Деловое сочинение повествовательного характера

Обновлено: 02.07.2024

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Вспомним, что мы знаем о стилях. На какие две группы можно разделить стили русского языка? (На разговорный и книжные.) Что является целью разговорного стиля? (Общение).

Перечислите книжные стили. (Художественный, официально – деловой, научный, публицистический.)

Что отличает их друг от друга? (Цель использования.)

Сейчас мы прочитаем текст, определите, к какому стилю относится данный текст.

Рецепт счастья (по Ш. Амонашвили)

Возьмите просторную чашу терпения, поместите туда своё полное любви и нежности сердце. Добавьте две пригоршни щедрости. Затем плесните туда же свежего юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и надежды. Хорошо всё это перемешайте и дайте настояться. Потом намажьте толстым слоем на кусок отпущенной вам жизни, украсьте улыбкой и предлагайте всем, кого встретите на своём пути. Принимайте маленькими порциями, так как превышение суточной дозы счастья может привести к нежелательному головокружению.

Это текст официально–делового стиля. Какова его цель? (Дать информацию). Каковы его признаки? (Точность, бесстрастность, официальность, отсутствие авторской оценки, авторского отношения к предмету речи и т. д.)

Определите тип речи данного текста. (Повествование – здесь говорится о сменяющих друг друга действиях.)

Подобные деловые повествования обычно составляют основу текстов- инструкций или текстов, именуемых полезными советами. В них характеризуются действия, которые нужно выполнить при совершении какой-либо работы, точно обозначается последовательность этих действий.

Сформулируйте цель урока: чем мы будем сегодня заниматься? (Учиться писать инструкцию). Зачем это нужно? ( За свою жизнь человеку приходится читать множество разнообразных инструкций. Довольно большому проценту людей приходится участвовать в составлении инструкций, а для этого необходимо знать законы их написания). И вот сейчас с верой в свои силы, с надеждой, что всё у нас получится, с любовью к своим одноклассникам, рядом с которыми вы будете работать, с терпением (хотя оно больше понадобится мне) и, конечно, с юмором и улыбкой приступим к делу.

Запись темы “Учимся составлять инструкцию”. Открывается доска, на ней начерчена таблица, учащиеся получают такие же таблицы в распечатанном виде, они будут заполняться в ходе урока.

Цель урока: обобщить полученные знания о повествовании научного и делового стилей ; закрепить полученные знания о повествовании делового и научного стиля.

-научиться самостоятельно составлять тексты-повествования делового стиля (памятки, полезные советы, инструкции) .

-использовать необходимые глагольные формы в текстах-повествованиях.

Личностные УУ Д: личностное самоопределение.

Коммуникативные УУД : договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль,

слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в научно-учебном стиле.

Познавательные УУД : анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; производить отбор и систематизацию материала.

Тип урока : урок – развития речи

Межпредметные связи : история

Технология : Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный

1. Орг. Момент. Стадия вызова. Введение в тему.

-Ребята, здравствуйте. Меня зовут Анжелика Александровна. Я рада вас видеть. Желаю вам хорошо поработать и сохранить хорошее настроение на весь урок.

-На столах у вас есть листы с заданиями разных цветов и брать вы их будете по моей команде.

-Работать мы будем на рабочих листах белого цвета. Записываем дату и классная работа.

2. Постановка проблемы. Когда они будут дописывать, включить видео. ЗВУК ЗАЛПЫ САЛЮТА Слайд1 За 5 сек до окончания видео

- Что мы видим? САЛЮТ ( Это приветствие выстрелами, ракетами в честь важного события).

(могут сказать, что фейерверк, огненная забава, потешные огни;

- Какие возникают ассоциации со словом салют (торжество, праздник)

-Знаете ли вы, какой праздник будет отмечать наша страна в мае этого года. (день победы) 75 – летие со дня окончания Великой Отечественной .

-В русском языке есть немало слов, связанных с этим событием. Мы их часто слышим. Я уверена, что вы их нередко используете.

-А все ли знают, как правильно они пишутся?

3.Словарная работа

-Возьмите из файла лист желтого цвета, на нем записаны слова, в которые вы должны вставить пропущенные буквы. Даю вам 1 минуту Включить слайд с заданием.

По окончании.

-Обменяйтесь листами с соседями по парте.

- А теперь, давайте прочитаем правильные ответы и исправим ошибки, если они есть.

Мария прочитает словарные слова с экрана.

(В,в)еликая (О,о) течественная (Вв)ойна, п…беда,с..лдат ,г..рои, в..тераны, с..лют.

Верните работы друг другу.

- А теперь поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Вы справились с заданием.

-Какое последнее слово в диктанте? Салют. Возьмите зеленый лист. Читаем тексты.

Оружейный салют , или артиллерийский салют — церемониальная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий или стрелкового оружия.

Троекратный салют — церемониальный акт. (из энциклопедии для школьников

При проведении артиллерийских салютов салютным подразделением уведомляется Правительство Москвы, ГУВД по г. Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве для принятия необходимых мер по обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка в местах проведения праздничных артиллерийских салютов.

-Определите тему текстов. И в 1 и 2 тексте говорится о салюте. Одну и ту же информацию несут эти тексты? (нет)

- Какие стили речи знаете? (дети называют, появляется слайд)

-Чем отличается научный от официально делового?

- Давайте вспомним , какие типы речи вы знаете. К какому типу речи относятся наши тексты? повествование

-Докажите, выберите признаки этого типа речи и прикрепите на доску.

-Ребята, вспомните, о чем мы сейчас говорили и попробуйте сформулировать тему урока.

- Повествование в научном и деловом стиле . Молодцы! Давайте ее запишем.

- Какие задачи поставим перед собой?

- Да , Молодцы! В связи с этим сегодня на уроке мы научится различать повествование деловое и научное, и самое важное, закрепим навык анализа текста.

5. Сопоставительная работа в парах.

- О Вов снято огромное количество фильмов, написано много книг, опубликовано множество статей. Сегодня мы познакомимся с такими текстами –повествованиями о величайшем событии 20 века- победе над фашисткой Германией..

-Возьмите лист оранжевого цвета, на котором вы найдете такой текст. Прочитайте и выполните задание. 10 минут.

ТЕКСТ №1
ПРИКАЗ
Верховного Главнокомандующего

В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначить 24 июня 1945 года в Москве на Красной Парад Победы.
На парад вывести сводные полки фронтов, сводный полк Военно-Морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона.
Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову.
Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.
В соответствии с приказом организацию парада возложить на командующего войсками Московского Военного Округа .

Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне заключается:

1) была завершена самая кровопролитная война в истории человечества;

2) была устранена угроза установления мирового господства со страны

государства гитлеровского блока;

3) народы Европы обрели свободу, восстановили свою государственность;

4) были ликвидированы диктаторские фашистские режимы.

К какому стилю относится каждый текст?

Какой текст дает нам достоверную информацию о событии (факте, процессе) посредством специальной терминологии с позиции соотвествующей науки?

При подготовке используйте опорную схему.

Первый текст относится к ___________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля - сообщить __________________________. В этом тексте сообщается о том, что ________________ Во-вторых, здесь содержится информация, которая может помочь людям в сложившейся обстановке: всем участникам парада определить свою роль и порядок действия в ходе его проведения_____________________________________-. Этот текст может быть использован в _____________________________.

Второй текст относится к ____________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить ___________________. В этом тексте говорится о _________________, поясняется значение этого явления: ________________________, _______________________, ____________________. Во-вторых, прочитав этот текст, мы понимаем, что _________________________________, потому что __________________. Этот текст может быть использован в ____________и __новостях__________

- 75 лет назад самой желанной новостью была победа над фашистской Германией.

Давайте встанем и поддержим радость советского народа аплодисментами . СЛАЙД

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Почувствовали тепло рук? И с новым зарядом позитива продолжаем работу.

- Какой вывод можно сделать по нашим текстам – повествования? Опираясь на карточку –информатор , сделайте вывод: в чем сходство , а в чем различие повествования в научном и деловом стилях, используя слова для справок. 3 минуты.

раскрываются научные понятия, излагаются научные теории.

Цель – расширить знания людей о мире,

Сведения имеют познавательную ценность.

Сведения имеют познавательную ценность.

( В научном Первый текст относится к официально-деловому стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить конкретные сведения из практической жизни. В этом тексте сообщается о том, почему нужно провести парад. Во-вторых, здесь содержится информация, которая помогает всем участникам парада определить свою роль и порядок действия в ходе его проведения. Этот текст может быть использован в газетах, в новостях.

Второй текст относится к научному стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить достоверную информацию о событии (факте, процессе) посредством специальной терминологии с позиции соотвествующей науки (исторической, социологической и т.п.). В этом тексте говорится значении победы СССР в вов для всего мира. Этот текст может быть использован в энциклопедии, учебнике, монографии, диссертации.

- Действительно, эти тексты повествования в научном и деловом стилях очень похожи, но есть различия в назначении. Где используется повествование в научном стиле? ( Повествование в научном стиле – в научной статье, учебнике, научно-исследовательской работе). Повествование делового стиля? (используется, приказах, справках, законах, в инструкциях)

- Как вы понимаете, что такое инструкция?
- Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять СЛАЙД

6. Творческое задание.

- Я вам предлагаю взять синий лист на котором написан рецепт счастья Шалвы Амонашвили, прочитайте

-Возьмите чашу терпения.

- Налейте туда полное сердце любви.

-Бросьте две пригоршни щедрости.

- Плесните туда же юмора.

- Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошо перемешайте.

-Потом намажьте кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути .

-Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:

важную роль играют глаголы повелительного наклонения.

стоят в начале предложения (1,2 место)

употребляются в одной форме

-Наши деды и прадеды боролись за мирное небо для своих детей, внуков и правнуков. Наши деды хотели, чтобы мы были счастливы. Давайте попробуем составить рецепт сохранения мирного неба.

- Напишите ихна полосках бумаги и прикрепите на доску.

- Итак, дети, чтобы сохранить мирное небо , мы должны ( зачитываю листочки)

- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.

Белый голубь - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Вы научились различать тексты –повествования в научном и деловом стиле.

Голубой голубь - Старался, но были ошибки.

И поднимите руки вверх.

- Посмотрите сколько белых голубей. Это значит , что сегодня все хорошо потрудились

11. Домашнее задание

В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.

Сочинения, как и другие виды работ различаются:

-По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)

-По месту оформления: классные и домашние

-По форме словесного выражения: устные и письменные

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

-Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы). В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

-Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.

По стилю различаются:

-Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)

-Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.

По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого – психологического – ряда относятся память, восприятие, воображение.

По осложнённости дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:

1) подготовка и организация сочинений

2) их проверка и оценка

3) анализ проверенных работ в классе. [3]

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.[4]

На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.

«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.

-На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.

-На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.

Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:

В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.

Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.

Таким образом, делаем вывод, что обучать школьников написанию сочинений следует с первых дней пятого класса, делать это стоит постепенно, начиная с небольших по объёму зарисовок, постепенно объём увеличивая, необходимо в первую очередь научить пятиклассников не бояться высказывать свои мысли, не забывая, конечно, о грамматической и стилистической правильности.

Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.

Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).

Обучать рассказу лучше всего в форме ролевой игры. Эффективность введения игр в уроки русского языка очень высока. Игра – это самое любимое и естественное занятие детей. Будучи по своей сути социальной, она главным образом учит ребёнка общаться. Введение ролевых игр в обучение повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует развитию диалогической и монологической речи, даёт возможность наглядно проиллюстрировать, что в зависимости от адресата меняется выбор лексических, синтаксических и стилистически средств языка.

Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.

Ролевая игра при обучении рассказу повышает активность пятиклассников и их домашние сочинения получаются более яркими и творческими. При работе с картиной учителю следует учитывать культуроведческий аспект, поскольку картина может содержать сведения, непонятные сегодняшним школьникам.[11]

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Далее мы приведём пример, урок в процессе которого ребята учатся основам построения сочинения-повествования по сюжетным рисункам.

Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.

Цели такого урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;

-повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;

-активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;

-способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.

В качестве предварительных упражнений творческого характера могут быть использованы следующие упражнения: составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и др.

Итак, пятиклассникам зачитывается текст образец, на его основе в процессе анализа совместно с учениками составляется памятка соавтора:

Памятка авторам рассказов (соавторам художников).

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.

2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.

4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.

5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Теперь ребятам предлагается сюжетный рисунок для составления собственного рассказа.

Далее следует работа над типом речи сочинения.

-Какой тип речи характерен для данного рассказа?

-Почему именно повествование?

-Какова композиция (построение) рассказа?

-Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы.

-Какие вопросы можно задать к этому тексту?

-Каковы грамматические особенности рассказа?

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

-Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки?

-Какой общий заголовок можно подобрать к рисункам исходя из определенной нами темы?

-Какой общей мыслью объединены рисунки?

-Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)?

-Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали.

-Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс?

-Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

-Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок?

-Попробуйте озаглавить рисунки.

-Что получилось в результате?

-По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов.

Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.

-Какое правило памятки мы уже выполнили?

-Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел.

-Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке?

-Возможно, что события развивались именно так до начала действия. Можно об этом рассказать в вашей работе?

-Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.

-Расскажите о том, как развиваются события, что происходит.

-А где же кульминация и развязка?

-Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена?

-Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа.

Каждый из ребят должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, попробовать включить в свою работу экспозицию.[5]

Таким образом, можно сделать вывод, что графически оформленные истории дают возможность наглядно показать учащимся развитие действия, выяснить характер героя, обратить внимание на то, как художник мотивирует его поступки.

Цели, которые ставят учителя, давая в первые дни сентября задание, написать сочинение о лете: проверить остаточные знания по русскому языку и настроить школьников на рабочий лад. « Прибавим к этому хорошее настроение и желание работать у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между ребятами и учителем и, наконец, последнее, но немаловажное – положительный настрой самого учителя, который может прийти на первый урок года не бездумным продолжателем удобной традиции, а выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит разрешить себе пофантазировать – и можно превратить набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год. Идей, как это сделать, может быть очень много. Вот только некоторые из них.

При выставлении первой отметки принимается во внимание:

-Соответствие высказывания теме

-Достоверность и точность излагаемого, соответствие его жизненной правде

-Речевое оформление, стилевое единство и выразительность речи

При оценке грамотности учитываются:

-орфографические и пунктуационные ошибки

-грамматическая правильность речи

-соблюдение норм словообразования

-норм согласования, управления

-норм построения предложений той или иной структуры [3]

Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинальность, построение и язык ученических сочинений и т.д.; читает 1-2 наиболее удачных сочинения (или их части); организует редактирование (коллективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочинений. Завершается урок самостоятельной переработкой, совершенствованием учащимися своих сочинений (если в этом есть необходимость.) [3]

Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно возбуждает акры рефлексии и эмпатии, активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.[4]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

В данной работе мы остановились подробнее на сочинении-повествовании, рассмотрели такие виды сочинений-повествований как составление рассказа по картине, составление рассказа по сюжетным рисункам, а так же отметили новый подход к традиционному сочинению о лете; уделили внимание определению и классификации сочинений, а так же проверке и анализу школьных сочинений.

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

2. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

4. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5

5. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

8. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

11.Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

12.Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12

Примеры повествовательного эссе и советы по написанию хорошего повествовательного эссе

Чаще всего сочинение обычно путают с описательный один. Но эта статья расскажет вам, что такое сочинение.

Кроме того, он проведет вас через все необходимые шаги и поможет вам написать хорошее повествование. сочинение. Кроме того, он показывает вам несколько примеров повествовательных сочинений.

Таким образом, в этой статье вы узнаете:

Что такое повествовательный очерк?

Прежде чем говорить о повествовании сочинение примеры, примечание. Повествовательное эссе - это тип эссе, имеющий один мотив или центральную точку, вокруг которой вращается все повествование.

Кроме того, в этом эссе все инциденты, события и персонажи вращаются вокруг единого мотива, представленного в повествовании.

Кроме того, описательное эссе похоже на простое эссе из пяти абзацев. И это так, потому что он имеет тот же формат. Кроме того, он отличается только тем, что представляет собой повествование, содержащее персонажей, инциденты и диалоги.

Кроме того, основная цель повествовательного эссе - рассказать читателю о событиях. Также рассказать о взаимодействиях. И опыт, который случился с автором в определенный период времени. У него всегда яркий сюжет.

Основные элементы повествовательного эссе

Поскольку вы готовы увидеть повествование сочинение примеры, примечание. Есть важные элементы, которые отличают повествовательное эссе от других эссе. Повествовательное эссе состоит из трех обязательных элементов: персонажа, темы и диалога.

Характер

Персонажи являются важной частью повествовательного эссе. И даже если эссе имеет автобиографический характер, обратите внимание. Человек, пишущий эссе, - это персонаж, в котором участвуют некоторые другие персонажи, которые действуют, ведут себя и делают как все остальные персонажи, представленные в рассказах и романах.

Тема или мотив

Повествовательное эссе вращается вокруг темы или мотива. И эта тема или мотив представлены в ее тезисе, который разбивает его на три отдельных доказательства. Кроме того, эти три отдельных доказательства затем дорабатываются с помощью символов в абзацах тела.

Диалог

Диалог используется для записи разговора между персонажами. Также в повествовании сочинение, диалог - третий важный элемент, без которого персонажи теряют свою ценность и живость.

Кроме того, в центре повествовательного эссе находится сюжет, который рассказан достаточно подробно, чтобы достичь кульминации. Ниже приведены некоторые другие важные элементы повествовательного эссе:

  • Обычно говорят в хронологическом порядке.
  • Кроме того, у него всегда есть цель. Часто об этом говорится в тезисе во вводном абзаце.
  • Кроме того, он может использовать диалог.
  • Кроме того, он написан с сенсорными деталями и яркими описаниями, которые привлекают читателя. Все эти детали в некоторой степени связаны с основной мыслью автора.

Некоторые функции повествовательного эссе

Обратите внимание, так как мы собираемся увидеть некоторые примеры повествовательных эссе. Повествовательное эссе описывает людей. Кроме того, в нем представлены их беседы и рассказывается их опыт, чтобы преподать уроки читателям.

Кроме того, его основной целью является предоставление информации о жизненном опыте и уроках, извлеченных из этого опыта.

Советы по написанию хорошего повествовательного эссе

Прежде чем читать некоторые примеры изложения эссе, обратите внимание. Чтобы быстро написать захватывающее повествовательное эссе, следуйте этим советам:


1. Приготовься

Обратите внимание, прежде чем ваш творческий процесс начнется. Узнайте больше об общих требованиях, присущих этому виду сочинение. Выберите хорошую тему и соберите релевантную информацию, чтобы использовать ее в качестве справочника.

Также, готовясь, подумайте, о чем писать. Кроме того, подумайте, что от вас требуется. Кроме того, подумайте, где искать доказательства.

2. Понять процесс написания

Очевидно, этот этап является наиболее трудоемким. Тем не менее, это может быть меньше, если принять во внимание следующее:

  • Создание структуры и контура.
  • Также предоставление информации от первого лица.
  • Кроме того, описание персонажей и мест.
  • Дополнительно добавляю немного специй.

3. Редактирование

После создания первого черновика тщательно его отредактируйте. Просматривая свое эссе, вы обязательно найдете одно, два или несколько грубых мест. Убедитесь, что вы не пропустите ни одного важного момента. Ниже приведены несколько советов по успешному редактированию:

  • Не начинайте искать ошибки сразу после написания эссе. Отдохните и только потом взгляните на это по-новому.
  • Кроме того, превращайте большие и сложные предложения в простые. Это делает их неотразимыми.
  • Кроме того, избегайте использования терминов многих значений.
  • Кроме того, найдите все повторения идей или аргументов и удалите их.
  • Кроме того, проверьте все цитаты и форматирование в целом с руководством.
  • Кроме того, перефразировать, где трудно понять смысл.
  • Дополнительно пересмотреть структуру эссе.

Другая информация о сочинении

В повествовательном эссе используются такие инструменты, как ретроспективные кадры, флэш-форварды и переходы. Эти инструменты часто приводят к кульминации. Кроме того, в центре повествования находится сюжет.

Однако при создании повествования авторы должны определить свою цель. Кроме того, они должны учитывать свою аудиторию, устанавливать свою точку зрения, использовать диалоги и организовывать повествование. Повествовательное эссе обычно устраивается в хронологическом порядке.

Кроме того, в повествовательном эссе вы рассказываете историю. И часто это связано с личным опытом. Тем не менее, вы также подчеркиваете свою точку зрения. Таким образом, цель состоит не только в том, чтобы рассказать занимательную историю, но и в разъяснении важности полученного опыта.

Некоторые примеры изложения эссе

Ниже приведены примеры описательных эссе:

Пример 1

Новые направления (Майя Анжелу)

Примеры повествовательных сочинений

Пример 2

Saturday Evening Post (Рассел Бейкер)

Пример 3

Только дочь (Сандрой Сиснерос)

В этом очерке автор подробно описал дочь - как она выглядит и как себя ведет.

С вышеупомянутой информацией, я думаю, вы теперь знаете, что такое повествовательное эссе. Следуйте приведенным выше советам при написании хорошего / захватывающего рассказа.

CSN Team.

=> ПОСЛЕДУЮЩИЕ США НА INSTAGRAM | FACEBOOK & TWITTER ДЛЯ ПОСЛЕДНЕГО ОБНОВЛЕНИЯ

Читайте также: