ними хаос шевелится.

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День - сей блистательный покров -

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Как ни дышит полдень знойный

В растворенное окно,

В этой храмине спокойной,

Где все тихо и темно,

Где живые благовонья

Бродят в сумрачной тени,

В сладкий сумрак полусонья

Погрузись и отдохни.

Здесь фонтан неутомимый

День и ночь поет в углу

И кропит росой незримой

И в мерцанье полусвета,

Тайной страстью занята,

Здесь влюбленного поэта

Веет легкая мечта.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

В часы, когда бывает

Так тяжко на груди,

И сердце изнывает,

И тьма лишь впереди;

Без сил и без движенья,

Мы так удручены,

Что даже утешенья

Друзей нам не смешны, -

Вдруг солнца луч приветный

Войдет украдкой к нам

И брызнет огнецветной

Струею по стенам;

И с тверди благосклонной

С лазуревых высот

Вдруг воздух благовонный

В окно на нас пахнет…

Уроков и советов

Они нам не несут,

И от судьбы наветов

Они нас не спасут.

Но силу их мы чуем,

Их слышим благодать,

И меньше мы тоскуем,

И легче нам дышать…

Воздушна и светла,

Душе моей стократно

Любовь твоя была.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды.

Нет искр в небесной синеве,

Все стихло в бледном обаянье,

Лишь по задумчивой Неве

Струится лунное сиянье.

Во сне ль все это снится мне,

Или гляжу я в самом деле,

На что при этой же луне

С тобой живые мы глядели?

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, -

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь…

Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело,

Красуются, шумят, - и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Подобные документы

Восприятие стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium!" как романтического манифеста. Проблематика произведения, его контекст, степень драматизма и напряженности. Композиция, художественные средства стихотворения (сравнение, олицетворение, эпитеты и метафоры).

реферат [87,4 K], добавлен 20.03.2016

Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

контрольная работа [14,4 K], добавлен 17.12.2002

Теоретические основы использования специальных изобразительных средств языка в литературных произведениях. Троп как фигура речи. Структура метафоры как изобразительного средства. Анализ языкового материала в романе Е. Замятина "Мы": типология метафор.

курсовая работа [35,6 K], добавлен 06.11.2012

Особенности поэтических текстов. Выразительные возможности словообразовательных средств и роль звукописи при создании экспрессии поэтических текстов М. Цветаевой. Стилистические фигуры и лексические средства, создающие экспрессивность в ее поэзии.

дипломная работа [65,8 K], добавлен 16.05.2014

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы – они, наоборот, как бы “овеществляют” процессы душевных переживаний и вызванные ими впечатления жизни.

Напряженность и значительность переживаний отождествляются поэтом с ощущениями огня, света, блеска. Прием обращения, который поэт применяет при изображении

явлений природы, служит ему вместе с тем и новым средством их олицетворения, усиливающим метафоричность его лирических образов. Например:

И, глядя на тебя, пустынная река, И на тебя, прибрежная дуброва, Вы, – мыслил я, – пришли издалека, Вы, сверстники сего былого!”; или: “Нет, моего к тебе пристрастия Я скрыть не в силах, мать-Земля!”; или: “Ты, волна моя морская, Своенравная волна… Ты на солнце ли смеешься Отражая неба свод, Иль мятешься ты и бьешься В одичалой бездне вод…”, и т. п.

Иногда Обращение поэта к явлениям природы выражает такую силу чувств или такую значительность мысли,

О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый!”; или: “О рьяный конь, о конь морской, С бледно-зеленой гривой…”; или: “О, этот юг, о, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит!”; еще: “О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах…” и т. п.

Эмоциональная приподнятость восприятия природы выражается у Тютчева также через восклицательную интонацию поэтических предложений, начинающихся с наречия “как”. Например:

Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон…”; или: “Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют…”; или: “Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!” и т. п.

Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.

Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах – к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам.

Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 – пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей – 27 стихотворений.

Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.

Поэзия Тютчева выдающееся явление в истории русской литературы XIX века. На новом этапе развития русской общественной жизни Тютчев по-своему продолжал традиции этико-философического романтизма Жуковского. Но Тютчев отказался от наивных, религиозно-мифологических представлений и самостоятельно создал своеобразное идеалистическое миропонимание, “пантеистическое” по своим основам.

Однако тютчевское миропонимание было более пессимистическим по сравнению с миросозерцанием Жуковского и выражало трагические настроения, связанные с деградацией дворянского уклада жизни.

Однако объективное значение поэзии Тютчева выходит далеко за пределы выраженных в ней субъективных представлений поэта и иногда противоречит им. Лирические пейзажи Тютчева, связанные в его сознании с мотивами эфемерности человеческой жизни, выражают романтическое восхищение красотой природы, передают тончайшее восприятие ее очертаний, красок, звуков и этим способствуют развитию эстетического сознания общества. Философские “медитации” поэта, связанные с настроениями трагизма, заключают в себе утонченную эмоциональную рефлексию, погружающую мысль человека в его внутренний мир, и этим способствуют нравственному развитию общества – углублению и облагораживанию человеческих переживаний.

Поэзия Тютчева стала значительным вкладом в национальную духовную культуру и до сих пор сохраняет свое значение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата :

Предмет : Литературное чтение

1.Обучающие : Р а сширить знания и представления учащихся о творчестве великих русских поэтов Ф.И.Тютчева,А.А.Ахматовой, С.А.Есенина ; выявить основные характерные черты поэтического стиля каждого поэта, найти общее и различное, выделить особенности;

совершенствовать умение анализировать лирическое произведение .

2. Развивающие : Развивать познавательные способности детей: образное мышление, воображение, память, внимание .

3. Воспитывающие: В о спитывать любовь к поэзии, к родной природе средствами литературы и живописи.

Тип урока: изучение нового материала .

Форма проведения: урок – практику м.

Методы: частично- поисковый, объяснительно - иллюстративный

Оборудование: иллюстрации , слайды, портреты Есенина, Тютчева,Ахматовой.

Ход занятия.

І . Организационный момент.

Создание психологического и эмоционального настроя.

II . Проверка домашнего задания .

III . Объяснение новой темы

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности : метафорами ( льётся чистая и теплая лазурь ), сравнениями ( весь день стоит как бы хрустальный ), олицетворениями ( паутины тонкий волос ), антитезой ( серп гулял – пусто все ). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха : серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос . Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворёнными образами воплощение гармонии мира.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

1 . Проверка первичного восприятия

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень?

-Почему вы так решили?

-Какую пору поэт называет “дивной”? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой? Как в народе называют эту пору?

-Короткая осенняя пора. Бабье лето.

тусклых осенних дней. И печально, что среди людской суеты многие порой не замечают этой красоты. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое дает человеку природа, оставляют в душе неизгладимое впечатление, какой-то след, какие-то ассоциации. Именно на это и хотел обратить наше внимание замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

2. Этапы перечитывания и анализа художественного произведения

- Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы :

- Когда бывает эта “дивная” пора? Как вы понимаете “первоначальной”?

- Каким поэт видит день, прочитайте. Он называет его “хрустальным”. Почему?

- Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”?

-Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы:

-Как поэт пишет о поле? Какое поле? Какие слова подчёркивают пустоту поля?

-С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину?

-А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”?

-Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последние вопросы:

-Как поэт описывает небо?

-Какое чувство пробуждает у вас эта картина?

-Какие слова вам были непонятны? Какие вы сможете объяснить?

размышляет автор в своём стихотворении? Какое настроение оно передаёт? Каким чувством оно пронизано? Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; лёгкости своей дивится тело. Какую роль они играют? Что нового открыли вы для себя на уроке? Какие выводы сделали? Погасим свечу – символ поэзии. Надеюсь огонь, зажжённый в ваших душах Ахматовой будет согревать вас всегда. Вы правы, она научила нас не сдаваться, жить по совести, не терять человеческого ни при каких обстоятельствах и видеть мир во всём его многообразии.

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.

1.Первичное чтение стихотворения учителем

2. Чтение стихотворения учащимися в полголоса

- Вам понравилось это стихотворение?

- А чем понравилось?

- Что в нём особенного?

Работа по содержанию стихотворения

- Подтвердите строчками из текста, что весна ещё не наступила.

- А какие первые робкие признаки весны уже ощущаются?

- А вы с приходом весны ощущаете (ощущали) такую лёгкость свободных движений тела?

- А в чём она проявляется?

- Какие признаки наступления весны героиня чувствует внутри себя? Что изменилось в её восприятии мира?

- То состояние и настроение, которым делится героиня, возможны только перед наступлением весны?

- Дома вы должны будете приготовить выразительное чтение стихотворения.

- Что значит выразительное?

- Что мы передадим голосом?

- В каком темпе будем читать?

- 2-3 ученика читают вслух.

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

1.Подготовка к восприятию.

-Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

2.Чтение и анализ стихотворения.

-Послушайте, как изобразил картину утра С.Есенин.

-Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили?

(Учитель читает стихотворение медленно, затем дети—про себя).

-Красивое стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями.

-Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт?

-Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.

3. Лексическая работа ( работа со словарём)

Затон - вдавшийся в берег речной залив; заводь.

Брезжить - слабо светиться, светать.
Заводь - небольшой залив в реке с замедленным движением

Румянит ь- покрываться розово-красным цветом.
Небосклон - часть неба над горизонтом.
Плетень - изгородь из плетённых прутьев и ветвей

П е рламутр - твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской. По этимологическому словарю перл-(старинное значение) жемчуг.

Изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.

Как написано стихотворение? Красиво, образно !

Как чувствуем красоту? Через слово. Подберите синонимы к словам. Что такое синонимы? ( Слова—близкие по значению, разные по звучанию ).

Затон—з алив, заводь.

Брезжит— рассветает, светится.

5. Разберём второе четверостишие.

Каждая строка - олицетворение и развёрнутая метафора. Метафора—переносное значение слова.

В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется.

6. Третье четверостишие.

Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налётом).

Вроде слова обычные, а в то же время не совсем.

Часто в своих стихах Сергей Есенин описывает очень красивое дерево. Какое? ( Берёзу )

Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками? Вчитаемся и определим цветовую гамму:

Белый цвет— белые берёзки.

Красный, м ал иновый — румянит сетку небосклона .

Жёлтый, золотой— звёзды золотые.

Зелёный— серёжки , крапива.

С е ребряный — росы .

Перламутр— с еребристо-розовой

8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками , а т ак ж е звуками наполнены есенинские стихи ( тишина, шелест, шёпот )

Вот такое замечательное стихотворение мы узнали.

-Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?

VI. Итог урока. Выводы.

Главное в стихотворении – это чувства, настроение, глубина мысли. В нём не всё открывается сразу, в нём есть скрытое описание. Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение.

- Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы. Читали хорошо, без ошибок. Оцените свою работу.


Введение. Пейзажная лирика занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще современники называли его "певцом природы".

Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.

Тютчев называл себя "верным сыном" "матери-Земли" и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. "Мать-Земля" в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев.

Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив вдохновения, только если напомнит родные места.

Весна в лирике Тютчева. Большое количество произведений Тютчев посвятил весне - времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения - "Весенняя гроза" и "Весенние воды". Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.

Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека ("Еще земли печален вид. "); победа нового над старым, жизни над смертью ("Зима недаром злится"). Бессмертным могущественным божеством весна предстает в торжественной оде "Как ни гнетет рука судьбины. ".

Обожествление природы. Природу Тютчев называл "Великой Матерью", по сравнению с которой человек - всего лишь "злак земной", "беспомощное дитя", "греза природы". По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут "златотканный покров" внешнего мира. "Клокочащие страсти" этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека - одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.

Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека ("Фонтан", "Обвеян вещею дремотой. "). Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни ("в ней есть душа, в ней есть свобода").

Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень "лениво дышит", небесная лазурь "смеется", вечер озарен "кроткой улыбкой").

Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: "первый желтый лист" наступающей осени, "медовый запах" августа, "тонкий волос" паутины на сжатой полосе и т. д.

Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева - "Весенний гром". Оно изобилует разнообразными звуками: "грохочет", "птичий гам", "смеясь".

Заключение. Тютчев по праву заслуживает звания "певца природы". Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения "Весенние воды" Некрасов писал: "Читая их, чувствуешь весну. ". Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.

Читайте также: