Циркуляр о кухаркиных детях егэ сочинение

Обновлено: 02.07.2024

1881-1894 гг. отличное историческое сочинение от моей ученицы Марии:

Данный период относится к правлению Александра III, вошедшего в историю как Миротворец. Это время характеризуется политикой контрреформ Александра III и относительно спокойной внешней политикой.

В самом начале правления Александр подписал Манифест о незыблемости самодержавия и практически сразу отправил в отставку либеральных государственных деятелей (например, М. Лорис-Меликова). Причиной издания Манифеста было убийство предыдущего императора, а также ультиматум Народной воли, которая желала, чтобы император ограничил самодержавную власть, либо отрекся от престола. Следствием подписания Манифеста стал переход к консерватизму в осуществляемой политике.

В данный период происходит издание Циркуляра о кухаркиных детях. Причиной издания послужил также разгул терроризма, а также консервативное направление в развитии общества, предпринятое Александром III. Считалось, что ограничив для низших слоев общества доступ к гимназическому образованию, революционные настроения общества пойдут на спад. Важную роль в данном событии сыграл Делянов, который составил текст Циркуляра и предоставил его императору, после чего Циркуляр был принят. Следствием данного события стало ограничение доступа к гимназическому образованию для низших социальных групп.

Время царствования Александра III также называется периодом контрреформ. Были отменены гласность судов, ликвидированы мировые суды, урезаны избирательные права горожан и упразднена выборность крестьянских представителей в земства.
Период правления Александра III оказал огромное влияние на дальнейшую историю государства. Александр III предпринял попытки улучшения положения крестьян, рабочих: он запретил труд детей, ночных работ несовершеннолетних и женщин, ограничил размер штрафов, уменьшил продолжительность труда. Александр III получил прозвище Миротворец, так как он стремился дипломатическими методами решать проблемы. После смерти этого императора произойдет самая спокойная передача власти за весь XIX век.

Манифест о незыблемости самодержавия повлияет на проводимую Николаем II политику, он продолжит консервативно направленную политику отца. Издание Циркуляра о кухаркиных детях приведет к недовольству в обществе, что приведет к росту общественного движения. Монархия как форма правления в России будет ликвидирована в 1917 году после отречения Николая II от престола.

К. П. Победоносцев – один из важнейших государственных деятелей периода правления Александра III. С его деятельностью связаны контрреформы Александра III, принятие Манифеста о незыблемости самодержавия, издание циркуляра "о кухаркиных детях".

Важным событием, в котором участвовал Победоносцев, стало издание манифеста "О незыблемости самодержавия", одобренного и подписанного Александром III. Важную роль в составлении манифеста сыграл К.П. Победоносцев. Он написал основные положения манифеста, где выступил с идеей консервативного курса и обосновал его необходимость. Именно благодаря его действиям удалось сформировать вектор развития государства на ближайшее десятилетие. Причинами принятия манифеста стали нестабильная ситуация в стране после убийства Александра II, а также необходимость укрепить самодержавный строй для усиления авторитета Александра III. Следствием издания манифеста стала неоднозначная реакция чиновников и общества, а также начало нового курса политики в Российской империи.

Также ключевым событием было издание циркуляра "о кухаркиных детях" в 1887 г. Важную роль здесь сыграл Делянов. Он разработал основные положения циркуляра, представил свои предложения на совещании министров, включил туда их предложения, подписал циркуляр, что способствовало усилению контрреформ в области образования. Также важную роль сыграл Победоносцев. Он ратовал за ограничение доступа к образованию для представителей "неблагородных" сословий и поддержал выступление Делянова по принятию данного документа. Именно идеи Победоносцева легли в основу циркуляра. Причиной издания циркуляра стала попытка остановить распространение революционных идей путем ограничения допуска к образованию низших слоев, которые, по мнению многих государственных деятелей, могли легко перенять и развить революционные идеи, а также необходимость следовать консервативному курсу в сфере просвещения. Последствием издания циркуляра стало сокращение числа представителей из низших сословий в классических гимназиях.

Деятельность Победоносцева оказала большое влияние на дальнейшую историю России. Издание манифеста "О незыблемости самодержавия" привело к началу консервативной политики императора Александра III. Наследник Николай II в начале своего правления также будет придерживаться консервативного курса, основные вопросы, остро стоящие в стране, не будут решаться в должной мере, что будет вызывать недовольство населения и приведет к кризису власти и как следствие - к первой русской революции. Издание циркуляра "о кухаркиных детях" в некоторой мере повлияет на снижение в перспективе грамотности населения. Третья Госдума будет рассматривать законопроект о введении всеобщего начального образования, но безуспешно. Лишь большевики начнут делать серьезные шаги по увеличению грамотности населения – вскоре после их прихода к власти будет образована комиссия по ликвидации безграмотности.

1881-1894

Перечень событий (явлений, процессов), которые можно описать в историческом сочинении:

Примечание

Материал по перечисленным направлениям можно найти на историческом портрете Александра III на данном сайте, а также на сайте poznaemvmeste.ru

Дать общую характеристику данного исторического периода. Привести не менее двух событий (явлений, процессов).

Период правления Александра III ( 1881-1894) историки называют периодом контрреформ. Это связано с тем, что император после страшной смерти отца, убитого народовольцами, взял курс на усиление самодержавной власти, консервацию многих реформ Александра II в целях укрепления порядка в стране. Такие мероприятия, как ужесточение цензуры, отмена суда присяжных, лишение крестьян избирать гласных, отмена автономии университетов и многие другие способствовали усилению позиций дворянства в целом и укреплению самодержавия. Остановлюсь на двух, на мой взгляд, самых значительных явлениях и событиях данного периода.

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с данными событиями, охарактеризовать их роль в них.
Указать не мене двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями в рамках данного периода.

1.Дальнейшее укрепление самодержавия.

Таким образом, Александр III целенаправленно в течение всего своего правления укреплял самодержавие, проводил политику усиления роли дворянства в стране, а своими контрреформами законсервировал многие передовые идеи и начинания своего отца. Однако Россия уже обновлялась, остановить растущее недовольство становилось всё труднее. Активизировалось рабочее движение, продолжались крестьянские выступления. Политика контрреформ могла сдержать волну протеста, но временно. Необходимы были кардинальные преобразования.

2.Дальнейшее решение крестьянского вопроса.

Несмотря на то, Александр III проводил жёсткую политику контрреформ, он понимал, что необходимо не только что-то запрещать, но и решать насущные вопросы. Так он пытался решить крестьянский вопрос, как один из самых основных. Причин тому много: и недовольство крестьян своим положением, и участившиеся выступления против помещиков, и появляющееся в обществе недовольство передовой части дворянства половинчатыми мерами реформы 1861 года. В итоге Александр III уже в 1881 году отменил временнообязанное состояние. Все помещичьи крестьяне были переведены на обязательный выкуп, причём выкупные платежи были значительно понижены. Крестьянский банк , учреждённый в 1882 году, содействовал крестьянам и общинам в покупке земли. В 1883-1885 была сначала снижена, а затем вообще отменена подушная подать с крестьян. С 1889 года начинается переселение малоземельных крестьян за Урал. Данные мероприятия немного смягчили напряжённость в обществе, хотя полностью крестьянский вопрос так и не был решён.

Дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России, используя исторические факты и (или) мнение историков.

С другой стороны, Александр III предпринял попытки улучшения положения крестьян, рабочих (запрет труда малолетних, ночных работ несовершеннолетних и женщин, ограничение размера штрафов, уменьшение продолжительности труда до 11.5 часов).

Именно Александра III называли Миротворцем, так как он стремился дипломатическими методами решать проблемы. При нём Россия не вела ни одной войны. Конечно, назвать удачной внешнюю политику тоже нельзя: Россия ослабила влияние на Балканах, разорвала дипломатические отношения с Болгарией, была втянута в таможенную войну 1890 года. Но страна жила в мире, а это – одна из больших заслуг императора.

Правление Александра III выявило недостатки как внутренней ,так и внешней политики. Было ясно, что страна ждёт глобальных перемен. Эти вопросы предстояло решать сыну Александра III- Николаю II, последнему из дома Романовых.


“Циркуляр о кухаркиных детях” – такое название получил закон 1887 года. Его издание связано с политикой контрреформации императора Александра III. Власти ставили целью оградить гимназии от обучения в них детей из низших слоев общества.

Предыстория

Причиной контрреформ Александра III стало убийство террористами 1 марта 1881 года отца – императора-реформатора Александра II. Новый император отправил в отставку министра внутренних дел Лорис-Меликова.

Циркуляр о кухаркиных детях

Рис. 1. Циркуляр о кухаркиных детях.

Пост министра внутренних дел занял сначала Николай Игнатьев, а с 1882 года – бывший министр народного просвещения Дмитрий Толстой. На нового императора повлияли такие деятели, как публицист и тайный советник Михаил Катков и обер-прокурор Синода Константин Победоносцев.

Уже 29 апреля 1881 года был опубликован составленный Победоносцевым манифест “О незыблемости самодержавия”. Он и стал идеологической программой власти до 1894 года. Новое правительство пересмотрело ряд реформ Александра II. Например, пересмотру подверглись Земская и Судебная реформы.

В ходе пересмотра реформы образования выросла плата за обучение и вышел новый университетский устав 1884 года, который ограничил университетскую автономию. Произошло усиление цензуры.

Александр III

Рис. 2. Александр III.

Итоги издания циркуляра

Официальное название документа – “О сокращении гимназического образования”. Современники прозвали его “циркуляром о кухаркиных детях”. Он был подписан 18 июня 1887 года министром просвещения Иваном Деляновым. Циркуляр предписывал директорам гимназий учитывать возможности лиц, на попечении которых находятся учащиеся. По поводу детей простонародья, к которому относились кучера, лакеи, прачки, повара, мелкие лавочники, была дана инструкция, что им не следует стремиться к получению среднего или высшего образования. Однако, исключение делалось для одаренных гениальными способностями.

Составление циркуляра происходило на совещании нескольких министров, в том числе, внутренних дел, финансов и государственного имущества, а также обер-прокурора Синода Победоносцева, то есть высшего чиновника в руководстве делами православной церкви. Представители власти хотели ограничить пополнение студенческой среды выходцами из неблагородных слоев общества, так как видели в них наиболее вероятных носителей революционных взглядов.

Циркуляр не вводил прямого запрета на обучение в гимназиях детей простонародья, а на фоне европейских стран не выглядел чем-то необычных. В них тоже дети из низших слоев в престижных учебных заведениях не обучались в значительных количествах.

Ряд современных историков считают, что поставленной цели авторы циркуляра не достигли. Например, в период с 1880 по 1898 год доля учащихся из представителей низших сословий в высших учебных заведениях выросла с 25 до 48%. Аналогично и в мужских и женских гимназиях.

Министр просвещения Делянов

Рис. 3. Министр просвещения Делянов.

Что мы узнали?

Кратко про указ о кухаркиных детях можно узнать из школьной программы 8 класса. Следует понимать значение этого закона в рамках консервативной внутренней политики Александра III.

Читайте также: