Дмитриевский собор сочинение описание

Обновлено: 02.07.2024

Дмитриевский собор – наравне с Успенским собором один из самых знаменитых владимирских белокаменных храмов XII века. Уникален непревзойденным обилием белокаменной резьбы, покрывающей весь верхний ярус собора и барабан купола. Возведен князем Всеволодом Большое Гнездо как княжеский придворный храм.

Собор освящен в честь великомученика Дмитрия Солунского – небесного покровителя Всеволода. Дмитрий – христианское имя Всеволода.

Распространена версия Николая Воронина о том, что собор построен в 1194 — 1197 гг. По летописным данным, обнаруженным в 1990‑е годы Татьяной Тимофеевой, год возведения уточнен – 1191. В наши дни собор не действует. Используется как экспозиция, иногда по важнейшим датам бывают церковные службы.

566 резных камней на фасадах создают символическую картину мира, где образы христианства уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы.

В резьбе можно разглядеть: царя Давида – Псалмопевца, на каждом из трех фасадов храма; целую галерею святых, среди которых – русские князья Борис и Глеб.

На северном фасаде изображена семья самого князя Всеволода с сыновьями.
В рельефах много диковинных зверей, птиц и прочих существ средневекового бестиария.

Для некоторых рельефов Дмитриевского собора ученые пока не нашли общепринятого объяснения.

Нижний ярус собора остался без особых украшений, потому что первоначально он был закрыт галереями с трех сторон. С главного, западного фасада по углам галерей, предположительно, стояли две лестничные башни. И вероятно, тоже были украшены резьбой. Предполагается, что Дмитриевский собор был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода.

В 1237 году храм был разграблен и поврежден монголо-татарами.

В 1380 году Дмитриевский собор лишился своей главной святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по повелению московского князя Дмитрия Ивановича Донского была перенесена в московский Успенский собор и помещена возле гробницы с мощами святителя Филиппа.

История Дмитриевского собора во Владимире, его крестово-купольная архитектура и белокаменная резьба вызывают неподдельный интерес туристов.

История собора

Здание собора во Владимире решил построить на своем земле великий князь Всеволод Большое Гнездо, для этого привлек русских мастеров. Работы велись в 1194-1197 годах, для строительства использовался белый камень-известняк.

Спустя 40 лет собор был разрушен и ограблен монголо-татарами, затем много раз полыхали пожары, он подвергался разграблениям. В итоге сооружение нуждалось в реконструкции, ее провели в 1837-1839 годах по указу Николая I. Здание собора приняло первоначальный облик, в котором и сохранился до наших дней.

В эпоху СССР собор уцелел, так как считался памятником древнерусского искусства. Здесь заседала комиссия, занимавшаяся сохранением памятников живописи. В 1919 году в соборе перестали проводить богослужения и стали заниматься его реставрацией. Работы длились годами и закончились лишь в 2004 году. На завершающем этапе в соборе здесь появились водосточные трубы, был установлен новый крест, а все рельефы и белый камень покрыли защитной смесью. Сегодня церковь считается музейной экспозицией и принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь не проходят богослужения.

Архитектура и внутреннее убранство

Дмитриевский собор отличается небольшой площадью, ведь использовался только семьей князя и был его личной церковью. Его когда-то обрамляли галереи с лестничными башнями, соединявшими его с дворцом великого князя. Впоследствии эти конструкции убрали при реконструкции, однако свое великолепие собор не утратил.

Сама фасадная часть собора включает три яруса, один из них декорирован белокаменными фигурами и узорами, а другой полностью покрыт резьбой, ее видно даже на купольном барабане. Венчает конструкцию храма пологий золоченый купол, исполненный в виде шлема богатыря, на нем установлен крест из золоченой меди.

Рельефные фасады

Внутренняя отделка

Также тут хранится купольный крест высотой 4 метра, он имеет просеченный орнамент. Его сняли с купола в 2002 году, заменив на новый. В Дмитриевском соборе можно увидеть надгробие первого губернатора Владимира графа Воронцова.

Святыни

  • Когда работы по строительству храма были закончены, князь Всеволод большое гнездо установил образ великомученика Дмитрия Солунского.
  • Также здесь поместили серебряный чеканный ковчежец-мощевик с частицей его сорочки, она пропитана кровью мученика.

Эти святыни собор во Владимире хранит и сегодня.

Адрес и как доехать

Собор Владимира находится в городе на Соборной площади.

Чтобы добраться до него, можно сесть на автобус из Москвы или воспользоваться пригородным поездом, он отходит с перрона Ярославского либо Курского вокзала.

Дмитриевский собор во Владимире — сказочная поэма в камне

История возведения собора

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: " доску гробную " - икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с " сорочкой " – кусочком одежды мученика со следами его крови.

Икона св. Дмитрия Солунского

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!




Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада - на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.

Дмитриевский собор, 1911 год

Западный фасад

Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.




Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.


Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.

Крест на вершине купола (копия)

Крест (настоящий), хранится внутри собора

В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Некоторые элементы резного орнамента

Царь Давид

Царь Давид

Фасад испещрен изображениями зверей, птиц, растений. Обилие растений используется для создания образа райского сада.


Ангелы

Многие из животных являются символами власти - львы, орлы, барсы. Что касается странных чудищ – зверей с двумя головами, полусобак, полуптиц и им подобных – эти образы хорошо знакомы нам из русской мифологии и сказок, поэтому они совсем не пугают, а всего лишь придают сказочный характер резным узорам.


Святые и князья

На поясе-колоннаде среднего яруса, опоясавшем собор с трех сторон, вырезана целая галерея фигурок святых. Среди них идентифицированы первые святые князья-мученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках, в руках они держат кресты.

Северный фасад. В центре святые Борис и Глеб

Северный фасад. Апостолы Петр (справа) и Павел

Южный фасад. Конные святые воины Дмитрий Солунский (с мечом) и Прокопий.

Западный фасад. Конные святые воины. Справа — Георгий Каппадокийский (Победоносец)

Интересны еще две изображенные на фасаде композиции.

Вознесение Александра Македонского

Александр Македонский, вознесение. Южный фасад

Всеволод с сыновьями?

На северном фасаде можно найти изображение мужчины, который сидит, держа на коленях ребенка. С обеих сторон его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображен Всеволод с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому он и получил прозвище Большое Гнездо. Только непонятно, почему у Всеволода здесь нет бороды.

Всеволод III


Однако, есть еще одна версия, согласно которой здесь изображен не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями.

Гипотеза относительно окраски соборов

Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми.

Однако, на фотографиях XIX века можно увидеть разные варианты окраски фасадов Дмитриевского собора - " белый орнамент на темном фоне " и " темный орнамент на белом фоне ". Белый орнамент на темном фоне выглядит так (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.):

Вид с северо-востока. Барщевский И.Ф. 1883 г.

А это уже темный орнамент на белом фоне:

Северный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И.(?) 1883-1897 гг.

Южный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И. 1883-1897 гг.

Владимир. Дмитриевский собор с юго-востока. Прокудин-Горский 1911 г.

Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза.

А в Подмосковье есть храм, который православная церковь отказывалась освящать . И он тоже представляет огромный интерес.


Дмитриевский собор – древний белокаменный храм во Владимире. Историки относят его постройку к XII веку, однако годы строительства определены весьма приблизительно. Церковь является достоянием культуры России, находится под охраной ЮНЭСКО.

Экскурс в историю

В летописях нет точной даты строительства собора. Первое упоминание о нем встречается в перечне построек, которые оставил после себя князь Всеволод Большое Гнездо. Храм был посвящен его небесному покровителю - Дмитрию Солунскому. В оставшихся письменных свидетельствах сказано, что церковь строилась в период 1194-97 годов. В 1990 году были найдены летописи 1191 года, в которых упомянут белокаменный храм Владимира. Споров вокруг даты строительства нет, но уточнения будут происходить и дальше, по мере прочтения новых документов.

дмитриевский собор, резьба

Основным строительным материалом для здания стал известняк. Считается, что над церковью трудились исключительно русские мастера, научившиеся к этому моменту всем премудростям возведения больших храмовых построек. Но вмешательство иностранцев все же прослеживается. Эксперты считают, что участие в работах принимали болгары и сербы. В пользу этой теории говорят общие черты в убранстве собора, характерные для Средневековья, объединяющие Византийскую и Балканскую школы архитектуры.

В 1197 году Дмитриевский собор во Владимире получил великую святыню – из Солунской базилики святого Дмитрия прибыла большая икона с изображением святого, а также серебряный кованый ковчег, где хранилась частица одежды, окропленная кровью мученика. В 1237 году собор постигла участь почти всех храмов на территории Руси – он был разграблен и осквернен татарами. В 16 и 17 веках храм сильно пострадал от пожаров.

дмитриевский собор во владимире

Ремонты и реставрации

После всех трудов Владимирский собор безвозвратно утерял часть своей идентичности, также был нанесен урон конструкции здания. В 1840-47 годах произошло еще одно "обновление", теперь внутри храма древние фрески погибли, на их месте появилась новая роспись. Также был опущен пол, установлен новый иконостас, а для прохода на хоры внутри помещения установили винтовую лестницу.

Архитектура

Дмитриевский собор во Владимире до наших дней дошел в виде одноглавой церкви с четырехстолпной конструкцией и тремя полукруглыми аспидами. При строительстве церковь окружали галереи с башнями. Галерейные переходы соединяли храм с княжеским дворцом, по ним князь с семейством отправлялись на богослужения.

дмитриевский собор 12 век

Фасад собора разделен на три яруса. Нижняя часть лишена декора – ранее ее скрывали галереи. На втором уровне расположены аркатурные колонны, создающие единый пояс, дополненные фигурами святых, мифических животных и стилизованными растительными орнаментами. На верхнем, третьем ярусе, прорезаны узкие окна, вся внешняя поверхность стен покрыта искусной резьбой по камню. Купольный барабан также украшен каменной резьбой и увенчан золоченым куполом, формой напоминающим шлем русского витязя с массивным крестом, выполненным из позолоченной меди.

Частично украшения собора были утеряны, подлинники сохранились лишь на западном фасаде, частично на пряслах центрального и северного фасадов. Большая часть утерянной резьбы была восстановлена в 19 веке. Фундамент глубиной более 1 метра состоит из двух ярусов. Для верхней части использован грубо отесанный камень, нижняя часть выложена булыжником, туфовым ломом. Камни скреплены известковым раствором, смешанным с песком. Ширина стенок основания шире стен собора на 68 сантиметров и выступает на внешнюю сторону в виде высокого цоколя.

После 1917 года

В 15 веке собор почти не посещался и стал бесприходной церковью. После проведенной реконструкции в 1847 году он вновь обретает приход. В 1883 году в храм проводят отопление, с южной части возводится звонница, на данный момент утерянная. После 1917 года храм закрывают и передают на баланс владимирскому музею. В 1918 году трудами реставраторов внутри храма были обнаружены фрески 12 века. В 1919 году в соборе полностью прекратили отправлять службы. Реставрационные работы начались в 1937 году и не прекращались даже в годы войны.

Архитекторы и реставраторы долгое время бились над решением проблемы сохранения белого камня, ее удалось развязать только в наше время. К 2004 году в ходе очередного этапа реставрации белый известняк покрыли пластической смесью. Также были установлены водоотводы и водосточные трубы. Купол увенчали новым крестом.

дмитриевский собор век

Внутри собора

Внутри собора создан микроклимат, позволяющий сохранить открывшиеся фрески и небольшую, но ценную экспозицию. В алтарной части находится копия древнего креста. На каркас 18 века в 1957 году закрепили латунные листы. Высота всей конструкции более 4 метров, размах перекладины креста – 2,7 метра. В экспозиции находится несколько фрагментов позолоченной меди от первоначального креста 12 века.

Дмитриевский храм был закрыт на длительную реставрацию, посетить музей стало возможно с 2005 года. Из сохранившихся фресок сегодня можно увидеть изображения 12 апостолов и ангелов позади них, композиция написана в центральном своде собора. Под хорами находится роспись со сценами рая. Главные особенности Дмитриевского собора – это его многочисленные резные украшения и древность постройки.

При храме нет некрополя, но есть единственное захоронение - здесь покоится граф Воронцов. Он был первым губернатором Владимира и завещал похоронить свои останки в соборе, из уважения к его заслугам его воля была выполнена. В соборе хранятся несколько реликвий – икона Дмитрия Солунского и ковчег-мощевик. Эти экспонаты являются копиями, оригиналы находятся в музеях Москвы.

особенности дмитриевского собора

Посещение музея

В Дмитриевском соборе Владимира пять раз в году проводятся богослужения. Главным праздником по-прежнему остается день памяти Дмитрия Солунского – 8 ноября. В остальное время это музей, где главным экспонатом является сам храм.

Время работы экспозиции:

  • Понедельник – четверг – 10:00-16:00.
  • Пятница, воскресенье – 10:00-17:00.
  • Суббота – с 10:00 до 18:00.

Адрес – улица Большая Московская, строение 60.


  • Автобусы маршрутов № 28, 12С, 22, 26, 15 или 25.
  • Троллейбусом маршрутов № 5, 1.

Успенский собор

Во Владимире стоит еще один древнейший православный храм – Успенский собор. Первый камень был заложен князем Андреем Боголюбским еще в 1158 году. Он высится на берегу Клязьмы и когда-то был способен вместить все население города. После пожара 1185 года его значительно расширили с тем, чтобы одновременно его могли посетить свыше 4000 прихожан, приказ об этом отдавал Всеволод Большое Гнездо.

На протяжении трех веков (12-14 в.) Успенский собор главенствовал на Руси, был одним из ее символов и резиденцией нескольких митрополитов. Именно в нем хранилась чудотворная икона Божией Матери - самая почитаемая русская православная святыня.

Расписан собор был в 1161 году, от первоначальных фресок осталось лишь несколько фрагментов. Повторное нанесение фресок провели в 15 веке, мастерами, трудившимися в соборе, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Их работы также сохранились фрагментарно. Большая часть сохранившихся росписей относится к 19 веку.

успенский и дмитриевский соборы

В настоящее время Успенский и Дмитриевский соборы считаются жемчужинами русского зодчества, они хранят память поколений мастеров и символизируют историческое единство Руси. В Успенском соборе проводятся богослужения в выходные и праздничные дни, он является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии.

Отзывы

Дмитриевский собор век за веком подтверждает свою уникальность и значимость для русской культуры. К нему ежегодно приезжают тысячи туристов, и для всех белокаменный храм становится некоторым откровением. Посетители рассказывают, что резьба на стенах необыкновенно красива и почти нигде больше не встречается. Рассматривать ее можно бесконечно, настолько ее много на каждом из фасадов.

Некоторые посетовали, что экспозиция внутри храма очень скромная, но компенсируется архитектурой и красотой постройки. Не всем удалось попасть внутрь собора, но рядом расположена смотровая площадка, откуда открывается вид на реку и окружающий пейзаж. Большинство туристов рекомендуют посетить Дмитриевский собор, чтобы лично ощутить дыхание времени и связь поколений.

Читайте также: