Дикае паляванне на караля стаха сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Сюжетную основу произведения составляет мистическая семейная легенда, передающая некое проклятие, нацеленное на уничтожение рода, в итоге оказавшегося обычным преступным замыслом.

События повести разворачиваются на территории Белоруссии в период конца XIX столетия. Главный герой произведения, от лица которого ведется повествование, представляется автором в качестве молодого ученого-фольклориста Андрея Белорецкого, занимающегося сбором старинных легенд и приданий, сбившегося с дороги во время бурана и попавшего в родовой замок семейства Яновских.

В замке Андрей знакомится с главной героиней повести, представленной в образе Надеи Яновской, являющейся последней представительницей своего рода. Надея изображается в качестве восемнадцатилетней девушки, отличающейся хрупкой неземной красотой. При этом из-за длительного страха, преследовавшего ее с детских лет, печать ужаса отражается на бледном лице девушки.

Именно Надея посвящает Белорецкого в историю семейного проклятия, якобы возникшего в результате совершенного ее дальним предком предательства.

Белорецкий узнает по посещающих замок призраках, являющихся предвестниками предстоящей гибели Надеи, в виде Дикой охоты, группы немых всадников, свободно и бесшумно передвигающихся по болотам, не оставляя следов, Малого человека, существа маленького роста, имеющего очень длинные пальцы, заглядывающего в ночные окна, а также Голубой Женщины, сошедшей со старинной картины.

Всех этих героев Белорецкий, будучи гостем замка, удостаивается встретить, чуть было не погибнув от преследования Дикой охоты.

Образ Дикой охоты используется в повести в качестве символа в виде надвигающегося ужаса прошлого, апокалипсиса, грядущей смерти.

Разобраться в происходящих странных событиях в замке Яновских Белорецкому помогает второстепенный персонаж повести в лице Рыгора, обычного крестьянина, охотника, хорошо знающего местные леса, отличающегося внешней суровостью, но при этом являющегося добрым человеком. Кроме того, в расследованиях Андрея ему оказывает помощь Светилович, бывший студент Киевского университета, отличающийся светлой, наивной, открытой душой, но при этом обладающий решительностью и твердостью. Однако, став верным другом Белорецкого, Светилович погибает в битве со всадниками Дикой охоты.

В итоге семейное проклятие оборачивается обыкновенным преступным сговором, целью которого является присвоение замка. Организатором этих события оказывается дальний родственник семьи Яновских в лице Дуботовка, представляющего веселым дедом-балагуром, располагающим к себе окружающих, но в душе являющимся хитрым, безжалостным человеком, пытающимся завладеть имуществом Яновских.

Дуботовк задумывает доведение Надеи до состояния сумасшествия, представив в роли Малого Человека слабоумного молодого человека, на роли всадников Дикой охоты подговорив нескольких приятелей, отличающихся жестокостью, под командованием Алеся Ворона, верного сообщника Дуботовка, надменного и вспыльчивого молодого шляхтича, а Голубой Женщиной становится сама Надея, страдающая лунатизмом и бродящая по ночам в сомнамбулическом сне.

Финал повести оказывается счастливым, поскольку преступный замысел раскрыт, всадники Дикой охоты попадают под гнев местных мужиков, погибнув от их рук, а Андрей Белорецкий предлагает Надее Яновской руку и сердце, женившись на девушке и покинув вместе с ней замок, рождающий неприятные воспоминания. В самом конце произведения автор вскользь упоминает о беременности Надеи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Короткевич - Дикая охота короля Стаха. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Председатель горисполкома Лосев находится в командировке в Москве. Он промок под дождем и решил зайти на выставку картин. Просмотрев выставку, Лосев обратил внимание на картину, где была изображена русская природа: речка, деревья на берегу

18 век, восстание альбигойев. Ватикан посылает крестовый поход. Начинается действие, сторож Бертран распевает песню, которая многократно повторяется на протяжении всей пьесы

Согласно преданию, в глухой части горного массива Эквадорских Анд находится Страна Слепых, отрезанная от остального света. Когда-то ещё можно было туда добраться, хоть дорого была нелёгкой. Но после страшного извержения вулкана

Виви Уоррен – двадцатидвухлетняя девушка, недавно закончившая Кембридж. Это очень целеустремленная особа – в университете она заняла третье место на экзамене по математике, что считалось довольно престижным


Произведение представляет собой нетипичную для литературы того времени стилизацию под готический роман — все элементы на месте, только вместо сумрачных болот Девоншира белорусские топи, а высокомерных английских аристократов сменила местная шляхта. Сюжет довольно-таки прост — главный герой, фольклорист Андрей Белорецкий в конце 19 века путешествует по стране, собирая народные сказки и легенды. В одну ненастную ночь он, чудом избежав участи утонуть в болотах, попадает в старинную усадьбу Болотные Ялины, где его встречает запуганная красавица-хозяйка. Зовут ее Надея Яновская; она — последняя наследница древнего проклятого рода. Когда-то ее предок Роман Старый предал и убил своего побратима, гордого короля Стаха, боровшегося за независимость своего края. Бытует легенда, что перед смертью Стах пообещал свою душу дьяволу, дабы вернуться с того света и извести весь род Яновских до двенадцатого колена. За два года до событий книги погиб отец Надеи, а теперь призраки убитых всадников пришли и по ее душу. Покоя нет даже в сумрачных залах родного дома. С портрета в картинной галерее сходит привидение Голубой Дамы, в пустых коридорах слышны шаги, а в окна заглядывает уродливый Малый Человек Болотных Ялин. Заинтригованный легендами и очарованный хозяйкой, Белорецкий решает остаться в усадьбе и докопаться до истины.


Однако, тот же эффект не срабатывает, когда автор начинает повесть о доведенном до отчаяния народе. Да, есть действительно мощные сцены, когда главный герой, посетив пир в поместье опекуна Надеи, встречает девушку из разграбленной деревни с умирающим от голода ребенком. Но затем автору просто изменяет чувство меры. Так, мы внезапно узнаем, что белорусские шляхтичи на охоте отогревали замерзшие ноги, спрятав их во внутренностях распоротых животов провинившихся холопов. Тут не сдерживается даже переводчик, замечая, что хотя знать и могла делать все, что ей заблагорассудится, ни одного упоминания о подобных случаях не существует.



Кадр из одноимённого кинофильма (1979, реж. Валерий Рубинчик).

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Такое рознае каханне

Перада мною кніга У.С. Караткевіча “Дзікае паляванне караля Стаха”. Колькі важнага і сур’ёзнага ў змесце аповесці! Але пагаварыць я хачу пра Надзею Яноўскую – адну вельмі тонкую ва ўсіх адносінах гераіню гэтай аповесці, гаспадыню маёнтка Балотныя Яліны.

Вось якой паўстае яна перад вачыма Андрэя Беларэцкага: “ Маленькая ростам, худзенькая, танюткая, як галінка, з амаль неразвітымі клубамі і ўбогімі грудзямі, з блакітнымі жылкамі на шыі і руках, у якіх зусім, здавалася, не было крыві, – яна была слабай, як сцяблінка палыну на мяжы.

Вельмі тонкая скура, тонкая доўгая шыя, нават прычоска нейкая незразумела невыразная. ”

Калі чытаў, калі ўпершыню знаёміўся, думаў, што з гэтай недарэкі ні я, ні галоўны герой кнігі не будзем мець цікавасці. А выйшла якраз наадварот…

Чым далей знаёміўся з ёю, чым “бліжэй” пазнаваў, тым ясней разумеў глыбіню аўтарскай задумы: моц тоецца ўнутры нас, яна не на паверхні. І калі абудзіць прагу да жыцця, гэта дасць сілы, зменіць да непазнавальнасці, асабліва калі даць надзею, надзею на лепшае!

Думаю, што і імя ў гераіні невыпадковае. Якія прыгожыя імёны носяць беларускія жанчыны! Але, тым не менш, менавіта “Надзея” – імя, якое ідзе поруч з “Любоўю” і прарочыць будучыню.

Магчыма, тым самым Уладзімір Сямёнавіч хацеў сказаць, што не страчвае надзеі на лепшае ў беларускай прагрэсіўнай шляхце, з якой усё самае лепшае і ўсе самыя лепшыя здавён…

Не дзеля грошай і раскошы, а дзеля гонару і годнасці ўсё ў гэтым жыцці – сцвярджае пісьменнік. “Многім холадна жыць на зямлі. Вінаваты ў гэтым людзі, якія прагнуць улады, непасільнай, немагчымай для чалавека. Вінаваты таксама і грошы, з-за якіх людзі хапаюць адзін аднаго за глотку ”, – так разважае А. Беларэцкі. Але менавіта ён “цепліць” надзею сваёй новай знаёмай, што “такія рэчы, як каханне, як сяброўства ” таксама не зніклі. Як жа без іх?

Напэўна, каханнем, цеплынёю, дабрынёю, клопатам і простай сваёю прысутнасцю побач Андрэй Надзею змяняе да непазнавальнасці. Менавіта яна “прымусіла” яго да гэтага, калі прасіла застацца, затрымацца, пабыць, гаворачы, што “ гэта вельмі добра, калі поруч ёсць людзі”.

У гэтым, на мой погляд, У. Караткевіч не новы. Даўно вядома ўсім нам, што чалавеку патрэбен чалавек. Гэта прысутнасць не дазволіць “ холадна жыць на зямлі ”.

Надзея чакала свайго чалавека, а Андрэй знайшоў яго выпадкова, ні на што не разлічваючы, проста застаючыся мужчынам, сапраўдным і надзейным.

Чалавек спавядаецца толькі ў царкве або перад тым чалавекам, якому вельмі давярае, які яго адбітак – люстэрка. Надзея “спавядалася” Андрэю: “ Каб вы ведалі, колькі крыві, забойстваў, сірочых слёз, звычайнага бруду на кожным шляхецкім гербе! Колькі забітых, зашмаганых да смерці, пакрыўджаных! Мы не маем права на існаванне, нават самыя сумленныя, самыя лепшыя. У нашых жылах не блакітная, а брудная кроў. Няўжо вы думаеце, што ўсе мы, да дваццатага калена, не павінны адказваць за гэта, адказваць жахам, галечай, смерцю? Мы былі такія абыякавыя да народа, які пакутаваў з намі поруч і ад нас, мы лічылі яго быдлам, мы лілі віно, а яны лілі кроў. Яны не бачылі нічога, акрамя дрэннага хлеба” .

Пасля гэтых слоў ён па-іншаму гляне на яе – “са здзіўленнем”, як піша аўтар. І толькі тут ён зразумее, што ніякая яна не непрыгожая, што перад ім “незвычайная дзяўчына, прыгожая дзіўнай, трохі вар’яцкай прыгажосцю”.

Каханне дорыць нам крылы. Фундамент кахання, на мой погляд, гэта любоў. Паняцце гэта глабальнае. Але калі даць самае простае тлумачэнне, то можна сказаць так: гэта самаахвярнае служэнне, жаданне памерці або перамагчы ў імя каханай, рызыкаваць сабою, абы толькі жыў той, кім ты бясконца даражыш.

“Яна ляжала ў маіх абдоймах, і як быццам ціхая музыка пачала найграваць недзе, можа, у маёй душы. Ціхая-ціхая, далёкая-далёкая, пяшчотная: пра сонца, малінавыя ад канюшыны лугі пад дымнай бліскучай расою, пра залівісты спеў гівала ў шатах вялікіх ліп. Яе твар быў такі спакойны, як у спячага дзіцяці” – вось яно, простае зямное каханне, якое, на жаль, дадзена перажыць далёка не кожнаму на зямлі. І шчаслівы той, у жыцці каго яно было!

Андрэя каханне таксама змяніла: “ Я не саромеўся гэтага. Да гэтага часу ў мяне, як амаль ва ўсякага здаровага, маральна неразбэшчанага і пазбаўленага залішняй пачуццёвай цягі чалавека, былі да жанчын роўныя сяброўскія адносіны, часам нават не пазбаўленыя нейкай незразумелай агіды. Так яно і павінна быць, пакуль не прыходзіць Сапраўднае ”.

Быць самім сабою, у суладдзі з сусветам пачуццяў, жыць ярка, на ўсю моц, любіць гэта жыццё і па гэтай прычыне баяцца смерці – вось што такое каханне, вось якая адказнасць за пачуццё, калі яна ўсяго толькі, як кажа Андрэй, “спадзявалася на мяне”.

І дзякуючы гэтаму прадаўжаецца жыццё, нараджаюцца шчаслівыя людзі, нязводным застаецца людскі род…

YouTube
Instagram

Этот образ, пожалуй, один из самых запоминаемых в белорусской литературе.

Может быть, самый запоминаемый, настоящий современный миф. А что? В России уже давно изучают современную мифологию, в том числе имеющую литературные истоки, поскольку поняли, насколько это важно. Даже литература фанфикшен (то бишь любительские продолжения популярных произведений), изучается в этом ключе — ведь в ней массы людей выказывают собственные комплексы, стереотипы, чаяния и т.д., выявляя все то же коллективное бессознательное.

Но парадокс — все же литературный юбилей мы отмечаем не Андрея Белорецкого, а Дикой охоты короля Стаха!

«Цьмяныя ценi коннiкаў беглi ад дарогi наўскос да дрыгвянiстай лагчыны. Веялi па ветры плашчы–велеiсы, коннiкi прама, як лялькi, сядзелi ў сядле, i нiводны гук не далятаў адтуль. Менавiта ў гэтым маўчаннi i было самае жахлiвае. Нейкiя светлыя плямы выдзялялiся на гэтым туманным фоне. А дваццаць першы скакаў наперадзе, не матляючыся ў сядле, вочы яго закрываў нiзка насунуты капялюх з пяром, твар быў змрочны i бледны, вусны падцiснуты.

Он обладает талантом воина, смел, решителен и, как принято в исторических романах, мечтает о народном счастье. Как сегодня сказали бы, харизматичный национальный лидер. Он доверчив, щедр и благороден — охотно прощает врага, Романа Яновского, когда тот предлагает дружбу, одаривает его. Более того — во время охоты спасает от болотной рыси, рискуя собственной жизнью.

Роман убивает Стаха предательским ударом в затылок. Убиты или тяжело ранены сподвижники короля. Привязанные к коням, умирающие борцы за свободу уносятся в ночь, меняя свою сущность, призывая силы тьмы. Теряя свое изначальное призвание.

Дикая охота короля Стаха времен Белорецкого служит угнетателям, против которых изначальный король Стах боролся, терроризирует тех самых мужиков, во имя счастья которых мужицкий король собирался воевать. Но бросается теми самыми лозунгами о каре предателям. Парадокс?

Но разве мало мы знаем примеров из истории, когда благородная идея превращалась в свою противоположность?

Король Стах, которого встречает Андрей Белорецкий, и вовсе демоничен: мрачный, бледный, с поджатыми губами.

Почему происходит такая страшная подмена?

Как же воспринимается округой Болотных Ялин охота короля Стаха? Неодолимая, аморфная темная сила, которой невозможно сопротивляться. Она действует не только в союзе со сверхъестественным. В ней неразличимы отдельные элементы — обозначен только предводитель. И что же происходит, когда люди решаются восстать против инфернальной силы?

А тот, кто взял на себя функции короля Стаха, предводитель тьмы — вот он: толстый, жизнелюбивый и жадный шляхтич Дубатовк, истово целующий ноги Красоте (своей подопечной Надее Яновской), но безжалостно лишающий ее рассудка эрудированный человек — и использующий это знание для фальсификации.

Фраза летописца напоминает постулаты психоанализа Карла Густава Юнга, который призывал осмыслить свои кошмары, темную сторону своей личности, свою Тень, потому что, только поняв и приняв это в себе, можно стать личностью. Белорусская история, вмонтированная Короткевичем в роман, трагична и иногда страшна, но это — история. Если мы замалчиваем какие–то ее страницы, отказываемся от чего–то — мы обедняем себя. Неразоблаченные кошмары повторяются.

Архетип Тени очень даже ложится на образ Дикой охоты.

В средние века этот миф был особенно распространен в Германии. В более поздний период — в Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции, Ирландии. Дикая охота — обычно группа из 20 — 30 призрачных охотников с собаками (у Короткевича — 20 плюс предводитель). В Скандинавии в древности это представляли как охоту бога Одина. Кто встретится с ним — попадет в некую призрачную страну, кто заговорит — погибнет. В Северной Германии дикой охотой предводительствовала дама по имени Холда, или Госпожа Голла, чьей предшественницей ученые желают видеть богиню Луны, какую–нибудь античную Диану или Гекату. С дамой этой встречаться тоже нежелательно. Поскольку грешников ее собаки загоняют прямиком в ад. А вот в Британии предводителем дикой охоты считался не кто иной, как король Артур! Это вообще близко к нашему королю Стаху, правда? Артур тоже был предан — женой и своим лучшим рыцарем. Кстати, во Франции главой призрачной охоты является тоже герой не из последних — сам великий рыцарь Роланд! Использовали этот образ многие писатели мира, художники, композиторы. И в фэнтези, и в компьютерных играх, и в музыке металлистов. Есть дикая охота в сказках Андерсена. Испанский романтик Густаво Адольфо Беккер написал о дикой охоте, которую возглавляет юноша, погибший по прихоти капризной красавицы. Призрачные охотники и свора их собак гоняют умершую красавицу вокруг могилы жертвы ее каприза.

Но понятно одно. Пятьдесят лет назад в белорусской литературе появился миф, один из тех, на которых литература и входит в историю и в вечность. Король Стах и его призрачная охота.

Читайте также: