Егэ анализ текста сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

1. Алгоритм написания сочинения

2. План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  5. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  6. Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  7. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  8. Заключение.

Вступление

Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

Комментарий к проблеме

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура комментария:

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Требования к комментариям:

  1. Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно. Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  2. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
  4. Соответствие заявленной проблеме.
  5. 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан.
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

Как писать комментарий?

Клише для комментария:

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Тип материала: Конспект урока русского языка для 11 класса

Автор материала: Трофимова Светлана Михайловна, учитель МБОУ СОШ №1 Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс

Тип урока - урок формирования умений и навыков учащихся.

Цели: образовательные аспекты:

  • учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
  • закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации
  • развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; стимулировать мыслительную
  • деятельности, творческие способности учащихся;
  • воспитательный аспект: формирование гражданской позиции; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.

Задачи: Повторить такие разделы науки о языке, как:

  1. стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
  2. лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
  3. орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных, слитное и раздельное написание не с причастиями;
  4. синтаксис - синтаксический разбор предложений, обособленные обстоятельства и определения;
  5. пунктуация – знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчинённом и бессоюзном сложном предложениях.

Оборудование: выставка книг, таблицы, раздаточный материал, текст, диск с записью звуков моря, презентация урока, запись текста для прослушивания.

Ход урока:

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса

Итак, работа на уроке – это подготовка к ЕГЭ по русскому языку, к сочинению-рассуждению

А ещё это подготовка к домашней работе.

Запишите домашнее задание. Сборник изложений. Текст № 1:

  1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
  2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
  3. Сформулируйте позицию автора
  4. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, привести аргументы, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Ч А Й К И

(1) Они появились неожиданно, эти большие серые птицы. (2) Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством.

(3) Это были морские чайки, (не) похожие на наших, речных. (4) Тела их, серовато-белые, точеные, переливались в ярких лучах дневного солнца. (5) Где-то на середине широких крыльев белый цвет переходил в серый, густой, мягкий, бархатистый.

(6) Они были очень красивы, эти чайки над Енисеем!

(7) Первыми заметили чаек дети. (8) Маленький мальчик, белоголо¬вый, в матроске, крикнул:

(9) И застыл, завороженный, у борта. (10) Скоро вся палуба была полна людьми .

(11) Чайки, плавно проносясь, на секунду застывали на гребне и тут же взмывали, зажимая в клювах добычу . (12) Чаек становилось все больше. (13) Они чертили воздух, взлетали, садились и что-то гортанно, с клекотом кричали.

(14) Люди на палубе кричали, как дети, в ответ, махали руками.

(15) Я смотрел на своих знакомых и не узнавал их. (16) Куда девалась их солидность.

(17) И вдруг появился этот человек, в надвинутой на брови кеп¬ке, в темном пиджаке, с руками, покрытыми густой паутиной нако¬лки. (18) Он подошел к мальчику в матроске, положил тяжёлую руку ему на голову и спросил:

(20) Человек засмеялся:

(21) Он вынул из кармана моток суровых ниток, поискал и вытянул большой четырехзубый крючок, похожий на жало.

(22) - Сейчас мы его,- повторил человек и повернулся к мальчи¬ку: - Дай-ка хлеба.

(23) Мальчик принес хлеба. (24) Человек утопил жало в мякоти, зале¬пил его со всех сторон на широкой темной ладони. (25) Он работал аккуратно, (не) торопясь, со знанием дела. (26) Все см..трели и молчали.

(27) Человек подергал нитку повыше крючка и бросил его за борт. (28) На палубе стало тихо. (29) Молчали взрослые, молчали ребята .

(30) Кусок хлеба за кормой то возникал, покачиваясь на гребне, то исчезал в провалах между волнами. (31) Моток в руках человека разматывался и таял. (32) Человек пускал дым сквозь едва разжимавшиеся губы и цедил:

(33) Чайки проносились над предательским куском, почти касаясь его крыльями, пикировали, но почему-то все время промахивались.

(34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями, и мы поняли: она будет пикировать.4 (35) Это была очень красивая чайка, с почти перла¬мутровым телом. (36) Она камнем упала на гребень и взмыла, вскинув красивую голову.

(37) В клюве белел размокший кусок хлеба.

(38) Мы все, кто стоял на палубе, радостно, ликующе, торжествующе закричали, восторженно замахали руками.4

(39) Человек с тёмными наколотыми руками торопливо смотал бечёвку, подхватил пустой четырёхзубый крючок и спросил:

- У кого есть хлеб?

(40) Никто ему (не) ответил. (326 слов.)

(По Ю. Графскому)

2. Знакомство с текстом (презентация)

  • Можем ли мы сказать, что перед нами текст? (Да. Ответы)

Текст – целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец, как завершение.

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте расположены строго в определённой последовательности.

  • Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.)

Таблица: основные правила построения текста

  • Заглавие
  • Начало, основная мысль, заключение
  • Абзацное членение
  • Композиционная завершённость
  • Предложения следуют в строго определённом порядке и связаны по смыслу и грамматически
  • Между собой предложения связаны при помощи цепной и параллельной связи (пояснение).
  • Вид текста (стиль речи).
  • Тип речи.
  • Средства художественной выразительности.

К какому стилю речи можно отнести этот текст? ( Ответы)

К какому типу речи можно отнести этот текст?(Ответы)

*** Это повествование, т.к. в основе текста лежит случай. Можно задать вопрос – что произошло? И в то же время здесь есть элементы описания чайки и человека с густой паутиной наколок.

Приведите доказательства. Выступление ученика.

Это повествование, т.к. автор не только передаёт в определённой последовательности все тесно связанные между собой события, но и подробно называет их. Мы словно видим всё происходящее. Это достигается за счёт сменяющих друг лруга и называющих действия глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, а так же деепричастных оборотов.

Ярко выделяется начало повествования:

место - море, теплоход, Енисей;
время – в один из солнечных дней;
действующее лицо – Юрий Графский.

Середина повествования – рассказывается о красоте морских чаек, бездушии человека, решившего поймать чайку на крючок, о торжестве справедливости и молчаливом осуждении жестокого поступка.

Конец повествования – развязка истории. Это чувство радости за чайку, сумевшую обмануть человека в тёмном пиджаке.

Можно даже сказать, что это рассказ, т.к. перед нами небольшое произведение повествовательного типа, в котором речь идёт о случае, произошедшем с автором.

  • Действительно, если мы рассмотрим таблицу, то увидим… (таблица спроектирована через мультимедийный диапроектор).
  • О чём же этот рассказ? ( Ответы)

*** Рассказ Юрия Графского о красоте морских чаек, о радости общения с удивительными птицами, о человеческом бездушии, душевном убожестве, молчаливом презрении и осуждении жестокого поступка

Терминологический диктант

*Сочетание противоположных по значению слов (оксюморон)

*изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение)

*чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (гипербола)

*образное определение (эпитет)

*перенесение значения по сходству (метафора)

*расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (градация)

*одинаковое начало нескольких предложений (анафора)

*одинаковая концовка (эпифора)

*членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной на письме точкой, многоточием или тире (парцелляция)

*расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (инверсия)

(Оксюморон, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, градация, анафора, эпифора, парцелляция, инверсия.)

На экране проецируется правильный ответ.

А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (работаем с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)

Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр на бланке.

Умолчание в конце одного из предложений передаёт переживания взрослых и детей за жизнь чайки.

Список терминов:

  1. сравнение;
  2. парцелляция;
  3. метафора;
  4. ряды однородных членов;
  5. инверсия;
  6. лексический повтор слов;
  7. гипербола;
  8. обособленные обстоятельства;
  9. олицетворение;
  10. анафора;
  11. эпифора;
  12. эпитеты;
  13. градация.

Слайд №11 (проверка)

(Листочки с ответами рецензии собираю. На экране проецируется правильный ответ.)

  • Все средства названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю. (Парцелляция, инверсия.)
  • Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте? (Ответы. Предложения с обособленными членами).
  • А какие члены предложения называются обособленными?(Ответы)

Найдите предложение, в котором присутствуют обособленные определения и обстоятельства?

Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством.

А на какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении?(Ответы)

У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила

  1. безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
  2. О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
  3. Н,НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.

Когда в прилагательных мы будем писать Н, НН? (ответ)

Буквенный диктант

  1. раненный в бою
  2. крашеная рама
  3. званый ужин
  4. вещь спрятана
  5. девочка взволнованна
  6. ветреный день
  7. старинная вещь
  8. серебряная монета
  9. нерешённая задача
  10. заворожённый взгляд

Красивая чайка (согласование)
гортанно кричали (примыкание)
перламутровым телом (согласование)
переливались в лучах (управление)

Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?

(предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, с однородными члены предложения, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения).

Произведите синтаксический разбор предложения. (Только грамматические основы!) Объясните постановку знаков препинания.

(34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.

(38) Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторже(н,нн)о зам..хали руками.

  • Но в этом тексе есть и ошибки! Найдите среди предложений 10-16 предложения с грамматической ошибкой.

  • Итак, какова же главная мысль данного текста?
  • Какую проблему поднимает автор текста? (отношение человека к окружающей среде, к братьям нашим меньшим; безразличие и бездушие окружающих, безмолвное осуждение)
  • Какова позиция автора? (автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:

В тёмном пиджаке
Руками, покрытыми густой паутиной наколок
Тяжёлая рука
Широкая тёмная ладонь
Едва разжимавшиеся губы
С тёмными наколотыми руками

Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе. Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2021

Мастер – класс подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 10

Арсентьева Ирина Ивановна

Цель : организовать деятельность участников мастер-класса в умении выявлять проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.

Оборудование:

-компьютер с программой Power Point;

-текст произведения для анализа.

(Слайд№2) Важная задача учителя - увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

(3) Требования к написанию сочинения на основе предложенного текста в 2020 -2021 г. претерпели некоторые изменения. Критерии оценивания в 2021 стали более подробными и точными, что позволит четче понять, что требуется от выпускника при написании сочинения.

Сравним формулировки задания 27.

(ВЫДЕЛЕНЫ отличия).

27.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

27.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру -иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Изменения, в первую очередь, породили вопросы у учителей.

1. Как помочь ребятам, сориентировать на новые критерии оценки сочинения, являющегося заданием повышенного уровня сложности?

2. С помощью каких методов и приемов сформировать правильное понимание структуры сочинения?

3. Как выработать устойчивый навык лингвистического анализа текста?

ü изучить множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ Цыбулько И.П., Н.А.Сениной, методические наработки учителя Суязовой И.А;

ü прослушать вебинары:

И тем, что взяла для своей работы из различных источников по подготовке к написанию сочинения, хочу сегодня поделиться, особо остановившись на комментарии авторского текста.

(4) Жанр сочинения, которое учащимся предстоит создать на ЕГЭ по русскому языку, можно было бы обозначить как рассуждение по поводу чужого текста. Проверяется сочинение по 12-ти критериям:

ИЗМЕНЕНИЯ коснулись критерия 2.

Если в 2020 году за аргументы ученик мог получить высший балл- 5, то в 2021 высший балл по К 2 – 6!

В итоге увеличилось и общее количество первичных баллов с 58 до 59.

На что нужно обратить внимание при написании сочинения, чтобы за аргументы получить 6 баллов?

  • Примеров-аргументов из текста должно быть по-прежнему
  • Необходимо пояснить каждый аргумент.
  • ВНИМАНИЕ! Если в 2020 году нужно было лишь указать на смысловую связь аргументов, то в 2021 необходимо эту связь ещё и проанализировать, иначе можно потерять 1 балл.
  • Не должно быть фактических ошибок в понимании текста и в комментариях.

За что в сочинении можно потерять баллы по К-2 (то есть в аргументах из текста?)

  • если не приведены примеры- иллюстрации из текста;
  • если пояснение дано только к одному аргументу (или вообще нет пояснений);
  • если проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между аргументами;
  • если указана, но не проанализирована смысловая связь между аргументами;
  • если есть фактические ошибки в понимании текста;
  • если позиция автора исходного текста сформулирована неверно;
  • если отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме.
  • если допущены ошибки в речевом оформлении;
  • если допущены орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • если не соблюдены этические нормы

Итого, максимально за сочинение можно получить 25 первичных балла (из 59-и возможных за весь тест). Это много, поэтому стоит отнестись к работе над ним серьезно!

Объем сочинения невелик: нижняя граница, обозначенная в инструкции, - не менее 150 слов (оговорюсь, что те, кто претендует на высокие баллы, не должны ориентироваться на этот объем), верхнюю границу подсказывает здравый смысл - 250 - 300 слов, иначе есть риск не уложиться в отведенное время, не успеть как следует проверить, отредактировать и переписать в чистовик свою работу.


(6) Обучающиеся должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале необходимо повторить план написания сочинения.

(7 )

ПОЭТОМУ! Если ребята все же решаются нарушить эту последовательность, то рискуют потерять баллы по критерию №5 .

(8) Итак, с чего начинать работу с текстом? Напоминаю алгоритм работы по выявлению проблемы.

1. Перед прочтением текста ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок.

2. Внимательно прочитайте текст, выделите в нем ключевые слова: потренируйте способность медленно, вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки.

3. Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…).

4. Запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … к людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой ).

5. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который пережил потерю близких?).

6. Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.

! Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.

(9) Ребята читают текст про себя, обдумывают его, формулируют и записывают получившееся предложение-утверждение, затем на его основе формулируют проблемный вопрос и записывают его на листочках. (3-5 мин.)

Давайте и мы прочитаем текст Львова Сергея Львовича (5 мин.)

(1) Сострадание – активный помощник. (2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. 8 (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. (14) Равнодушным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется! (18)

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Л.Львов*)

*Львов Сергей Львович (1922-1981) - прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

(11) Давайте и мы оценим формулировку проблем по тексту Львова

Провальное сочинение (по тексту Е. Кореневской)
В работе сформулирована проблема, выражено отношение к ней автора и собственное мнение. Всё это потянуло только на 5 исходных баллов из 23 возможных.

Хорошее сочинение (по тексту С. Соловейчика)
Полшага до отличного сочинения. 22 балла из 23 возможных.

Ещё одно неплохое сочинение по тексту С. Соловейчика
Работа набрала 18 баллов. Автор проигнорировал требование К2 и недотянул с первым аргументом. Кроме того, в работе есть ошибки.

Типичное сочинение (по тексту С. Довлатова)
Работа набрала 18 баллов только благодаря грамотности её автора. Содержание оказалось далеким от идеального. Автор даже не пытался следовать "Критериям оценивания": К1, К2, К3 и частично К4 смешаны. Отсутствие абзацного членения в первой части работы закономерно: скудного содержания не хватило бы на несколько абзацев.

Неграмотное сочинение (по тексту Н. Коршуновой)
8 из 23 возможных баллов автор потерял из-за недостаточной грамотности.

Сочинение с большим количеством лексических ошибок (по тексту Д. Лихачёва)
Лексические ошибки особенно досадны. Совет: точнее подбирайте слова при формулировании своих мыслей. И не используйте слов, значений которых вы не знаете. 17 баллов из 23 возможных.

Сочинение из стобалльной работы 2012 г. (по тексту Ю. Нагибина)
Для многих отрывки из художественных произведений — самые сложные исходные тексты. По такому непростому тексту и была написана данная работа. Вполне удачное сочинение, стройное, логичное и грамотное. Оценка: 23 балла.

Сочинение с 55 орфографическими ошибками (по тексту Д.Н. Медведева)
В сочинении допущено 55 орфографических ошибок. При этом "Критерии оценивания" позволяют выставить за него 19 баллов. Из 23 возможных баллов 3 балла "сняты" за орфографию и 1 балл — за пунктуацию.

Слишком короткое сочинение (по тексту академика А. Мигдала)
Исходный текст вовсе не прост, но автор сочинения с ним справился. Работа грамотная и вполне внятная. 0 баллов из возможных 23 автор получил за излишнюю лаконичность. Работы, объёмом менее 70 слов, получают 0 баллов.

Слишком длинное сочинение (по тексту В. Солоухина)
Эта работа в два - два с половиной раза больше того объёма, который требуется. Хорошо ли это? Было бы лучше, если бы автор сформулировал мысли более внятно и чётко и избежал множества ошибок, снижающих впечатление от данного сочинения. Работа от этого только выиграла бы.

Сочинение без плана (по тексту Р. Рождественского)
Сочинение без плана, соответствующего требованиям К1, К2, К3 и К4, не может получить 23 исходных балла.

Сочинение с нарушениями логики (по тексту И. Ильина)
Очень поверхностная работа. Много нарушений логики. Нет связи с исходным текстом. Автор решил: " А-а-а, текст про дружбу! Сейчас я напишу про дружбу". Но для С1 этого оказалось мало. 8 баллов из 23 возможных.

Сочинение по неверно понятому тексту Ф. Кривина
Исходный текст понят и интерпретирован ошибочно. За работу можно поставить 8 баллов. Это максимум при самом лояльном отношении к её автору. При более жестких личностных установках балл будет еще ниже.

Сочинение без абзацного членения (по тексту И. Серкова)
Сочинение, которое могло бы быть лучше. Запомните: абзацное членение – обязательное требование К5. Думайте о проверяющих, помогите им понять вашу работу. И не соглашайтесь с авторами исходных текстов бездумно: это чревато осложнениями.

Содержательное сочинение (по тексту Ю.Бондарева)
Пример хорошей, содержательной работы, но автора подвела грамотность. 17 баллов из 23 возможных. Обязательно обратите внимание на нарушение фактологической точности. К сожалению, допущенная автором фактическая ошибка типична для многих.

Сочинение с типичными недочётами в содержании (по тексту В. Астафьева)
Что бывает, когда исходный текст прочитан невнимательно. Автору удалось верно сформулировать проблему, но прокомментировать её и выразить своё мнение у него не получилось. Комментарий и аргументация есть! Просто они имеют малое отношение к исходному тексту. Это типичная ошибка многих выпускников. 16 баллов из 23 возможных.

Сочинение, в котором своё мнение превалирует над писательским. О чём не писал Вл. Солоухин
10 баллов из 23 возможных. Автор сочинения неправильно понял содержание исходного текста и предложил слишком вольную его интерпретацию. Никогда не сочиняйте за других: учитесь внимательнее читать исходный текст.

Не самое грамотное сочинение (по тексту В. Никляева)
Автора подвела грамотность. 18 баллов из 23 возможных. Обратите внимание на неудачный комментарий к проблеме исходного текста.

Сочинение с неудачным тактическим приёмом (по тексту Н. Галь)
18 баллов из 23 возможных. В работе использован тактический приём ссылок на номера предложений из исходного текста, приём неудачный, стоивший автору сочинения 2 исходных баллов.

Читайте также: