Дают ли баллы за сочинение по литературе

Обновлено: 05.07.2024

Официальные критерии оценивания итогового сочинения от Рособрнадзора.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Критерии №1 и №2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

Почему вузы дают дополнительные баллы за итоговое сочинение?

Не все вузы имеют возможность проводить дополнительные вступительные испытания для абитуриентов, которые позволят оценивать не только знание общеобразовательных дисциплин, но и общий уровень развития поступающего, качество его речи, логику мышления, умение формулировать собственную позицию, аргументировать и отстаивать ее. А итоговое сочинение позволяет учесть все эти параметры и начислить дополнительные баллы тем поступающим, которых вуз хотел бы видеть в рядах своих студентов в первую очередь. При этом с каждым годом увеличивается число вузов, которые рассматривают итоговое сочинение при приеме на все программы обучения, а не только на те направления, где русский язык и литература являются профильными дисциплинами ("Филология", "Лингвистика", "Педагогическое образование", "Журналистика" и др).

Критерии, по которым университет может оценивать сочинение

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки определены рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения для вузов. В список для университетов включены 4 основных критерия, по которым сочинение оценивается в школе, и также его дополняют еще 6 новых. Перечень всех критериев, которыми могут воспользоваться вузы:

1. Соответствие теме;
2. Аргументация и привлечение литературного материала;
3. Композиция;
4. Качество письменной речи;
5. Оригинальность сочинения;
6. Речевые нормы;
7. Орфографические нормы;
8. Пунктуационные нормы;
9. Грамматические нормы;
10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале.

С подробным описанием каждого пункта можно ознакомиться в нормативном документе . Следует обратить особое внимание на то, что указанные выше критерии не являются обязательными, они носят рекомендательный характер. Другими словами, университет имеет право разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных. Тем не менее, для каждого вуза действует правило: сочинение должно соответствовать теме и быть достаточно аргументированным с опорой на литературные произведения. В противном случае, абитуриент автоматически получает 0 баллов за данное индивидуальное достижение.

Итоговое сочинение 2020

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

Требования

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Критерии оценивания в школе

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

2. Надежда и отчаяние;

4. Гордость и смирение;

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Критерии оценивания в вузах

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Отсутствие рассуждения

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Логические ошибки

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Какая литература подойдёт для аргумента

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Что запомнить

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

15 апреля почти 700 тысяч одиннадцатиклассников написали итоговое сочинение. Зачет за него служит не просто допуском к ЕГЭ и ГВЭ, за эти 300–350 слов можно заработать до 10 дополнительных конкурсных баллов при поступлении в вуз.

Сейчас всего 6 университетов имеют право проводить собственные вступительные экзамены плюсом к ЕГЭ. Это МГУ, СПбГУ, МГЛУ, МГИМО, МГЮА и НГЛУ им. Добролюбова. Но многие вузы хотят увидеть способность абитуриента рассуждать, защищать свою позицию, логично излагать мысли – все это демонстрируется в итоговом сочинении. Сухие баллы ЕГЭ такой возможности не дают. Поэтому высшие учебные заведения стали чаще засчитывать итоговое сочинение как индивидуальное достижение и начисляют за него дополнительные баллы. Все по-разному: от одного до максимальных десяти. Тем не менее даже один балл может стать решающим в борьбе за бюджетное место в университете.


Какие топовые вузы засчитывают в этом году итоговое сочинение и дают за него баллы.

10 баллов


5 баллов

  1. Академический университет гуманитарных наук (ГАУН) при РАН до 5 баллов.
  2. Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону).
  3. Саратовский госуниверситет им. Чернышевского от 1 до 5 баллов при поступлении в Институт филологии.
  4. Тольяттинский госуниверситет (от 1 до 5).

3 балла

  1. Московский госуниверситет технологий и управления им. Разумовского.
  2. Университет им. Витте (Москва).

2 балла

  1. МГУ – от 1 до 2.
  2. МИФИ.
  3. ВГИК им. Герасимова.
  4. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и соцработы.
  5. Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники.

1 балл

  1. ИТМО (Санкт-Петербург).
  2. РГГУ (Москва).
  3. ЛЭТИ (Санкт-Петербург).
  4. ЮФУ (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону).

СПбГУ, МФТИ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, Финуниверситет и многие другие вузы высшего дивизиона итоговое сочинение не учитывают.

Это всего лишь краткий обзор вузов, которые дают дополнительные баллы за итоговое сочинение. В России больше 1200 высших учебных заведений (вместе с филиалами), полный список был бы чересчур большим. Просто не забудьте проверить на сайте интересующего вас вуза, проверяет ли он сочинение. Большинство университетов, если учитывают сочинение как индивидуальное достижение, то дают за него 1-2 балла. Но даже один балл не бывает лишним в конкурсе.

Читайте также: