Чтобы понять тайну русского народа его величие нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

По собственному признанию А. Н. Толстого, в самом начале Февральской революции он обратился к эпохе Петра, так как искал “в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Слишком похожи были обстоятельства и условия, в которых находилась Россия в названные времена.
Писатель прекрасно понимал, что, выстояв однажды, государство устоит и на этот раз, но ему хотелось понять, что движет русским характером в переломную эпоху, что помогает одолеть любые трудности, собрав воедино волю и мужество.
Постепенно, широко охватывая исторические события, А. Толстой показывает, как помимо воли, а потом сознательно начинают русские люди помогать царю Петру преодолевать косность и отсталость российской действительности конца ХVП-начала XVIII века.
Неимоверным напряжением сил Петр и его ближайшие соратники как бы раскручивают маховик огромной государственной машины, который, раскрутившись, увлечет в движение огромные массы, покажет наиболее прогрессивным и восприимчивым к переменам, что надо менять старые прогнившие устои, иначе, обрушившись, они погребут под собой все, не дадут пробиться росткам нового, прогрессивного, европейского мышления.
На страницах романа появляются самые разные по происхождению и имущественному положению герои: бояре Буйносовы и Волковы, служивые дворяне и иностранцы — Лефорт, Шереметьев, Репнин, Макаров и выходцы из низов, такие, как Бровкин, Свешников, но всех их объединила энергия и воля царя Петра. Они в едином порыве трудятся в меру своих сил и способностей для решения единой и главной задачи — создания могучего, европейски развитого государства.
Не всегда благие цели царя находят достойных исполнителей. Люди есть люди. Они больше радеют о своем благополучии, нежели о процветании государства, и тогда Петр не гнушается собственноручно наказать взяточника и мздоимца. Частенько попадает от царя Меньшикову, ближайшему приятелю, вернейшему сподвижнику, но вороватому по натуре.
Где личным примером и добрым словом, а где собственным кулаком объясняет Петр свои цели и задачи, плеткой загоняя нерадивых бояр на службу.
Петру необходимы умные и честные работники, поэтому, несмотря на происхождение, он ценит людей по деловым качествам, чем вызывает гнев родовитых бояр. Но царь уже способен подавить любое сопротивление. У него есть верные войска, флот, ближайшие сподвижники, на которых можно опереться в этой борьбе.
Таким образом, в романе “Петр Первый” писатель показал, что движущей силой истории является народ, возглавляемый волевым, умным, целеустремленным руководителем. И только опираясь на широкие народные массы, можно решить любые, самые смелые и далеко идущие планы и задачи.
В историческом произведении А. Н. Толстого угадан дух событий; через исторические аналогии писатель постарался понять и объяснить своим читателям, в чем состоит главная сила русского характера, стойкого и отчаянного, терпеливого и несокрушимого в своем движении к намеченной цели.

Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.

Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" — разрешение проблемы народа. В центре повествования романа — Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи".

Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр — долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.

Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.

Азовский поход привёл его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" — к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.

Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел "знатность по годности считать".

Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!

Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.

Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.

Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.

Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.

"Петр Первый" был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой — множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ — Петр I — преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

"Петр 1" - один из лучших исторических романов 20-го века. Повествование о Петре Первом, в котором А. Н. Толстой объединил исторические события в сюжетное единство. Алексей Николаевич писал: "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер." Он населил роман большим количеством персонажей, показал время Петра через взаимоотношения людей, события, которые сформировали и развили личность главного героя.

Первым другом, наставником Петра был капитан Франц Лефорт.

Он научил не рваться в драку, объяснил, как нужно себя вести и почему. Лефорт вводил Петра в курс европейской политики, объяснял положение вещей в мире, отвечал на все "А это зачем? А это для чего? А как это устроено?" Петра, направлял его по жизни. Люди были уверены, что наставник опаивает государя приворотным зельем. Когда Франц Лефорт умер, Петр сказал: "Другого такого друга не будет".

С Александром Меньшиковым царь Петр был знаком с подросткового возраста. Молодой Меньшиков запомнился Петру странным фокусом: проколол иглой щеку, да без крови. Спустя некоторое время они ближе познакомились через Лефорта, и Александр стал близким другом правителя. Он потешал царя, давал дельные советы. Лефорт говорил о нем: "Мальчишка пойдет далеко, предан, как пес, умен, как бес." Все свое время Александр проводил рядом с Петром Первым. Его преданность можно назвать самозабвенной: он готов был по мановению пальца пойти на любое дело, даже в самом сердце сражения загородить своего кумира, своего друга - Петра. Нередко Меньшиков получал от царя за воровство, но все равно был самым необходимым человеком. Карьера Александра сложилась по главному принципу Петра: "отныне знатность по годности считать."

Если бы не большое количество последователей Петра, его верных и самоотверженных соратников, он бы ничего не смог сделать. Герои, изображенные А. Н. Толстым, правдивы, ярки, просты и понятны каждому. Он изобразил факты истории, подчеркнув моменты, важные для воспитания нового человека, человека будущего.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлек­ли пристальное внимание Толстого еще до появления романа. Оче­видно, автор находит определенные параллели и переклички того времени и периода двадцатых – тридцатых годов XX века в России.

Фигура Петра в изображении Толстого многопланова и сложна. Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр – мальчик, яро­стно отстаивающий свое право на престол, долговязый и углова­тый. Ему приходится пережить много страшных моментов: убийст­ва, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни

Постепенно из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный бесстрашный полководец.

Писатель изображает Петра таким, про которого Пушкин писал: “Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник”. Образ царя дан в постоянной динамике, стремительности, он рвется впе­ред, толкая Россию на новые пути. Овладевший четырнадцатью ре­меслами, Петр меньше всего заботится о сохранении “царственного величия”. Толстой изображает его на приеме у посла и у кузнечного горна; крепящим снасти на паруснике и в сражении со шведами; в царских покоях рядом

Петр действительно велик своей энергией, умом, волей.

Велик он и тогда, когда, презрев вековые устои, велит “знат­ность по годности считать”. Он ценит талантливых людей, дает им

Возможность развить свои способности, щедро награждает за та­лант и трудолюбие.

Но роман – не только “жизнеописание” царя Петра I, Изобра­зить личность великого человека невозможно вне исторического контекста. Толстой воссоздает основные политические и историче­ские события рубежа XVII-XVIIIВеков (стрелецкие бунты, Азов­ские походы, войну со шведами, строительство Петербурга).

Эпоха Петра не определяется только событиями российского масштаба. Толстой изображает европейских политиков и государст­венных деятелей; на страницах романа появляются Карл, Август, турки, поляки, шведы.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников: Александра Меншикова, Алексея Бровкина, Никиты Демидова, – выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных ро­дов (Родомановский, Шереметев, Репнин), которые служат царю и его прогрессивному делу.

Основной конфликт эпохи в изображении Толстого состоит в том, что Петр, стремящийся сдвинуть Россию с мертвой точки, ду­мающий о будущем русских людей, добывает средства для реформ у тех, ради кого они совершаются. Новые налоги, притеснения вы­зывают стихийный народный протест, брожение и недовольство: “Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные – плати, кормовые боя­рину – дай, повытошные в казну – плати, мостовые – плати, на базар выехал – плати”.

Толстой развертывает в романе широкую картину народной жизни России той эпохи. Характер, взгляды, симпатии и антипа­тии народа особенно ярко проявляются в “массовых сценах”. Ни­щие, раскольники, крестьяне, среди которых выделяются образы Цыгана, Федьки Умойся Грязью, Жело, Воробьевых, Голико­вых, – таков народ в романе, многоликий, борющийся, страдаю­щий.

Толстой не успел завершить роман. Но с его страниц встают об­разы той эпохи и Петра I – преобразователя и государственного деятеля, кровно связанного со своим государством и эпохой.

Читайте также: