Детство никиты алексей толстой краткое сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Девятилетний Никита с родителями живет в дворянской усадьбе Сосновка. В то прекрасное зимнее утро он хотел улизнуть из дома, чтобы покататься на скамейке (санках) с горы, но его поймал учитель.

Глава 2. Аркадий Иванович

Пришлось Никите умываться, пить чай с мамой Александрой Леонтьевной, писать диктант и решать задачки вместе с рыжим веселым учителем Аркадием Ивановичем. И только потом – на горку!

Глава 3. Сугробы

Никита вдоволь накатался на скамейке, сделанной плотником Пахомом, потом вырыл себе пещерку. Тут его нашел учитель с письмом.

Глава 4. Таинственное письмо

Папа написал из Самары, что везет Никите подарок. Огромный, на отдельной повозке. Никита ломает голову, что это, болтая с другом Мишкой Коряшонком. Есть и еще одно письмо: учителю от невесты.

Глава 5. Сон

Никита видит страшный сон: кот хочет остановить маятник в часах. Мальчик слышит слова, будто он должен что-то взять из вазочки в футляре часов. Проснувшись, он узнает, что начались 2 недели Рождественских каникул.

Глава 6. Старый дом

Никита бродит по комнатам, глазеет на портрет красавицы-прабабушки: из-за нее прадедушка ушел из дома, потом бежит гулять.

Глава 7. У колодца

Глава 8. Битва

Глава 9. Чем окончился скучный вечер

Когда Никита, скучая, слушает ветер вместе с ласковой мамой, ежом Ахилкой и котом Васькой, к ним являются гости из Самары: мамина подруга Анна Бабкина с детьми Виктором и Лилей.

Глава 10. Виктор и Лиля

Виктор узнает про бой со Степкой и признает силу Никиты. Потом Никита на глазах у Лили геройски отгоняет от Виктора напавшего быка Буяна. Мальчику нравится эта синеглазая девчушка с бантом.

Глава 11. Елочная коробочка

Дети с мамой Никиты клеят украшения для елки. Никита любуется коробочкой Лили.

Глава 12. То, что было привезено на отдельной подводе

Отец прислал сыну в подарок настоящую двухвесельную лодку с мачтой. Вот радость-то!

Глава 13. Елка

Глава 14. Неудача Виктора

Глава 15. Что было в вазочке на стенных часах

Глава 16. Последний вечер

Бабкина увозит детей. Никите грустно.

Глава 17. Разлука

Увы, дело с наследством задерживает отца в городе. Никита с любовью и нежностью думает о нем, весельчаке и выдумщике, а еще о Лиле. Аркадий Иванович грустит по своей невесте-учительнице.

Глава 18. Будни

За окнами мороз, на улицу не пускают. Никите скучно без Лили. Он днями читает приключенческие книжки.

Глава 19. Грачи

Никита от скуки играет в карты с рабочими. А потом видит грачей: значит, весна!

Глава 20. Домик на колесах

Глава 21. Необыкновенное появление Василия Никитьевича

Глава 22. Как я тонул

Отец весело рассказал, как вместе с конем чуть не утонул в затопленном овраге.

Глава 23. Страстная неделя

Отец и крестьяне готовятся к севу, пахоте, мать убирает дом перед Пасхой. В церковь поедет только Никита.

Глава 24. Дети Петра Петровича

На праздничную службу Никита собрался вместе с семьей знакомого лавочника Петра Петровича. У него сыновья и дочка Анна. Мальчики считают сестренку ябедой.

Глава 25. Твердость духа

Глава 26. Весна

Ярко светит солнце, кругом все зеленеет, и птицы поют. Никита наблюдает, как гуляет на воле добрый конь Клопик.

Глава 27. Поднятие флага

Глава 28. Желтухин

Никита подобрал скворчонка. Вначале птенец боялся Никиту, потом стал есть из его рук и выучился говорить.

Глава 29. Клопик

Отец хочет, чтоб Никита рос самостоятельным, активным, смелым мальчишкой. Он дарит ему коня Клопика. Для мамы Никита еще малыш, но и она сдается. Никита не только скачет, но и ухаживает за лошадкой.

Глава 30. В купальне

Скакать на лошади Никиту учил друг Мишка, с другими ребятами он выучился плавать. Он ходит купаться с отцом и учителем.

Глава 31. Стрелка барометра

Засуха угрожает урожаю. Взрослые переживают. В голодный год погибнут люди. К счастью, пошел дождь. А предсказал бурю Желтухин, глядя на барометр.

Глава 32. Письмецо

Никита на Клопике съездил за почтой. И о чудо: ему письмо от милой Лили! Она все помнит. Никита счастлив.

Глава 33. Ярмарка в Пестравке

Мать боится, что на ярмарке отец истратит кучу денег на что-то ненужное. Никите нравится шум и многолюдье. Отец, к ужасу матери, вернулся домой с верблюдами.

Глава 34. На возу

День Никита провел на молотьбе. Тут со взрослыми трудится и его лучший друг, крестьянский мальчонка Мишка Коряшонок.

Глава 35. Отъезд

Отец продал урожай хлеба и зазвал семью жить в Самаре. Там Аркадий Иванович увиделся с невестой, а Никита с Лилей. Она обижалась, что на письмо он не ответил. Началась новая жизнь: Никиту взяли во 2 класс гимназии.

Сюжет

Никите 9 лет, он с родителями Василием и Александрой и учителем Аркадием Ивановичем живет в Сосновке. Его лучший друг – крестьянский мальчик Мишка Коряшонок. Никита любит отца и мать, умный, но ленится учиться, ему нравится природа и животные (у них в доме кот, еж и скворец Желтухин). В день рожденья, когда ему стало 10 лет, радуется подаренной отцом лодке, а потом и коню Клопику, дружит, а если надо – и дерется с деревенскими мальчишками.

Вместе с отцом он ходит на пашню, а в засуху переживает за урожай хлеба. В Рождество Никита влюбляется в гостью их дома девочку Лилю Бабкину, пишет ей стихи о лесе. Потом жизнь его меняется: семья переезжает в город Самару, где Никита видится с Лилей, и поступает сразу во 2 класс гимназии.

Отзыв

Книгу о своем детстве автор посвятил сыну Никите. У героя повести счастливое детство, с родителями и близкими людьми он живет в любви, согласии, мире, взаимопонимании. Мальчик любит природу, а среди его друзей – крестьянские ребятишки. В детстве за год меняется так много: Никита впервые влюбляется, пишет стихи, учится плавать, ездить верхом, поступает в гимназию.

Повесть учит радоваться жизни, добром вспоминать детство, любить и слушаться родителей, с удовольствием учиться и трудиться, быть отзывчивым, добрым, любознательным, искренним, смелым, благодарным, не обижать животных, быть хорошим другом.

Это автобиографическая повесть, в которой нашли отражение детские воспоминания самого автора. В произведении большое внимание уделено красоте природы.


Место и время действия

События повести происходят в конце XIX века в дворянском поместье Сосновка в Самарской области России.

Главные герои

  • Никита – девятилетний мальчик, живой, любознательный, романтичный.
  • Лиля Бабкина – дочь Анны Аполлосовны, очень красивая девочка, спокойная, сдержанная, первая любовь Никиты.
  • Александра Леонтьевна – мать Никиты, добрая, нежная, заботливая.
  • Василий Никитьевич – отец Никиты, веселый, жизнерадостный, беспечный человек.

Другие персонажи

  • Бабкина Анна Аполлосовна – подруга Александры Леонтьевны, высокая, крупная громогласная женщина.
  • Виктор Бабкин – старший брат Лили, гордый, самостоятельный.
  • Аркадий Иванович – учитель Никиты, умный, хитрый, проницательный мужчина.
  • Анна Девятова – девочка, влюбленная в Никиту.

Краткое содержание

Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.

Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.

Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность: ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.

Заключение

Автор: Алексей Толстой.

Число страниц: 128.

Жанр произведения: автобиографическая повесть.

Главные герои: Никита, Аркадий Иванович, отец, мать.

Второстепенные герои: Мишка Коряшонок, Стёпа Карнаушкин, Виктор, Лиля.

Характеристика главных героев:

Никита — любознательный и ловкий мальчишка.

Взрослеет и многое начинает понимать.

Умный и честный.

Отец — хлопотливый, весёлый, неунывающий.

Мать — добрая, ласковая.

Аркадий Иванович — учитель.

Въедливый, хитрый, настойчивый.

Характеристика второстепенных героев:

Мишка Коряшонок — трудолюбивый и работящий мальчик.

Является примером для Никиты.

Стёпа Карнаушкин — друг Никиты, сильный и воинственный мальчик.

Виктор Бабкин — сын подруги матери.

Ровесник Никиты. Хвастун.

Лиля Бабкина — красивая девочка с голубыми глазами.

Первая любовь Никиты.

Никита с удовольствием катался с горки и играл с деревенскими детьми, но учитель часто звал его делать уроки.

Однажды мальчики устроили драку с соседними ребятами, и герой подружился с бывшим врагом, Стёпой.

Они стали много времени проводить вместе.

Один раз Никите приснился странный сон про комнату с часами.

А вскоре приехали гости, подруга матери с детьми.

Никите сразу понравилась Лиля, а девочка улыбалась, глядя на старания мальчика поразить её воображение.

Виктор подружился с деревенскими, но при защите снежного городка показал себя трусом.

А Никита в первый раз поцеловался с Лилей.

Перед отъездом девочка обещала писать ему.

Прошла зима, наступила весна.

Никите исполнилось десять и отец помог ему спустить на воду кораблик, на котором мальчик стал адмиралом.

Мальчик много времени проводил в играх.

Он подобрал скворца, назвав его Желтухин, и птица стала жить в доме.

Потом мальчику подарили лошадь.

В конце лета Никита получил письмо от Лили, но заигрался и забыл ответить.

В сентябре вся семья переехала в Самару, где мальчик должен был пойти учиться в школу.

Он встретил Лилю и попросил прощения за письмо.

Девочка простила его.

План повести:

  1. Катание с горки.
  2. Драка с деревенскими.
  3. Приезд гостей.
  4. Красавица Лиля.
  5. Рождество и подарки.
  6. Комната с часами.
  7. Поцелуй и обещания.
  8. Весна.
  9. Спасение отца.
  10. Желтухин.
  11. Клопик.
  12. Летние хлопоты.
  13. Письмо от Лили.
  14. Переезд.
  15. Прощение.

Главная мысль повести заключается в том, что детство является самым лучшим временем в жизни каждого человека.

Основная идея повести в том, что именно в это время закладываются основы характера будущего взрослого человека.

Ребёнок учится отвечать за свои поступки, отличать хорошее от плохого.

Чему учит произведение

Повесть учит ценить время и проводить его с пользой.

Учит играть и веселиться пока есть возможность.

Учит держать слово и поступать по совести.

Учит ничего не бояться и никогда не отступать.

Также повесть учит человечности и доброте.

Учит уважать всех людей, вне зависимости от их социального положения.

Прочитав эту повесть, я невольно позавидовала главному герою.

Так беззаботно и весело он проводил своё детство.

У мальчика было множество интересных занятий, у него имелись настоящие друзья.

И к нему пришла первая любовь.

Повесть написана очень лёгким и понятным языком.

Она увлекает с первых страниц и заставляет сопереживать героям, представляя себя на их месте.

Автору удалось написать настоящую поэму о счастливом детстве.

Это во многом автобиографическая повесть, что делает её ещё более ценной в глазах читателей.

Мне очень нравится главный герой.

Он простой мальчик, который не кичится своим происхождением и не стесняется играть с деревенскими ребятами.

Он очень живой и добрый, любит природу и животных.

И Никита старается всегда быть честным.

Ещё мне понравилась девочка Лиля.

Она романтичная и воспитанная, но при этом большая выдумщица и заводила.

Отрицательных же героев в повести просто нет.

Я всем советую прочитать это произведение и погрузиться в мир счастливого детства.

Узнать больше об образе жизни наших сверстников конца позапрошлого века.

Пословицы к произведению:

  • Всякая молодость резвости полна.
  • Детство — время золотое.
  • Жить да взрослеть, а ещё и умнеть.
  • Молод да умён — два угодья в нём.
  • Молодости не возвратить, надо по годам жить.

Словарь неизвестных слов:

  • Раздолье — простор.
  • Чистописание — обучение красивому письму.
  • Подвода — телега с лошадью.
  • Людская — комната для гостей.
  • Обоз — несколько повозок.
  • Суше — сухо.
  • Хлопотать — добиваться чего-то.
  • Сев — посев зерна.
  • Заутреню — ранняя церковная служба.
  • Мерин — жеребец.
  • Флагшток — шест для флага.
  • Покос — уборка сена.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Отец говорил шёпотом:

— Аркадия топить.

Они разделялись и плыли с двух сторон к Аркадию Ивановичу, который по близорукости не замечал окружения.

Подплыв, они кидались к нему на саженках.

Аркадий Иванович, взревев, начинал метаться, высовываясь по пояс, и нырял.

Его ловили за ноги,— он больше всего на свете боялся щекотки.

Но поймать его было нелегко,— чаще всего он уходил, и, когда Василий Никитьевич и Никита возвращались в купальню, Аркадий Иванович уже сидел на лавке в белье и очках и говорил с обидным хохотом:

— Плавать, плавать надо учиться, господа.

Смысл рассказа Толстой

Смысл книги

В повести автор отразил все свои впечатления, когда он будучи ребенком и отроком проводил время в Сосновке. Действие повести происходит в конце 19 века в беднеющем дворянском поместье под названием Сосновка. Главным действующим лицом стал мальчик Никита, 9 лет от роду. Отец Никиты был владельцем небольшого поместья. Никиту готовили к поступлению в гимназию, однако мальчику было неинтересно учиться и если он старался, то только на тему того, как увернуться и поскорее удрать к своим деревенским друзьям со двора, чтобы вместе поиграть и повеселиться. Он даже с большим рвением помогал своему отцу управляться с хозяйственными делами, чем со своими домашними уроками.

Никита растет впечатлительным мальчиком, любознательным, веселым, добрым и настоящим. Не обошла его и первая детская влюбленность, которая казалась ему самым настоящим, сильным, всепоглощающим и светлым чувством.

По прошествии года Никита несмотря на свою неприязнь к учебе, поступил в гимназию. Здесь его и захватил в плен огромный суетливый город. К герою приходит осознание, что его безмятежное, счастливое детство подошло к концу. В жизни Никиты настает новый этап отрочества. Этот этап взросления требует ответственности, подкидывает множество испытаний, словом, закаляет его как сталь.

Повесть написана легким и понятным языком, добродушным тоном. У Никиты были и увлечения, и настоящие друзья, и первая любовь — классическое детство, которое плавно перешло в отрочество. Это будто поэма или даже ода счастливому детству. Автор не стал вводить отрицательных персонажей, чтобы каждый мог насладиться тем далеким чувством ребячества, о котором многие тоскуют. Детский мирок со своими занимательными происшествиями и событиями, замечательное описание деталей природы (ведь в детстве нам все казалось более красочным и живым) заставит обращаться к этой повести тем чаще, чем старше мы становимся.

Читайте также: