Эпиграф к сочинение война и мир

Обновлено: 04.07.2024

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Цель:
учить работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать личность, стремящуюся к самопознанию и самосовершенствованию

Оборудование:
портрет Л. Н. Толстого, рабочие материалы к творческим работам, иллюстративный материал, раздаточный материал.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Охарактеризуйте войну и мир как два собирательных художественных образа, отражающих два универсальных состояния человеческого бытия.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений (запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Л. Н. Толстого

Комментарий.
Учитель записывает темы на доске и организует из обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация-объяснение учителя

— Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов:
вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют в композиции сочинения сходную роль.

Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

Распространённые недостатки при написании вступления и заключения

• Изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
• выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
• очень длинное, затянутое вступление.

Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы к нему есть отсылка; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Учитель, читающий сочинение, не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.

3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом (работа в парах)

Ошибки при написании сочинения

Нужно ли составлять план и нужно ли переписывать его в чистовик?
Целесообразно составить для себя рабочий план и написать его в черновике. Если план будет переписан в чистовик, то все ошибки, которые окажутся в плане, будут учтены при выставлении оценки. Наличие плана в чистовике не является обязательным.

Нужен ли эпиграф?
Сам факт наличия эпиграфа не улучшает оценку, так же как факт его отсутствия — не снижает. Всё зависит от того, что представляет собой сочинение в целом. Если эпиграф приводится, то он должен быть оформлен в соответствии с существующими правилами.

Можно ли привести цитату не дословно?
Цитата потому и называется цитатой, что является точным воспроизведением части текста. Если вы не помните цитату точно, то соответствующую часть текста лучше изложить своими словами. Неточно приведённая цитата является фактической ошибкой.

Как расставлять в цитате знаки препинания?
Существуют две возможности. Можно расставить знаки препинания так, как они расставлены у автора. Но можно поступить проще: расставить знаки препинания по современным правилам.

4. Самостоятельное составление планов, написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

В поисках смысла жизни
(Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского)

I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев романа.

II. Духовные искания Андрея Болконского:

1. Поиск истинного, достойного дела:

1) неудовлетворённость светским обществом;
2) разочарованность в семейной жизни;
3) мечта о подвиге, стремление к славе;
4) желание обрести уверенность в себе на военной службе.

2. Участие в войне 1805 г.:

1) чувство воинского долга, воспитанное отцом;
2) неприятие законов света в среде военного офицерства;
3) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;
4) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности);
5) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;
6) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своём кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе);

3. Смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений.

4. Уход в себя, отречение от активной жизни.

5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея.

6. Встреча с Наташей в Отрадном, воплощение мыслей Андрея в образе дуба — символе замирания и возрождения.

7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.

8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком.

9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, сосредоточенность на себе).

10. Участие в войне 1812 г. — решающий этап в жизни Болконского:

1) возвращение в армию, стремление быть полезным отечеству, слияние с судьбой народа;
2) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;
3) нравственный подвиг Андрея на Бородинском поле — подвиг выдержки и силы духа;
4) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необходимость любви к людям;
5) чувство жалости к Курагину;
6) возрождение любви к Наташе;
7) смерть Андрея.

I. Образы Кутузова и Наполеона — психологические и нравственно-философские полюса романа.

II. Кутузов и Наполеон — свет и тень романа.

III. Воплощение в образах Кутузова и Наполеона идей мира и войны.

2. Герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся победить любые античеловеческие проявления.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Не бойтесь жизни. Поверьте, что жизнь достойная того, чтобы его прожить, и даст сия вам по вере вашей. У. Джем Смерть одного человека – это смерть; смерть двух миллионов – только статистика.

Э. М. Ремарк. Война очень серьезная справа, чтобы поручать ее военным. Ш. Талейр.

Войны прокляты матерями. Гораций

Когда наши потомки увидят пустыню, на которую мы превратили Землю, которое

Жизнь длинна, если ей умело пользоваться. Сенека.

Кто не имел сердца, когда был молодым, никогда не будет иметь его. Сердце – не зимний фрукт, оно не созревает в снегу. А. Дюма Не идите войной против закона, примите законы против войны. Еврейская пословица Все больше воспоминаний и меньше ожиданий…

И во главе потерь следы глубокие… Как незаметно ближе грань, Которая ждет за ней заключительный покой. Е. Плужник Жизнь, жизнь!

Ты везде благословена. Г. Рыльский Мне сдалось – я живу всегда. В. Стус Жизнь человеческого пенистый напиток. Г. Рыльский Я хочу,

Овидий Если после моей смерти будет длиться жизнь, то чему же мне удаваться в тугую? Г. Тютюнник Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на поле боя. А. Барбюс Война в равной степени обкладывает данью мужчин и женщин, но с одних стягивает кровь, из других – слезы.

В. Теккерей Война, война! И снова кровавые реки! И гром пушек, и сабли звон. Могилы, сироты, калеки сумм покинутых руин.

Война людей ест, кровью запивает. Пословица

Война приятная только тем, кто не испытал ее. Г. Винграновский. Мир необходимо приобретать.

Кто взял меч, от меча и погибнет. Новый Завет (Мт. 26.52)

Те глупые, что кричат “националист!”, не понимают и никогда не поймут, что я сумел объединить любовь к моему народу с любовью ко всем народам мира! Остап Вишня.

Если можешь, иди впереди столетия, если не можешь, иди со столетием, но никогда не будь позади столетия. В. Брюс.

У каждого столетия есть свое средневековье. С. Е. Леце.

В ранце каждого солдата лежит жезл маршала. Наполеон Бонапарт.

Наибольшая аморальность – это браться к делу, которого не умеешь делать. Наполеон Бонапарт.

Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет современным, тот управляет прошлым. Дж. Оруэлл.

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Дж. Сантаяна Тот, кто живое в стеклянному дома, не должен бы бросать каменья в других. Р. Л. Стивенсон Посейте поступок – соберете привычку, посейте привычку – соберете характер, посейте характер – и вы соберете судьбу.

В. Теккерей Каждый – кузнец своей судьбы. Аппий Если бы не было ночи, то не знали бы, что такое день. Пословица Мы обманываем себя видимостью правильного.

Гор Глубоко ошибается тот, кто считает более крепкой и твердой ту власть, которая опирается на силу, чем ту, которая основана на любви. Терентий Страсти – это ветра, которые надувают паруса корабля; ветер, правда, иногда топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть. Вольтер Никогда нельзя жить счастливо, если все время дрожишь от страха. Гольдбах Осознание права развивает осознание обязанности.

Общий закон – это свобода, которая заканчивается там, где начинается свобода другого. В. Гюго Человек, властвуя над другими, теряет собственную свободу. Ф. Бекон Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Вольтер Потерять свободу может лишь тот, кто не умел ее защищать.

Вольтер Порядочный тот, кто свое право измеряет своей обязанностью. Г. Лакордер Лишь тот жизнь и свободы достойный, кто идет каждый день за них в бой. Й. В. Гете Человек всегда стремится свободы.

Человек культурный – свободы и правая: свободы, которая регулируется правом и правом обеспечивается. О. Керенский Свобода – это право на неровность. Г. Бердяев В Евангелии мы находим всеохватывающую и последовательную декларацию прав человека. Папа Иоанн-Павел II

Оптимизм – это роскошь больших людей. Л. Арагон. Тирания вырастает из демократии. Иначе говоря, из крайней свободы возникает более всего и жесточайшее рабство.

Если дверь к залу открытые, избегайте чернота хода. Г. Ибсен.

Свободный тот, кто может не врать. А. Камю. Штыками можно сделать все, что угодно; только сидеть на них нельзя.

Все… равные, но некоторые… более равные больше чем другие. Дж. Оруэлл.

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. Й. В. Гете

Стыд перед людьми – красивое чувство, но лучше всего стыд перед самым собой. Л. Толстой.

Роман "Война и мир" Л. Н. Толстого - это настоящая энциклопедия мудрости.

Ниже представлены цитаты из романа "Война и мир" Толстого: знаменитые высказывания,а

Цитаты из романа "Война и мир" Толстого (афоризмы, мудрые высказывания)

Том 1 часть 1

". Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин . " (князь Василий Курагин)

". влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. " (автор)


". Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было. " (Андрей Болконский)

". В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали. " (автор)

". Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что-нибудь необыкновенное . " (Марья Львовна Карагина)

". деньги, сколько от них горя на свете. " (графиня Наталья Ростова)

". Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы. " (Анна Михайловна Друбецкая)

". Ах, ежели бы не было у нас утешения религии, жизнь была бы очень печальна. " (Марья Болконская)

". человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга. " (Марья Болконская)

". Все кажется хорошим, что было прежде. " (Андрей Болконский)


". В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. " (автор)

". надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет. " (княжна Марья Болконская)

Том 1 часть 2

". решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем недокланяться. " (автор)

". очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. " (Билибин)

Том 1 часть 3

". Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще. " (Долгоруков)

Том 2 часть 2

". То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым. " (князь Андрей Болконский)

". Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол. " (Андрей Болконский)

". все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее. " (автор)

Том 2 часть 3

". Я сам знаю, как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях. " (Андрей Болконский)

". бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. " (автор)

". я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее. " (Андрей Болконский)

". друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек. " (Марья Болконская)

Том 3 часть 1

". королевское звание имеет свои обязанности. " (автор)

". Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. " (автор)

". в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе). все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. " (автор передает мысли князя Андрея)

". Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо-обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. " (автор

Том 3 часть 2

Это были избранные цитаты из романа "Война и мир" Толстого: интересные высказывания героев и автор, знаменитые афоризмы на самые разные темы.

1. ВОЙНА И МИР

  • совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.
  • отдельная область жизни, явлений, предметов.
  • это сельская община с её членами.
  • согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
  • это спокойствие, тишина.

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитаты для размышления:

  • Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день войны (Ромен Роллан)
  • Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были (Альбер Камю)
  • Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление (Виктор Гюго)
  • Мир имеет свои не менее славные победы, чем война (Джон Мильтон)

2. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ

Роман Л. Н. Толстого представляет собой кладезь размышлений над вечными темами человечества. Поиск смысла жизни — одна из них. Путь к обретению жизненного смысла, жизненных целей и установок особо актуализирован на фоне перепитий, связанных с военным бременем.

Цитаты и афоризмы из произведения:

3. НАРОДНАЯ МЫСЛЬ В РОМАНЕ

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

Литература. 10 класс. Учебник. Базовый уровень

Учебник входит в линию, созданную по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века. Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.

4. ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Для Пьера Безухова война тоже становится испытанием, меняющим его взгляды на жизнь в целом. Война выглядит безжалостным убийством. Но также это зрелище пробуждает в графе патриотизм, сближает его с обычным русским солдатом. Русский солдат, выраженный в образе Платона Каратаева, становится главной участной в сражениях фигурой. Именно простому народу, которому удастся победить самого Наполеона, отведена героическая роль. Только сам народ и не подозревает о своём величии и мощи.

Людей, вступающих на защиту Родины можно разделить на карьеристов, которым являлся какое-то время Болконский, и простых солдат. У каждого из них свои жизненные цели, однако за последними, не ищущими громких восхвалений подвигов, стоит народная духовность, приводящая русский народ, в конце концов, к победе.

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

5. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В МАСШТАБЕ ИСТОРИИ

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитаты для размышления:

5. ЛЮБОВЬ И ВОЙНА

Цитаты и афоризмы из произведения:

Цитата для размышления:

6. МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ

Формулировки многих тем, описанных выше, представляли собой выраженную оппозицию: человек-история, любовь-война, война-мир, власть-народ. Лев Николаевич Толстой на страницах своего романа представил большой набор подобных антитез. Так, сопоставление Москвы и Петербурга составляет одну из них.

Москвичи исполнены живостью духа, патриотизмом. Они оставляют Москву только в огне. Отсюда и стремление Наполеона захватить Москву, потому что именно она была символом России.

Читайте также: