Цивилизация и культура сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Чуть более 16 лет назад человечество вошло в новое тысячелетие. За многовековую историю развития было достигнуто крупных культурных и научно-технических свершений. Но вместе с тем перед нами встает все больше проблем угрожающего характера, которые во многих случаях являются следствием цивилизационного развития.

Образование, культура и цивилизация между собой тесно связаны, они взаимно дополняют друг друга. Много философов и исследователей изучали вопрос связи и зависимости между культурой и цивилизацией. Соотношение между этими понятиями часто исследуется в работах по истории, социологии, психологии и педагогики.

Культуру характеризуют как совокупность духовных и материальных ценностей, произведенных человеком за все время существования. Понятие цивилизации многозначно. Его рассматривают и как синоним слова "культура", и как одну из ее составляющих, как материальную культуру, а также как этап исторического, что приходит на смену культуре. В любом случае связь с культурой обязательно существует. Цивилизацию можно считать процессом "окультуривания" всех без исключения сфер общественной жизни, процессом рационализации, оптимизации человеческой деятельности с целью улучшить жизнь каждому и сохранить окружающий мир.

Культура укоренена в человеческую жизнь. Благодаря культуре человек может усваивать и приобщаться к человеческим ценностям прошлых веков, переосмысляя их и получая вдохновение для нового творчества. Культура - это не только умение прилично себя вести, но и в первую очередь знания о том, чем и как жили наши предки, их традиции в различных сферах жизни - быту, работе, досуге, социальных ритуалах, экономических и правовых отношениях и тому подобное. Они менялись и совершенствовались на протяжении веков, а с ним появились наши сегодняшние обычаи общественного устройства.

Образование помогает усвоить культурные достижения, передать их будущим поколениям. Высокий уровень развития культуры требует высокого развития образования, а это снова становится толчком для дальнейшего развития культуры. Уровень образованности людей, составляющих общество, прямо пропорционален общему уровню культуры общества. Поэтому введение обязательного общего образования для всех в свое время сыграло решающую роль для культурного "скачка" человечества и значительного роста производства.

Настоящее диктует все новые проблемы и перспективы современной цивилизации. Материальные блага начинают преобладать над духовными. Очень важным является сохранение баланса. Наша цивилизация сейчас развивается довольно быстрыми темпами, но вместе с тем мы должны развивать и образование и культуру. Потому что именно они отвечают за правильное отношение человека к себе и своего места в мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лысенко Л.А.,

учитель истории и обществознания

Тема о культуре и цивилизации, как мне кажется, достаточно актуальна и злободневна во все времена, ввиду того, что она позволяет нам – людям заглянуть в свою судьбу, увидеть качественные признаки сходства и отличия процессов бытия. А вопросы, связанные с судьбой человека всегда его волновали.

Данная тема является философской. Она предоставляет каждому возможность поразмышлять, установить взаимосвязь понятий, выявить истину. Вопросы сходства и различий ключевых понятий являются предметом моего рассмотрения.

Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначают важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания.

Приведу словарное обозначение терминов “культура” и “цивилизация”. В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” - одни из самых распространенных и многозначных.

“ Культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

Цивилизация - понятие “цивилизация” (от лат. civilis — гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.

Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть, условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека.

Я думаю, что цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Полагаю, что не нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.

Но, можно предположить, что эти достижения сами по себе еще не означают культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные: ценностно и этически они нейтральны. Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании.

Цивилизация — созданный и преобразованный человеком мир, культура — внутреннее достояние самого человека, его духовное наполнение.

Сформулированное О. Шпенглером негативное отношение к цивилизации как “агонии культуры” находит немало оснований в современной жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами цивилизации чаще всего считаются стандартизация повседневности и мышления, насаждение истин и ценностей (преимущественно западных), свойственную ей подозрительность к индивидуальному, независимому сознанию, которые зачастую воспринимаются как “социальная опасность”.

Культура ориентирована на развитие духовно развитой и свободной личности, цивилизация — на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

Культурным человек становится из внутренних побуждений. Цивилизованным он становится под воздействием внешних факторов. Приобретенные качества личности порой не становятся ее внутренним достоянием. Он соблюдает их только по необходимости.

Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, наплывом техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.

И действительно, как я полагаю, интеллект человека в состоянии постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последний включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.

Тем не менее, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Изначально цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а воплотившая себя в этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природы.

Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает достаточно много возможностей заняться тем, что соответствует его сути.

Тема о культуре и цивилизации, как мне кажется, достаточно актуальна и злободневна во все времена, ввиду того, что она позволяет нам – людям заглянуть в свою судьбу, увидеть качественные признаки сходства и отличия процессов бытия. А вопросы, связанные с судьбой человека всегда его волновали.

Данная тема является философской. Она предоставляет каждому возможность поразмышлять, установить взаимосвязь понятий, выявить истину. Вопросы сходства и различий ключевых понятий являются предметом моего рассмотрения.

Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначают важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания.

Приведу словарное обозначение терминов “культура” и “цивилизация”. В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” - одни из самых распространенных и многозначных.

“ Культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

Цивилизация - понятие “цивилизация” (от лат. civilis - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.

Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть, условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека.

Я думаю, что цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Полагаю, что не нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.

Но, можно предположить, что эти достижения сами по себе еще не означают культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные: ценностно и этически они нейтральны. Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании.

Цивилизация - созданный и преобразованный человеком мир, культура - внутреннее достояние самого человека, его духовное наполнение.

Сформулированное О. Шпенглером негативное отношение к цивилизации как “агонии культуры” находит немало оснований в современной жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами цивилизации чаще всего считаются стандартизация повседневности и мышления, насаждение истин и ценностей (преимущественно западных), свойственную ей подозрительность к индивидуальному, независимому сознанию, которые зачастую воспринимаются как “социальная опасность”.

Культура ориентирована на развитие духовно развитой и свободной личности, цивилизация - на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

Культурным человек становится из внутренних побуждений. Цивилизованным он становится под воздействием внешних факторов. Приобретенные качества личности порой не становятся ее внутренним достоянием. Он соблюдает их только по необходимости.

Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, наплывом техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.

И действительно, как я полагаю, интеллект человека в состоянии постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последний включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.

Тем не менее, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Изначально цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а воплотившая себя в этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природы.

Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает достаточно много возможностей заняться тем, что соответствует его сути.

Сочинение на тему: Цивилизации мира

История нашей планеты знала множество цивилизаций с различными обычаями, законами, верованиями и материальной культурой. Некоторые великие цивилизации остались в прошлом и известны нам лишь благодаря историческим исследованиям. Другие культуры - к примеру, Ближнего Востока и Восточной Азии - сформировались тысячелетия назад и продолжают развиваться сегодня, несмотря на постоянно возрастающее влияние западной цивилизации, активно стремящейся к ассимиляции других культур. Любая культура, независимо от того, насколько далёкой и непонятной она нам представляется, достойна познания.

Согласно историческим исследованиям, первые известные нам племенные культуры развились в Месопотамии -в бассейне рек Тигр и Евфрат, где сегодня располагаются Ирак, Сирия и Иран. Самым древним известным историкам народом, населявшим эту территорию, были шумеры. В IV-III тыс. до н. э. они создали великую цивилизацию, оказавшую огромное влияние на историю древнего Востока. Одним из её достижений было изобретение письменности. Месопотамия подарила миру и другие выдающиеся культуры - аккадскую, вавилоно-ассирийскую и персидскую. Увы, золотой век Междуречья остался в далёком прошлом.

Район Средиземноморья, охватывающий побережья Европы, Азии и Африки, в древности был местом встречи многих культур. Одной из самых могущественных держав этого региона считался Египет, который уже около 3 000 г. до н. э, был большим, хорошо организованным государством. На восточном побережье Средиземного моря сформировалась финикийская цивилизация, а в районе Эгейского моря - минойская, эллинистическая и кикладская культуры. В первых веках нашей эры Средиземноморье находилось под влиянием Византии, а позднее часть этой территории оказалась под властью Османской империи. Особое значение для нас имеет средиземноморский античный мир Греции и Рима, от которых ведет свою родословную европейская цивилизация.

Описание работы

Цивилизация…Какое емкое и плотное слово. У него есть свой вкус и звук. Что это? Что означает слово цивилизация? Ведь в общем понятии мы можем себе нарисовать определение этому загадочному слову – это мы и наша самобытность, все наши достижения и открытия, течение времени, формирование письменности, языка, культуры. Наверно, все то, что сейчас нас окружает, можно назвать цивилизацией. И она не стоит на месте

Файлы: 1 файл

Эссе на тему: “Что такое цивилизация?”

Работу подготовила студентка 3 группы

Лёвина Евгения Владимировна

Я считаю, что цивилизация – это некий процесс, который протекает по всем законам цикличности, не забывая про человеческий фактор: развитие, культура, социализация, письменность, языковая принадлежность. Цивилизацию невозможно остановить на том уровне, который желает человек, пытаясь извлечь выгоду. Она всегда будет меняться независимо хотим мы этого или нет. И это не может быть плохим знамением!

Эссе на тему “Культура и цивилизация”

Культура и цивилизация. Для большинства из нас эти два понятия почти равнозначны.

Ведь они описывают большинство того, что современный человек наблюдает вокруг себя, живя в технически развитом информационном обществе. Кинотеатры и кулинарные сайты в Интернете, правила поведения в обществе и технологии выпуска самолетов. Только под культурой обычный человек чаще всего понимает нечто из области искусства или этикета.

Расписная ваза – это продукт культуры, и балет в театре – тоже. А слово “цивилизация” в речи простых людей обычно означает технический прогресс. Компьютеры, мобильные телефоны, поезда, мегаполисы…

На самом деле понятие культура имеет научное определение: область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека. То есть почти все, что создает и чем занимается человек: это произведения культуры. Даже рецепт, по которому жарится картофель на сковородке, является продуктом человеческой культуры, как и сама сковородка, как и выращивание

Не зря само слово “культура” на латыни означало земледелие, сельское хозяйство.

Цивилизация, по одному из определений – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня социальности, по другой – совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса, а по третьей – целостная система, комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем, развивающаяся по законам жизненного цикла. Например, западная цивилизация, мусульманский мир или уже разрушенная цивилизация индейцев майя.

Из этого ясно, что культура и цивилизация – понятия очень близкие, часто даже тождественные. В том современном обществе, в котором живем мы, они даже совпадают. Не в мире это происходит не во всем.

Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть “определенного уровня социальности”, то есть того, что мы несколько напыщенно называем развитием.

У них нет главного признака цивилизованного общества – нет государства. Нет письменности, нет технических новинок, нет бюрократии, законов и прав – есть только обычаи племени. Эти племена однозначно не цивилизованы.

Но значит ли это, что у них нет культуры? Культура как раз у них есть, самобытная и интересная, непохожая ни на что цивилизованное. Она проявляется в том, как они организуют охоту, в их ритуальных костюмах и танцах.

А еще в том, как они строят в лесах свои жилища, как общаются с духами, в которых верят, как они видят окружающий мир.

Культура однозначно является основой, на которой вырастает любая цивилизация. Она древнее и шире в своем существовании. Различие в культуре, в понимании мира, в религии и культурных традициях, определяет и различие в цивилизации, например, разницу между западной цивилизацией и восточной.

Нет “плохих” или “низших” культурных систем: ведь оценивать их так можно только субъективно, “со своей колокольни”, со своим собственным культурным багажом.

СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Эссе по культурологии на тему:

Выполнил: студент группы

В эссе речь пойдет о концептуальном, и смысловом соотнесении понятий культуры и цивилизации. Оно имеет важное значение для культурологии, поскольку данные понятия в процессе использования обросли множеством смыслов.

За всю историю человечества, появилось большое количество культур и цивилизаций. Одни бесследно исчезли, другие же смогли сохраниться. Однако, некоторые из них, под влиянием развития технологий и общественных отношений, приобрели новую форму и смысл в современном мире.

Безусловно, цивилизация и культура – понятия, неразрывно связанные между собой. Но что они из себя представляют и как взаимодействуют друг с другом?

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

Слово цивилизация произошло от латинского civilis – гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии.

С цивилизацией ассоциируется материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека. Российские этнографы, в частности, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры – появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов), в области духовной культуры – возникновение письменности.

Цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже.

Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры. Цивилизация – это прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства и династии. Иногда к одной цивилизации относят разные государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это происходило в случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация может распространятся захватывая всё новые и новые народы и государства. Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов культуры может исчезнуть, передав свои достижения культуры другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут возникать одна за другой. Но в любом случае, история цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее культуры.

Список используемой литературы

1. Полищук: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1998 – 446 с.

3. Культурология: Учеб. Пособие для вузов. Под ред. Проф. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 319 с.

Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1996. С. 116

Семенов этнографии (этнология) и проблема его соотношения с предметом социальной антропологии//Наука о культуре и социальная практика: Антропологическая перспектива: Сб. науч. Чтений/Под общей ред. . – М.: ИКАР, 1998. С.7-39

Определение в философской концепции Н. Бердяева понятий цивилизации и культуры, их взаимодействия и значения в жизни отдельного человека в современных условиях. Выделение основных разногласий между общественными, государственными и культурными ценностями.

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 21.11.2010
Размер файла 19,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Высшая Школа Экономики

Эссе по философии на тему

"Культура и цивилизация"

Выполнил: студент второго курса

Воронов Кирилл Валерьевич

За всю историю человечества, появилось большое количество культур и цивилизаций. Одни бесследно исчезли, другие же смогли сохраниться. Однако, некоторые из них, под влиянием развития технологий и общественных отношений, приобрели новую форму и смысл в современном мире.

Безусловно, цивилизация и культура - понятия, неразрывно связанные между собой. Но что они из себя представляют и как взаимодействуют друг с другом? На эти вопросы пытались найти ответ многие философы своего времени. В этом свете создавались разные концепции, пытающиеся объяснить соотношение культуры и цивилизации, а также их значение в нашей жизни.

Н. Бердяев, в своих работах даёт собственное объяснение данной проблемы. В нашей жизни при принятии решений и формировании целей общества, важную роль играет культура, и именно с помощью неё оценивается "качественность" и духовная зрелость общественности. Уже давно во всём мире гремят призывы к демократии. Но демократия "не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир". Действительно, в этом случае культура становится совсем другой - дешёвой, доступной, но в то же время некрасивой и плоской. Так культура переходит в цивилизацию, вследствие демократизации. Для людей демократии, культура - всего лишь средство благоденствия, орудие политики и экономики. Им не нужна культура, как таковая, им нужна именно цивилизация, выполняющая функцию орудия. Культура не то же самое, что цивилизация. "Культура родилась из культа. Истоки её -- сакральны". Она имеет благородное происхождение, в её появлении имеются религиозные корни. Цивилизация же, напротив, имеет мирское происхождение и является порождением борьбы человека с природой. Культуре присущи индивидуальность и душа, цивилизации - общее, повторяющееся, а также орудия и методы.

Культура постоянно старается поддерживать связь со своим прошлым, со своим появлением, чтит память прежних поколений. Ей важна преемственность, непрерывность, непоколебимость творений. В ней происходит долгая борьба со смертью и временем, хотя, по правде сказать, она бессильна против них. Новая культура, при своём появлении, несмело вливается в жизнь, как бы "стесняясь" такого положения. У цивилизации нет предков, она гордится своим недавним происхождением. В ней "всё приспособлено к удобствам сегодняшнего дня". Она не хочет заполучить вечность и не борется со смертью.

У культуры есть два начала: консервативное, т.е. преемственное, и творческое - направленное в будущее. Однако, невозможно представить такого, чтобы в культуре присутствовали революционные и разрушительные мотивы. Всё революционное противится иерархизму и направлено на разрушение. А культура не может существовать без "иерархической преемственности, без качественного неравенства", потому что без знания и принятия прошлого невозможно творить новую культуру.

В вопросе о цивилизации Н.Бердяев отмечает влияние цивилизации на массы и формирование культуры. Масса представляет собой количественную категорию, характеризующуюся отсутствием внутри неё высоких качеств, ценностей. Массы легче воспринимают техническую цивилизацию, чем духовную культуру. Они, фактически лишены последней и владеют только тем, что им внушили ранее. Таким образом, и ценности, и социальный строй, и государство могут стать идолами.

"И в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация". Цивилизация есть некий социализирующий и коллективный процесс, например, изобретение людьми технических орудий. Культуре характерен несколько более личный и глубинный процесс. Цивилизация объясняет объективацию и социализацию нашей жизни, культура обращается к таким понятиям, как духовность и личность. Техническая цивилизация обезличивает культуру. Но всегда найдутся те, кто сможет противостоять надвигающейся технической цивилизации - ими являются романтики, гении, творящие культуру. Однако их высказанные мнения является подражательными в той или иной группе. А культурный стиль является подражательством и "усвоением традиций". Конечно, его появление может быть социально оригинальным, но сам по себе, т.е. индивидуально, он не оригинален. Культура старается превратить гения, который не может вместиться в неё, "из дикого животного в животное домашнее". Как и дикий варвар, творческий гений подвержен социализации. А творческий акт, которому присущи дикость и варварство, переформировывается (путём объективации) и становится культурой. Культура стоит посреди двух сил природы и техники, и часто притесняется с их стороны.

Всё время существовало разногласие между общественными и государственными ценностями и ценностями культуры. Причём государство (ценности низшего порядка) пыталось достичь тоталитарности и старалось подчинить себе ценности высшего порядка (ценности познания, искусства), делая заказы культурным творцам. Творцы же культуры хотели защитить свободу, пусть это было трудно сделать. Однако в дифференцированном обществе это было легче осуществить.

"Культура основана на аристократическом принципе, на принципе качественного отбора". Именно аристократический принцип формирует культурную элиту, "духовную аристократию", как назвал её Н. Бердяев. Но каждый групповой аристократизм ждёт вырождение, если культурная элита будет оставаться замкнутой и изолированной. Аристократичная культура и истина должна быть доступна не только избранной группе, а всему человечеству. "Нет ничего противнее гордости и презрительности замкнутой элиты. Великие гении никогда не были такими". Гении были близки к настоящему существованию. Внутри культурных элит господствуют правила объективации и социализации, а также начинает появляться "культуропоклонство". Настоящий духовный аристократизм должен быть полон сознанием служения, а не сознанием привилегированности, должен стремиться к духовной свободе, независимости. К сожалению, в мире присутствует не этот подлинный аристократизм, а аристократизм гордости и замкнутости. В чём заключается трагедии культуры внутри таких элит? У высокой культуры внутри таких групп отсутствует будущее развитие и перспективы. Процветание культуры заменится крахом. Всё происходит благодаря замкнутости группы: "Эгоцентризм и изоляция культурной элиты, которая делается более потребительской, чем творческой, ведет к подмене жизни литературой". Именно здесь люди превращаются в рабов литературы и элитарного искусства, где мысли индивидов являются ничем иным, как выражением групповых мнений, а вовсе не личными суждениями.

Творчество, это борьба с рабством объективного мира, материей, необходимостью. Оно пытается изменить объективный мир, а не оставить его в неподвижном совершенстве. Гениальная природа человека находит себя в создании его творческим актом культуры и культурных ценностей. Но здесь находится и трагедия творчества человека, как несогласование между творческим замыслом, актом и продуктом. "Творчество есть огонь, культура же есть уже охлаждение огня. Творческий акт есть взлет, победа над тяжестью объективированного мира, над детерминизмом, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз, оседание". Причём творческий акт существует в мире субъективности, творческий продукт - в мире объективности. И в культуре, в некотором смысле, происходит отчуждение человеческой природы. Поэтому человек становится рабом культурных ценностей. бердяев культура цивилизация

Человек находится в рабстве и у цивилизации. Однако, этот разум не является божественным Логосом. Этот разум "социализированного сознания" Это приводит к подавлению личности и целостности человека. Также человек оказывается порабощён идеальными культурными ценностями, создавая из науки, искусства и культуры идолов.

Но всё же культура - величайшее явление, помогающее человеку определиться с направлением своего пути. Цивилизация сначала появилась как некое средство, которая превратилась в цель и стала тиранически управляться человеком. Культура тоже была задумана, как средство духовной жизни человека, но стала самоцелью, поглотившей человеческую свободу. В итоге получается, что порабощённый человек становится механизмом объективной цивилизации и существует для результата.

Читайте также: