Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль функцию общения это синтаксис сочинение
Обновлено: 18.05.2024
Сочин ения к варианту 15
Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: "Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис". Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Вспомним, что такое синтаксис.
Синтаксис вместе с морфологией составляет грамматику русского языка.
Синтаксис (гр. syntaxis – составление) – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, различные типы синтаксических единиц, их строение, функции и условия употребления. Получается, что синтаксис изучает строй связной речи.
Пишем сочинение вместе!
Известный лингвист А.А. Реформатский писал: " Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис". (Следующее предложение к омментирует это высказывание с опорой на теоретические сведения о синтаксисе - см. выше.) Как известно, синтаксис изучает словосочетание и предложение, которое является минимальной единицей общения. Именно синтаксические единицы, построенные по определенным законам, служат средством выражения мысли в общении между людьми. Чтобы подтвердить справедливость этой мысли, обратимся к предложенному тексту.
Рассказ Л. Пантелеева представляет собою диалогическое единство, то есть последовательность взаимосвязанных реплик. Это его главная синтаксическая особенность. Именно в ходе диалога рассказчик получает ответ на свои многочисленные вопросы о том, почему мальчик-часовой не может покинуть свой пост: " . цитируйте предложение 22 . "
Помимо коротких предложений, характерных для диалога, в тексте есть и более сложные синтаксические конструкции. ( Приведите в качестве примера сложное предложение, укажите виды синтаксической связи в нем. Скажите, почему в данном случае автор использовал именно сложное предложение. Далее зеленым шрифтом я привожу свой пример, но вы при написании сочинения должны заменить его другим.) В сложном предложении " Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра - все равно" используются разные виды связи между частями: сочинительная и подчинительная. Придаточные условия и уступки помогают автору выразить свое отношение к мальчику с сильной волей и крепким словом.
( Вы можете привести в пример предложения 1, 23, 30 или 55)
( Пишем вывод ) Итак, А.А. Реформатский прав: именно синтаксис, который отвечает за построение предложения и целого текста, помогает осуществлять коммуникативную функцию языка.
Задание 15.2
Пишем сочинение вместе!
В финале своего рассказа "Честное слово" Л.Пантелеев пишет: "Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей". В этом предложении рассказчик выражает свое восхищение поступком ребенка. Оставшись в одиночестве, страшась надвигающейся ночи, мальчик тем не менее. (продолжайте)
Нарушить слово мальчик не мог, хотя обстоятельства переменились: о нем и данном ему поручении забыли. Но для него игра в войну - серьезно занятие: "Я - часовой", "Я честное слово сказал". А это крепкое слово!
Оставаясь верным данному обещанию, мальчик проявил удивительную для ребенка силу воли. (Приведите примеры из текста. Обратите внимание на предложения 5-6, 27-29).
(Завершить сочинение нужно так, чтобы не повторять словосочетания "сильная воля" и "крепкое слово", которые мы уже не раз употребили в сочинении).
Итак, автору удалось убедить читателей в том, что его маленького героя ничто не заставит быть трусом. Со своим высоким представлением о чести и долге он вырастет настоящим. (см. предложение 47) , настоящим. (см. предложение 55)
Задание 15.3
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Когда вы будете писать сочинение, имейте в виду, что поведение мальчика в экстренней ситуации - это результат его работы над собой, результат самовоспитания.
В качестве примеров из жизненного опыта могут послужить тексты о Суворове и о Демосфене. Ведь эти люди тоже с самого детства воспитывали в себе волю и целеустремленность.
Предлагаем цитаты о синтаксисе, а также 14 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
СИНТАКСИС
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания.
Средства письменной речи:
- звучание слов передаётся с помощью букв,
- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,
- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,
- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
В приведенном тексте (автора) широко используется……..
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. В синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, отражается внеязыковая действительность. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к этому внешнему для языка миру.
Эту фразу я понимаю так. У знаков препинания в русском языке множество функций. Одна из них – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки, при помощи которых выделяются такие конструкции, как обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; уточняющие члены предложения; вводные слова и предложения; обращения и междометия; прямая речь и цитаты; утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Приведу примеры из текста…..
Таким образом, высказывание Н.С.Валгиной справедливо.
Задание 9.1.
№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Проанализируем грамматический строй языка в тексте В. Дроганова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных предложений, сложных синтаксических конструкций, сложноподчиненных предложений. Так, предложение № 13 (Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него.) — сложная синтаксическая конструкция, в составе которой части связаны сочинительной и подчинительной связью, что позволяет сформулировать мысль емко, последовательно, логично. Предложение 25 (И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.) также является сложноподчиненным с однородным и последовательным подчинением придаточных. Владение грамматическими нормами построения предложений позволяют их автору особой формой повествования привлекать внимание, производить впечатление на читателя, заставляя его анализировать, оценивать, думать.
Таким образом, вывод Реформатского о том, что синтаксис способствует выполнению языком функции общения, оправдан.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.
Задание 9.1.
Таким образом, вывод Шанского о том, что сложноподчиненное предложение помогает показать взаимосвязь между миром и нашим его восприятием, оправдан.
Задание 9.1.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л.Т. Григорян оправдано.
В предложении 27 приведенного текста Альберта Лиханова (Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.) запятая указывает на границу частей сообщения. В предложении 47 (Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него — он показался себе большим и сильным.) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следствия – одно событие следует за другим, является логическим завершением предыдущего.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л. Т. Григорян оправдано.
Задание 9.1.
Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию или отсутствию тех или иных необходимых членов предложения с точки зрения структуры. Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, эмоциональной и выразительной, то есть экспрессивной, и позволяет избежать необоснованных повторов. В них используются те слова, которые несут новую информацию, а информация, уже известная, легко восстанавливается из предыдущих предложений или понятна из ситуации.
Таким образом, соглашаясь с высказыванием лингвиста, можно сделать вывод о том, что полные предложения и неполные, отличающиеся большей экспрессивностью, выполняют в текстах различные роли, тем самым конкурируя друг с другом.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами.
Первый абзац текста сразу вводит нас в суть проблемы, которую в тексте раскрывает автор. В него входят простые предложения – создается впечатление лаконичности, с одной стороны, и неоспоримости, с другой, размышлений о маме.
Мы увидели, что преследуя определенные цели, автор повествования следует определенным законам создания текста. Таким образом, нам удалось доказать высказывание Солганик.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически.
Эту фразу я понимаю так. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически. Приведу примеры из текста……..
Приведенный отрывок из произведения В. Крапивина написан от первого лица и может расцениваться как монологический текст. Герой рассказывает нам о периоде своей жизни после переезда в новый дом. Основной мыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль о том, что мальчику очень хотелось иметь настоящего друга, без которого он чувствовал себя очень одиноко, хотя приятелей у него было много. Эта мысль, сосредоточенная в предложениях 27– 30, является своего рода выводом из монолога о детстве автора, который представлен предложениями 1– 27.
Таким образом, действительно, монологическая речь зачастую выходит за рамки одного предложения, что является доказательством правоты высказывания Н. М. Шанского.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.
О чём говорил автор этого высказывания? Вы представляете художественное произведение, где все персонажи молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе, а автор, внося соответствующие оттенки в такие диалоги, словно характеризует своих героев. Приведу примеры из ТЕКСТА…
От того, как и что человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Для передачи речи героев в художественном тексте используется диалог. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. В тексте П.С. Романова по диалогам героев можно составить мнение о тех, кто их произносит.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многозначное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.
Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные слова. Они помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. Приведу примеры из текста
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. А.А. Аверинцев говорит о том, что автору текста-рассуждения нужно уметь со всей убедительностью обосновывать свою позицию, в определенной последовательности приводить многочисленные доказательства. С данной точкой зрения невозможно не согласиться. Текст-рассуждение строится по определенному плану: введение, содержащее тезис, основную мысль; аргументы, подтверждающие данную мысль; заключение, в котором подводится определенный вывод ко всему размышлению. Автор должен доказать свою позицию с помощью аргументации. Умение грамотно выстроить аргументацию, основываясь на фактах, примерах, помогает изложить свою позицию или найти истину в споре. Правильная последовательность мыслей отражает логическую связь явлений. А обоснование своей точки зрения похоже на шахматную игру: в рассуждении тоже нужно продумать и выстроить последовательность доказательств.
Таким образом, высказывающий рассуждение должен умело приводить конкретные факты и аргументы, чтобы доказать свою позицию.
Задание 9.1.
Человек, строя свое высказывание, самостоятельно выбирает синтаксические конструкции. Кому-то удобнее выражать свои мысли с помощью простых предложений, которые ничем не загромождены. Кому-то удобнее выражать свои мысли через сложносочиненные предложения, кто-то чаще всего употребляет сложноподчиненные предложения. Некоторые люди лаконично выражают свои мысли, используя нераспространенные предложения, другие же любят, чтобы их речь была выразительной, для этого они используют многочисленные синтаксические средства, иногда внутри одного предложения. Через построение высказываний человек, выражающий ту или иную мысль, показывает свое отношение к тому, о чем идет речь, показывает отношения, которые существуют между элементами того, о чем говорится. Автор высказывания, используя ту или иную синтаксическую конструкцию, демонстрирует дополнительные оттенки значения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью употребления тех или иных синтаксических конструкций автор высказывания выражает свои мысли более точно и подробно. Синтаксис служит человеку, помогая ему выразить словами то, что он чувствует.
Вариант 1
Коммуникативная функция языка состоит в передаче людьми друг другу в процессе общения своих мыслей, волеизъявлений, чувств. Давайте задумаемся, что в действительности обеспечивает выполнение этой функции? Минимальная единица текста, содержащая законченную мысль, называется предложением. Его изучает синтаксис. Это значит, что общение невозможно без этой единицы синтаксиса.
Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина.
Вариант 2
В самом деле, такая синтаксическая структура, как предложение, главной чертой которого является его способность формировать и выражать мысль, служит средством общения людей, позволяет различать смысловые оттенки.
Например, в бессоюзном сложном предложении 2 пояснительные отношения между его частями помогают читателю понять, каким именно было главное развлечение школьников во время уборки урожая картошки. Конечно, получить удар тяжелым шариком, слепленным из глины, неприятно, и понять, почему выступили слезы на глазах рассказчика, легко: противительные отношения между простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения 6 дают представления об этом: мальчику просто стало очень обидно.
Таким образом, синтаксис, помогая передать информацию полно, связно, понятно, выполняет функцию, указанную лингвистом Реформатским.
Вариант 3
Человеческий язык обладает рядом функций, основная из которых — функция общения.
В самом деле, с помощью такой синтаксической структуры, как предложение, мы можем формулировать и выражать мысли, общаться с окружающими людьми.
Докажем это примерами из текста В. Солоухина.
Так, разные виды предложений играют разные роли в передаче информации. Например, употребление односоставных безличных предложений в составе сложного предложения 47 позволяет представить состояние рассказчика, которому уже не хочется мстить своему другу.
Приведенные аргументы доказывают абсолютную правоту утверждения А.А. Реформатского.
Текст для работы
(1)0днажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.
(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.
(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слезы от самой маленькой обиды.
(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.
(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошел к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.
— (17)Да уж. (18)Я знаю, ты драться начнешь. (19)Отплачивать.
— (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжем теплинку.
(22)Между тем положение мое осложнилось. (23)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.
(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так все точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.
(29)На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы еще больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.
— (32)Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (ЗЗ)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (Зб)Может, там меду полно.
(37) На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, потому что у него глазищи по чайному блюдечку.
— (39)Айда за солью! — предложил Витька. — (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.
(43) Мы принесли соль и два куриных яйца.
— (44)Теперь давай ямку копать.
(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем домой, и тут я буду должен. (47)Что бы еще такое придумать, так не хочется идти домой.
— (48)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьем холодненькой.
(51)Ну вот, мы и попили, и увдылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идет вперед. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!
(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.
(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что- нибудь интересное придумает.
(61)Ладно! (62)Если он еще раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.
(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
- Главная страница
- Готовимся к ЕГЭ
- ОГЭ: образцы сочинений
- ОГЭ
- Ученические работы
- Для уроков
- Мои эссе
- ЕГЭ: сочинение
- Круг чтения
- Схемы. Опорные конспекты
- Итоговое сочинение (изложение)
среда, 9 января 2013 г.
ГИА 2013: сочинение о роли синтаксиса в процессе общения
В предложении 1 автор сообщает, где и когда произошёл тот случай, о котором он собирается рассказать.
Для этого он использует сложное предложение с разными видами связи. В частях, соединённых подчинительной связью (я засиделся и слышу – когда стемнело и я собрался уходить), указывается на последовательность событий и время, когда это произошло, а в последней части, связанной с остальными частями сложного предложения бессоюзной связью, содержится объяснение того, что случилось. Запятые в этом сложном предложении разделяют части сложноподчинённого предложения, двоеточие отделяет часть бессоюзного. Между придаточными не поставлена запятая, потому что они являются однородными, относятся к сказуемому слышу в главном предложении и соединены одиночным союзом и.
В предложении 53 придаточная часть характеризует мальчика как волевого человека, а повтор одинаковых по структуре словосочетаний со связью управления плюс лексический повтор в главной части усиливают это впечатление. Такой же эффект производит и последнее предложение (55). Первая придаточная часть указывает на объектные отношения (кем он станет), вторая – на время (когда вырастет), третье (придаточное уступки) – на непременность, обязательность наилучшего результата и последняя часть (придаточное изъяснительное) -- на сам результат. Автор как бы подводит черту, формулируя вывод и одновременно основную мысль рассказа.
Таким образом, синтаксис помогает передать информацию полно, связно, понятно, то есть выполняет в языке коммуникативную функцию.
Читайте также: