Чужая колея высоцкий итоговое сочинение

Обновлено: 02.07.2024

История создания

Жанр, направление, размер

Композиция

Символы и образы

Кроме того, Высоцкий показал, каким, на самом деле, должен быть настоящий друг. Этот человек обладает силой воли, на него всегда можно положиться. Настоящем другу всегда можно довериться, потому что он будет идти, а не ныть и тормозить путь. Несмотря на все трудности, истинный друг никогда не побоится покорить вершину. И ему будет в радость триумф восхождения. Владимир Высоцкий мастерски сравнил два разных характера.

Темы, проблемы и настроение

Тема преодоления себя не менее значима. Восхождение на вершину — это метафора пути к успеху. Если человек терпит невзгоды молча, идет без жалоб и помогает близким, хоть и сам претерпевает трудности, то он достоин звания настоящему друга. К этому идеалу нужно стремиться. И в итоге человек испытает восторг от победы над слабостью.

Проблема слабости духа — центральная в произведении. Антигерой постоянно ноет, жалуется, после первого же поражения норовит сдаться и повернуть обратно. Его удел — это прозябание в зоне комфорта, где нет места настоящим трудностям и победам. Автор не дает такому человеку возможности научиться чему-то и проявить себя. Это жестоко, но и рационально, ведь тот, кто не друг и не враг, а так, в любой момент может предать из-за своей слабости.

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 29.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 26.12.2019 · Last modified 04.01.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 29.12.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Исследовательская работа "Своя колея. " по творчеству В.С.Высоцкого.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_svoya_koleya.doc 759.5 КБ
vysotskiy_vladimir.pptx 2.75 МБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Казаков Вячеслав Валерьевич

662262 Красноярский край Ужурский район

с. Локшино пер. Центральный 1 – 2

Ученик 10 класса

Красноярский край Ужурский район

с. Локшино ул. Центральная 19

Руководитель: Осерцова Ольга Сергеевна,

2.Основная часть. 7-25

2.1. Жизнь В. С. Высоцкого, связь с творчеством 7

2. 2. Авторская песня как литературное явление. 12

2.3.Своеобразие стихов В. С. Высоцкого о дорогах……………………………. 16

Актуальность работы связана с массовой популярностью и новаторским характером авторской песни Владимира Высоцкого.

В чем же состоит его популярность? В честь этого человека присуждают премии, его песни мы слышим до сих пор, его произведения изучают в школе, про него снимают фильмы… Почему именно Высоцкий? Чем же привлекает он людей уже нескольких поколений?

Эта работа подводит итог тем немногочисленным исследованиям по особенностям поэтического стиля В. С. Высоцкого, а, во-вторых, содержит самостоятельные наблюдения, которые включены в контекст этих исследований.

Метод исследования – анкетирование, опрос, анализ, работа с информацией.

Цель работы – выявление своеобразия стихотворений, в которых прослеживается мотив дороги, пути.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты нашего исследования могут быть использованы при изучении русской литературы в школе, в вузе, на факультативе.

Владимир Высоцкий является самым популярным исполнителем авторской песни, что подтверждают ежегодные концерты в разных городах страны.

Актуальность данной исследовательской работы связана, прежде всего, с масштабами распространения, массовой популярностью и новаторским характером авторской песни Владимира Высоцкого.

Данный фестиваль показывают на телевидении, я видел его несколько раз, и мне стало интересно: В чем же состоит его популярность? В честь этого человека присуждают премии, его песни мы слышим до сих пор, его произведения изучают в школе, про него снимают фильмы… Почему именно Высоцкий? Чем же привлекает он людей уже нескольких поколений? О чем поёт и рассказывает в своих стихах?

Также с 2005 года в Красноярске ежегодно проходит Проект "Красноярск поет Высоцкого". За девять лет существования было проведено около 60 концертов, посвященных творчеству всенародно любимого артиста.

Главная его цель – возродить интерес, особенно среди молодежи, к творчеству одного из ярчайших поэтов России XX века. Ежегодно эти мероприятия собирают тысячи зрителей разного возраста и социального положения.

Ежегодно похожие фестивали проходят и в Назарово. Чулымский фестиваль авторской песни памяти В.С. Высоцкого является главным культурным событием года этого города и неизменно собирает порядка 250 зрителей.

Помимо концертов Назаровского клуба авторской песни "Гитарный круг", в программу фестиваля неизменно входят просмотр фильмов о Владимире Семёновиче и выступления почётных гостей.

Анализируя степень популярности Высоцкого, я провел анкетирование. В нем приняли участие 41 человек. Ребятам было предложено из списка исполнителей авторской песни выделить наиболее известных и популярных для них. В анкете были названы такие поэты – барды, как Б. Окуджава, Ю. Визбор, Ю. Ким, В. Высоцкий, А. Галич, А. Городницкий, В. Берковский, А. Суханов, С. Никитин. По результатам анкетирования из 41 человека 40 указали на фамилию Высоцкого. На втором месте оказался Б. Окуджава. Его фамилию отметили 23 человека. Результаты анкетирования представлены на диаграмме (Приложение 1). Они еще раз подтверждают высокую популярность Высоцкого.

В силу новизны данной проблемы, она не так глубоко изучена, поэтому наша работа имеет определенную актуальность и в этом плане, так как, во-первых, подводит итог тем немногочисленным исследованиям по особенностям поэтического стиля В. С. Высоцкого, а, во-вторых, содержит самостоятельные наблюдения, которые включены в контекст этих исследований.

Метод исследования – анкетирование, опрос, анализ, работа с информацией.

Цель работы – выявить своеобразие стихотворений, в которых прослеживается мотив дороги, пути.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты нашего исследования могут быть использованы при изучении русской литературы в школе, в вузе, на факультативе.

2.1. ЖИЗНЬ В. С. ВЫСОЦКОГО. СВЯЗЬ С ТВОРЧЕСТВОМ

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка . В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс.

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там, по Большому Каретному переулку). В это время семья Высоцких жила на Большом Каретном переулке .

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году окончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева , из которого ушёл после первого семестра.

С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко . Во время учёбы на первом курсе В. Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года.

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года ).

Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве.

С весны 1971 года по 1975 год Высоцкий жил в трёхкомнатной съёмной квартире в московском районе Матвеевское в доме по ул. Матвеевская, 6.

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию , Венгрию , Югославию (БИТЕФ), Францию , Германию , Польшу . Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года ), Канаде , Таити и т. д.

В СССР по Центральному телевидению в годы жизни Высоцкого не было показано ни одного его концертного выступления или интервью.

Высоцкий дал более тысячи концертов в СССР и за рубежом.

16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв ).

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета в одноимённой постановке по Шекспиру .

25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок № 1).

Последние две строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 20 июля 1980 года :

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

Высоцкий пел о чувстве собственного достоинства людей, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, о силе характера и тяготах человеческой судьбы, что принесло ему огромную популярность.

В песнях Высоцкого в первую очередь уделяется внимание тексту и содержанию, а не форме (с противопоставлением себя эстраде).

Как исполнитель своих песен Высоцкий отличался нетрадиционной манерой пения — он интонировал не только гласные, но и согласные.

Интересен случай, показывающий его отношение к собственному музыкальному сопровождению. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:

2.2 АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Исполнение поэтического произведения под музыку, пение поэзии практиковалось издревле. Слепой Гомер, кельтские барды, французские и английские менестрели, провансальские трубадуры, немецкие миннезингеры, русские скоморохи пели собственные стихи, положенные на собственную же мелодию. По мере персонификации творчества в литературе европейских стран возникает жанр литературной песни, понимаемой как стихотворение, изначально предназначенное для пения. Можно утверждать, что корни русской авторской песни восходят к рубежу XVIII – XIX веков, когда, по словам Б. Асафьева, формировался демократический стиль городской песенной лирики.

Фактически не было ни одного крупного поэта XVIII – XIX веков, чьи стихи не звучали бы как песни.

Таким образом, в настоящее время авторская песня понимается как песенная поэзия, то есть стихи, исполняемые обычно под гитару, - либо рожденные вместе с мелодией, либо чуть позже положенные на музыку.

Сложно говорить о бардовском стиле в целом, намного целесообразнее исследовать индивидуальный поэтический стиль какого-то отдельно взятого автора – исполнителя, так как нет строгих правил и установок (по выбору темы, выбору изобразительных средств, манеры исполнения). Так, можно говорить о самобытном, ни на какой другой не похожем, стиле Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого, несмотря на единичные черты в сходстве направления творчества последних двух поэтов-песенников.

2.3 СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОВ В. С. ВЫСОЦКОГО О ДОРОГАХ

Среди множества аспектов изучения творчества Владимира Высоцкого как культурного феномена есть один, отличающийся одновременно и простотой и предельной сложностью – поэтический стиль.

Простотой потому что доминанты его настолько очевидны и ясны, что, кажется, не требуют особого анализа (именно поэтому стилю В. Высоцкого, как правило, исследователи посвящают два-три абзаца), сложностью – потому что эмпирические наблюдения не всегда адекватно отражают подвергаемое анализу явление.

Исследуя стилистическое своеобразие творчества В.Высоцкого можно выделить мотив дороги, который в его поэзии прослеживаются во всех тематических пластах.

Мотив дороги в поэзии В.Высоцкого является сквозным. Этот мотив пронизывает всю военную лирику (по дорогам войны идут его герои). Встречается он и в стихотворениях горной тематики (восхождение на вершину это тоже путь); присутствует мотив пути и в других тематических пластах.

С мотивом пути связывается, как правило, поиск смысла жизни, своего места в ней, размышления о связи времен, преемственности поколений. С мотивом связаны такие понятия, как странничество, скитальчество, правдоискательство.

В двухтомнике, составленном А. Е. Крыловым, помещено 424 песни и 107 стихотворений.

Во многих стихотворениях задет мотив пути. По дороге войны идут его герои. Она сводит разных людей, и эти разные люди становятся друзьями. Но военные пути-дороги и разводят их.

В данном стихотворении мотив дороги раскрывается через образы колеи и колеса. В.Высоцкий пишет о времени, когда даже робкая попытка сделать шаг в сторону, здесь же пресекалась, когда человеку было запрещено иметь свободу слова. Вот и лирический герой попадает в эту колею:

А вот теперь из колеи

Крутые скользкие края

Имеет эта колея.

Лирического героя вроде бы все в ней и устраивает: нормальные условия, никто не обидит, нет отказа в еде-питье. Он убеждает, что не один сюда попал, поэтому доедет туда, куда и все:

И я живо себя убедил –

Не один я в нее угодил.

Так держать! Колесо в колесе!

И доеду туда, куда все.

В стихотворении возникает и образ колеса. В словаре символов колесо «один из главных космических символов движущей силы, которая управляет планетами и звездами, а также непрерывностью изменения и повторения. На обыденном уровне колесо Госпожи удачи – распространенная эмблема жизненных взлетов и падений, непредсказуемости судьбы.

Именно непредсказуемое и происходит: один из тех, кто шел по чужой колее, начинает с ней спорить. Но этот спор заканчивается неудачно.

Вот кто-то крикнул сам не свой:

И начал спорить с колеей

Но покорежил он края

И шире стала колея.

Вдруг его обрывается след –

Чудака оттащили в кювет,

Чтоб не мог он нам, задним, мешать

По чужой колее проезжать.

Напрасно жду подмоги я –

Чужая это колея .

Но лирический герой выходит из сложившегося тупика, в этом его спасение.

Гляжу – размыли край ручьи

Там выезд есть из колеи –

Выбравшись из колеи, герой не остается равнодушным к судьбам тех, кто остался там. Он предлагает им бороться, протестовать против этих условий. Человек должен идти своей дорогой.

Эй, вы! Задние! Делай, как я.

Это значит – не надо за мной.

Колея эта – только моя.

Выбирайтесь своей колеей.

Данное стихотворение написано четырехстопным ямбом. Оно имеет смешанную рифму: чередуются перекрестная –

Сам виноват - и слезы лью,

Попал в чужую колею

Я цели намечал свои

А вот теперь из колеи

Я кляну проложивших ее,-

Скоро лопнет терпенье мое,

И склоняю как школьник плохой,

Колею - в колее, с колеей.

Используются литературно – поэтические приемы:

И четыре страны

предо мной расстелили дороги,

И четыре границы

шлагбаумы подняли вверх.

Снова мирное время

в кабину вошло сквозь броню.

Это время глядело

единственной женщиной рядом.

И она мне сказала:

В стихотворении еще более отчетливо звучит противопоставление Востока и Запада, где Запад связывается с закатом, концом истории, а Восток – с восходом, с продолжением жизни.

Он ушел на Восток

со своим поредевшим отрядом.

Снова мирное время

в кабины вошло сквозь броню.

Таким образом, война, окончившаяся много лет назад, осталась частью настоящего. Она не ушла из памяти народа, определяя во многом дальнейшее развитие.

Оно имеет перекрестную рифму. Его особенность – ступенчатое строение. Что – то похожее встречается у В. Маяковского.

Стихотворение насыщено литературно – поэтическими приемами:

Мотив дороги в данном стихотворении выполняет роль связующего звена между прошлым и настоящим, между двумя разными поколениями людей.

Здесь, на трассе прямой,

не знавшему пуль,

что и я где-то здесь

Таким образом, война, окончившаяся много лет назад, осталась частью настоящего. Она не ушла из памяти народа, определяя во многом дальнейшее развитие.

Оно имеет перекрестную рифму. Его особенность – ступенчатое строение. Что – то похожее встречается у В. Маяковского.

Стихотворение насыщено литературно – поэтическими приемами:

Мотив дороги в данном стихотворении выполняет роль связующего звена между прошлым и настоящим, между двумя разными поколениями людей.

Здесь, на трассе прямой,

не знавшему пуль,

что и я где-то здесь

Дорога-это постоянное движение вперёд, как и Высоцкий, постоянно был в пути - по Москве, по загранице, по жизни, он не приседал ни на момент, постоянно вперёд, пока дорога не оборвалась в пропасть. И "побег на рывок" и побег "от насиженных мест".

Вариантом конца пути является переезд за границу, который у Высоцкого, в совершенном согласии с традициями русской литературы оказывается несостоятельным. “Заграница” (как эмиграция) в художественном мире Высоцкого, как и в русской классической литературе, сближается с понятием смерти.

Дорога, спасая от негативных социальных отношений, обладает “побочным эффектом” разделения друзей и любимых. Также с неизбежными потерями связана у Высоцкого дорога / путь как образ Судьбы (“Песня о новом времени”).

Известно, что мотив пути /дороги играет важную роль в поэзии, особенно в лирике нравственно-философской. Нет ни одного большого русского поэта, у которого концепция пути не была бы средством выражения авторского сознания, его творческой индивидуальности – достаточно вспомнить наследие Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Твардовского, поэтов Серебряного века. В самой идее пути органично реализуется мотив развития жизни отдельного человека и целого общества. Идея эта актуализируется в общественном сознании на исторических рубежах, что нашло подтверждение в поэтических исканиях XIX столетия, современном для В. Высоцкого контексте (бардовская и рок-поэзия).

Писали филологи много статей на тему дороги в поэзии, и мы могли бы, конечно, собрать здесь полную библиографию, но дело не в том, а в ассоциациях, как назвал свои песни сам В. Высоцкий. Потому важнейшая такая живая беседа, чем поиски в библиотеках.

В результате исследования я сделал определенные выводы.

Исследуя такое литературное явление, как авторская песня, мы пришли к тому, что это песенная поэзия, то есть стихи, исполняемые обычно под гитару. Один человек сочетает в себе, как правило, автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора – вот признаки авторской песни как явления, принадлежащего к разным видам искусства. Но главным здесь является стихотворный текст, ему подчинены музыкальная сторона и манера исполнения. Именно поэтому авторскую песню можно рассматривать как литературное явление.

Анализируя произведения В. Высоцкого, мы пришли к следующим выводам:

Являясь сквозным, этот мотив доминирует и в стихах о войне. В трактовке военной темы В.Высоцкий шел против течения, вступая в конфликт с нормативами официальной поэзии. Высшей ценностью для В.Высоцкого была человеческая жизнь, стоящая в центре мира. А война – удар по основам этого мира.

Для В. Высоцкого характерно и своеобразное графическое написание. Поэт прибегает к приему написания лесенкой, который использовал еще В.Маяковский.

Рифма также используется В. Высоцким как стилистический прием. В конец строки поэт относит наиболее семантически значимые слова, которые находятся под логическим ударением.

Напоследок считаем необходимостью отметить следующее: в силу новизны данной проблемы, она не так глубоко изучена, поэтому наша работа

имеет определенную актуальность в этом плане, так как, во-первых, подводит некое обобщение творчества Владимира Высоцкого, а, во-вторых, содержит самостоятельные наблюдения, которые включены в контекст этих исследований.

НАПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ
О чём оно?
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о
дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых
впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев,
фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в
произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных
исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в
конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят
рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и
духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Д. Лихачёв "Письма о добром и прекрасном« (Письмо 29)
Путешествуйте!
Всегда интересны впечатления художников. Читайте записки и воспоминания художников об их поездках. Не знаю почему, но все
художники удивительно хорошо пишут. Чудесные писатели – Коровин, Бенуа, Добужинский, Грабарь…
Как они умели смотреть и видеть, а затем запечатлевать увиденное не только в живописи, но и в своих записках! М. В. Добужинский
пишет в своих воспоминаниях, какое огромное впечатление на него в молодости произвели Мюнхен, Венеция и Париж, впервые им
посещенные. В Россию ему пришлось вернуться внезапно (за границей неожиданно умер маленький сын Добужинских, которого они
решили похоронить в родном Вильнюсе). И вот после Мюнхена, Парижа и Венеции он оказывается среди маленьких литовских
кладбищ. И вот что он пишет:
«Мы с женой часто ездили в коляске по шоссе или через лес в сторону Немана или вдоль полей, и я видел снова печальный и милый
литовский пейзаж: песчаные поля, и, как зеленые оазисы, среди них романтические кладбища со щетиной высоких крестов и сосен, и
серое осеннее небо, с медленно летящей одинокой вороной.
Эти кладбища, резные литовские кресты, леса на горизонте и бедное местечко Олиту, где стоял красный старый деревянный костел, я
знал и любил еще до Мюнхена, но теперь – после всего, что я видел за границей, этот уголок показался мне своеобразным чрезвычайно.

Как путешествия развивают личность?
Наша внутренняя работа над сочинением ЕГЭ:
1.
2.
3.
4.
5.
Вспоминаем 2-3 произведения для нашей темы
Вспоминаем ситуации из произведений
Пишем тезис на основе ситуаций
Пишем аргументацию
Оформляем всё сочинение: вступление, аргументация, заключение.
Наша задача СЕЙЧАС: научиться писать тезис на основе произведения + грамотно
оформлять аргументацию = ядро сочинения (К1/К2)
После этой задачи будем оформлять всё сочинение. Сейчас – ядро.

Чужая Колея

Сам виноват - и слезы лью, И охаю - Попал в чужую колею Глубокую. Я цели намечал свои На выбор сам, А вот теперь из колеи Не выбраться. Крутые скользкие края Имеет эта колея. Я кляну проложивших ее,- Скоро лопнет терпенье мое, И склоняю как школьник плохой, Колею - в колее, с колеей. Но почему неймется мне? Нахальный я! Условья, в общем, в колее Нормальные. Никто не стукнет, не притрет - Не жалуйся. Захочешь двигаться вперед? Пожалуйста. Отказа нет в еде-питье В уютной этой колее. И я живо себя убедил - Не один я в нее угодил. Так держать! Колесо в колесе! И доеду туда, куда все. Вот кто-то крикнул сам не свой: - А ну, пусти! - И начал спорить с колеей По глупости. Он в споре сжег запас до дна Тепла души, И полетели клапана И вкладыши. Но покорежил он края, И шире стала колея. Источник Вдруг его обрывается след - Чудака оттащили в кювет, Чтоб не мог он нам, задним, мешать По чужой колее проезжать. Вот и ко мне пришла беда - Стартер заел. Теперь уж это не езда, А ерзанье. И надо б выйти, подтолкнуть, Но прыти нет - Авось подъедет кто-нибудь - И вытянет. Напрасно жду подмоги я,- Чужая эта колея. Расплеваться бы глиной и ржой С колеей этой самой чужой,- Тем, что я ее сам углубил, Я у задних надежду убил. Прошиб меня холодный пот До косточки, И я прошелся чуть вперед По досточке. Гляжу - размыли край ручьи Весенние, Там выезд есть из колеи - Спасение! Я грязью из-под шин плюю В чужую эту колею. Эй, вы, задние! Делай, как я. Это значит - не надо за мной. Колея эта - только моя! Выбирайтесь своей колеей. 1973

Перевод "Владимир Высоцкий - Чужая Колея"

Сам виноват - и слезы лью, И охаю - Попал в чужую колею Глубокую. Я цели намечал свои На выбор сам, А вот теперь из колеи Не выбраться. Крутые скользкие края Имеет эта колея. Я кляну проложивших ее,- Скоро лопнет терпенье мое, И склоняю как школьник плохой, Колею - в колее, с колеей. Но почему неймется мне? Нахальный я! Условья, в общем, в колее Нормальные. Никто не стукнет, не притрет - Не жалуйся. Захочешь двигаться вперед? Пожалуйста. Отказа нет в еде-питье В уютной этой колее. И я живо себя убедил - Не один я в нее угодил. Так держать! Колесо в колесе! И доеду туда, куда все. Вот кто-то крикнул сам не свой: - А ну, пусти! - И начал спорить с колеей По глупости. Он в споре сжег запас до дна Тепла души, И полетели клапана И вкладыши. Но покорежил он края, И шире стала колея. Источник Вдруг его обрывается след - Чудака оттащили в кювет, Чтоб не мог он нам, задним, мешать По чужой колее проезжать. Вот и ко мне пришла беда - Стартер заел. Теперь уж это не езда, А ерзанье. И надо б выйти, подтолкнуть, Но прыти нет - Авось подъедет кто-нибудь - И вытянет. Напрасно жду подмоги я,- Чужая эта колея. Расплеваться бы глиной и ржой С колеей этой самой чужой,- Тем, что я ее сам углубил, Я у задних надежду убил. Прошиб меня холодный пот До косточки, И я прошелся чуть вперед По досточке. Гляжу - размыли край ручьи Весенние, Там выезд есть из колеи - Спасение! Я грязью из-под шин плюю В чужую эту колею. Эй, вы, задние! Делай, как я. Это значит - не надо за мной. Колея эта - только моя! Выбирайтесь своей колеей. 1973

Читайте также: