Дориан грей и сибилла вейн сочинение

Обновлено: 17.05.2024

О чем эта книга?

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

История создания

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

Смысл книги

Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, — мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

Мораль

Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

Проблематика

Портрет Дориана Грея — это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей — поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство — это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства — вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

Критика

За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

Фромм подчеркивает особое значение любви в жизни “нарциссов”, их особое отношение к людям, с которыми связанная любовь: “ Для нарцистичной человека партнер никогда не является самостоятельной личностью в своей полной реальности; он существует лишь как тень личного “Я”". Естественно, что безграничная самовлюбленность “нарциссов”, их эгоцентризм врештирешт делают их самых такими себе “самозаложниками” личностных, одвично недосягаемых стремлений и стараний. В любви они вынужденные беспрерывно искать внешнего признания своей красоты — и вместе с тем никогда не могут полностью удовлетворить свою жажду поклонения даже чрезвычайными проявлениями увлечения со стороны иншихлюдей.

Ярче за все сущность Дориана Грея проявляется во время его отношений из Сибил Вейн, поскольку любовь к нее, его роль в жизни этой девушки стали для героя своеобразной первой границей. Напомним, что именно после гибели юной актрисы совершенный как явление искусства портрет Дориана Грея начал меняться, отбивать внутреннюю жестокость изображенного художником юнакакрасеня. Вероятно, до этого Дориан Грей не совершил ничего такого, что можно было бы считать аморальным, тогда как его поведение по отношению к влюбленной у него Сибил есть полно аморальной

Кажется, любовь является истинной любовью: он обожествляет молодую актрису, находится в захвате от ее искусства, она есть для него истинным объединением совершенного искусства и жизнь. Искреннее увлечение этой девушкой вызывает желание всегда быть вместе с ней, поэтому Дориан Грей хочет вступить в брак. Он убеждает лорда Генри, что его представление о браке, о супружеской жизни, об отношениях между мужчиной и женщиной, о любви не являются правильными, потому что тот не признает искренность, откровенность в браке. Создается впечатление, который счастливый брак может стать определенным “венцом” жизненных достижений Дориана Грея, а собственная счастливая семья поможет ему навсегда забыть трагедию несчастного детства
Беспомощная актерская игра Сибил Вейн вызывает Дорианови глубокие страдания. Можно предположить, что присутствие на спектакле его ближайших друзей значительно усиливает страдание влюбленного Дориана Грея, но не это становится крахом его любви. Объяснения, которые дает Дорианови Сибил, должны были бы сделать его счастливым: девушка убеждает возлюбленного, который именно ее невменяемая любовь сделала невозможным для нее замену жизням драматических героинь собственного жизни. То есть, она признает, что Дориан Грей стал смыслом ее жизни, что любовь к нему есть наиболее дорогим для нее в собственной жизни. Но именно эта откровенность приводит в негодование Дориана, потому что его любовь является любовью “нарцисса” — почти в чистом виде

Монолог героя, в котором он фактически высказывает свой жестокий “приговор” Сибил Вейн, убедительно доказывает, что Дориан Грей не способен любить будьяку другой человека. Остальные люди нужна ему лишь для того, чтобы с помощью собственных чувств к ним усиливать самовлюбленность. Вот как он объясняет Сибил Вейн свои чувства к нее, ее место в собственной жизни: “Вы же искалечили мою любовь. Как имело вы знаете о любви, когда говорите, что оно убило ваш талант! Ведь вы ничто без своего искусства! Я дал бы вам славу и величие, принудил бы целый мир боготворить вас, и вы носили бы мое имя…” [1; 59]. Таким образом, он старался в первую очередь прославить себя самого, а влюбленная женщина становилась для него лишь средством собственного восхваления

Между жизнью и искусством Дориан Грей, составляется такое впечатление, избирает искусство, но надо сказать, что на самом деле оно подменивается его представлениями об искусстве
Впрочем, отношение Дориана Грея к Сибил Вейн якобы можно все же таки назвать любовью. То, что герой на следующий день раскаялся, написал девушке откровенное письмо, свидетельствует, на первый взгляд, о его искренность, готовность признавать собственные ошибки и исправлять их. Но, припомним, толчком к написанию письма, к покаянию стал внешний фактор, а именно ужас, вызванный изменениями, которые герой заметил на портрете! Понявши, что изменения портрета вызваны его негодными поступками, Дориан Грей будто бы избирает свой жизненный путь: “Он заслужит прощение свою вину, вернется к Сибил Вейн, вступит в брак с ней, попробует снова ее полюбиться. Это его обязанность. Она же, горемычная, выстрадала, наверное, больше, чем он! Он повел себя с ней как последний эгоист! Ничего, любовь вернется, и они с Сибил снова будут счастливые. Жизнь их будет прекрасное и чистое” Однако же разве можно при таких условиях быть счастливым самому, сделать счастливой другой человека?

Мистецтвожиття Сибил Вейн на сцене, благодаря которому она привлекла его внимание, добропорядочное родственное життяобовъязок без истинного любви, удовлетворение от старательного “исправления” собственных ошибок — все это для Дориана Грея есть лишь возможностью удовлетворить собственные нарцистични нужды, дать выход самовлюбленности! Оказывается, что лишиться нужды использовать внешний мир (и людей — как часть этого мира!) для удовлетворения нарцистичной сущности герой не может. И никогда не сможет… Тому, осознавши это, он избирает другой путь: быть сплошным преступником как относительно самого себя, так и относительно других людей. Если нельзя избежать того, на что ты обречен, нужно, считает Дориан Грей, ощутить наслаждение от жизни. От всех его проявлений, плохих или добрых: “Вечная молодость, безграничные страсти, наслаждения, утонченные и сокровенные, разгон невменяемого веселья и еще несамовитиших грехов — всего этого испытает он. А портрет будет нести бремя его позора, и больше ничего” . Выбор сделан, но был это сознательный выбор самого Дориана Грея?

Сам роман Оскара Уайльда, а и его главный герой естественно объединяют в себе литературные традиции и эстетичные взгляды автора. Созданный на границе эстетизма и неоромантизма, образ Дориана Грея, как отмечалось выше, есть психологически достоверным. Одним из средств достижения этой достоверности есть прием, который условно можно назвать “поиск предков”.

Писатель дает возможность читателю увидеть родительные истоки Дориана Грея как человека. Для этого подается “история рода” в виде знакомства Дориана с портретами предков. Конечно, эту “портретную галерею” представлено неслучайно: портрет Дориана Грея занимает в ней свое место, его появление подготовлено рядом портретов предкив героя, с каждым из которых (и портретов, и предкив) у него есть бесспорная, иногда прямая, иногда опосредствованная связь
Герой старательно отыскивает среди собственных предков таких, что отличались недостатками, негодным поведением, аморальными страстями. А таких, особенно среди мужнин, в этом роде было многому! Вообще же, как в начале романа говорил дядя лорда Генри о семье Дориана Грея, “Мужчины там в них какие-то неудачные, но женщины, ей же потому что, замечательные. Дориан Грей- мужчина, но, похоже, его внешняя красота — это красота женской части рода? На фоне жизни своих предшественников, наверное, этому мужчине легче оправдать себя, свое поведение, которое Дориан Грей и делает: “Может, это какой-либо ядовитый микроб переходил из тела в тело, аж пока достался Дорианови?”. Такое объяснение очень уместное, поскольку оно если и не оправдывает поведение героя, то по крайней мере делает ее более понятной для читателей. Такая себе родительная “плохая наследственность”, противостоять которой для человека почти невозможно?

Не следует также забывать, что Дориан Грей, кроме “микробу”, который отравлял его семью на протяжении столетий и достался его самого, пережил также и “отравление книгой”. Этот роман было подарено Дорианови Грею лордом Генри, и подарок оказал на героя большое впечатление. Чрезвычайно большое впечатление: “Дориана Грея отравила книжка” [1; 93]. Важной кажется попытка Дориана Грея связать влияние, которое имело на него родственное проклятье, и влияние этой книги: “Но человек имеет предкив не только в собственном роде, а и в писательстве. И многому из них, может, даже более близкие ей характером и темпераментом, да и влияния их человек, бесспорно, более сознательная”. Как видим, герой признает влияние книги на собственная жизнь даже более весомой, чем впливроду.

Подытоживая, надо заметить, что ряд фатальных, на первый взгляд, обстоятельств материального и морального плана, совпадение которых привело героя к моральной и физической гибели, имеют под собой довольно весомая основа. Беззаботный красеньюнак превратился на ужасный урода не сразу и не случайно. Этот путь был продолжительным, ступеньки вниз были иногда не заметные, но герой постепенно продвигался — как моральный человек — все ниже и ниже.

Если в начале он еще старался оказывать сопротивление, то после гибели Сибил Вейн избрал путь, который лишь увеличивал глубину его морального падения

Создав удивительный выдуманный мир, девушка жила в нем, пока с заоблачных высот рядом с ней не появился волшебный и прекрасный принц Дориан Грей. Он стал ее первой и единственной любовью. Дориан был идеалистом по натуре, поэтому и видел в любимой девушке воплощение его идеалов. Увлеченный Сибиллой, юноша предложил ей жениться, что для девушки стало невероятным счастьем.

Но когда однажды Дориан Грей вместе со своими друзьями, художником Безилом Холлуордом и лордом Генри, пришел на спектакль, в котором играла Сибилла Вейн, она в тот раз показала себя не лучшим образом. Но проблема была не в том, что актриса изменилась или потеряла свой талант, а в том, что она просто решила быть сама собой, а кроме того, в то время она была переполнена своим личным счастьем. Спектакль не удался, потому что вместо талантливой актрисы зрители увидели обычную девушку.

В жизни каждого человека могут быть свои успехи и неудачи, свои взлеты и падения, никто не застрахован от неверных шагов и ошибок. И мы должны уметь не только радоваться за достижения близких людей, но и прощать их ошибки. Дориан Грей тоже не имел никакого морального права так жестоко упрекать девушке, которая его безответно любила, за неудачный спектакль. К тому же, Сибилла Уэйн была еще очень молодой и не имела достаточного жизненного опыта.

Что касается героя романа, то он был черствым эгоистом и любил только себя. Поэтому Дориан не смог почувствовать и понять ранимую и нежную девичью душу. Вместо того он очень обидел Сибиллу и разорвал с ней все отношения. Получается так, что любил он не девушку, а лишь выдуманную красоту, популярность и славу молодой актрисы. И хотя впоследствии к Грею придет раскаяние, он пожелает примириться с Сибиллою и даже жениться на ней, и это раскаяние будет вызвано не душевным порывом, а, скорее, чувством долга. Сибилла, которая всем сердцем любила юношу, не могла выдержать такого отношения, это для нее было жестоким ударом. Когда Дориан Грей расстался с девушкой, она потеряла смысл своей жизни и покончила жизнь самоубийством.

И не успели Сибиллу похоронить, а Дориан Грей уже развлекался: он посещал модные светские салоны и оперу, а Сибиллу вспоминал только из-за того, что она никому не назвала его имя и через ее самоубийство лично ему не будет никаких неприятностей.

Дориан Грей прожил много лет, общался с самыми лучшими и блестящими женщинами высшего света, но так и не смог никого полюбить. Да и его никто так самоотверженно и искренне не любил, как любила когда-то Сибилла Уэйн. Ведь, чтобы по-настоящему полюбить, прежде всего, нужно иметь светлую и чистую душу, которой у Дориана Грея никогда не было.

Данный роман и стал объектом нашего исследования, цель которого заключалась в выявлении особенностей построения в нем системы художественных образов. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- описание главных героев романа;

- выявление автобиографических черт в образах главных героев;

- характеристика системы второстепенных персонажей.

Содержание

Глава 1. О. Уайльд как прототип главных героев ……………………. 4

1.1. Образ лорда Генри Уоттона ……………………………………….…5

1.2. Образ Бэзила Холлуорда ……………………………………………..9

1.3. Образ Дориана Грея …………………………………………………11

Глава 2. Изображение викторианского общества в романе ………….. 17

Список использованной литературы …………. ……………………….22

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

Эта попытка Бэзила повлиять на нравственность Дориана оказалась роковой для обоих: она привела художника к насильственной смерти от руки Дориана. Художник, боготворивший физическую красоту Дориана Грея, погибает от руки того, в чьей душе он зародил нелепое, чудовищное тщеславие [3, с.118].

По мере продвижения к своей цели Дориану часто приходится оказываться перед выбором, который становится с каждым разом все труднее и труднее. Дориан остается глух к отчаянным призывам Бэзила. Он остается последователем ограниченной эстетической теории лорда Генри, который учит его следовать только инстинкту наслаждения и избегать страданий. Культ юности, красоты и наслаждения ведет к самосовершенствованию, учит лорд Генри. И Дориан верит каждому его слову. Он окружает себя красивыми вещами, считая, что красивые вещи, помогут ему почувствовать себя истинным гедонистом.

С того самого момента, когда Дориан жестоко отверг любовь Сибиллы Вейн, в нем все время борются два противоположные чувства: сочувствие и безразличие. Стоит вспомнить, что изменения портрета начинают происходить именно тогда, когда отвергнутая Дорианом Сибилла Вейн покончила с собой, положив конец жизни, которая для нее оказалась важнее, чем искусство.

Постепенно портрет начинает восприниматься не как воплощение красоты, теперь он вселяет ужас в душе его оригинала. Портрет уносят в детскую, где прошли самые чистые и светлые годы Дориана. Теперь же, встав на путь порока, Дориан часто смотрит на свой портрет – свидетельство его грешной взрослой жизни. Невольное сопоставление своей внешности с ужасным портретом, отражающим уродство его же собственной души, не проходит для Дориана бесследно. Он до ужаса боится, что кто-то еще, кроме него может увидеть жуткий портрет – свидетельство гибели его души, и ради этого он готов стать на путь преступления. Он идет на убийство создателя портрета, Бэзила Холлуорда [3, с.114].

Финал романа трагичен. Гибель Дориана произошла потому, что он осознал правду. Трагедия героя в том, что жизнь, которую он вел, требовала от него проявления нравственности намного настойчивее, чем салонная жизнь эстета лорда Генри. И дело вовсе не в том, что эстетическая доктрина не верна по своей сути, а в том, что ее следует пересмотреть с тем, чтобы учитывать не только положительный опыт, но и отрицательный [3, с.142].

Возможным прототипом Дориана Грея является Джон Грей, ворвавшийся в уайльдовский кружок весной 1892 года. Дать герою своего романа фамилию Грей было со стороны О. Уайльда формой ухаживания. Скорее всего, он поступил так не для того, чтобы указать на прототип, а для того, чтобы отождествлением с Дорианом польстить Грею [9, с.352].

Глава 2. Изображение викторианского общества в романе

Королева Виктория взошла на престол в 1837 году и царствовала 63 года, до 1901 года. Этот период стал временем беспрецедентных перемен, но устои общества оставались неизменными всю вторую половину 19-го века эпоху, названную по имени олицетворяющей ее королевы викторианской.

Однако надежды, пробужденные промышленными и культурными успехами Англии в 1850-е годы опровергаются продолжительными и по-прежнему неразрешимыми социальными противоречиями.

На фоне стремительных преобразований становились все более заметными негативные стороны: антисанитария в жилищах рабочих, детский труд, низкие зарплаты, плохие условия труда и изнуряюще долгий рабочий день.

Для мыслящих людей все более очевиден сопутствующий капиталистическому прогрессу и неизбежной борьбе за существование упадок моральных ценностей: преступность, пьянство, проституция.

Таким образом, на смену официальному оптимизму викторианской мысли 1850-1860-х годов приходит распространение декадентских настроений. Как известно, декаданс распространился в Европе в конце 19-го века, когда романтическая апология Красоты переросла в болезненный культ искусственности, когда изысканность и богемный аморализм стали модой и образом жизни многих художников, не признающих чопорной морали света. В Англии декаданс имел особую эстетическую окраску. Реакцией на викторианскую этику и эстетику стал порыв к экстравагантной красоте.

В грязном, запущенном доме на Юстон Род живет семья Вейн: семнадцатилетняя Сибилла Вейн, ее младший брат Джеймс Вейн и их мать, замученная, увядшая женщина.

Сибилла с необычной выразительностью изображает влюбленных девушек до тех пор, пока сама не испытала любви. Как только ее захватывает страсть к Дориану Грею, она становится на сцене неестественной, плохой актрисой. Сибилла теряет дар актрисы, потому что, перестав, как прежде, предпочитать реальной жизни бесплотные тени, она благодаря любви тянется к действительности. Однако ее не только не удручает, но напротив, радует возвращение к неподдельной жизни.

Читайте также: