Девятого ноября в далекой дали в старинном сочинение в формате егэ
Обновлено: 28.06.2024
Автор: Муратова Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ "Забайкальская краевая гимназия-интернат"
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: разработка урока по русскому языку
Тема: Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту
Раздел: полное образование
«Да, я не посрамил ту литературу,
которую полтораста лет тому назад
Девятого ноября в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, — совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс, дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение.
Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд, получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я 9 ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. (Из Нобелевской речи И. А. Бунина, произнесённой в Стокгольме 10 декабря 1933 г.)
Для этого:
нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I ч. - II ч. – III ч. – IV ч. – V ч. - к каждой части ставим вопросы
Выразите собственное мнение относительно позиции
автора (согласны или не согласны вы с автором и
В этом вам могут помочь вопросы:
• Что, может быть, нового открыли вы для себя после прочтения текста И. А. Бунина? • Насколько необходим разговор о свободе мысли и совести? • Может быть, в настоящее время более уместной является мысль о необходимости признания таланта человека только на территории родной страны? • Были ли в истории России, а также во всемирной истории факты, когда талант исторической личности признавался всем цивилизованным миром? А в истории мировой или русской литературы?
Написать сочинение по заданной композиционной схеме (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное согласие или несогласие с позицией автора)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Внимательно прочитав текст, выделите ключевые слова и словосочетания. Сформулируйте проблему (проблемы), поставленную в тексте. Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования
2. Прокомментируйте проблему: - какие существенные аспекты (стороны проблемы) затронул автор; - о чем он рассуждал; - каков ход его мыслей; - на кого ссылался Не подменяйте комментарий пересказом, т. к. комментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо
3. Сформулируйте позицию автора. Каково его мнение по поводу поставленной проблемы? 4. Выразите собственное мнение по поводу заявленной проблемы (насколько она актуальна сегодня) и позиции автора (согласие/несогласие)
5. Отредактируйте написанный текст. Обратите внимание на речевое оформление сочинения, точность и выразительность речи, соблюдение этических норм. 6. Напишите чистовой вариант. Проверьте грамотность
Сформулируйте проблему текста. Прокомментируйте заявленную проблему. Сформулируйте позицию автора. Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.
Девятого ноября в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, — совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс, дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение.
Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд, получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я 9 ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. (Из Нобелевской речи И. А. Бунина, произнесённой в Стокгольме 10 декабря 1933 г.)
Для этого: нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I ч. - II ч. – III ч. – IV ч. – V ч. - к каждой части ставим вопросы
Что является незыблемым, объединяющим человечество во все времена?
Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.
I. Повествует о телефонном звонке, известившем его о решении Шведской академии
II. Рассказывает о том, что после известия о присуждении ему премии, испытал самое сильное впечатление во всей его жизни и получил полное удовлетворение
IV. Ищет ответы на вопросы, поставленные им же самим: Только ли о себе думал он в это время? Кем он был для России и для Франции?
V. Выражает признательность членам Шведской академии и высказывает мысль о том, что свобода мысли и совести есть то, что должно объединять человечество
Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.
I. Повествует о телефонном звонке, известившем его о решении Шведской академии
III. Причиной тому, что чувство гордости было таким сильным, является то, какую высокую оценку своего писательского труда он получает от компетентных и беспристрастных судей
IV. Объясняет, что глубокое значение поступка Шведской академии состоит в том, что она присвоила Нобелевскую премию изгнаннику, пользующемуся гостеприимством Франции
Тема и идея текста Бунина Девятого ноября в далёкой дали, в старинном провансальс??ом городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о ре-шении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковы¬ми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я всё-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными бы¬ли эти скорби, — совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо со¬временной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грае, дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотече-ственником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писатель¬ского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и t каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со сто¬роны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я 9 ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со вре¬мени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнанни- ку. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню при¬знательность. Господа члены академии, позвольте мне, оставив в стороне ме¬ня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полней¬шей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и ре¬лигиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объе¬диняющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны циви¬лизацией.
(в чём проблема текста). Девятого ноября в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о ре-шении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковы¬ми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я всё-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными бы¬ли эти скорби, — совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо со¬временной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грае, дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотече-ственником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писатель¬ского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и t каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со сто¬роны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я 9 ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со вре¬мени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнанни- ку. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню при¬знательность. Господа члены академии, позвольте мне, оставив в стороне ме¬ня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полней¬шей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и ре¬лигиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объе¬диняющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны циви¬лизацией.
Читайте также: