Егэ литература державин сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Нарушен ряд однородных членов - хлеб (еда), лошади, коровы (животные). См 30 предложение - ''покупал лошадей, коров, ДАВАЛ хлеба''.

Во время эвакуации из Москвы перед нашествием Наполеона на город Ростовым для спасения их имущества из крепостных деревень были присланы подводы. Наташа настояла, чтобы все это снаряжение было передано для перевозки раненых солдат.

Неверное употребление слова - анахронизм - в ту пору не употребляли слово ''группа'' по отношению к солдатам

Логика - кто кому желает помочь, чьё деятельное участие? Неправильно построили предложение - ничего не ясно.

(1)До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то, что она была красивее и богаче его собственных деревень; за то, что она лежала всего в ста семидесяти верстах от Петербурга, у большой московской дороги: было легко, нехлопотно убегать сюда из столицы. (2)Но после отставки она стала ему дорога в особенности: вынужденное бездействие само собой превращалось здесь в добровольное, отставка - в отдых. (З)Душевная боль от этого утихала.

(4)Хозяйство на Званке было обширное. (З)Первоначально имение было не велико, но за десять лет хозяйничанья Дарья Алексеевна исподволь скупила прилегающие земли, так что её владения протянулись по Волхову на девять вёрст и даже перешагнули на другой берег. (6)На Званке возделывались поля, растились леса. (7)Помимо водяной лесопилки, имелась диковина - паровая мельница.

(8)Вместе с разными огородами, пчельниками, скотнями, птичниками всё это требовало забот и трудов. (9)Но Званка принадлежала Дарье Алексеевне. (Ю)Когда по утрам, после чаепития, в сопровождении старосты, являлся к ней толстый управляющий, Державин присутствовал в сих совещаниях лишь для виду. (11)Он почти ни во что не вмешивался и, радуясь, что находится здесь не у дел хозяйственных, легче сносил пребывание не у дел государственных. (12)Живя почти гостем на Званке, он привыкал к положению частного человека и как бы гостя в самой России.

(11) Он звал себя отставным служивым — яд обиды старался растворить в шутке.

(16) Эти слова ему полюбились - втайне он применял их к себе, разумея под неблагодарными прежде всего трёх царей, которым служил на своём веку.

(17) Быть может, он кое в чём упрекал и само отечество.

(20) Другое дело — люди обыкновенные, маленькие. (23)Средней руки помещик, купец, мелкий чиновник, солдат, крестьянин - равно представлялись Державину жертвами исторических великанов, пушечным мясом истории. (24) Для этих людей всё более обретал он в себе участия, снисхождения, благости. (25)Ворча на сильных, всё более любил слабых. (26)Благотворил без улыбки, пожалуй - без ласки, даже без добрых (и лишних) слов — зато деятельно.

(27)Дарья Алексеевна почла за благо все деньги прибрать к рукам, а Державину лишь выдавать на карманные расходы, ибо он всё щедрее одарял нищих, дворовых, слуг, всё легче давал взаймы - без отдачи. (28)Она же стала управлять и личными его землями, потому что он утешал оплошных приказчиков, когда полагалось с них взыскивать. (29)Он завёл на Званке больницу для крестьян, и врач каждодневно являлся к нему с отчётом. (30)Бедным мужикам покупал он коров, лошадей, давал хлеба, ставил новые избы.

(По В.Ф. Ходасевичу)

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 1 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 0 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 17 из 24

Оль­га, учи­тесь из­бе­гать по­вто­ров в ре­чи, бо­лее вни­ма­тель­но от­но­си­тесь к вы­бо­ру слов, ис­поль­зуй­те их в со­от­вет­ствии с тем зна­че­ни­ем, ко­то­рое они име­ют в рус­ском язы­ке, сле­ди­те за сти­ли­сти­че­ской при­над­леж­но­стью лек­си­ки. Сле­дуй­те так­же на­шим со­ве­там, при­ве­дён­ным вы­ше.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.

История создания – Стих написан в 1795 году.

Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.

Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

История написания

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Вариант 1

Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.

В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.

В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.

Вариант 2

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи “высоким штилем”, но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду “Фелица” , однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение “Памятник”, которое первоначально назвал “К музе”. Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим

и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который “металлов тверже” и “выше пирамиды”. При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось “очеловечить” поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.

И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. “Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить”, – отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить “в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить”.

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано “зарей бессмертия”, Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого “в гроб сходя, благословил”.

Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, которое перекликается с “Памятником” Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.

В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.

Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Средства выразительности

Методы обучения: проверка домашнего задания, иллюстрация, исследовательский, индуктивный, иллюстрация, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Оборудование урока: — тексты стихотворений-памятников Горация, Овидия, В. В. Капниста, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина; — изображение скульптуры Мельпомены.

Ход урока 1 этап урока: Организационный момент. Учитель сообщает тему урока и основные цели занятия, план работы.

этап урока: Изучение нового учебного материала.

Учитель: проводит беседу-рассуждение о появлении жанра литературного памятника по следующим вопросам:

  1. Кто такая Мельпомена? ( Иллюстрация).
  2. Что объединяет эту оду с рассмотренными нами произведениями других греческих поэтов, что принципиально ново?
  3. Что называет Гораций своей главной заслугой?
  4. С чем сравнивается памятник?
  5. Какова функция приёма градации при размышлении о силе и крепости памятника?
  6. Что закрепилось традицией в жанровой форме памятника? (перечисление заслуг перед будущими потомками).

Автор

3 этап урока: Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали о переводах? Учащиеся:

(Выводы записываются в тетрадь).

Список использованных источников:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лирика ЕГЭ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лирика ЕГЭ

Литература ЕГЭТеория (1-7, 10-14) 4 мини-сочинения Сочинение (17.1-17.4)Эп.

Литература ЕГЭ
Теория (1-7, 10-14)
4 мини-сочинения

Сочинение
(17.1-17.4)
Эпос (8, 9 задание)
Лирика (15, 16 задание)

Задание 151. Соответствие ответа заданию – 2б 2. Привлечение текста произведе.

Задание 161. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным тес.

Задание 16
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным тестом – 2б
2.Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом -2б
3. Привлечение текста произведения для аргументации – 4б
4. Логичность и соблюдение речевых норм -2б
=10б (22б)
Важно!
Убедительно сопоставить (общее и различия)
Приводить примеры из текста (необязательно цитаты)
Не допускать фактических ошибок (не помнишь – не пиши!)

Задание 16. План2 вариантаЭта тема встречается у Автор, Произв.(1) + Автор, П.

Задание 16. План
2 варианта
Эта тема встречается у Автор, Произв.(1) + Автор, Произв. (2)
Произв.(1) – Общее + Различия
Произв.(2) – Общее + Различия
Эта тема встречается у Автор, Произв.(1) + Автор, Произв.(2)
Произв.(1) – Общее
Произв.(2) - Общее
Произв.(1) + Произв. (2) - Различия

Лирика Г. Р. ДержавинаГоды жизни: 1743 – 1816 Век? Направление? Особенност.

Лирика Г. Р. Державина
Годы жизни: 1743 – 1816

Особенности лирики Г. Р. ДержавинаДержавин развивает традиции русского класси.

Вопросы (15) по стихотворениюВ чем видел Г. Р. Державин свои заслуги перед ру.

16 задание. Для каких тем подойдет?Тема поэта и поэзии Тема истинной поэзии Т.

16 задание. Для каких тем подойдет?
Тема поэта и поэзии
Тема истинной поэзии
Тема предназначения поэта
Тема служения Отечеству
Тема бессмертия
Взаимоотношения поэта и власти
Обращение к Музе
Образ памятника

Примеры 16 заданияВ каких произведениях русской литературы осмысляется тема н.

Примеры 16 задания
В каких произведениях русской литературы осмысляется тема назначения поэта и поэзии, и в чём их сходство и различие со стихотворением Г.Р. Державина?
Как развивался и изменялся образ памятника в последующей русской литературе?

Лирика В. А. ЖуковскогоГоды жизни:1783 – 1852 Век? Направление? Особенност.

Лирика В. А. Жуковского
Годы жизни:1783 – 1852

Стихи Жуковского всегда окрашены его личным переживанием.

В картинах природы, которые создавал Жуковский, всегда присутствует воспринимающий её человек. Более того – человек и природа у Жуковского даны в единстве.

Он не изображает нам видимые явления, а показывает динамику чувств.

Вопросы (15) ЕГЭ по стихотворениюЧто даёт основание отнести стихотворение В.

16 задание. Для каких тем подойдет?Образ моря Взаимосвязь человека и природы.

16 задание. Для каких тем подойдет?
Образ моря
Взаимосвязь человека и природы
Мотив борьбы природных сил
Тема одиночества

Примеры 16 заданияКто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их пр.

Екатерина Рожкова

Анастасия Донцова

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

Мария Малышева

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Дарья Иванова

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Читайте также: