Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка. В этом контексте стоит вспомнить один исторический пример, и скажу несколько слов об "игре в бирюльки", о подлинном смысле которой знают сегодня лишь немногочисленные историки-медиевисты. Эта игра была достаточно популярна в русских традиционных семьях еще в 30-40-х годах нашего столетия. Имевшая и свою "практическую задачу" - приучение детей к терпению, к способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в универсуме.

"Бирюльками" называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом, ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.

Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, но она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные "свистелки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, демонов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок. А рассматривая образно-символическую систему древних славян, применительно к игрушкам, можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки с изображением животных буквально усыпаны глиняными же или сделанными изображениями птиц. Например, собака, олень или рысь, усыпанные "птичьими" знаками, означали, что предметом изображения, "копирования" в игрушке было не некое "случайное животное", но его изначальный образ, образ Первоживотного. Все они уходили своими корнями в волшебный мир сказки, который веками служил для русского ребенка своеобразным "детоводителем ко Христу". Не случайно сам св. Сергий Радонежский часто делал "в утешение" глиняные игрушки для детей, которые вместе со взрослыми приходили в основанный им монастырь. И до сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготовляют мастера из поселков, находящихся вблизи Сергиева-Посада, можно увидеть контур Креста.

Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ : купить-продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, миткаль, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки. Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы - они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т. д.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, - погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха - патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики пли камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили : глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филионово, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста, приморские - из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские "жаворонки" и курские "кулики" и т. д.

Гениальная игрушка Богородска - "бьющие молотком по наковальне кузнецы", "клюющие курочки" и др. Двигая одну палочку относительно другой, малыш производит ритмичные движения. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка. К таким игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут, шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, кроме того, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки формируют представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.

Потихонечку, изо дня в день ребенок учится считать глиняные и деревянные фигурки уточек, коньков, барышень, водоносок, горшочки и чашечки. Измеряет кружками воду, щепотками соль, пригоршнями муку, ложками масло. Сравнивает множества по числу элементов; объединяя множества, пересчитывает элементы объединения - так формируется понятие "сложение чисел". Вся арифметика детского сада осваивается на множествах игрушек, сделанных дедом, отцом или народным мастером : поставь столько же уточек, сколько стоит петушков; прибавь еще уточку; сколько уточек стало теперь? Сколько всего игрушек? На сколько уточек больше, чем петушков, и т. д.

Современное обучение младших школьников непонятным образом тормозит формирование счетных и вычислительных навыков при переходе через десяток. Между тем бабушка, собираясь варить варенье, приспособляла детишек к обрезанию хвостиков у ягод черной смородины. Когда стакан очищенных ягод отправлялся в таз для варенья, на специально выделенное место стола укладывалась одна ягода. Так бабушка предлагала углубленное понимание единицы. Одна ягода при счете заменяла стакан ягод. Дальнейший принцип счета десятками, сотнями, тысячами воспринимался легко. Той же идее систем счисления служила игра "в солдатики". Расставляя их, мальчик мог исподволь знакомиться с единицами воинских формирований разных времен и народов.

Свое математическое назначение имеют и другие традиционные народные игрушки. Всемирно известные матрешки моделируют, с точки зрения новейшей науки, трансформацию подобия. В детском саду матрешки, как и пирамидки со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. "Ванька-встанька" и "Неваляшка" дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунка, как из подмножеств, ребенок составлял множество - общий рисунок (зверек, чашка). Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда стреляет из лука стрелой). Освоению понятия ряда служат народные промыслы Каргополя и Ельца. Именно здесь мастерицы "низали-метали" жемчуг, вышивали бисером. При вышивке крестом, счетной гладью и набором использовалось еще и знание геометрических фигур и их элементов, чем и обеспечивалось орнаментальное многообразие народного костюма. Выкройки женского народного костюма также состоят только из геометрических форм - прямоугольников и квадратов. Уральские и кубанские тряпичные куклы-закрутки делаются из лоскутков квадратной, круглой, прямоугольной формы. Геометрическая форма исследовалась народными ткацкими, кожевенными, кузнечными промыслами, изготовителями изделий из соломы, пеньки, лыка. Рассматривая народную игрушку как средство формирования математического развития ребенка, невольно приходишь к выводу, что обучение детей начиналось гораздо раньше, чем принято думать. Не было системы обучения, не было (и не могло быть) определения числа и арифметического действия как научной математической основы, но навык счетной, измерительной и вычислительной деятельности формировался, причем в игре. А если рядом случался народный божьей милостью методист (мама, отец, дед, бабушка, няня, появлялась и система обучения.

Формирование основ духовности личности на основе народной культуры Детство - это психолого-педагогический, социокультурный феномен, это не этап подготовки человека к будущей взрослой жизни, а реальная жизнь.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем.

Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое.

Влияние семьи на формирование личности Как любая дорога начинается с первых шагов, любое здание с фундамента, так и становление человеческой личности – с семьи. Семья – это первый.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка с учетом ФГОС Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Именно в игре и театрализованной деятельности.

Помогите пожалуйста, нужно написать СЖАТЫЙ текст (для сжатого изложения) Традиционная игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка.

И это неслучайно.

Ведь игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и учит отличать его от зла.

Кроме того, игрушка ещё и средство обучения, развлечения и даже лечения.

Но так ли повезло современному ребёнку, на которого с первых дней жизни буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек?

Вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм.

Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений.

Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица.

И психика ребёнка не справляется : восприятие цвета и звука, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

Да и современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой : в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира.

Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.

Черепашки Ниндзя, трансформеры - роботы, Бэтман, Человек - паук - эти игрушки атрофируют стремление к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым.

Став взрослым, он уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

И всё - таки игрушка это не просто забава.

Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла даёт яркие образы и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных представлений личности и её развитие в целом.

Игрушка должна создавать условия для совершенствования, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Она должна учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Первый урок русского языка в 10 классе по теме "Пишем сочинение-рассуждение.Часть С." Материал дан так, что учащиеся по шагам вслед за учителем учатся писать сочинение-рассуждение по тексту "Игрушка".

Оценить 1005 0

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения по данному тексту (Задание С1 ).

Автор: Борсук Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 станицы Новощербиновской

Тема урока: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения по данному тексту (Задание С1 ).
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями задания С1 ЕГЭ по русскому языку, дать алгоритм выполнения задания, проработать возможные варианты выполнения задания, закрепить полученные знания в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, часть С на ЕГЭ представляет особую трудность. Сейчас мало кто любит писать сочинения. Но учащиеся, которые справляются с частями А и В, могут его написать. А слабые учащиеся испытывают страх перед этой частью работы.
И мне бы хотелось поделиться тем материалом, который поможет учащимся-троечникам правильно построить свой экзаменационный текст и успешно сдать экзамен по русскому языку.
Разработчики КИМов отбирают тексты из произведений , в основном, современных авторов на различные темы. Я решила взять одну из самых понятных и простых тем для современной молодежи, на примере которой даже слабый ученик сможет построить свое сочинение. Главное - соблюдать все шаги, которые и приведут к высоким баллам.
2.Знакомство с текстом В.Абраменковой.( текст размножен для каждого учащегося).
Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребенок неосознанно получал представление о причинно-следственнных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. Игрушка- духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.
Но так ли повезло современному ребенку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в
мире , гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома- фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И нежная психика ребенка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук- эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию, и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребенком в жизни по отношению к более слабым. Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.
Но ведь игрушка – это не забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Тезисы. DOC .Учащимся- одиннадцатиклассникам предлагается поэтапно пройти по всем пунктам написания сочинения-рассуждения. Предложенные тексты не вызовут затруднений даже у самых слабых учеников. Именно на них рассчитана эта работа.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

(По В. Абраменковой)

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Читайте также: