Дед архип и ленька сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий мальчик лет десяти, в своих лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда – старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы.

Степное марево закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки

силы в ногах. Сегодня ему было хуже, чем обычно, он чувствовал, что скоро умрет, и его беспокоила мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли деду становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко.

А здесь, по Кубани, подают хорошо, хотя народ богатый и нищих не любит.

Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, потому что его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к Ленькиной ноге поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих.

он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея выразить словами свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг: и они, и города, и все люди – пыль. Он пожалел, что мальчик не смог учиться грамоте, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки.

Мальчику надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, потому что сначала ему становилось страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Ленька хотел пойти работать в трактир.

Дед боялся, что его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед.

Тут появился сытый, сильный и здоровый казак на арбе и позвал паром. Дед пожаловался, что в России голод и люди мрут как мухи. По мнению деда голод начался оттого, что люди высосали, истощили землю, а казак возразил, что от хороших рук и камень родит.

На пароме Ленька стоя задремал и упал.

Казак довез их до станицы. По дороге Ленька думал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подавали еду, но она портилась, и ее никто здесь не покупал, а лучше бы давали деньгами.

По приезде казак назвал себя Андреем Черным и пригласил их переночевать. Ленька захотел разойтись с дедом, хотя отдельно он собирал намного меньше. Дед затянул свою песню, а Ленька заснул в кустах. Его разбудил громкий плач.

Девочка лет семи с черными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла новый платок, который купил ей отец.

Ленька решил, что отец побьет ее, но все равно велел ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить ее перед отцом. Но девочка отказалась – ее мать не любила нищих, – и ушла.

Ленька пошел к церкви, где они условились встретиться с дедом, по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то ее побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деду много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную. По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где.

Выбрасывая, Ленька заметил в свертке голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед украл белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором.

В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы.

По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, как все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза.

Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все делает ради Леньки, его будущего. Мальчик испугался и начал звать деда обратно в станицу, а тот все говорил и говорил.

Гроза была в разгаре. Испугавшись, Ленька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же, он еще был жив, но язык отнялся.

Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер. На погосте хоронить деда было нельзя, как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним. Деда похоронили там же, где нашли.

Леньку нашли через несколько дней: он лежал в грязи возле оврага лицом вниз. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.


В поисках лучшей доли дед и внук отправились на Кубань, где милостыню подавали более щедро, чем у них на родине. Одна беда, подавали им, в основном, еду. Подавали хорошо, еда оставалась, и ее приходилось выбрасывать, а покупать еду у них никто не хотел.

На переправе через реку Кубань дед разговорился с одним казаком, который интересовался, как живется людям в тех местах, откуда пришли два путника?

Дед Архип стал рассказывать о голоде, о том, что земля перестала быть плодородной. На это казак возразил, что причина плохой жизни не в истощенной земле, а в плохих руках у людей, которые не умеют на этой земле работать.

Казак оказался добрым и подвез двух путников до своей станицы. Узнав, что дед с внуком пойдут по станице собирать подаяние, он сказал им, чтобы вечером они приходили в его дом переночевать.

Дед с внуком, договорившись вечером встретиться у церкви, разделились и пошли по улицам станицы. Лёнька не любил просить подаяние, ему было трудно унижаться перед людьми. Выбрав место поукромнее, он уснул. Разбудил его детский плач. Плакала маленькая девочка. Лёнька узнал, что она потеряла новый платок. Как мог, Лёнька ободрил плачущую девочку и ушел.

Когда он добрался до церкви, туда пришел и дед Архип. Он нес тяжелый мешок с подаянием. Они уже собирались искать дом того казака, что пригласил их на ночлег, когда к ним подошел другой казак и потребовал следовать за ним.

Лёнька понял, что дед опять что-то натворил. Старика уже ловили однажды на краже, и в этот раз он тайком сунул Лёньке сверток, попросив выбросить его незаметно. Внук выполнил просьбу деда, но в этом свертке он распознал голубой платок, и сразу понял, что этот тот самый платок, что потеряла девочка.

Потом деда и внука обыскивали, говоря, что в станице пропали кинжал и платок. Дед Архип говорил, что они ни в чем не виновны. У нищих ничего не нашли, но все равно выгнали из станицы.

Сидя под корявым деревом неподалеку от селения, внук услышал от деда историю о том, как тот в одном доме тайком снял со стены дорогой кинжал, который можно выгодно продать. Он же нашел и потерянный платок, который и не подумал возвращать владельцам. Эти вещи дед сумел подобрать, когда их выпроваживали из станицы, и, сидя под деревом, он рассуждал о том, как много за них денег можно будет выручить для будущей жизни Лёньки.

Внук был против того, чтобы дед занимался воровством. Он потребовал, чтобы они вернулись в станицу и отдали вещи их владельцам. Возникла ссора, которую усилила начавшаяся гроза. В результате, Лёнька убежал от деда, куда глаза глядят.

Утром деда Архипа, еле живого, обнаружили местные ребятишки. При нем были пропавшие кинжал и платок. К вечеру старик умер, и его похоронили под тем деревом, возле которого нашли. На погосте его не стали хоронить, признав в нем вора.

А через два дня нашли и его внука, Лёньку. Он лежал на дне оврага, в который мальчик сорвался в ту грозовую ночь. Поначалу его, как невинного ребенка, хотели похоронить на погосте, но потом передумали и положили рядом с дедом, поставив над могилой каменный крест.

Таково краткое содержание рассказа.

Рассказ учит за добро платить добром. Казаки по-доброму отнеслись к двум нищим: их подвезли до станицы, дали хорошее подаяние и пригласили на ночлег. А в ответ дед Архип совершил кражу.

Нищему нет друга.
Старый — что малый, а малый — что глупый.
Украсть – в беду попасть.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.

Композиционная структура рассказа представляет несложной в виде небольшого объема.

Главными героями произведения являются дед Архип и его внук Ленька, представленные в образах близких родственников, вынужденных скитаться с целью преодоления нищенского существования.

Ленька изображается в рассказе в качестве десятилетнего мальчика, являющегося круглой сиротой, не имеющего родителей, за исключением больного деда, отличающегося чистотой душевного восприятия.

Сюжетная линия разворачивается в момент пребывания героев в кубанскую станицу, где планирует получить хорошее подаяние, поскольку чувствует приближение своей скорой смерти и переживает за дальнейшую судьбу внука, который может остаться без средств к существованию.

На пути в станицу у героев происходит встреча с местным казаком в лице Андрея Черного, который приглашает путников переночевать в собственном доме.

Однако в течение дня происходят события, кардинально меняющие планы деда Архипа и Леньки.

Мальчик, разойдясь с дедом в разные места, прося милостыню, встречает на одной из улиц станицы плачущую девочку, которая делится с Ленькой своей бедой в виде потерявшегося платка.

Затем мальчик подходит к церкви, где назначена встреча с дедом Архипом, и обнаруживает последнего с целым мешком подаяний. Ленька подозревает, что дед совершает кражу, однако даже при их задержании полицейскими это не подтверждается.

Герои отправляются на окраину станицы, где совершают привал, на протяжении которого Ленька предъявляет деду претензии, однако старик обосновывает кражу кинжала и платка необходимостью накопления для будущего мальчика.

Не выдержав позиции деда и вспоминая слезу девочки, Ленька убегает в степь, несмотря на наступающую грозу.

На утро местные жители обнаруживают под деревом мертвого старика, а при нем пропавшие вещи, а затем в овраге – погибшего мальчика. Обоих хоронят там же под деревом, поскольку ворам нельзя покоится на обычном кладбище.

Смыл рассказа заключается в столкновении разных нравственных идеалов.

Читайте краткое содержание других рассказов Максима Горького:

  1. Лёнька. Мальчик 10 лет. Стыдится нищеты, стремится жить честно. Добрый и совестливый.
  2. Дед Архип. Больной несчастный старик. Мечтал раздобыть сто рублей. Боялся за судьбу Лёньки. Воровал, что плохо лежит.
  1. На берегу Кубани.
  2. Паром.
  3. Предложение казака.
  4. Лёнька и девочка.
  5. Встреча с дедом.
  6. Выкинутый платок.
  7. На краю станицы.
  8. Обвинение.
  9. Гром и молния.
  10. Смерть.
  1. Дед Архип и Лёнька шли в станицу просить милостыню.
  2. Лёнька успокоил девочку, которая потеряла платок.
  3. Станичники обыскали путников, но Лёнька успел выкинуть платок.
  4. Они сидели за околицей и дед хвалился украденным кинжалом.
  5. Лёнька стал обвинять деда в воровстве и старик пришёл в исступление.
  6. Старик умер на следующий день, а Лёньку нашли через два дня в балке.

Голод и воровать, и лгать заставит.

Чему учит рассказ "Дед Архип и Лёнька"

Рассказ учит состраданию и милосердию. Учит ценить то, что имеешь. Учит не воровать и не брать чужое. Учит не делать того, за что тебе будет стыдно.

Отзыв на рассказ "Дед Архип и Лёнька"

Меня потряс этот трогательный рассказ. Мне было очень жаль мальчика и его деда, вся вина которых была в том, что они голодали. Дед воровал, чтобы выжить, но его можно понять и простить. Ведь человеческая жизнь всяко ценнее кинжала или платка. Но Лёнька не мог смириться со своей совестью, не хотел жить с клеймом вора. Финал рассказа очень тяжёлый, но прочитать рассказ должен каждый.

Пословицы к рассказу "Дед Архип и Лёнька"

Бедность крадёт, а нужда лжёт.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Дед Архип и Лёнька"

В ожидании парома дед и Лёнка лежали в тени на берегу Кубани. Дед изредка кашлял, поглядывая на спящего внука. Он чувствовал приближающуюся смерть и переживал о судьбе мальчика.

Лёнька проснулся, растёр в руке землю в пыль. Дед поглядел на пыль, и сказав, что всё на свете пыль, люди, города, которые они прошли, стал рассуждать о скорой смерти. Лёнька привык к этим разговорам и не любил их, они часто заканчивались ссорой.

Дед спрашивал мальчика, что тот станет делать, после его смерти. а Лёнька успокаивал старика, говоря, что поступит в трактир или уйдёт в монастырь.

Подъехал на арбе казак и стал спрашивать про голод в России. Потом подошёл паром, все погрузились на него, и паром отправился в обратный путь.

Там казак предложил подвезти деда и Лёньку, и всю дорогу пел весёлые песни. Потом простился с путниками и велел приходить к нему на ночлег. Дед с внуком разделились и пошли просить милостыню.

Лёнька отошёл немного, лег под тополя и уснул. Проснулся он от чьего-то плача. Плакала девочка лет семи и мальчик принялся её успокаивать. Девочка потеряла платок, подаренный отцом и боялась идти домой.

Лёнька храбро предложил проводить её и объяснить, как было дело, но девочка отказалась, хотя плакать и перестала. Она сказала, что мама не любит нищих и ушла.

Приближался вечер и хмурый Лёнька пошёл к церкви, где они с дедом договорились встретиться. Дед был доволен щедрой милостыней и решил идти ночевать к подвезшему их казаку.

Но тут к ним подошёл станичник и велел следовать за ним. Лёнька заволновался, у деда затряслась голова. Дед украдкой велел Лёньке выкинуть какой-то пакетик и мальчик послушно отбросил его в траву. Пакетик развернулся и Лёнька увидел новый платок. По описанию он узнал платок девочки.

Дед и Лёнька сидели у выхода из станицы и дед похвалялся богатым кинжалом, который стянул из какой-то избы. Потом достал платок девочки.

Внезапно громыхнул гром. Лёньке стало страшно. Он стал звать старика вернуться, но дед упёрся, говоря, что такого вора надо убить громом и дождём. Старик кричал и взывал к богу, а под конец издал истошный вой.

Утром станичники нашли чуть живого деда, который онемел и искал кого-то глазами. Он скоро умер и его похоронили как вора, ведь рядом нашли кинжал и платок.

А два дня спустя на дне балки нашли тело мальчика. Лёнька лежал в грязи раскинув руки. Его похоронили рядом с дедом.

Читайте также: