Дифференцированное обучение в начальной школе сочинение

Обновлено: 04.07.2024

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Аннотация
Данная статья посвящена проблеме использования дифференцированного метода при развитии письменной речи учащихся. В статье определен подход к пониманию использования дифференцированного метода в процессе обучения, выделены критерии оценки и уровневые характеристики развития речевых умений при написании сочинений у младших школьников. В статье представлена разработанная система упражнений, направленных на развитие умений в написании упражнений учащихся, находящихся на различных уровнях их развития, представлены результаты исследования по применению данного метода при обучении написанию сочинений детей младшего школьного возраста.

Kochetova Elena Viktorovna 1 , Berezina Kseniya Vladimirovna 2
1 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), senior lecturer, Chair of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education
2 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), 4th year student on-campus psycho-pedagogical faculty


Abstract
The article is devoted to the problem of differential method in development of students’ written language. The approach to understanding this method is determined in this work and the criteria for the quality of knowledge and level characteristics of speech skills development is focused while writing an essay. Proposed system of exercises aimed at the development of skills in writing exercises for students on different development level is presented in article. The research results of said method application during the learning of writing essay with primary school children also contained in this work.

Возможность разрешения сложившейся проблемы решает дифференцированный подход, который может рассматриваться и как метод, способ, дающий возможность оптимально уделить внимание к личности каждого ребёнка в условиях современной школы. Концептуальные положения дифференцированного подхода в обучении младших школьников раскрыты в социально-педагогическом комплексе Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, В.И., Загвязинского, В.В. Зайцева, И.С. Якиманской и других. В них раскрывается значение дифференцированного метода как важного средства образовательного процесса, части индивидуализации обучения [5,18].

Особый интерес к применению дифференцированного метода возникает при решении такой сложной образовательной задачи как развитие письменной речи при обучении младших школьников написанию сочинений. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Сочинение в школьном обучении занимает особое место, так как при работе над ним максимально осуществляется речевое развитие. Работа над написанием сочинений предполагает достаточную степень развития не только речевых, но и личностных качеств, таких как самостоятельность школьника, активность, увлеченность, способности выражать собственное мнение и оценку описываемых событий. Немаловажными умениями при написании текстов являются: подбор точных слов из синонимического ряда, оборотов речи, конструирование предложений, обдумывание композиции рассказа, а так же проверка орфографии. Весь этот комплекс основных умений, требований к написанию детского сочинения ставит его на высокий уровень творческих работ.

Теоретические исследований развития речи младших школьников психологов (Л. С. Выготского, А. А.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.), педагогов (Тивикова С.К., Якиманская И.С., др.) и методистов (Горецкий В.Г, М.Р.Львова, Н.В.Нечаева, Сосновская О.В., др.) позволяют комплексно подойти к решению актуальных задач речевого развития (при написании сочинений) младших школьников.

В решении проблемы использования дифференцированного подхода при написании сочинений интерес представляет работа М.Р. Львова [6]. В ней автор выделяет уровни развития письменной речи: лексический, грамматический и, собственно, текст. Каждый уровень обуславливает особенности работы над речью. На лексическом уровне главная задача – это обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Грамматический уровень предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные речевые конструкции и связывать их в тексте. На последнем уровне (текст) стоит задача – совершенствование умений работы с текстом.
Речь учащихся начальных классов при работе над сочинением развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста выделяет в работе по развитию речи учащихся четыре уровня.

Однако, выделение уровневых подходов к развитию речи подводят к решению, но не решают проблему речевого развития. Данная работа требует поэтапного алгоритма профессионально-педагогических действий. При применении дифференцированного подхода на уроках русского языка и литературного чтения в целях развития письменной речи учащихся (при написании сочинений) нами были разработаны организационно-технологические этапы:

  1. Выделение основных критериев развития письменной речи (при написании сочинений);
  2. Диагностика актуального (наличного) уровня развития навыков у учащихся класса;
  3. Дифференциация учащихся по уровням освоения навыков развития письменной речи;
  4. Подбор системы упражнений, направленных на развитие навыков различного уровня;
  5. Реализация системы упражнений в урочной и внеурочной деятельности, анализ результатов.

На первом этапе работы были выделены критерии оценки уровня развития письменной речи (как итог работы при написании сочинений)

1. Умение обобщать: определять главную мысль текста, подбирать название текста;

2. Умение следовать последовательности описания причинно-следственных связей: выделять смысловые части текста, намечать план его изложения;

3. Придерживаться единого стиля изложения текста, правильно строить речевые конструкции;

4. Избегание повторов слов в тексте, использовать синонимы;

5. Умение распространять предложения, употреблять в тексте сложные предложения, предложения с прямой речью;

6. Умение выражать собственную позицию, эмоциональное отношение к событиям, описываемых в тексте;

7. Умение излагать текст с орфографической и синтаксической грамотностью.

При исследовании начального уровня развития речи младших школьников (обучение написанию сочинений учащихся 3 класса) были получены следующие результаты.

Таблица 1. Данные актуального уровня развития в таблице представлены в процентном выражении по показателям, соответствующих нумерации (смотреть выше).

По результатам диагностического обследования, проведенного согласно выделенным критериям, были определены следующие уровневые характеристики речевого развития младших школьников при написании сочинений.

Высокий уровень: самостоятельно, системно и полно конструирует текст определённого типа, грамотно используя речевые конструкции, образные выражения. Осознанно, творчески подбирает оригинальные названия к тексту в соответствии с основной мыслью его содержания, в тексте использует слова, выражающие речевые оттенки. Высказывает свою позицию к описанному в тексте событию, герою. Владеет орфографической грамотностью, контролирует и адекватно требованиям оценивает свою работу.

Средний уровень: различает текстовые типовые отличия, подбирает заголовок к тексту, подбирает образные выражения, соответствующие тексту, в соответствии с планом системно подбирает речевые конструкции текста определённого типа. Может допускать негрубые ошибки, при проверке их исправлять. Нуждается в фрагментарной помощи при выполнении заданий.

Низкий уровень: различает текстовые особенности частично, допускает грубые ошибки при конструировании текста, затрудняется в определении названия, из-за ограниченности активного словаря, может употреблять слова в неправильном значении, работает в соответствии с предложенным планом и с пошаговой поддержкой учителя, подбирает шаблонные речевые конструкции, испытывает трудности в подборе образных выражений.

Уровневые характеристики помогли в разработке системы упражнений, направленной на развитие речи младших школьников при обучении написанию сочинений. Подборка упражнений открывает возможность учащимся, находящимся на определенном уровне конкретного речевого умения, чувствовать себя комфортно, выполнять посильные учебные задачи. Это позволяет каждому учащемуся последовательно подойти к главной цели обучения- самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Виды заданий для детей с высоким уровнем развития речи

Виды заданий для детей со средним уровнем развития речи
1.Найди в тексте ключевые слова. Попробуй своими словами определить то, о чем говорит автор текста.

2.Восстанови логическую последовательность из смешанных пунктов плана.

3.Найди стилистические ошибки в тексте.

4.Распространи предложение. Вставь в описание текста предложение с прямой речью, однородными членами.

5.Подбери к слову 5-7 синонимов.

6.Согласен ли ты с тем, что узнал из текста. Если нет, то почему

Виды заданий для детей с низким уровнем развития речи

  1. Выбери из нескольких предложений то, в котором раскрывается главная мысль текста. Сформулируй ее своими словами.
  2. Напиши текст, согласно предложенному плану.
  3. Соотнеси текст с 2-3 предложенными названиями. Какое из них наиболее подходит содержанию? Выбери одно и запиши.
  4. Найди в тексте распространенные предложения (предложения с прямой речью, однородными членами).
  5. Из набора слов составь предложение по теме сочинения.
  6. Выдели из группы слов слова-синонимы (антонимы).
  7. Понравился тебе прочитанный текст? Чем?

Применение заданий каждой уровневой группы могут систематически использоваться на уроках русского языка, развития речи. При такой работе в течение первого полугодия с учащимися третьего года обучения получили следующие результаты.

Таблица 2. Данные полученных результатов в таблице представлены в процентном выражении. Нумерация показателей соответствует нумерации в таблице 1.

При этом, результативность применения дифференцированного метода при обучении, в частности, при обучении написанию сочинений, мы видим в создании как субъективных, так и объективных условий. К внешним условиям мы отнесли:

  • особые отношения в системе учитель-ученик, основанные на взаимоуважении, бережном отношении учителя к правам и особенностям ребенка как личности;
  • внимательное отношение к личности каждого учащегося, изучение и сохранение его индивидуальности;
  • внедрение в систему занятий диагностические упражнения, фиксация и анализ результатов развития речевых умений учащихся;
  • подбор системы уровневых упражнений, направленных на развитие конкретных речевых умений.

К внутренним условиям относятся:


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Оценить 811 1

В настоящее время дети в классах имеют разный уровень подготовки и поэтому учить всех детей однаково считаю неправильным. Есть дети для которых материал становится понятным по ходу объяснения, но есть дети котрым трудно удаётся выполнение заданий , не сразу понимают тему урока. Необходимость реализации индивидуально-личностного подхода очивидна и находит своё отражение в различных нормативно-правовых документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.Проблема дифференцированного обучения актуальна Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении детей ?

Образовательный процесс совершенствуется путём рационального сочетания привычных традиционных и инновационных форм и способов обучения учащихся. Инновационные разработки направленных на реализацию технологии личностно-ориентированного образования, воспитания активной, творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности.

Технология личностно-ориентированного обучения даёт вощзможность развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. А содержание, методы, приемы направлены на то, чтобы раскрыть возможности и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личности.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Сохраняя при этом детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Уровневая дифференциация является ведущим приёмом дифференциации, она предполагает как дифференцированную работу в группах, так и подготовку дифференцированных заданий, то есть постоянном дополнении заданий “для всех” индивидуальными заданиями для каждого уровня. Базовый уровень определяется в форме образцов задач, которые дети должны уметь решать.

Возникает вопрос, как строить процесс дифференцированного обучения?

Работа эта кропотливая, которая требует от учителя постоянного наблюдения, сравнения, анализа и учёта результатов.

Осуществление дифференцированной работы в личностно-ориентированном образовании потребует:

• изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучающихся;

• определения критериев деления обучающихся на группы;

• умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;

• умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

• перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленного на руководство учебным процессом;

• умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

Осуществляя дифференцированный подход необходимо руководствоваться следующими требованиями: :

• создание атмосферы, комфортной для учащихся;

• организовать активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

• обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения можно использовать:

• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

• Альтернативные задания для добровольного выполнения

• Задания, содержание которых найдено учеником

• Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

Определение критериев, в соответствии с которыми будут создаваться группы

Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную картину дают разноуровневые контрольные работы).

Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.

Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Постоянный контроль за результатами работ учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий, а также могут изменяться состав группы .

Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим

По результатам диагностирования класс делится по уровням:

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:

изучение нового материала;

дифференцированная домашняя работа;

учет знаний на уроке;

текущая проверка усвоения пройденного материала;

самостоятельные и контрольные работы;

организация работы над ошибками;

Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Задания составлены таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.

При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания.

Второй уровень - уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.

Третий уровень – творческий. Он предполагает написание мини-сочинений, исправление грамматических ошибок.

Контроль и оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих успехов ребенка и не подразумевает сравнения с другими детьми.

(1группа.) Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В-да, п-ля, д-мишко.с-ды,д-жди

л..сной. з-мля, в-лна.

воды, вёсла, домище,дождливый

поле, домовой, дом, лесок, лес,волны,волнистый земляной,земли, вода, полянка , водный.

2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

п-ля- 1. Прочитай слово.

с-ды- 2. Поставь ударение.

в-да - 3. Выдели корень.

з-мля - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди

в-лна - проверочные слова.

д-жди 5. Напиши слово, вставь букву.

6. Обозначь орфограмму.

(У каждого ученика алгоритм выполнения задания находится на парте)

3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Д-ждливый,тр-вянистый,в-дянистый, п-левой, д-мишко.с-довник

л..сной. з-мля, в-лна.

Можно сделать вывод:

Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, при том он справляться со своими заданиями,что вселяет в него уверенность в собственных силах.А это способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительное отношение к учёбе. Каждый ученик будет работать с увлечением и интересом, если он выполняет те задания, которые ему интересны.и с которыми он справится.

Приемы педагогической техники- каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе – совершенствуется. (Слайд 1).

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является формирование УУД и развитие общих интеллектуальных способностей ребёнка.

В соответствии с ФГОС в современной школе должны решаться задачи формирования основ учебной деятельности ребенка, а именно: системы учебных мотивов, постановки учебных целей, планирования и контроля учебных действий, способности к совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями —познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными —должен овладеть учащийся. Одно из положений Федерального государственного образовательного стандарта связано с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм обучения. (Слайд 2).

Конечный результат обучения и воспитания младших школьников зависит от умения учителя заинтересовать учеников преподаваемым им предметом, от умелого применения им наиболее эффективных форм и приёмов обучения.

Сегодня вызван большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности. (Слайд 3)

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития младших школьников и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Дифференцированный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому школьнику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, а также внеурочной деятельности, т. е. в дополнительном образовании предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.

Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов, а для определённой "категории" учащихся. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т. д.

В чем заключается методика дифференцированной работы на уроке в условиях ФГОС?

На основе личных наблюдений, я разделила класс на 3 группы:

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

1 этап. Дифференцированная домашняя работа.

Одним учащимся можно предложить задания обязательного уровня усвоения материала, другим то же самое и добавить более сложную задачу и ученикам III группы — задания из учебника и задачи из разных пособий. (Слайд 5)

2 этап. Учет знаний учащихся на уроке.

На этом этапе можно организовать взаимопомощь, посадить слабых учеников с более подготовленными, можно организовать работу консультантов.

Взаимодиктант по математике:

• Сумма чисел 2 и 8;

• 6 увеличить на 7;

• уменьшаемое 28, вычитаемое 8. Найди разность.

• сумма чисел 30 и 10 уменьшить на 10.

Работа в группах даё т ощутимый результат: каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями. Таким образом, слабые ученики пытаются тянуться за сильными, становятся более раскованными и решительными, свободно формулируют вопросы и выводы.

III этап. Организация базового повторения.

На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях учащихся через определенную работу на уроке с теми учащимися, которые что - то не усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся могут работать с заданиями из различных пособий.

Предлагается учащимся три упражнения разного уровня сложности. Все учащиеся работают одновременно. Ребята, независимо какое именно упражнение выполняют, слушают, как отвечают ребята у доски, и, если необходимо исправляют ошибки.

Таким образом, каждый ученик проработал устно три упражнения, одно из которых выполнил письменно за сравнительно небольшой промежуток времени.

IV этап. Проверка усвоения изученного материала.

Она включает самоконтроль и работу консультантов, то есть контрольные и самостоятельные работы — разноуровневые, к принятию зачетов можно привлекать консультантов, которые уже сдали зачет по данной теме. (Слайд 6)

V этап. Изучение нового материала.

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со 2 урока новой темы. Одни учащиеся работают по образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, а третьи переходят от обязательных заданий к творческим. (Слайды,7,8)

Итак, дифференцированный подход делает урок более продуктивным и интересным, он стимулирует каждого ученика к порождению речи, мотивируя их участие в обучении, в связи с чем этот подход должен учитываться при организации и проведении любого урока любой темы. (Слайд 9).

Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригорошни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте, потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о дифференцированной работе в начальной школе, как необходимом элементк обучения учащихся разного уровня развития.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В.Мещерякова – учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 15

с.Казинка

Шпаковского района

Ставропольского края

Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов,

но и от индивидуальных особенностей личности школьников.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

На протяжении всей работы в школе учителя интересует вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученной от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы.

Каждый учитель ставит перед собой задачу – создать такие условия, при которых возможно использовать и учитывать особенности и способности всех обучающихся. И решение этой задачи связано с применением дифференцированного подхода в обучении.

Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.

Дифференцированный подход является одним из важнейших условий личностно-ориентированного обучения младших школьников. Реализация данного подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснить поступок ребёнка и отношение к учёбе в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным ученикам, выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей ребёнка.[5]

Осуществление принципа дифференцированного подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности.

По результатам диагностирования класс можно разделить на группы:

ученики с высокими учебными способностями (Они обладают устойчивым вниманием. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом).

- учащиеся со средними способностями Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

- учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), быстро утомляются, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.

Учащимся, входящим в 1 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям поручается задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы.

Ученики 3-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний.

На уроках используются различные способы дифференциации. При организации индивидуального подхода в процессе обучения можно использовать дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, по объему.

1 группа - сочини свой рассказ. Закончи рассказ.

2 группа – придумай имена героям.

3 группа – спиши текст.

3 группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В…лна, в…сна, д…мишко, л…сной, с…оновый, в…дичка. (Волнистый, волноваться, волны, весла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный).

2 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова. Работа по алгоритму.

Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.

Напиши слово, вставь букву.

Б – гун -…, х – дить -…, сл – ды - …, в – да - …, б – да - …, в – лна - ….

1 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Прол – тать - …, д – ждливый - …, в – сенний - …, гр – зовой - …, тр – винка - …, стр – ла - …, с – сновый -….

Предлагаются разноуровневые задания при изучении нового материала и учете знаний на уроках окружающего мира, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)

3-группа: Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

2-группа: Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

1-группа: Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

На уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением в словарной работе можно использовать следующие задания: (по уровню творчества)

3 группа: Прочитай сказку и подчеркни непонятные слова.

2группа: Прочитайсказку и объясни непонятные слова.

1группа: Прочитай сказку и составь предложения с непонятными словами.

На уроках математики дифференциация может реализовываться прежде всего при решении задач, которые должны быть для учащихся различных уровней.

Например, 3 группа – на столе лежало 3 апельсина и 2 лимона. Сколько всего фруктов лежало на столе?

2 группа – мама порезала в чай 1 лимон. Сколько фруктов осталось лежать на столе?

1 группа- поставь другие вопросы к задаче и ответь на них.

Степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й — полусамостоятельная, для 3-й — фронтальная работа под руководством учителя.

В особой помощи нуждаются слабые учащиеся. Для них на уроке используются:

- различные карточки для индивидуальной работы;

- большое количество примеров и упражнений;

- составление опорных схем;

- образцы выполнения заданий.

Дифференцированный подход используется при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Примеры творческих разноуровневых домашних заданий.

Для 3 группы: Выполни пересказ сказки.

Для 2 группы: Перескажи сказку от третьего лица.
Для 1 группы: Перескажи кратко. Сделай иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Дифференцированный подход обеспечивает возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они становятся увереннее в своих знаниях, перестают стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.

Широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов/

Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 2010.

Рыжкова В.И. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2012. № 8.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2011.

Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2010.

Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика, 2011. № 4.


Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе.

Содержимое разработки

Дифференцированный подход в процессе обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе.

В начальной школе индивидуальные различия детей особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, третьи требуют повышенного внимания со стороны учителя в процессе обучения.

В своей работе я стараюсь сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных обучающихся. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

В современных условиях появилось много учебников, оформились программы, изданы тетради и атласы, ресурсы глобальной сети Интернет. Это создает возможности организовывать дифференцированный подход, что влечет за собой разностороннее развитие личности.

Разноуровневую дифференциацию обучения применяю на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Осуществляя индивидуальный подход, я руководствуюсь тем, что на обучающихся по – разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчеркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребенку и положительную, если ребенок слишком самоуверен и несамокритичен.

Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.
Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затемфронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.

Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений, определяется динамика развития.
В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.
Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.

Способы дифференциации учебной работы

Способы дифференциации предполагают:

дифференциацию содержания учебных заданий

- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объёму

использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется

- по степени самостоятельности
- по степени и характеру помощи учащимся
- по характеру учебных действий.

Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.


Игровая ситуация может изменяться (Строим дом, спасаем бегемота – рисунки разного размера).
Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Ещё до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении.
Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – уч-ся сами оценивают уровень сложности и свои возможности)
Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий.
Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива.
Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые обычные из учебника.Во второй конверт помещаются задания, которые можно выполнять в паре, группе.В третьем конверте- творческие, нестандартные.
Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы.


Дифференциация учебных заданий
Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Даже сейчас происходит движение детей из общего уровня в продвинутый. Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.Чтобы подготовить и провести урок с учетом индивидуальных способностей, чтобы работать в системе, приходится тратить очень много времени, но удовлетворение большое, результаты оправдывают цель: ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету, они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.

Читайте также: