Дружба в поэзии лермонтова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.

В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.

Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.

Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

Вариант 1

Произведения этого поэта пробуждают все чувства, они призваны будоражить сознание. Когда мне в руки попадают стихотворения М. Ю. Лермонтова, я оказываюсь в совершенно особом мире, волнующем и зовущем.

К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.

Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.

Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:

«А вы, надменные потомки

В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:

«Убит. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. В качестве воспитателей били приглашены иностранцы. Несколько раз бабушка возила Мишу на Кавказ. Это значительно улучшило здоровье подростка. Осенью 1828 г. Лермонтов бил принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Среди преподавателей били профессора университета. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литератур, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.

В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.

В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835–1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: драму “Маскарад”, поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован, а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.

В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю. Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.

Вариант 3

Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.

После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.

Михаил Юрьевича Лермонтова принято разделять на два периода: период раннего творчества с 1829 по 1836 гг, и зрелый период с 1837 по 1841 гг. В 1837 году происходит перелом в судьбе поэта. Лермонтов пишет несколько стихотворений, направленных против российского самодержавия, за что поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Благодаря своей бабушке, Елизавете Арсеньевой, поэт был помилован, возвращен в Петербург, и даже восстановлен на прежней службе. Но спустя пару лет, Лермонтова как дуэлянта, отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. На этот раз Михаил Юрьевич попадает уже не в мирную обстановку, а на арену боевых действий.

Попытки родных и друзей реабилитировать поэта в глазах царя, успеха не принесли. Гибель поэта В 1841 году, Лермонтов возвращался из отпуска на место службы. Проезжая через Пятигорск у него возникла ссора с Мартыновым, где поэт был застрелен на дуэли своим противником. Гибель поэта произошла 15 июля 1841 года. Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в русской литературе.

Лермонтов – фигура совершенно уникального масштаба и формата в русской литературе. Младший современник Пушкина, он не попал в когорту сочинителей, причисленных к золотому веку русской поэзии. Не оказалось ему места и в ряду великих русских прозаиков: Гоголя, Достоевского, Толстого, — оказавших огромное влияние не только на русскую, но и на всю мировую литературу.

В тени Пушкина

Не уступая, быть может, по уровню таланта солнцу русской поэзии, Лермонтов на долгие годы оказался в тени Пушкина. Вернее, он сам избрал это место, полагая, что не достоин навязывать собственное общество всеобщему кумиру. Они не раз могли встретиться, но так и не были представлены друг другу.

Последние годы жизни поэта – это практически вертикальный взлет, который не дает даже ориентировочно предположить уровня высот, которых мог достичь Лермонтов. Если еще можно представить, что одной из тем позднего творчества Пушкина, не погибни он на дуэли, оказалась бы русская история – то строить догадки о перспективах литературной деятельности Лермонтова нет никакой возможности.

Герой нашего времени

Говорят, талант – это тот, кто абсолютно точно попадает в мишень, которую выбрал. Гений же стреляет в цель, которая другим не видна.

Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет.

Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества.

Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой…

В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

Дайте раз на жизнь и волю. Как на чуждую мне долю, посмотреть поближе мне.

Тема любви и дружбы особенно волновала поэта в ранней юности. Как и большинство его произведений начала 30-х годов, любовная лирика несет в себе биографические черты. Многие стихотворения посвящены Н. Ивановой (“Я недостоин, может быть…”, “Н.

Ф. Ивановой”, “Всевышний произнес свой приговор”), В. Лопухиной, Е. Сушковой и другим женщинам, с которыми поэт встречался в юности. Его любовные чувства переплетаются с рассуждениями о своей судьбе, своем призвании, о жизни вообще. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…”,

упрекнув любимую девушку в легкомыслии, в непостоянстве чувств, поэт не без гордости говорит о своем призвании:

Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их? Быть может, мыслию небеснойИ силой духа убежден, Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то – бессмертье он?

Юношеские любовные стихотворения отмечены трагической тональностью. Любовь приносит больше огорчений, нежели светлой радости:

Мне тягостно твое владычество порой;Твоей улыбкою, волшебными глазамиПорабощен мой дух и скован, как цепями. “Сонет”, (1832 )

Хотя стихотворения адресованы

Молодой Лермонтов часто сравнивает любимую женщину с ангелом, с мадоннами Рафаэля, лишая ее черт реального земного человека:

Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? “Я не унижусь пред тобою…” (1832)

Как луч зари, как розы Леля, Прекрасен цвет ее ланит, Как у мадонны Рафаэля, Ее молчанье говорит. “Как луч зари…” (1832)

В ранней лирике любви видна попытка Лермонтова преодолеть одиночество. Однако надежды обманули юношу:

Поцелуями прежде считалЯ счастливую жизнь свою, Но теперь я от счастья устал, Но теперь никого не люблю. “Поцелуями прежде считал…” (1832)

Вера в дружбу и любовь пришла позднее, в годы зрелости, когда поэт убедился в том, что “напрасно с враждой боролася любовь”.

В лирике последних лет тоже иногда звучат грустные ноты. Но в целом она оптимистична.

Поэт, веря в дружбу и любовь, преодолевает чувство одиночества. В стихотворении “Спеша на север из далека” (1837) он обеспокоен, как его, изгнанника, встретят на родине друзья:

Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ли привет? Узнают ли друзья и братья, Страдальца после многих лет?

Если человек одинок, жизнь невыносимо тяжела и бессмысленна.

Вспоминая путь своего друга А. И. Одоевского, Лермонтов с радостью отмечает, что до конца жизни

В нем тихий пламень чувства не угас:Он сохранил и блеск лазурных глаз, И звонкий детский смех, и речь живую, И веру гордую в людей и жизнь иную.

Вера в людей, способность на бескорыстную преданную дружбу – прекрасные качества человеческой души:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба нашаВ немом кладбище памяти моей!

Если в ранней лирике чаще всего речь идет о трагическом исходе любви, о невозможности встречи влюбленных в будущем, то теперь поэт верит, что дружеские отношения можно и должно хранить в течение всей жизни. Вот два отрывка из различных стихотворений ни одну и ту же тему:

Прости! – не жалей безрассудно, О краткой любви не жалей:Расстаться казалось нам трудно, Но встретиться было б трудней!

Посвящение “Прости! Мы не встретимся боле…” было написано в 1832 году. В стихотворении 1841 года эта тема освещена по-иному. Образ любимой поэт носит в душе, слышит ее голос, мечтает о встрече с ней:

И все мне кажется: живые эти речиВ года минувшие слыхал когда-то я;И кто-то шепчет мне, что после этой встречиМы вновь увидимся, как старые друзья. “Из-под таинственной холодной полумаски” (1841)

Для любовной лирики зрелых лет характерны многообразие содержания, индивидуализация лирического героя, искренность чувства, простота и естественность поэтической речи.

Тема любви и дружбы в произведениях Лермонтова

Мы напишем - Тема любви и дружбы в произведениях Лермонтова. Подсказки школьнику

Тема любви и дружбы особенно волновала поэта в ранней юности. Как и большинство его произведений начала 30-х годов, любовная лирика несет в себе биографические черты. Многие стихотворения посвящены Н. Ивановой (Я недостоин, может быть…, Н.

Ф. Ивановой, Всевышний произнес свой приговор), В. Лопухиной, Е. Сушковой и другим женщинам, с которыми поэт встречался в юности. Его любовные чувства переплетаются с рассуждениями о своей судьбе, своем призвании, о жизни вообще. В стихотворении Я не унижусь пред тобою…, упрекнув любимую девушку в легкомыслии, в непостоянстве чувств, поэт не без гордости говорит о своем призвании:

Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их? Быть может, мыслию небеснойИ силой духа убежден, Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то бессмертье он?

Юношеские любовные стихотворения отмечены трагической тональностью. Любовь приносит больше огорчений, нежели светлой радости:

Мне тягостно твое владычество порой;Твоей улыбкою, волшебными глазамиПорабощен мой дух и скован, как цепями. Сонет, (1832 )

Хотя стихотворения адресованы в большинстве своем конкретным лицам, неповторимые черты адресатов обозначены очень слабо.

Молодой Лермонтов часто сравнивает любимую женщину с ангелом, с мадоннами Рафаэля, лишая ее черт реального земного человека:

Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? Я не унижусь пред тобою… (1832)

Как луч зари, как розы Леля, Прекрасен цвет ее ланит, Как у мадонны Рафаэля, Ее молчанье говорит. Как луч зари… (1832)

В ранней лирике любви видна попытка Лермонтова преодолеть одиночество. Однако надежды обманули юношу:

Поцелуями прежде считалЯ счастливую жизнь свою, Но теперь я от счастья устал, Но теперь никого не люблю. Поцелуями прежде считал… (1832)

Вера в дружбу и любовь пришла позднее, в годы зрелости, когда поэт убедился в том, что напрасно с враждой боролася любовь.

В лирике последних лет тоже иногда звучат грустные ноты. Но в целом она оптимистична.

Поэт, веря в дружбу и любовь, преодолевает чувство одиночества. В стихотворении Спеша на север из далека (1837) он обеспокоен, как его, изгнанника, встретят на родине друзья:

Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ли привет? Узнают ли друзья и братья, Страдальца после многих лет?

Если человек одинок, жизнь невыносимо тяжела и бессмысленна.

Вспоминая путь своего друга А. И. Одоевского, Лермонтов с радостью отмечает, что до конца жизни

В нем тихий пламень чувства не угас:Он сохранил и блеск лазурных глаз, И звонкий детский смех, и речь живую, И веру гордую в людей и жизнь иную.

Вера в людей, способность на бескорыстную преданную дружбу прекрасные качества человеческой души:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба нашаВ немом кладбище памяти моей!

Если в ранней лирике чаще всего речь идет о трагическом исходе любви, о невозможности встречи влюбленных в будущем, то теперь поэт верит, что дружеские отношения можно и должно хранить в течение всей жизни. Вот два отрывка из различных стихотворений ни одну и ту же тему:

Прости! не жалей безрассудно, О краткой любви не жалей:Расстаться казалось нам трудно, Но встретиться было б трудней!

Посвящение Прости! Мы не встретимся боле… было написано в 1832 году. В стихотворении 1841 года эта тема освещена по-иному. Образ любимой поэт носит в душе, слышит ее голос, мечтает о встрече с ней:

И все мне кажется: живые эти речиВ года минувшие слыхал когда-то я;И кто-то шепчет мне, что после этой встречиМы вновь увидимся, как старые друзья. Из-под таинственной холодной полумаски (1841)

Для любовной лирики зрелых лет характерны многообразие содержания, индивидуализация лирического героя, искренность чувства, простота и естественность поэтической речи.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Любовь и дружба в жизни и поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Гипотеза Трудно представить, что такой самобытный и талантливый поэт, как Лермонтов, не создал ни одного любовного стихотворения, не написал ни одной строчки о своих трепетных чувствах и не адресовал эти послания тем, чьи имена навсегда остались в жизни и творчестве поэта Мы предположили, что такого не может быть, и решили исследовать проблему любви и дружбы в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова Собрав необходимый материал, мы обнаружили немало имён известных и неизвестных женщин, ставших адресатами любовной лирики поэта Среди них:

Мы попытались перелистать страницы творчества М.Ю. Лермонтова, связанные с именами самых известных в его жизни женщин, и раскрыть основные мотивы любовной лирики поэта Екатерина Сушкова

Наталия Фёдоровна Иванова С Натальей Ивановой он познакомился ещё в начале 1830 года. Отношение поэта к этой девушке иное, чем к Сушковой. Она – поверенная. Он верит ей, с нею делится мечтами и тревогами и самой главной своей мукой – стихами. От неё ждёт приговора о самом для него важном – о своём творчестве. Вот отрывок из стихотворения, написанного после первых же встреч с ней: Я, веруя твоим словам, Глубоко в сердце погрузился, Однако же нашел я там, Что ум мой не по пустякам К чему-то тайному стремится. Тревожное признание. Значит, в самом начале этого ещё не разгоревшегося чувства между ними легко непонимание. . Он безоглядно любит – впервые чистой, ничем не омрачённой любовью, упивается своим коротким счастьем. Лермонтов пишет: . И ты мой ангел, ты Со мною не умрешь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь, С моим названьем станут повторять Твоё: на что им мертвых разлучать. Горечь, обида, недоуменье, самоотверженность, боль, мрак забвения, мрак забвения. Драма закончилась. То, что молодой Лермонтов пережил за эти два года (1830 и 1831), было испытанием стойкости его мечты, которая не хочет идти на проигрыш в столкновении с неудачами и потерями. После обманчивых снов ждала поэта любовь, против которой бессильна была ревность, которая не оставляла в разлуке и уходила из его жизни только вместе с жизнью. Эта любовь оказалась трагической. Но такую и искал трагический поэт.

Варвара Лопухина Ушедший, казалось бы, образ изменницы всё ещё терзает душу, память тревожит, отравляет радостные минуты. Он не верит в возможность счастья, в возможность душевного возрождения. На немые вопросы Вари поэт отвечает: Оставь напрасные заботы, Не обнажай минувших дней, В них не откроешь ничего ты, За что б меня любить сильней! Но её любовь – залог будущего счастья, она верит в это. Только маленькая, хрупкая Варенька сможет вполне понять большую, открытую для добра и такую несчастную душу Лермонтова.

Любовь, поэзию, - но вас Забыть мне было невозможно. Старинный барский дом С полуразрушенной теплицей. И сад за дремлющим прудом. М.Ю. Лермонтов

Вывод Любовная лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи, в которых переданы трепетные чувства любви к прекрасным женщинам XIX века.

Итоги исследования 1.Исследовательская деятельность позволила нам расширить своё представление о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. 2. Поиск необходимого материала дал возможность познакомиться с неизвестными страницами биографии поэта. 3. Знакомство с любовной лирикой открыло нам имена прекрасных современниц Лермонтова, которые оставили в сердце поэта неизгладимый след. 4. В результате мы получили первоначальные навыки построения исследования как попытки осмысления научных первоисточников.

Презентация на тему Любовь и дружба в жизни и поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова доступна для скачивания ниже:

Тема любви и дружбы особенно волновала поэта в ранней юности. Как и большинство его произведений начала 30-х годов, любовная лирика несет в себе биографические черты. Многие стихотворения посвящены Н. Ивановой, В. Лопухиной, Е. Сушковой и другим женщинам, с которыми поэт встречался в юности.

Его любовные чувства переплетаются с рассуждениями о своей судьбе, своем призвании, о жизни вообще. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…”, упрекнув любимую девушку в легкомыслии, в непостоянстве чувств, поэт не без гордости говорит о своем

Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их? Быть может, мыслию небесной И силой духа убежден, Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то – бессмертье он?

Юношеские любовные стихотворения отмечены трагической тональностью. Любовь приносит больше огорчений, нежели светлой радости:

Мне тягостно твое владычество порой; Твоей улыбкою, волшебными глазами Порабощен мой дух и скован, как цепями. “Сонет”,

Хотя стихотворения адресованы в большинстве своем конкретным лицам, неповторимые черты адресатов обозначены очень слабо.

Лермонтов часто сравнивает любимую женщину с ангелом, с мадоннами Рафаэля, лишая ее черт реального земного человека:

Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? “Я не унижусь пред тобою…”

Как луч зари, как розы Леля, Прекрасен цвет ее ланит, Как у мадонны Рафаэля, Ее молчанье говорит. “Как луч зари…”

В ранней лирике любви видна попытка Лермонтова преодолеть одиночество. Однако надежды обманули юношу:

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою, Но теперь я от счастья устал, Но теперь никого не люблю. “Поцелуями прежде считал…”

Вера в дружбу и любовь пришла позднее, в годы зрелости, когда поэт убедился в том, что “напрасно с враждой боролася любовь”.

В лирике последних лет тоже иногда звучат грустные ноты. Но в целом она оптимистична. Поэт, веря в дружбу и любовь, преодолевает чувство одиночества. В стихотворении “Спеша на север из далека” он обеспокоен, как его, изгнанника, встретят на родине друзья:

Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ли привет? Узнают ли друзья и братья, Страдальца после многих лет?

Если человек одинок, жизнь невыносимо тяжела и бессмысленна.

Вспоминая путь своего друга А. И. Одоевского, Лермонтов с радостью отмечает, что до конца жизни

В нем тихий пламень чувства не угас: Он сохранил и блеск лазурных глаз, И звонкий детский смех, и речь живую, И веру гордую в людей и жизнь иную.

Вера в людей, способность на бескорыстную преданную дружбу – прекрасные качества человеческой души:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба наша В немом кладбище памяти моей!

Если в ранней лирике чаще всего речь идет о трагическом исходе любви, о невозможности встречи влюбленных в будущем, то теперь поэт верит, что дружеские отношения можно и должно хранить в течение всей жизни. Вот два отрывка из различных стихотворений ни одну и ту же тему:

Прости! – не жалей безрассудно, О краткой любви не жалей: Расстаться казалось нам трудно, Но встретиться было б трудней!

Посвящение “Прости! Мы не встретимся боле…” было написано в 1832 году. В стихотворении 1841 года эта тема освещена по-иному. Образ любимой поэт носит в душе, слышит ее голос, мечтает о встрече с ней:

И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я; И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья. “Из-под таинственной холодной полумаски”

Для любовной лирики зрелых лет характерны многообразие содержания, индивидуализация лирического героя, искренность чувства, простота и естественность поэтической речи.

Читайте также: