Деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций по сохранению памяти о вов сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Больше семидесяти пяти лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, но до сих пор тысячи солдат и офицеров Красной армии лежат безымянными на местах бывших сражений.

Когда-то широко был распространен лозунг "Никто не забыт, ничто не забыто". Именно ему следуют поисковые отряды, каждое лето отправляющиеся восстанавливать историческую справедливость. В большинстве эти отряды "Вахты Памяти" состоят из школьников и студентов.

Одно из традиционных мест раскопок - окрестности города Старая Русса Новгородской области. Сама Старая Русса оказалась в печальном списке городов, которым война нанесла самый опустошительный урон. Первым бомбёжкам город подвергся ещё летом 1941 года.

Но одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны проходило в марте 1943 года в ходе Старорусской наступательной операции. За продвижение на несколько десятков квадратных километров по лесам и болотам, советские войска заплатили неимоверно высокую цену - более ста тысяч убитыми и ранеными. Ежесуточные потери составляли около шести с половиной тысяч убитыми и пропавшими без вести. Точных данных о потерях нет. План операции не был выполнен.

По приезду на место дислокации, расчищается территория под лагерь, ставятся палатки, санузел, сооружаются обеденный стол, скамейки, флагшток.

Так, в ходе весеннего этапа Вахты Памяти-2019 на территории Новгородской области работали более 2500 поисковиков из регионов России и ряда стран СНГ. Были обнаружены и эксгумированы останки более тысячи восьмисот погибших бойцов и командиров Красной Армии. Непосредственно в ходе проведения поисковых работ были установлены имена более пятидесяти павших защитников Отечества.

Работа поисковика похожа на изыскания археолога. Сначала снимается слой дерна и земли, а потом аккуратно извлекаются из земли останки погибших, оружие, предметы быта.

По окончании изыскательских работ проходят траурные церемонии захоронения погибших советских солдат с отданием воинских почестей.

На городском воинском захоронении Старой Руссы преданы земле останки тысяч советских солдат, поднятые бойцами поисковых отрядов на бывших позициях Северо-Западного фронта.

В ходе траурной церемонии родственникам погибших торжественно передаются личные вещи воинов РККА, чьи останки были подняты из земли.

Благодаря поисковым отрядам, в том числе и из Красноярского края, всё меньше тех, кто безымянным упокоился на местах сражений.

Как ни прискорбно, современная молодёжь почти ничего не знает о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для них американские вооружённые конфликты кажутся более близкими, нежели война более чем полувековой давности в истории их родины.

Посмотрев фильмы о Перл-Харборе и о подвигах представителей западных стран при открытии второго фронта, они говорят об увиденном с восторгом и ужасом. Но при этом немногие из детей назовут битвы, в которых участвовали советские воины.

Поэтому, используя материальные предметы канувшего в прошлое военного времени (а из них наиболее доступны для изучения памятники), необходимо напомнить детям об очевидном и сохранить в их сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны и событиях, в которых те принимали участие.

С учётом данной цели составлена приведённая ниже программа по организации поисковой работы. Она решают следующие задачи:

  • сбор материалов о возведении и использовании памятников, посвященных ветеранам В.О.В.
  • приведение в порядок и обеспечение ухода за могилами ветеранов, умерших в мирное время
  • определение смысловых рядов, связанных с фамилиями на памятнике погибшим в В.О.В.
  • расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в В.О.В.

Результат поисковой работы:

Данная поисковая работа проводится учащимися и воспитанниками творческих объединений (кружков).

В состав поискового отряда входят: фотограф, летописец, корреспонденты-исследователи, наборщик текста на компьютере. Фотограф запечатлевает изучаемые объекты и информантов. Летописец фиксирует все этапы поисковой работы. Корреспонденты-исследователи собирают материал согласно стоящих перед ними задач, пишут исследовательские работы. Наборщик текста систематизирует собранный материал.

Перед началом работы поисковой группе выдается путевой лист с программой предстоящей деятельности и памятки. О выполнении работы по путевому листу свидетельствуют фотографии и наличие текстового материала.

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие мемориального комплекса (памятника, стелы) и надгробных плит, установленных в честь ветеранов В.О.В.
  • списки семей ветеранов В.О.В.
  • памятки по программе сбора материалов поисковыми группами
  • фотоаппарат
  • фотоальбом
  • бумага писчая

Механизм реализации поисковой работы:

1.Организационный этап: составление списка ветеранов В.О.В. и их семей, проживающих на территории населённого пункта..

3.Обобщение, систематизация, оформление материалов.

1. Ф.И.О. ветерана, которому установлен памятник.

2. Дата и причина смерти.

3. Дата установки памятника.

4. История установления памятника.

5. Месторасположение памятника.

6. Характеристика памятника (размер, форма, материал, композиционное решение, наличие фото и надписей, сохранность).

7. Наличие ухода за местом захоронения ветерана войны.

8. Фамилии и адреса родственников ветерана, проживающих в селе.

9. Где, когда и в какой форме обобщались, представлялись, хранятся сведения о ветеране и месте его захоронения.

1. Наименование памятника.

2. Местонахождение памятника (край, поселок, город, улица, № дома и т.д.)

3. Дата открытия памятника и его автор.

4. История возведения.

5.Описание памятника (планировка, композиция, размер)

6. Историческое событие, которому посвящен памятник.

7. Состояние памятника. Организация шефской работы. Как используется данный памятник в настоящее время.

8. Фотография, рисунок или план памятника

9. Определение биографических сведений, относящихся к фамилиям, помещенным на памятнике.

10. Основная библиография, архивные источники.

1. Характеристика семьи (создание, состав, социальное положение).

2. Наличие наград отца (деда) в семье и условия их хранения.

3. Наличие фотографий и писем времен войны в семье ветерана. Их характеристика.

4. Отношение к боевому прошлому и наградам в семье ветерана (1-е, 2-е и последующие поколения).

5. Участие семьи в мероприятиях по увековечению памяти участников войны.

6. Воспоминания членов семьи о боевом прошлом отца (деда).

2. Дата рождения и дата смерти.

3. Место рождения.

5. Место жительства перед началом В.О.В.

6. Место призыва.

7. Воинская часть (партизанский отряд, подпольная группа) и фронты, в составе которых воевал в годы войны.

8. Наличие наград (когда и за что награжден).

9. Место работы и должность в послевоенный период.

10. Участие в общественной деятельности, связанной с увековечением памяти о событиях В.О.В.

1. Найти в оглавлении книги и открыть для чтения интересующий исследователя район Хабаровского края

2. Найти в списке фамилий ту, что интересует исследователя в данный момент, прочесть, обращая внимание на сокращения, принятые в книге.

3. Определить боевой путь дивизии, в которой воевал данный человек, используя литературу о войне, воспоминания родственников и данные архивов.

4. Охарактеризовать военную профессию и звание участника В.О.В.

5. Определить влияние указанных ранений для жизни и здоровья участника В.О.В.

6. Охарактеризовать населенный пункт и битву, в которой погиб участник В.О.В.

7. Охарактеризовать награды, указанные в Книге Памяти напротив фамилии участника войны (за что и кому их вручали)

8. Если участник войны остался в живых, определить, где он жил в послевоенное время.

ПРОГРАММА ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ (34 часа)

Создание поисковых отрядов. Определение поля деятельности отрядов.

ТЕМА. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (11 часов)

История создания памятника. Роль памятника в жизни населённого пункта. Шефская работа. Памятник в литературе.

Создание паспорта описания памятника. Заполнение тетради воспоминаний о сооружении памятника погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Определение планировки, композиции и размеров памятника. Фотофиксация памятника. Состояние памятника сегодня.

Память о погибших сегодня. Биографические сведения, относящиеся к фамилиям, помещенным на памятнике.

Индивидуальное задание: написать творческие работы о памятнике или событиях, которым он посвящен.

ТЕМА. Ветераны Великой Отечественной войны в военное и послевоенное время (20 часов).

Начало Великой Отечественной войны для жителей села.

Военные призывы и их влияние на жизнь сельчан. Семьи участников Великой Отечественной войны. Семейные реликвии времен войны.

Состояние могил фронтовиков, умерших в послевоенное время. Совет ветеранов села и его роль в сохранении памяти о ветеранах.

Экскурсия к месту погребения ветеранов войны.

Встреча с членами семей ветеранов войны.

ТЕМА. Итоги работы.(2 часа)

Презентация результатов поиска: фотоальбом, музейная композиция, исследовательская работа.

Литература для обучающихся и педагогов:

1. Книга Памяти. Т.1-4. – Хабаровск, 1994.

2. Память в металле и граните. – Хабаровск, 2000.

3. Словарь-справочник Великой Отечественной войны. – М., 1986.

4. Копилка туриста-краеведа (методические рекомендации). – Хабаровск, 2000.

5. Ципкин Ю.Н. Требования к оформлению конкурсных работ учащихся. – Хабаровск, 2000.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Субъект Российской Федерации:

Республика Башкортостан

Город (населенный пункт):

Село Старобалтачево

Полное название образовательной организации:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа№2 с.Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Участник конкурса:

Фамилия Хабирова

Имя Карина

Отчество Альфредовна

Класс, курс обучения участника:

Тема сочинения:

Деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечиванию памяти о ВОВ

Жанр сочинения:

У костра Памяти

Здравствуйте, дорогие друзья! Я, Хабирова Карина. Разрешите мне поприветствовать каждого, кому небезразлична история его страны, народа. Приглашаю Вас совершить вместе со мной увлекательное путешествие в небольшое село Старобалтачево, которое находится на северо-западе Республики Башкортостан.

Как и все жители нашей страны, мои земляки готовятся к торжественному празднованию 75–летия Победы в ВОв 1941-1945 годов. Жители небольшого по размерам Балтачевского района внесли свой достойный вклад в дело Победы: за первые 10 дней войны в райвоенкомат Балтачевского района поступило 200 заявлений от добровольцев. На фронт ушло 10700 человек. Из них не вернулись в район 5737 человек, погибли в годы войны 2108 человек, многие пропали без вести. 19 человек погибли в плену.

Сегодня мы с вами станем свидетелями события, которое войдет в историю Балтачевского района. Мы хотим не просто вспомнить имена ветеранов, добывших для нас Победу, мы хотим в глаза им заглянуть: человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая лишь одна может победить время

Нам предстоит огромная работа, но мы уверены: нашей команде под силу совершить задуманное. В путь, друзья!

Представляю вам наших неутомимых, отважных ребят: Фазлыева Айгуль - руководитель проекта, Фазлыев Азамат - веб-дизайнер, Ульданова Гульназ – главный редактор, Субушева Гузель - пиар-директор, Ахкамова Алия – репортер, Камалтдинова Галия – аналитик и я, Хабирова Карина – обозреватель.

Давайте теперь, обратимся к моим друзьям и поинтересуемся, в чем они видят ценность и уникальность нашего проекта.

- Галия как аналик проекта поясни, пожалуйста, какую важную проблему должен разрешить наш проект?

- Самая актуальная проблема - это отсутствие достоверных источников информации о героическом подвиге старшего поколения Балтачевского района Республики Башкортостан для потомков.

- Как ты думаешь, с чем это связано?

- С одной стороны, связано это с уменьшением количества часов, отводимых на изучение темы Великой Отечественной войны в школьном курсе истории, а с другой - в живых остается все меньше очевидцев и участников военных событий. Постепенный уход из жизни ветеранов войны, тыла, "детей военного времени" ставит перед обществом задачу сохранения исторической памяти о них.

- Спасибо, Галия. Хочу спросить Руслана, какую работу по сохранению исторической памяти предстоит нам проделать?

- На самом деле, сохранение исторической памяти - это труд, который не измерить ни потраченным временем, ни затраченными средствами. Сайт, который мы хотим создать и Книга Памяти, которую хотим издать, станет нашим всеобщим достоянием для всех жителей Республики Башкортостан. Каждый, думаю, захочет увидеть среди героев сайта, выходцев из Балтачевского района, своих прадедушек, прабабушек, будет заниматься поиском информации о них, будет опрашивать своих дедушек, бабушек, родственников, искать фотографии в семейных архивах.

- Благодарю за ответ, Руслан. Спрошу у руководителя проекта: Айгуль, как вы думаете, будут ли ваши земляки нам благодарны за этот труд?

- Думаю, да. Но для нас ценность другая: планируемая работа по достойной встрече 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-145 годов поможет старшему поколению обрести уверенность, что их ратный подвиг во имя мира на земле будет увековечен, а для подрастающего поколения появится возможность глубже понять устремления наших дедов и прадедов.

- Гузель: расскажи, пожалуйста, о том, что нам удалось сделать по созданию проекта на сегодняшний день?

- В течение летних каникул мы уже успели посетить участки, где нам нужно будет работать для сбора материала. В центральной районной библиотеке, оказывается, уже собран материал о наших земляках, воевавших на фронте. Здесь мы также получили возможность подержать в руках, пролистать книгу памяти о балтачевцах.

Ульданова Гульназ нашла имя своего прадедушки в этой ценной Книге. Гульназ им очень гордится! Она обещала расспросить родных и написать историю жизни своего прадедушки.

Далее мы побывали в архивной служба Администрации Балтачевского района. Здесь мы будем искать достоверные сведения о тех, кто вернулся живым, с победой и о тех, кто, к сожалению, пропал вез вести, навсегда оставшись молодым в памяти своих близких.

Также мы побывали в историческом музее Балтачевского района, который носит название народного просветителя Габлуллы Галиева Батырши. За годы своего существования музей ежегодно пополняется новыми экспонатами, документами и, конечно, для нас является Кладовой краеведческой информации. Для нашего сайта, думаем, мы можем и там найти что-то очень ценное, значительное и интересное.

Еще одна часть нашего пути – это посещение ветеранов войны и тыла. Каждую из состоявшихся встреч мы успели уже снять на камеру и подготовили документальные фильмы.

- Спасибо, Гузель за подробную информацию. Ребята, все мы такие молодцы! Наш вклад в дело 75-летнего юбилея победы бесценен не только для тех, кто хранит семейную легенду, но для подрастающего поколения граждан страны, патриотом которой каждый мечтает стать с самого детства.

Победа… Как долго шли к тебе солдаты, их жены, матери, отцы, дети! Как много пережили и испытали они на пути к тебе, но им удалось выстоять и отстоять свою жизнь и свою Родину! И всё ради победы, ради долгожданной Победы, ради жизни на земле!

С нетерпением мы будем ждать всех друзей на гостеприимной Балтачевской земле 9 Мая 2020 года. До новых встреч!













Одна из целей нашего движения – это сохранение памяти. В истории нашей страны не было более трагического события, чем Великая Отечественная война. Она изменила судьбу всей страны и каждого в ней живущего. Поэтому помнить – это значит не поддаваться попыткам фальсификации истории, сохранять память о подлинных событиях.

РФ приняла закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества. Уважительное отношение к памяти отважных солдат является священным долгом всех граждан.

В настоящее время к этой поисковой работе подключены школы и колледжи ЗАО Москвы, подготовлены макеты передвижной выставки документов военного времени, макет 36‑го укрепрайона, школьники ведут поисковые работы в районе Бородинского поля. Вся полнота картины бородинских боев 1941 года еще не воссоздана, так считают историки. Поэтому очень важна исследовательская работа на информационных ресурсах Министерства обороны РФ.

Кроме того, по просьбе Бородинского музея-заповедника мы установили название военно-полевого госпиталя, который дислоцировался на территории храма в Бородине, нашли его документы, фамилии погибших бойцов и места их захоронений.

Поисковая работа приобретает все большее значение для нашей страны в связи с фальсификацией подвигов солдат и командиров Красной армии, которую в последнее время проводят некоторые страны.

Актуальность поисковой работы состоит в необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения и приобретает сегодня для нашей страны судьбоносное значение в связи со сложными процессами, которые привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды.

Участие в поисковой работе расширяет пространство саморазвития и самореализации личности, способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеет воспитательную и научно-познавательную ценность.

Актуальность поисково-исследовательской деятельности заключается в том, что поисковое движение – это важный способ передачи новому поколению исторических знаний и исторической памяти, что способствует сближению людей разных возрастов, патриотическому воспитанию и толерантности.

– В своем выступлении мне хотелось рассказать о роли детских и молодежных общественных объединений в Поисковом движении России и важности сохранения исторической памяти, – поделилась Виктория.

Хочу пожелать всем волонтерам, всем ученикам, юнармейцам, кадетам, членам поисковых отрядов и общественных объединений, молодежи всех стран удачи в поиске для установления судеб погибших солдат и командиров Красной армии и увековечения их имен. Это наш долг перед страной.

Читайте также: