Егэ по литературе сочинение по жуковскому

Обновлено: 05.07.2024

Для своих современников Жуковский был не просто одним из талантливейших поэтов, но и живым олицетворением поэтической души - благородной, бескорыстной, светлой.

Василий Андреевич Жуковский родился 29.01 (9.02) 1783 года в селе Мишенском Тульской Губернии внебрачным сыном русского дворянина Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки, красавицы Сальхи. От матери мальчик унаследовал красоту, чувствительною натуру и доброту. Крестный отец, обедневший помещик Андрей Григорьевич Жуковский, дал ему свою фамилию. Воспитывался будущий поэт в семье Буниных, окружившей его самой нежной любовью.

Еще в детские годы Василий проявил склонности к музыке, литературе, иностранным языкам и рисованию. Эти способности получили дальнейшее развитие во время его учебы в Благородном пансионе при Московском университете. Именно там Жуковский осознал свое литературное призвание. И именно там он разработал для себя программу нравственного самосовершенствования, включавшую следующие пункты:

  1. Побороть лень, которая есть паралич души.
  2. Избавиться от прирожденной медлительности.
  3. Научиться обращать зависть в соревнование или искренние и приятное удивление.
  4. Каждый день - доброму делу, мысли или чувству.

По завершении обучения В. А. Жуковский решил посвятить себя литературе. Однако идея служения искусству в его сознании была неотделима от идеи служения родине. Поэтому, когда в Россию вступили наполеоновские войска, он без колебаний записался в ополчение. Впрочем, став воином, Жуковский не перестал быть поэтом: опыт сражений (в том числе - и Бородинского) вдохновило его на новые стихи, имевшие большой успех у читателей.

Будучи уже известным поэтом, Жуковский сочетал литературное творчество с педагогической деятельностью. Сначала он давал уроки детям своей сводной сестры, а спустя некоторое время принял предложение стать наставником наследника русского престола.

Жизнь в Царском дворце ему, поэту, нуждавшемуся в уединении, доставляла мало удовольствия. И всё же Жуковский продолжал нести свою службу; добросовестно заботясь об образовании юного цесаревича. Он надеялся, что сможет содействовать воспитанию идеального правителя - широко мыслящего прогрессивного, человечного, преданного отчизне и народу. Было, впрочем, и другое немаловажное оправдание пребывания поэта при дворе: используя свою приближенность к царской семье, он мог заступаться за тех, кто попадал в немилость к властям. И, надо сказать, его заступничество, обычно вызывавшее раздражение царя, нередко смягчало участь этих людей.

Особое внимание В. А. Жуковский уделял молодым талантам. Он считал своим долгом всячески помогать им. Среди тех, кто пользовался многолетней поддержкой поэта, были А.С. Пушкин и Н. В. Гоголь. Не последнюю роль сыграл В. А. Жуковский и в освобождении из крепостных Т. Г. Шевченко. Узнав о бедственном положении одаренного украинца он, предварительно сторговавшись с хозяином-крепостником, помог собрать нужную для выкупа сумму.

Велик был вклад В. А. Жуковского в развитие русской литературы. Он определялся не только его поэтическим творчеством, но и переводческой работой. Эти стороны деятельности удачно заполняли друг друга. В качестве переводчика Жуковский переносил на русскую почву величайшие достижения мировой литературы, а в качестве поэта находил оригинальные национальные формы для популярных за границей литературных веяний. Оба направления литературной деятельности принесли богатые плоды при работе поэта с балладами: опыт переводов лучших баллад зарубежных авторов служил ему опорой при создании собственных стихотворений этого жанра.

Последние дни своей жизни писатель провел в Германии в окружении новых людей. Василий Андреевич Жуковский умер в городе Баден-Бадене 12 (24) апреля 1852 года. Но тело автора было перевезено и погребено на русской земле в городе Петербурге в Александро-Невской лавре, некрополе мастеров искусств.

Баллада — излюбленный жанр В. А. Жуковского. Именно ему принадлежит заслуга знакомства россий­ского читателя с европейской балладой. Жуковский настолько виртуозно переводил баллады Гете и Шил­лера, что его произведения по праву могли соперни­чать со знаменитыми оригиналами.

Романтизм, сменив сентиментализм и пред роман­тизм, отразил настроения неверия, безнадежности, которые проявились в европейском самосознании на рубеже XVIII-XIX веков.

Тематика баллад В. А. Жуковского разнообразна: темы доба и зла, преступления и наказания, смысла жизни, нравственного долга, совести. Тема баллады "Кубок" - тема судьбы.

Екатерина Рожкова

Анастасия Донцова

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

Мария Малышева

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Дарья Иванова

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.



И знакомство с данным автором, родоначальником русского романтизма, мы начнем с лирических произведений.

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе.

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Дата создания: 1822 (зрелый период творчества поэта)

Жанр: элегия (излюбленный жанр Жуковского, передает глубоко личные настроения поэта)

Море в стихотворении одухотворено: у него есть чувства, есть душа. Ее проявления можно сравнить с человеческой душой, где так же, как и у моря, соединяются то мрак и свет, то горе и радость.

Душа моря, как и душа человека, не может достичь абсолютной гармонии, а потому оно бунтует:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Невыразимое

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью.

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья,

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, —

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою —

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие создателя в созданье —

Какой для них язык. Горе́ душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

Дата создания: 1819 (зрелый период творчества поэта)

Жанр: отрывок (указывает на неразрешенность вечных вопросов, отраженных в произведении)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Из литературы первой половины XIX в.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ:

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

В. А. ЖУКОВСКИЙ. СТИХОТВОРЕНИЯ. БАЛЛАДЫ

Благодаря повторению шипящих звуков создается полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.

Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Жуковский вошел в историю русской поэзии не только как поэт, но и как балладник. Жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он сделал его популярным, создав русскую романтическую балладу.

История создания

Жуковский был гениальным переводчиком, и главный его переводной жанр — баллада. Он создал 39 баллад, большинство из которых переводные. Жанр баллады пришел из европейских литератур и был связан с историческим преданием, фольклором, народной песней, устной поэтической традицией. Содержанием баллад стали фантастические, исторические или героические предания и мифы.

Следует сказать, что баллады Жуковского — скорее не переводы, а новые литературные произведения. В его переводе меняются сами образы, темы, проблемы, сюжетные ходы, авторские оценки и т. д.

Жанр и сюжет

Раз в крещенский вечерок |

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Таким образом, Жуковский оставляет своим героям право выбора, они вольны сами творить свою судьбу; борьба добра и зла всегда происходит лишь в их душе. Получается, что Бог не наказывает их, а, наоборот, исполняет их волю. Не Бог, а сами герои становятся вершителями своих судеб.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-5 .

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь;

смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя

напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.

2. Какой стихотворный размер, кроме белого стиха, автор использует в произведении?

_______________________________________________________________________________________

3. Сколько состояний морской стихии изображено автором в стихотворении?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 6-10.

. Где ж. У зеркала, одна
Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;

Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;

Все блестит. Светланин дух
Смутен сновиденьем.

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он —

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ 10. Какие два цвета преобладают в балладе?

_______________________________________________________________________________________

Конфликт. Композиция. Проблематика

Героев комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические персонажи. К главным героям пьесы следует отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы. Второстепенные герои — Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие — тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Чацкий. Центральный герой комедии и единственный положительный персонаж — Чацкий. Он защищает идеалы просвещения и свободу мнений, пропагандирует национальную самобытность. Его представления о человеческом уме совсем иные, чем у окружающих. Если Фамусовым и Молчалиным ум понимается как умение приспособиться, угодить власть имущим во имя личного преуспевания, то для Чацкого он связан с духовной независимостью, свободой, с идеей гражданского служения.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 11-14.

Что это? слышал ли моими я ушами!
Не смех, а явно злость.

Какими чудесами?
Через какое колдовство
Нелепость обо мне все
в голос повторяют!

И для иных как словно торжество,
Другие будто сострадают.

О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?

Чье это сочиненье!

11. Как называется форма высказывания персонажа, к которой автор прибегает в приведенном фрагменте? ____________________________________________________________________________________

14. Установите соответствие между персонажами пьесы и их высказываниями.

B) София
Высказывания

1) «Чины людьми даются,

3) «А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

4) «Ведь надобно ж зависеть от других.

_______________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

♦ Заполни таблицы.

Герои пьесы

Чацкий; Фамусов; Молчалин; Софья

Лиза; Скалозуб; Хлестова; Горичи; Репетилов; Загорецкий; Господа N . и D .; Тугоуховские

Фамусовское общество (княгиня Марья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Фома Фомич).

Кружок Репетилова (князь Григорий, Воркулов Евдоким, Удушьев Ипполит, Левон и Боринька).

Единомышленники Чацкого (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской)

Два лагеря в пьесе

Ответы на тестовые задания (неделя 5)

Читайте также: