Диагностическая работа по русскому языку 10 класс сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • 1) Функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли автора текста, выполняют слова то есть, тогда, итак, именно.
  • 2) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (тогда, спустя много лет).
  • 3) Воздействие на читателя достигается путём использования в тексте слов и выражений, передающих чувства автора (заворожить, признаться в любви, роскошь).
  • 4) В тексте используются глаголы в форме повелительного наклонения (помните, любите), что позволяет создать ощущение живого диалога с читателем.
  • 5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как отличается эмоциональностью, высокой степенью воздействия на читателя.

2)Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении второго абзаца. Запишите этот подчинительный союз.

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении второго абзаца текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РАБОТА, -ы, ж.

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. снятА, крАлась, кровоточАщий, закУпорила, засЕлена.

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. При невозможности УПЛАТЫ налога и пени налогоплательщик вправе рассчитывать на предоставление отсрочки или рассрочки. Я огляделся, стоя посреди тесной каморки, стал обдумывать своё БЕДНОЕ положение. Вся прежняя смелость исчезла, и я робела, как робеет ОБВИНЁННЫЙ в преступлении перед приговором суда. Когда мы говорим с ним о работе, обычно я оказываюсь во всём виноват, так что это процесс не очень ПРОДУКТИВНЫЙ. Но стук повторился – чёткий, РИТМИЧНЫЙ, и тут из темноты вдруг выплыло и прижалось к стеклу лицо Лины.

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

  • 1) притираться, убирать, расположение
  • 2) безотлагательный, усмирить, соберу
  • 3) прозорливый, (огромная) косатка, упомянуть
  • 4) приращение, разжимать, блестящий
  • 5) неприкасаемый, загоревший, перескочили
  • 1) р..зослать, пр..контролировать, д..жевал
  • 2) пр..высить, пр..способиться, пр..мыкающий
  • 3) и..худавший, не..гораемый, ра..щедриться
  • 4) пред..дущий, с..гранность, двух..гольчатый
  • 5) об..ёмный, двух..якорный, меж..ярусный
  • 1) фасол..нка, перешаг..вать
  • 2) застенч..вый, добр..нький
  • 3) отреш..нный, (он нелеп и) смеш..н
  • 4) клеёнч..тый, досух..
  • 5) пальт..цо, молодц..ватый
  • 1) (они) дополн..т, (они) зате..т
  • 2) (вы) вытерп..те, незыбл..мый
  • 3) посе..нный, завис..щий
  • 4) бор..мся, биоразлага..мый
  • 5) колебл..щий, разве..вший

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ЖЕЛАВШИЙ обидеть других, он всегда очень тщательно подбирал слова перед тем, как высказать критическое замечание. Оля (НЕ)ДЫША, с замиранием сердца смотрела на величавый закат. Гости, как ни странно, были ничуть (НЕ)СМУЩЕНЫ этим неловким разговором. Это была, стоит отметить, в высшей степени (НЕ)ПРОСТАЯ для всех нас задача. Отец объяснял внезапную ссору (НЕ)ЧЕМ иным, как вспыльчивостью моей матери.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Митька появился в какой-то странной кепке, сдвинутой (НА)БЕКРЕНЬ, но на плечи было небрежно наброшено всё ТО(ЖЕ) старое, сильно потёртое коричневое пальто. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ целой недели я занимался только тем, что с утра до позднего вечера гулял по лесу, наблюдая (ЗА)ТЕМ, как лес потихоньку из зелёного превращается в золотисто-багряный. Мы почти каждый день ползали (ВО)КРУГ яблони дяди Гены и собирали опавшие яблоки, а завидев его, бежали оттуда (БЕЗ)ОГЛЯДКИ. Пока я со своей собакой сидел на скамейке и смотрел куда-то (В)ДАЛЬ, ко мне подошла (БЕЛО)КУРАЯ девчушка и попросила разрешения погладить пса. Кэти стояла и смотрела на меня (В)УПОР – было сразу ясно: она пришла, ЧТО(БЫ) поговорить о чём-то очень серьёзном.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Стари(1)ый замок XV–XVI веков был расположен высоко на горе, по обеим сторонам дороги, ведущей к нему, были зажже(2)ы факелы; внутре(3)ий двор, обнесё(4)ый колоннадой, был превращён в концертный зал под открытым небом: устрое(5)а небольшая сцена, на посыпа(6)ом то ли мелкой галькой, то ли песком земля(7)ом полу установле(8)ы стулья.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) На территории старинной городской усадьбы росли берёзы и клёны и каштаны. 2) Вчера вечером дул сильный ветер и лил дождь. 3) Мы сидели около большого кирпичного камина и бабушка рассказывала нам сказки. 4) Лиля была актрисой не только театра но и кино а также вела несколько телепередач. 5) Ближайшие выходные мы проведём либо на озере либо в лесу.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Старички (1) сидевшие на веранде (2) принялись обсуждать последние события (3) значительно поджимая губы (4) и (5) обменявшись наконец оценками (6) стали пить чай.

18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Залетевший к нам в комнату шмель, – я ему помог Через форточку выбраться, лист поднеся бумаги И подталкивая, – он-то сопротивлялся, шок Испытав и (1) сомнительным образом (2) в передряге Проявив себя этой, растерян и бестолков… Очень долго – о комнате: в комнате нет травы И цветов полевых и садовых, но (3) есть обои, На которых разбросаны тени цветов (4) увы (5) И ужасны (6) конечно (7) сознания перебои, О бумаге, просунутой пленнику под живот – Глянцевитая плоскость и страшное шелестенье, О таинственной тени: казалось (8) сейчас прибьёт, И чудесном своём сверхъестественном избавленье. (А.С. Кушнер)

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока я слушал долгий рассказ старика (1) уже стемнело (2) так что я попрощался и пошёл в свою комнату на втором этаже (3) из окна (4) которой (5) можно было выйти на крышу (6) чтобы в тишине любоваться звёздами.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я оставил денег, написал на листке телефон моего друга (1) который после обеда должен приехать вместе с сиделкой (2) и сказал (3) чтобы сестра больше ни о чём не переживала (4) что люблю её (5) и (6) что мы обязательно увидимся (7) когда я снова буду в Ереване.

Некоторые задания с варианта РЯ2110102:

2)Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту вводное слово (вводную конструкцию).

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВОЗВОДИТЬ, возвожу, возводишь.

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. созЫв прибЫл убыстрИть стАтуя приручЁнный

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Стоит сказать о том, что именно в нашей стране впервые изобрели аппарат искусственного кровообращения, без которого было бы невозможно развитие трансплантологии.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

  • 1) парадоксальный, содержимое, период
  • 2) трепетание, стилизованный, покориться
  • 3) берёза, сожалеть, поплавок
  • 4) старинный, постелить, уберечь
  • 5) освещение, оснастить, уронить
  • 1) пр..обрести, непр..рывный, пр..страстие
  • 2) во..хваляющий, бе..компромиссный, ра..пробовать
  • 3) вз..ерошенный, ад..ютант, пред..явить
  • 4) без..нвентарный, с..мпровизировать, пост..мпрессионизм
  • 5) на..пись (на книге), о..душина, испо..тишка
  • 1) выпяч..вать, удоста..вать
  • 2) проповед..вать, (старая) рубаш..нка
  • 3) алюмини..вый, кирпич..к
  • 4) желт..зна, обналич..л
  • 5) (мой) однофамил..ц, затм..вать
  • 1) хохоч..щий, слыш..вший
  • 2) поджар..нный, независ..мый
  • 3) несдерж..нный, (огни) блещ..т
  • 4) прицел..шься, (он) переч..т (родителям)
  • 5) расходу..шь, (он) брызж..т (водой)

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Постановка, несмотря на всеобщее восхищение, мне показалась ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ, даже скучной. Молчание длилось очень (НЕ)ДОЛГО, однако нам обоим оно было тягостно. Лампа горела тускло – (НЕ)ЯРЧЕ свечи. Друзья, (НЕ)ОБРАТИВШИЕ внимания на появление Толика, продолжали спорить о способах доказательства теоремы. Наташа появилась на пороге моего дома внезапно – в тот момент, когда я была (НЕ)ГОТОВА к приёму гостей.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На разостла(1)ой газете были разложе(2)ы и расставле(3)ы, не без уклона в сторону буржуазности, полдюжины краше(4)ых яиц, жаре(5)ая курица, кулич, увенча(6)ый сахарным розаном.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Как в гостиной так и в столовой было множество сувениров из разных стран. 2) На подоконнике у тёти Лиды отлично росли и базилик и укроп и петрушка. 3) Было уже достаточно светло и по этой причине мы не стали включать свет однако зажгли всё-таки несколько свечей. 4) Маленькая красноухая черепашка то вылезала на камень и грелась там то снова спускалась в воду. 5) Я постоянно видел деда Иллариона либо с газетой либо с глянцевым научным журналом в руках.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ребята вернулись на станцию, потом долго сидели на перроне (1) ошеломлённые (2) вдруг наступившей (3) разлукой со спутниками (4) сделавшимися, считай, друзьями (5) и (6) глядя вслед (7) давно уже отбывшему (8) эшелону (9) молчали.

18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Хорошо, если хор в верхней ноте подтянет, Подтянется вместе с тобою. Кто во что, но душевно и в корень, И корни поладят с душой. Разве (1) что-то не так? Вроде (2) всё как всегда, То же небо опять голубое. Да (3) видно (4) что-то не так, если стало вдруг так хорошо. Да только (5) что тут гадать? Высоко до небес. Да рукою подать до земли, чтоб месить тили-тесто. Если ты ставишь крест на стране всех чудес, Значит (6) ты (7) для креста выбрал самое верное место.

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я хорошо помнил (1) что отец (2) когда мы с братьями были маленькими (3) часто устраивал дни поиска клада (4) так что, оказавшись в доме моего детства, я пошёл искать наши карты местности (5) на обратной стороне (6) которых (7) мы вместе составляли списки потенциальных сокровищ.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мне кажется (1) что по смеху можно узнать человека (2) и что (3) если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых вам людей (4) то можно смело говорить (5) что этот человек хороший.

Два противоположных характера тоже могут дружить. Дружба — равенство и сходство. Но в то же время дружба — это неравенство и несходство. Друзья нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дарит свой опыт, другой обогащается опытом. Один, помогая молодому другу, познаёт свою силу. Другой, слабый, познает в друге свой идеал. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, заслуги. Друг тот, кто разоблачает тебя за плохое. (105 слов)

Микротемы:

  1. Как становятся друзьями? Дружить могут люди разных профессий.
  2. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. В дружбе один даёт, другой получает.
  3. Друг — это тот, кто ценит за хорошее и разоблачает за плохое.

Ответы для 1 варианта

1)Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ: 23

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

Ответ: 124678

Ответ: приняли с неохотой

Ответ: 35

Ответ: 145

Ответ: 25

8)Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову МЧАТЬ (предложение 10). Напишите этот синоним.

Ответ: катать

Ответы для 2 варианта

  • 1) бояться потепления (предложение 1)
  • 2) выводит избыток (предложение 2)
  • 3) которая проанализировала (предложение 3)
  • 4) опасность сильно преувеличена (предложение 4)
  • 5) который находится (предложение 6)

Ответ: 35

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Ветер свищет между стволами вековых сосен(1) наклоняет стройные ели(2) качая их острыми верхушками(3) и осыпая(4) пушистый снег(5) с печально поникших зеленых (6)ветвей(7)бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной(8) а дремучий лес стоит(9) точно в глубоком раздумье(10) колышет темные вершины.

Ответ: 1278910

Ответ: ветка ели

Ответ: 34

Ответ: 12

Ответ: 35

8)Лексический анализ. Найдите в тексте контекстные антонимы к слову ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ (предложение 26). Напишите один из них.

Ответ: замкнутым, застенчивым

На выполнение диагностической контрольной работы по русскому языку отводится 1 час 20 минут ( 8 0 минут). Отве т ами к заданиям 1–2 1 являю т ся число, слово, словосочетание или последовательнос т ь чисел и сло в .

Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и несколько вариантов ответа, среди которых может быть от 2 до 4 правильных и оценивается 1 баллом, за исключением задания 8 (оно оценивается 5 баллами)

Общее содержание диагностической контрольной работы направлено на проверку знаний учащихся по орфоэпии, лексике, морфологии; орфографической, пунктуационной и речевой грамотности.

Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1-3.

(1)Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. (2)Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. (3) современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.

1. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.

2) Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.

3) Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.

4) Учёные считают, что сохранение культурной специфики народов и наций и её защита –это ключевой момент человеческого прогресса и самовыражения.

5) По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.

2. Самостоятельно подберите наречие , которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДА́ , -ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен.

1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на которой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).

2. ед. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.

3. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

тОрты зАвидно дОверху обеспЕчение танцОвщица

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Вчера состоялся очередной матч третьего ОТБОРОЧНОГО тура

Послышались отдалённые раскаты грома, небо заволокло тонкой пеленой, и первые ДОЖДЛИВЫЕ капли упали на землю.

Алексей — человек порядочный, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу.

К сожалению, методы рекламы не всегда можно назвать ЭТИЧНЫМИ.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово .

Этот неординарный год принёс для людей много неожиданных сюрпризов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

сказал БОЛЕЕ УВЕРЕННО

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения

с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной

формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения

с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

1) Михаил Ломоносов установил то, что северное сияние имеет электрическую природу.

2) Согласно учению Карлоса Кастанеды, физической реальности как таковой не существует, но есть картина описания мира.

4) Нужно отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующие душу.

5) А теперь представьте себе, что вы перенеслись на одну из звёзд, находящихся на удалении от нашей Земли на расстоянии в пятьдесят световых лет.

6) Маленькая звёздочка, которую можно увидеть на небе в безоблачную ночь, может прекратить своё существование в любую секунду, а люди на земле будут продолжать видеть её на протяжении многих лет.

7) Вопреки расхожего мнения настоящий астраханский арбуз невелик и мякоть у него не красная, а розовая.

8) Разглядывая сидящего в пятом ряду девушку, она казалась мне весьма обаятельной.

9) Если принять учение Кастанеды за истину, то в таком случае довольно сложно понять — существует ли время вообще или это очередное абстрактное представление, созданное человеком исключительно для удобства?

1) симметрия, горизонт, ледовый

2) растение, поплавок, загорать

3) светает, нагромождать, хоккей

4) оплатить, подглядеть, фонарь

5) вымер, отрасль, подниматься

1) и…жога, ра…гневаться, обе…заразить

2) пр…озёрный, пр…обретший, впр…прыжку

3) зав..южить, под…езд, под..ячий;

4) п..дбежать, н..крутить, д..лепить;

5) под…тожить, сверх..нтересный, под..скать.

1) размаз..вать, завед..вать

2) выкорч..вать, заносч…вый

3) овлад…вать, отпущ…нный

4) эмал..вый, засушл…вый

5) слев… (от школы), половинч..тый

1) све́́р..вшие (часы), обомл…вшие

2) (дети)кле…т, каж..щееся (сходство)

3) осматрива..мый, восторж…нный

4) проветр…шь, застав…вший

5) ла..щий (пёс), рассе..нный (человек)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сеня, (не)справившись с управлением, попал в аварию.

Повидал в жизни (не)мало.

Он так и (не) научился хорошо читать.

Рассказ произвел ни с чем (не)сравнимое впечатление.

Она, (не)открыв ему дверь, тихо плакала.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

С КАКОГО(ТО) времени я обнаружил, что мои руки стали ТАКИМИ (ЖЕ), как у моего отца.

Таня был споко йна , как обычно, и в ТО(ЖЕ) время чувствовалось в н ей КАКОЕ(ТО) внутреннее напряжение.
(ПО)МЕРЕ подготовки к экзаменам я стал писать грамотнее, надеюсь, (В)ПОСЛЕДСТВИИ буду меньше допускать ошибок.
Лёгкая тень бежит (В) СЛЕД за тучей (В) ДАЛЬ по сырой траве.

(В)СКОРЕ он покинул дом (ПО) АНГЛИЙСКИ.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Вверху пусты (1)о шумят берёзы, обвеша(2)ые серёжками и осенё(3) ые щепотками зелё(4)ых почек.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Моя подруга любила путешествия и приключения и в то же время стремилась к комфорту.

2) В школу пришли не только дети но и их родители.

3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

4) Спорый дождь льётся отвесно сильно.

5) В силу стечения обстоятельств она не поехала в театр и очень сильно расстроилась в связи с этим.

17. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Душа художника тянулась к родным местам: к побуревшему от наступившей оттепели (1) снегу (2) исчёрканному тёмными колеями (3) и к старой заброшенной мельнице (4) спрятавшейся в тени деревьев.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Очень важно каждому человеку сформировать привычки (1) благодаря (2) которым (3) он сможет сохранить своё здоровье (4) а также научиться правильно организовывать своё свободное время.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Любовь делает человека честнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни (1) и(2) если мы сумели открыть в себе способность любить(3) можно считать(4) что мы нашли истинное счастье.

21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Коломенское – бывшая царская вотчина – является государственным художественным музеем. (2) Высоко над берегами Москвы-реки расположено древнее Коломенское – уникальное историческое место, где в течение многих веков создавались и хранились памятники отечественной культуры. (3) Жизнь и деятельность многих поколений сформировала уникальный ландшафт Коломенского. (4) Недавно археологами были обнаружены селения раннего средневековья, а также селище Дьяково –пойма – древнерусская деревня у подножия холма. (5) Эти памятники природы – уникальные, ценные в научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы. (6) Большую ценность в Коломенском представляют собой и объекты искусственного происхождения.


4) (Не)полученная вовремя телеграмма может разрушить чьи-то планы.

10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропиках.

3) Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО подхваченные порывом ветра.

4) (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тунель.

11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализация его в художественном образе.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) устремив (4) глаза свои в траву.

1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 2, 3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По окончании игры спорили (1) как водится (2) громко. Печорин был погружен в задумчивость и (3) кажется (4) вовсе не торопился в дорогу.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ни конца ни края не было полям.

2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.

3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.

4) С самого раннего утра убегал он на пруд или в рощу или на сенокос.

15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я выхожу из болота на жнивье и чувствую страшную боль в ноге: жнивье впилось в мои раны.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.

Читайте также: