Дом фамусова как олицетворение барской москвы сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Горе от ума - название самой популярной комедии в стихах А. С. Грибоедова. Комедией это произведение прозвали неспроста. Безусловно, в характеристике жанровая постановка играет более значимый смысл, нежели сам сюжет, но все-таки… Прочитав эту комедию, Вы можете столкнуться с чувством недопонимание и отвращения. Все это будет связано с мерзким обществом Фамусова.

Фамусов - типичный представитель глупого населения. Несмотря на свой социальный статус, он не обладает должным уровнем образования. Павел Афанасьевич сторонится науки, не любит изучать, ровным счетом, ничего. Он алчен, богат и продажен. Такой человек ищет себе подобных.

Со временем у него появляется свой круг общения – именуемый Фамусовским обществом. Несложно догадаться, что все эти люди такие же мерзкие, как он. Их волнуют деньги, наряды, жизнь других людей.

Частенько они устраивали балы, на которых им доводилось показать свои образы, похвастаться материальным положением. Это общество возносило деньги, славу, роскошь: все, кроме человеческих чувств. Образованность неприсуща никому из них.

Общество Фамусова ненавидит умных. Они словно презирают тех, кто отличается от них.

Я думаю, самое отвратительное заключается не в их неадекватности, а в том, что такие люди буквально поработили всю Москву.

Термин Фамусовское общество со временем перешел в более обширный - Фамусовская Москва, и держалась она на трех принципах: заискивание, прислуживание и лесть. Люди этого круга ждали восторгов в свой адрес, надеялись на одобрение их выбора и их стиля жизни. Но они позабыли о самом главном. В погоне за роскошью они утратили способность мыслить, рассуждать и думать. Глупо, наверное, быть богатым, но необразованным. Невозможно удержать свой статус, не имея ничего за душой. Каждый человек, стремящийся к прогрессу, обязан развиваться всесторонне, а общество Фамусова совсем не хотело меняться. Их устраивала аморальность их жизни и ни о каком развитии не может быть и речи.

Фамусов и его сторонники научили меня одному – нужно быть верным своим принципам и в любой ситуации оставаться человеком, иначе наступит хаос.

Автор в своем произведении “Горе от ума” говорит о презрении к дворянам того времени, ко всему фамусовскому обществу. В Харькове есть дом номер 21 на улице Карла Маркса. Если есть желание узнать, как выглядит дом Павла Афанасьевича Фамусова, то непременно нужно его увидеть. Этот дом – типичный особняк дворянства первой половины 19 века.

Там ворота, которые на воротах украшены “степными бабами”, а также парадный фасад с колоннадой. Если постоять здесь, то можно перенестись в те времена и представить, как в эти ворота въезжают коляски. Люди выходят, идут к дому, сначала попадают в переднюю, потом в залу, которая относилась к парадным покоям. В них не жили, они были так, на всякий случай, там люстры были окутаны полотном, а также наблюдался вощеный паркет и портреты предков. Дальше видим гостиную, и вот, наконец, святая святых – внутренние покои с низкими потолками, коридорами. Здесь музицируют, почтенные отцы семейств заигрывают с молодыми крепостными девушками, здесь интригуют барышни. Появление Чацкого в этом доме в один из вечеров вызывает переполох. Он странствовал по свету, теперь вернулся. Фамусов переживает, что он может что-то понять или увидеть и тогда: “Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” То есть неважно, что происходит в доме, главное не нарваться на неодобрение со стороны. Центром интеллектуальной жизни дворян является гостиная. Здесь они могут читать, принимать важных людей. Вся московская знать присутствует на приеме у Фамусова. Здесь и старые девы, не бросившие идея найти жениха, милые барышни, щебечущие о новинках сезона, а также старики и старухи. Любой здравомыслящий человек увидит всю зацикленность этих людей. Однако, массы – движущая сила. Вот и Софья решила этим воспользоваться. Она ненароком обмолвилась, что Чацкий – сумасшедший. И все, молва тут же разнеслась. Юноше общество само поставило диагноз. В итоге Фамусов буквально выгоняет Чацкого, он отказывает ему от дома. Если вдуматься – это низко, ведь он является сыном покойного друга Павла Афанасьевича. Причем юноша в молодости относился к Фамусову как к отцу. Теперь он понимает, что Павел Афанасьевич – бездушный человек. Но у дворянства свои законы: кто хоть немного отличается от них, тот сразу чудак и чужой.

Очень символично, что в наши дни в доме номер 21 в городе Харькове на улице Карла Маркса располагается не что иное, как морг. Однако имеется там и табличка, что это здание – памятник архитектуры.

В работу вас! на поселенье вас!

Пример 2

Дом Фамусова был почти родным для юноши Чацкого, здесь много времени он проводил с Софией до своего отъезда. Сюда он спешит в первую очередь после трёхлетнего отсутствия в Москве. Только сейчас он способен взглянуть на все взглядом человека думающего, способного анализировать. Постепенно дом наполняется людьми разного пола и возраста, но только жизненные идеалы у всех типичны для барской Москвы 19 века. От Фамусова мы получаем главные жизненные уроки дворянского общества. “… в чтеньи прок-то не велик” — образованность не считается преимуществом, ученье, по Фамусову, это чума. Гораздо важнее чины и богатство. Именно таких женихов надобно присматривать дочерям: “И золотой мешок, и метит в генералы”. За что же получают звания и награды? Фамусов рассказывает о правильном служении: дядя Максим Петрович “Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Или Скалозуб — о получении ордена за 3 августа: “Засели мы в траншее”. Звучит впечатляюще, казалось бы, за боевой подвиг. На самом деле в этот день военных действий не было, раздавали только награды, и то, как оказалось, не за заслуги, а по знакомству. Дамы в этом обществе щебечут только о шляпках и нарядах. Лицемерие — главный гость в гостиной Фамусовского дома. Гости собираются потанцевать под фортепиано, “мы в трауре, так балу дать нельзя”. То есть, траур по близкому человеку — навязанная обществом обязанность, а не потребность души, танцевать все же можно. Главное, соблюсти приличия. “Грех не беда, молва не хороша”. Обман тоже не считается грехом. Молчалин со спокойной душой играет в любовь с Софией, а в коридорах шепчет нежности служанке Лизе. Молчалин живёт по заветам отца: угождать не только хозяину, но и лакею его, и собаке. Поэтому и играет роль любовника для дочери Фамусова. Вся проблема в том, что, вырастая в таком обществе, у человека почти нет шансов стать иным, возвыситься над всей этой ложью, чинопочитанием, расчетливостью, неповоротливостью ума. Доказательством тому служит София. Чацкий помнил её обаятельный и смышленой девочкой, а теперь она любит Молчалина с мелкой душонкой и первая соглашается с тем, что её друг детства сошёл с ума. Другой пример – старый друг Чацкого Платон Михайлович. В прошлом носился на резвом жеребце в полку, а теперь женат, ленив, боится сквозняков и на флейте проигрывает. Фамусовское общество обречено, и Чацкому уже не место в нем.

Сочинение по литературе. Барская москва в изображении А. С. Грибоедова.

В этот мир фамусовых попадает Чацкий. Раньше Чацкий был близким другом дома Фамусова. Его, как и многих представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобы собственными глазами увидеть жизнь людей в других странах и сравнить российское общество с западноевропейским. Чацкий отправился за границу и провел там три года. Вернувшись, Чацкий уже не тот, что был прежде, он повзрослел и не может взглянуть теперь на всех и всё глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Ему невыносимо слышать и созерцать таких людей. Возникает острый конфликт между обществом и Чацким. Он пытается открыть им глаза на то, что на свете есть и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить, но это оказывается невозможно. В глазах фамусовского общества он опасный чудак или просто сумасшедший, по словам Софьи.

Сочинение на тему барская москва в комедии горе от ума

Автор в своем произведении “Горе от ума” говорит о презрении к дворянам того времени, ко всему фамусовскому обществу. В Харькове есть дом номер 21 на улице Карла Маркса. Если есть желание узнать, как выглядит дом Павла Афанасьевича Фамусова, то непременно нужно его увидеть. Этот дом – типичный особняк дворянства первой половины 19 века.

Там ворота, которые на воротах украшены “степными бабами”, а также парадный фасад с колоннадой. Если постоять здесь, то можно перенестись в те времена и представить, как в эти ворота въезжают коляски. Люди выходят, идут к дому, сначала попадают в переднюю, потом в залу, которая относилась к парадным покоям. В них не жили, они были так, на всякий случай, там люстры были окутаны полотном, а также наблюдался вощеный паркет и портреты предков. Дальше видим гостиную, и вот, наконец, святая святых – внутренние покои с низкими потолками, коридорами. Здесь музицируют, почтенные отцы семейств заигрывают с молодыми крепостными девушками, здесь интригуют барышни. Появление Чацкого в этом доме в один из вечеров вызывает переполох. Он странствовал по свету, теперь вернулся. Фамусов переживает, что он может что-то понять или увидеть и тогда: “Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” То есть неважно, что происходит в доме, главное не нарваться на неодобрение со стороны. Центром интеллектуальной жизни дворян является гостиная. Здесь они могут читать, принимать важных людей. Вся московская знать присутствует на приеме у Фамусова. Здесь и старые девы, не бросившие идея найти жениха, милые барышни, щебечущие о новинках сезона, а также старики и старухи. Любой здравомыслящий человек увидит всю зацикленность этих людей. Однако, массы – движущая сила. Вот и Софья решила этим воспользоваться. Она ненароком обмолвилась, что Чацкий – сумасшедший. И все, молва тут же разнеслась. Юноше общество само поставило диагноз. В итоге Фамусов буквально выгоняет Чацкого, он отказывает ему от дома. Если вдуматься – это низко, ведь он является сыном покойного друга Павла Афанасьевича. Причем юноша в молодости относился к Фамусову как к отцу. Теперь он понимает, что Павел Афанасьевич – бездушный человек. Но у дворянства свои законы: кто хоть немного отличается от них, тот сразу чудак и чужой.

Очень символично, что в наши дни в доме номер 21 в городе Харькове на улице Карла Маркса располагается не что иное, как морг. Однако имеется там и табличка, что это здание – памятник архитектуры.

Пример 2

Дом Фамусова был почти родным для юноши Чацкого, здесь много времени он проводил с Софией до своего отъезда. Сюда он спешит в первую очередь после трёхлетнего отсутствия в Москве. Только сейчас он способен взглянуть на все взглядом человека думающего, способного анализировать.
Постепенно дом наполняется людьми разного пола и возраста, но только жизненные идеалы у всех типичны для барской Москвы 19 века.
От Фамусова мы получаем главные жизненные уроки дворянского общества.
“… в чтеньи прок-то не велик” — образованность не считается преимуществом, ученье, по Фамусову, это чума. Гораздо важнее чины и богатство. Именно таких женихов надобно присматривать дочерям: “И золотой мешок, и метит в генералы”.
За что же получают звания и награды? Фамусов рассказывает о правильном служении: дядя Максим Петрович “Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Или Скалозуб — о получении ордена за 3 августа: “Засели мы в траншее”. Звучит впечатляюще, казалось бы, за боевой подвиг. На самом деле в этот день военных действий не было, раздавали только награды, и то, как оказалось, не за заслуги, а по знакомству.
Дамы в этом обществе щебечут только о шляпках и нарядах.
Лицемерие — главный гость в гостиной Фамусовского дома. Гости собираются потанцевать под фортепиано, “мы в трауре, так балу дать нельзя”. То есть, траур по близкому человеку — навязанная обществом обязанность, а не потребность души, танцевать все же можно. Главное, соблюсти приличия. “Грех не беда, молва не хороша”.
Обман тоже не считается грехом. Молчалин со спокойной душой играет в любовь с Софией, а в коридорах шепчет нежности служанке Лизе. Молчалин живёт по заветам отца: угождать не только хозяину, но и лакею его, и собаке. Поэтому и играет роль любовника для дочери Фамусова.
Вся проблема в том, что, вырастая в таком обществе, у человека почти нет шансов стать иным, возвыситься над всей этой ложью, чинопочитанием, расчетливостью, неповоротливостью ума. Доказательством тому служит София. Чацкий помнил её обаятельный и смышленой девочкой, а теперь она любит Молчалина с мелкой душонкой и первая соглашается с тем, что её друг детства сошёл с ума. Другой пример – старый друг Чацкого Платон Михайлович. В прошлом носился на резвом жеребце в полку, а теперь женат, ленив, боится сквозняков и на флейте проигрывает.
Фамусовское общество обречено, и Чацкому уже не место в нем.

Есть в Харькове на улице Карла Маркса Дом под номером 21. Желающие узнать, как выглядел дом Павла Афанасьевича Фамусова с улицы или со двора, могут посмотреть. Это типичный дворянский особняк первой половины XIX века.

Парадный фасад с колоннадой, а рядом ворота, опоры которых украшены “степными бабами” за неимением львов или эллинских богов.

Представляю себе, как в эти ворота въезжает коляска молодого человека, как он выпрыгивает, не дожидаясь остановки, как пробегает сначала переднюю, потом залу, потом гостиную – и вот внутренние

покои с их уютом, низкими потолками, коридорами, переходами. Здесь святая святых московской дворянской усадьбы: здесь музицируют и интригуют барышни, здесь с крепостными девушками забавляются почтенные отцы семейств, а молодые искатели счастья и чинов “там покровительство находят, где не метят”, а то и метят. Появление Чацкого здесь вызывает переполох именно потому, что он может увидеть и понять то, о чем все знают или догадываются. И тогда “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”

Гостиная – центр интеллектуальной жизни барской Москвы. Тут читают придворный календарь, принимают нужных

людей, предлагают своих дочерей в жены, “если наберется душ тысячки две родовых”, и отказывают “умникам”:

Другой хоть прытче будь, набитый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат: на нас не подиви, Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

Третье действие проходит в зале, куда “дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных”. Те мнения, которые составлены в гостиных, здесь становятся всеобщим достоянием и приобретают размах. Тут вся московская знать: старые девы в поисках женихов, новоиспеченные дамы, “зловещие” старики и старухи, рои милых барышень, жужжащих вокруг новинки сезона.

Зала, подобно тому, как раньше гостиная, буквально извергает Чацкого из себя.

Четвертое действие происходит уже при выходе из особняка. Все становится на свои места, все понятно всем, кому хочется понять. А Павел Афанасьевич уже окончательно отказывает от дома беспокойному сыну своего умершего друга.

В реальной жизни состоится еще и пятое действие. Оно состоится на улице, точнее, на Сенатской площади. И достойные сыны барских домов расстреляют картечью сынов недостойных, а выживших отправят в Сибирь на каторгу, на Кавказ под пули, на виселицу в Петропавловской крепости (нелепую твердыню, которая ни разу не выполнила того, для чего строилась: не отбросила “врагов иноплеменных”).

…По странной случайности, дом по улице Карла Маркса, 21 в городе Харькове – морг. Но на стене прикреплена табличка, что это памятник архитектуры девятнадцатого века.

Читайте также: