Что является главной темой приведенного выше фрагмента слова о полку игореве сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Здесь всё символично и имеет большое значение. 1.основные краски “Плача Ярославны” А, потом, над ней, Каялой тёмной, Промелькну, хранимая судьбой; Не крылом коснусь волны бессонной – Белым шёлком с нитью золотой; Белым шёлком на моей одежде, На её крылатых рукавах. . . Эта живопись хороша, тут все видно и слышно, но волшебство этого фрагмента не только в живописи, в золотой вышивке по белому шёлку “крылатого рукава”. Здесь “тёмная Каяла” -символ тоски, скорби, гибели, поражения; а “белый шёлк”, да еще с золотом, рядом, в резком и страшном контрасте, с тьмой-есть знак Божьего покрова над войсками Игоря, знак силы, радости и грядущей победы. Вот краски "плача" и впрямь похожего не только на музыку, на симфоническую поэму раннего утра на городской стене в Путивле, но и на фреску на стене собора где-нибудь во Владимире, в Суздале, в Ростове Великом: Разгорелась битва утром рано- На Дону мечи обнажены. А в Путивле плачет Ярославна, Причитает с крепостной стены: «Ветер, ветер! Что ты поневоле Налетаешь, преграждая путь? К дальним грозам отметая горе, Ласково ладьи качая в море, Мало в синеве свободно дуть? Как на крыльях, мчишь под небесами, Бьёшься против мужа моего: Всё быстрее гонишь над полями Тучи стрел на воинов его! 2.Замечательно обращение Ярославны к Днепру Славутичу. Жена Игоря восторженно поёт его “живые воды”. Ярославна просит могучий Днепр: “Так верни с победой, господин мой, Мужа на сверкающей волне, Чтобы, как и прежде, быть любимой, Будущему радоваться мне.. . ” Тут очень важно это уверенное, мужественное “с победой”, выдохнутое из нежных женских уст. Это тот героический посыл явен и прозвучал мощно, в полный голос. “Плач.. . ”, по сути, это моления, обращения, упования, взыванье женщины к силам природы, к живому Мирозданью, в котором реки и ветер, Луна, звёзды и Дневное Светило, Ярило-Солнце, обнаруживают способность непосредственного участия в судьбах людей и влияния на важнейшие события, ситуации и положения. Кровь древней русской истории текла в водах синих, ярких под Солнцем рек, в потоках ослепительных солнечных лучей. Солнце, центральный “золотой гвоздь” древней Вселенной, ассоциировалось с властелином, с Великим Небесным Князем, и Ярославна не может не обратиться к нему, но вместо должного пиетета, преклонения перед золотым “Владыкой Мира” мы видим своеобразный вызов, который слабая женщина бросает могучему светилу: Что, владыко, яркими лучами Что, владыко, яркими лучами Настигаешь храбрые полки; Тяжкий зной колеблешь над полями, Точно волны призрачной реки? Жажда, посильнее вражьей сабли, Так и ходит всюду, по пятам В тех полях, где нет воды ни капли, Где любимый с воинами… . Русичам усталым ты всё чаще Кожаный колчан полупустой, Стрелы прогибая в нём, скрипящем, Накрываешь гибельной тоской… Итак, Солнце-не помощник, а бессердечный, злой владыка, безжалостный, карающий обжигающими стрелами и копьями лучей, отнимающий у измождённых воинов благословенную жизнь, глоток животворящей влаги. И вдруг - напор всех земных и небесных стихий: в финале “Плача. . . ” море ходит волнами “в грозовую ночь”, рвутся в небесах молнии. . .и, - о, чудо! -всё это небесное воинство указывает путь воинству земному: князь Игорь, вернись с победой, приди обратно, “к золотому отчему престолу Да в объятья верные жены! ”


Краткий анализ

Год написания – Поход русского князя был совершен в 1185 году, год написания обычно отмечается этим же временем, иногда – несколько позже.

Жанр – Слово.

Направление – древнерусская литература.

История создания

Интересна история создания “Слова о полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.

По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным. Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага. Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь и была уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.

В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения считается 1185 или 1187 год.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси.

Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.

Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях в конечном счёте ведут к поражению русского войска. По сути любой из противоборствующего Руси войска, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.

Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.

Композиция

Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.

Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.

В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить своё тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули и поплатились за это кто жизнью, а кто попал в плен.

Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жён и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы они помогли Игорю бежать из половецкого плена. Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…

Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.

Главные герои

В древнерусской жизни особую роль играли всякие предзнаменования. И в "Слове о полку Игореве" эпизод, связанный с плачем Ярославны, также служил предзнаменованием к дальнейшим событиям. Более того, через плач Ярославны автор этого произведения в сконцентрированном виде выражает свое собственное отношение к происходящему (к необдуманному походу Игоря на половцев). Вместе с тем в нем угадывается будущий побег Игоря из половецкого плена ("Ярославна рано плачет").

Существует много версий современного перевода "Слова о полку Игореве". И каждый переводчик внес что-то свое. Но главная идея остается. Женщина очень переживает о жизни своего друга (мужа). И может быть высшие силы слышат это, и спасают его из плена. Это настоящая любовь.

На эту тему у Константина Симонова есть такие слова:


Варианты современных переводов см. тут, тут, тут, тут (начиная с цифры 168), и тут (все. Больше 100 переводов).

Ярославна является одним из основных образов "Слова о полку Игореве". Плач Ярославны играет очень важную роль в судьбе центрального персонажа - её мужа князя Игоря, который отправился в поход на половцев, и оказался в плену. Это один из самых поэтичных моментов "Слова. ".

Автор "Слова. " показал Ярославну в глубоком отчаянии. По языческим традициям княгиня обращается с мольбой о помощи ко всем стихиям, проявляя всю силу своих переживаний, в которых чувствуется огромная любовь к мужу.

Образ Ярославны подчеркивает её крепкую связь с родной землей. Княгиня является истинно русской женщиной: любящей, преданной, сильной, она готова пойти на любые испытания, чтобы быть рядом с мужем, принять ради него любые муки.

Вместе с другими героями "Слова. " Ярославна является воплощением патриотизма, она помогает прославить народ русской земли, вызвать гордость и восхищение у читателей.


В древнерусском произведении "Слово о полку Игореве" мы встречаемся с главной героиней Ярославной, образ которой неизвестный автор выписал не менее рельефно и ярко, чем образы сильных и властных мужчин.

"Плач Ярославны" - это плач-заговор любящей женщины, пытающейся огородить своего любимого мужа от несчастий. В тексте плач-заговор появляется в самые драматические минуты повествования, и не зря. Только песнь Ярославны в этот момент может помочь князю вернуться домой невредимым, и автор наполняет плач невероятной силой веры и любви.

Любовь и вера главной героини в спасение мужа помогают князю Игорю вернуться, но смог бы он это сделать без заклинания супруги? Некоторые исследователи полагают, что плач Ярославны помог Игорю перевернуть что-то в своей душе.

Как известно, бегство считалось проступком и князю не пристало сбегать - это наносило урон его чести. Но плачем поднимаются силы стихии, которые и способствуют переосмыслению Игорем своего положения. Именно благодаря мольбам Ярославны он собирается с силами и находит возможность покинуть место, где он содержался в плену.

По сути "Плач Ярославны" - это призыв к стихиям вразумить супруга, а силы природы услышали мольбы и помогли. Кроме того, эта часть произведения - выражение горя и скорби всех русских женщин, мужья которых не вернулись с войн.


Задания Д1 C1 № 244

1.1.1. Почему Ярославна, горюя об Игоре, обращается к Ветру, Днепру и Солнцу?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.−1.1.2.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землёй

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займётся поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем моё веселье

На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слёзы я отныне,

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займётся поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.−1.2.2.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

Ф.И. Тютчев, 1857


Задания Д2 C2 № 245

1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют метафоры?

1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении Ф. И. Тютчева играет приём противопоставления?

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

1.2.2. Прием противопоставления, или контраста, или антитезы используется в художественном произведении для более полного раскрытия образа, темы, размышления. В стихотворении Тютчева противопоставляются времена года — осень и лето, осень и зима:

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь.

Прием противопоставления помогает понять настроение лирического героя: сначала он тоскует об ушедшем лете, но вспоминая о предстоящей зиме, восхищается периодом золотой осени. Именно поэтому в стихотворении создается настроение умиротворенности и внутреннего покоя.

Читайте также: